Часть восемнадцатая: Гран-При Японии 1996 года
Ход чемпионата
После перетряски в межсезонье 1995-96 практически всей Формулы-1 (Михаэль Шумахер ушёл из Benetton в Ferrari, бывшие пилоты Скудерии Жан Алези и Герхард Бергер, напротив, подались в чемпионскую "конюшню", Дэвид Култхард перешёл из Williams в McLaren) команда Williams фактически осталась единственной сильной "конюшней" с лучшим автомобилем и крепким пилотским составом. К претендовавшему последние два сезона на титул чемпиона мира Дэймону Хиллу присоединилась американская звезда - Жак Вильнёв, победитель чемпионата CART и гонки 500 Миль Индианаполиса, очень яркий и талантливый гонщик. Чтобы сыну Жиля Вильнёва было легче дебютировать в Формуле-1, в предыдущем сезоне для канадца была устроена целая серия ознакомительных тестов на большинстве европейских трасс чемпионата.
И новичок не подкачал. Уже на первом этапе в Мельбурне (дебют трассы в календаре чемпионата) Жак выиграл квалификацию и долго лидировал в гонке, пока из мотора не потянул маслянистый дымок... На заднем крыле Хилла, который шёл по пятам за Вильнёвым, белый цвет сменился на жёлтый, и команда от греха подальше приказала Жаку пропустить напарника вперёд... Выиграв гонку и возглавив чемпионат, Хилл до самого конца сезона так и не упустил лидерство в общем зачёте. Преследовал Дэймона лишь тот же Вильнёв, но отрыв между двумя претендентами весь год был довольно приличным - около 20 очков. Лишь к концу сезона, когда стало окончательно ясно, что титул достанется одному из пилотов Williams (Хилл, к тому же, по окончании сезона совершенно точно покидал "конюшню"), Жак начал настигать своего напарника. После Гран-При Италии (четырнадцатый этап) канадец отставал на тринадцать очков. Выиграв португальский этап, Жак ещё на четыре очка сократил своё отставание и сохранил теоретические шансы на победу в чемпионате. К этому моменту, кстати, действующий чемпион мира Михаэль Шумахер отставал от Хилла на 34 очка, Жан Алези - на 40, а Мика Хаккинен - на 60 очков!
Турнирное положение претендентов на титул перед последней гонкой
Кандидаты |
Команда |
|
Очков |
|
|
|
До гонки |
Макс. возможное |
После гонки |
D. Hill |
Williams |
87 |
10 |
97 |
J. Villeneuve |
Williams |
78 |
10 |
78 |
Пояснения по очковому балансу: В зачёт чемпионата мира шли все набранные очки. Молодой канадец мог стать чемпионом лишь в случае собственной победы и схода или финиша вне очковой зоны Хилла.
Перед гонкой
Проблема внутри команды Williams возникла не накануне гонки, а гораздо раньше. Когда стало понятно, что у Хилла огромные шансы стать чемпионом мира, гонщик сразу же стал не нужен Фрэнку Уильямсу. Такое уже происходило с Аленом Простом в 1993, Найджелом Мэнселлом в 1992, Нельсоном Пике в 1987 году... И Хилл нашёл себе новое место работы... в команде Тома Уокиншоу Arrows. Этот ход британца ни тогда, ни сейчас не выглядит оправданным. Но что было, то было... После этой новости команда Williams фактически разделилась на два лагеря. И те, кто был на стороне Хилла (а в число сторонников Дэймона входил в том числе и конструктор супер-болидов Эдриан Ньюи) на последних этапах сезона даже фуражки и каски (члены бригады заправщиков) окрасили в фирменную хилловскую расцветку. А Эдриан Ньюи по окончании сезона тоже ушёл из команды - его переманил Рон Деннис...
Автоспортивная общественность терзала себя вопросом, отдаст ли Фрэнк Уильямс чемпионскую единицу "какому-то" Arrows? Чтобы оставить эту престижную цифру на носу болида Williams, было вполне достаточно просто "попридержать" Хилла в последних гонках сезона, и чемпионом стал бы Вильнёв. Но тогда град критики обрушился бы на команду. Ведь истинный джентльмен Хилл никогда не опустился бы до грязных приёмов против соперника...
Вильнёв чувствовал себя на Сузуке уверенно. Трасса была знакома Жаку ещё по выступлениям в японской Ф3000. В пятницу на влажной трассе с утра первенствовал Михаэль Шумахер, а во второй части тренировок лучшим был Бергер. В субботу утром заезды были прерваны аварией Джонни Херберта из Sauber. Затем началась квалификация.
При каждом появлении на трассе Вильнёв улучшал своё время, всё выше и выше поднимая планку поул-позишн. У Хилла дела шли похуже - до последних минут квалификации он занимал четвёртую строчку, и лишь на последних секундах вырвал второе место на стартовой решётке.
Ведущие гонщики пелотона - Михаэль Шумахер, Жан Алези, Герхард Бергер, Мика Хаккинен, Дэвид Култхард - заявили, что не будут вмешиваться в борьбу двоих претендентов на титул. Перