Обзор Гран-При Венгрии
22 августа. Пятница
Результаты пятницы получились и ожидаемыми, и неожиданными одновременно. С одной стороны, мы уже привыкли
видеть на первых местах пилотов Michelin, но в этот раз первую скрипку играли не McLaren и даже не безусловный
лидер второй половины сезона Williams, а пока что скромные Toyota и только готовящиеся взойти на вершину Renault.
Так, в свободных заездах в первой пятёрке только одна команда имела две машины, и это оказалась Toyota. Впервые
ознакомившийся с венгерской трассой Кристиано да Матта сходу занял пятое место, а Оливье Панис и вовсе возглавил протокол,
единственный выйдя из 1 минуты 22 секунд.
Тем временем второе место позади француза занял Ярно Трулли, который в итоге выиграл и первую
квалификацию. В стане Williams не наблюдалось явного превосходства одного пилота над другим, хотя в решающий момент
лучшим всё-таки стал Ральф Шумахер, вплотную приблизившийся к времени Трулли.
Позади лидирующей группы постоянно держался и Jaguar Марка Уэббера, а вот его новый напарник
Джастин Уилсон пока что испытывает какие-то проблемы. Если Марк в квалификации отыграл три позиции по сравнению со
свободной практикой, переместившись с шестого места на третье, то Уилсон, поднявшись на те же три места, стал лишь
пятнадцатым. Так что стоит британцу прибавить, если он хочет сохранить место в команде и на следующий год.
В целом же всё получилось довольно привычно. Обращал внимание на себя лишь Рубенс Баррикелло.
Казалось, что бразилец единственный пилот Bridgestone, пытающийся реально бороться. Балансирование Рубиньо
на четвёртом-пятом месте, особенно на фоне его напарника Михаэля Шумахера, прочно "застрявшего" на девятой позиции,
вызывает только уважение.
23 августа. Суббота
Если пятничный поул Renault Трулли можно было объяснить тем, что команды в первый день уик-энда
не особо старались показать феноменальные результаты, а спокойно работали над настройками, то второй в карьере
поул Алонсо стал довольно неожиданным. Третье место Уэббера добавило интригу, особенно если учесть, что он вполне мог
бы стартовать со второго места, если бы не ошибка на втором секторе быстрого круга, во время которой австралиец потерял явно
больше тех восьми с небольшим сотых, которые он в итоге уступил Ральфу Шумахеру.
Пилоты Ferrari, весь день державшиеся среди лидеров, в итоге вновь провалились. Баррикелло стал лишь пятым,
а Шумахер и вовсе восьмым, уступив обоим своим конкурентам в борьбе за титул.
Во втором эшелоне борьба кипела не менее интересная. Неожиданно провалилась Toyota, Оливье Панис занял
десятое место, которое обычно "зарезервировано" за да Маттой, ставшим и вовсе лишь пятнадцатым. Подтянулся
к лидерам Sauber, 11-е место Ника Хайдфельда стало неплохим результатом для швейцарской команды, сдавшей позиции
в текущем сезоне.
А в Jordan тем временем вынужденно дебютировал местный парень, венгр Зольт Баумгартнер, которому пришлось
заменить боевого пилота ирландской "конюшни" Ральфа Фёрмана, попавшего в серьёзную аварию на свободных заездах.
У мчавшегося по прямой британца внезапно оторвало заднее антикрыло, пилот видимо не сразу понял, что произошло,
потому что продолжил движение как обычно и в итоге влетел в поворот на привычной скорости. Болид, лишённый
прижимной силы, развернуло, машина пропахала газон и врезалась в отбойник из покрышек. Удар получился очень сильным,
и хотя гонщик внешне не пострадал, врачи запретили ему участвовать в гоночном уик-энде.
24 августа. Воскресенье
Обладатель поула Фернандо Алонсо стартовал очень резво и пока остальные гонщики только разгонялись, он уже входил в первый поворот
Хунгароринга. Стартовавший вторым Ральф Шумахер, с которого сняли наказание за инцидент в Германии, вернее, заменили
его денежным штрафом, наказал себя сам, в пылу борьбы на первом круге потеряв контроль над болидом и развернувшись
на одной из прямых. Теперь немец должен был прорываться с последнего места на вершину, что он с успехом всю гонку и делал,
став едва ли не единственным пилотом, обгонявшим соперников непосредственно на трассе, а не на пит-лейн.
Тем временем Алонсо начал уходить в отрыв, штампуя один быстрейший круг за другим. Оказавшийся вторым
Марк Уэббер явно сдерживал пелотон во главе с Кими Райкконеном, который прорвался с седьмого места на третье. Следом
держались Трулли и Рубенс Баррикелло.
После первых пит-стопов позиции лидеров изменились довольно незначительно, только Уэббер откатился
на третье место, выпустив Райкконена. Но испанский пилот Renault к этому времени оторвался довольно значительно,
так что Кими уже не мог создать для него никакой угрозы.
В районе 17 круга на стартовой прямой случается очень странный эпизод на Ferrari Рубенса Баррикелло. На полном ходу
на болиде бразильца вдруг ломается задняя подвеска, левое колесо отрывается напрочь, просевшая машина на всей скорости
летит в отбойник из покрышек. С гонщиком всё нормально, но вот уже вторая гонка заканчивается для него без очков...
После второго и третьего пит-стопов складывается окончательная классификация пилотов: Фернандо Алонсо
первый, Кими Райкконен второй, следом два гонщика Williams Хуан-Пабло Монтоя и Ральф Шумахер, далее Дэвид Култхард,
Марк Уэббер, Ярно Трулли и Михаэль Шумахер, замкнувший призовую восьмёрку.
Победа Алонсо - это в первую очередь победа команды Renault. Теперь французская "конюшня" может
с полным правом носить приставку ТОП, которую ей дали ранее в этом году скорее авансом. Ничуть ни умаляя заслуги испанца,
надо признать, что французы отработали как часы. Пит-стопы проходили очень чётко, казалось, что сине-жёлтая машина
лишь притормаживает на пит-лейн и двигается вновь, настолько быстро и грамотно работали механики. Помогли Renault
и тесты, что она проводила в пятницу последние две гонки, в то время, как для всех остальных, кроме Jordan,
Jaguar и Minardi, они были запрещены. Конечно же, ликование
Флавио Бриаторе, впервые за последние годы поднявшегося на подиум, чтобы получить приз, было вполне заслуженным.
Теперь мы точно получили четвёртую команду самого высокого уровня, так что следующий сезон обещает быть очень и очень
достойным продолжением нынешнего.
Гран-При Венгрии 2003 года изрядно встряхнул книгу рекордов Формулы-1. Во-первых, Алонсо всё-таки стал самым молодым
победителем Гран-При. "Вечное" достижение Брюса Мак-Ларена, продержавшееся ни много, ни мало 44 года, теперь превзойдено.
Средний возраст попавших на подиум гонщиков также стал одним из самых, если не самым низким в истории. После
победы Renault теперь ровно половина всех команд, принимающих участие в этом сезоне, хоть раз, но выигрывала.
Фернандо также стал восьмым гонщиком в чемпионате-2003, одержавшим победу.
Венгрия продемонстрировала будущее Формулы-1. Мы увидели отражение того, что будет происходить
на трассах Чемпионата Мира в ближайшие годы, какие пилоты будут разыгрывать между собой победы и чемпионские титулы.
Свежая кровь, впрыснутая в тело чемпионата пару лет назад, наконец-то заставила его выйти из паралича и
начать функционировать так, как ему и должно.
Болельщикам Михаэля хочу посоветовать не расстраиваться. Время немца рано или поздно должно
было кончиться. Выиграть всё невозможно, а достижения Шумахера ещё долго будут занимать своё место в истории автоспорта,
и только года расставят всё по местам. Если бы сезон-2003 стал бы таким же, как и предыдущий, боюсь, мы получили
бы умирающего инвалида по имени Чемпионат Мира Формула-1. Уверен, что немец ещё сможет ввязаться в следующем году
в борьбу на самом высоком уровне, и тогда мы посмотрим, чего же он стоит на самом деле, узнаем, кто был прав в спорах
о уровне его мастерства.
Через три недели нас с вами ожидает Гран-При Италии, самая скоростная гонка чемпионата. Совершенно
сумасшедшие в хорошем смысле этого слова тиффози будут неистово поддерживать Ferrari, которая просто обязана отыграться
в родных стенах. Хотя и Williams, которому особенно подходят подобные трассы, также должен быть на высоте. Вновь
набирающий силу McLaren тоже должен подтянуться, особенно после наконец-то разрешённых тестов. Так что очередное сражение
за чемпионский титул не за горами. Будем ждать и верить в лучшее.
Фотографии с Гран-При Венгрии
Венгрия - Хунгароринг 22-24.08.03
Длина круга: 4384 м
Количество кругов: 70
Дистанция: 306,880 км
Победитель 2002 года: Р. Баррикелло / Ferrari
Гонка из прошлого
Сегодня, после Гран-При Венгрии, я предлагаю вам вспомнить, с чего всё это начиналось. Мы рассмотрим
самый первый в истории Гран-При Венгерской Республики.
Та гонка по сути открывала Формулу-1 для советского зрителя, наше телевидение впервые показало
один из этапов "капиталистических" автогонок. К сожалению, на постоянной основе мы смогли следить за Ф1 лишь через
шесть лет, уже в другой стране.
Если перейти к самой гонке, то она скорее разочаровала. Испугавшись ответственности в случае
какой-нибудь трагедии, венгерские власти сделали автодром максимально безопасным, но и очень медленным. В результате
средняя скорость победителя составила всего чуть более 150 км/ч, а гонка даже не уложилась в положенные 77 кругов,
так как истёк двухчасовой лимит, и пилотам не хватило лишь одного круга.
Среди участников того чемпионата мы увидим несколько человек, которые и поныне делают погоду в Ф1,
но уже в другом качестве. Так, Джонатан Палмер сейчас проводит гонки собственной серии Palmer Audi, где впервые
отметился Джастин Уилсон, менеджером которого и стал британец. Герхард Бергер уже не первый год участвует в
программе BMW в Формуле-1 и является одной из ключевых фигур. Кеке Росберг совсем недавно был менеджером
двукратного чемпиона мира Мики Хаккинена. А Мартин Брандл комментирует гонки Ф1 для британского телевидения.
Обратившись непосредственно к результатам, мы увидим, что борьба за победу велась между
двумя амбициозными бразильцами - Нельсоном Пике и Айртоном Сенной. Сенна в квалификации завоевал свой 13-й в карьере
поул и со старта лидировал до 11 круга, затем его сменил Пике, но и он уступил на 35 круге. Айртон пролидировал ещё 20 кругов,
чтобы затем до финиша остаться вторым.
Для Сенны это был его третий сезон в гонках Гран-При, но он, выступая не за самые лучшие команды,
смог показать себя невероятно быстрым гонщиком. Такой талант не мог остаться незамеченным, и в 1988 году Рон Деннис
позвал Айртона в McLaren, где бразилец сходу стал чемпионом мира. Потом были ещё два титула, и была Имола-94...
Ну а тогда, в середине восьмидесятых, мир наблюдал за рождением Легенды.
Венгрия - Хунгароринг 10.08.1986
Hungarian Grand Prix
Длина круга: 4014 м
Количество кругов: 76 (запланировано 77)
Дистанция: 305,064 км
Погода: солнечно, жарко, сухо
Победитель 1985 года: до 1986 года Гран-При Венгрии не проводилось
Хелиу Каштро-Невеш стал лидером чемпионата IRL после того, как выиграл последнюю гонку Firestone Indy 225
на автодроме Nazareth Speedway. Каштро-Невеш, гонщик команды Penske,
лидировал последние 173 круга из 225. В итоге он обогнал ставшего вторым двукратного чемпиона серии Сэма Хорниша-мл на 0,1697 секунды.
Третьим стал Брайан Херта.
"Я был способен собрать всё вместе", - сказал Каштро-Невеш, - "Это было очень хорошо. Я чрезвычайно
рад за команду, особенно здесь, на домашней гонке для Penske. Я не мог разочаровать своих парней".
Penske Racing базируется в городе Ридинг, в часе от автодрома. Домашняя гонка принесла команде удачу,
так как Каштро-Невеш и его напарник Жиль де Ферран сейчас первый и второй в чемпионате соответственно. Каштро-Невеш,
получивший дополнительно два очка за наибольшее число кругов лидирования, сейчас имеет 429 очков, у его партнёра
их 404.
"Это одна из самых трудных гонок, что у меня были", - сказал де Ферран, - "У нас действительно
были проблемы с машиной. Мы извлекли удачу из проблем Скота Диксона и Тони Канаана, но такое иногда тоже случается".
Неудача настигла Диксона и Канаана довольно рано. Диксон, стартовавший с поула и лидировавший
первые 52 круга, в итоге из-за проблем с техникой провёл в боксах 41 круг. Диксон вернулся на трек на 96 круге,
но остановился спустя 101 круг, когда понял бессмысленность своего нахождения на трассе. Он стал 16-м и опустился
с третьего места в чемпионате на четвёртое, сохранив свои 387 очков. Канаан вступил в гонку лидером чемпионата,
имея восемь очков преимущества над Каштро-Невешом, но на 120 круге он столкнулся с Томасом Шектером, оба они улетели
в стенку и не смогли продолжить гонку.
Несмотря на финиш на втором месте, действующий чемпион Сэм Хорниш потерял в чемпионате. Если
до этой гонки он отставал от лидировавшего в чемпионате Тони Канаана на 77 очков, то теперь от нового лидера
Каштро-Невеша его отделяет 81 очко.
Победа Каштро-Невеша, вторая в этом сезоне и пятая в его карьере гонщика IRL, стала десятой
в сезоне для Toyota, и эта марка уже выиграла чемпионат-2003.
Попавшая в аварию на последней практике 23 августа Сара Фишер была доставлена в госпиталь.
Она получила серьёзную контузию спины, поэтому будет решаться вопрос, когда она сможет продолжить гонки.
Следующий этап IRL, Delphi Indy 300, пройдёт 7 сентября на автодроме Chicagoland Speedway.
Девять гонщиков ещё имеют шансы на чемпионский титул, так что борьба вновь будет бескомпромиссная.
Очередная гонка серии CART закончилась победой Мишеля Журдена-мл., который весь уик-энд на тренировках спокойно
совершенствовал свой автомобиль. Из всез перипетий сложной гонки Журден вышел самым лучшим образом, обеспечив себе
финиш на первой позиции. "У нас был очень тихий уик-энд до дня гонки", - сказал Мишель, - "Другие парни заставляли нас
плохо выглядеть на страницах газет. Команда проделала фантастическую работу на пит-стопах, и они заслужили эту
победу как никто другой. Я очень сочувствую Алексу Тальяни, поскольку знаю, что значит доминировать в гонке,
но не выиграть её".
Победа Журдена стала второй для него в этом сезоне, сделав его первым мексиканцем, одержавшим более одной победы в сезоне.
Эта победа также стала 16-й в 11-летней истории команды Rahal.
Десятое место Даррена Мэннинга сделало его первым в истории новичком серии, семь раз подряд
попавшим в первую десятку на финише.
Ну а следующая гонка CART пройдёт уже в ближайшее воскресенье. Пол Трейси по-прежнему лидирует в чемпионате,
имея 32 очка преимущества над Бруно Жункейрой.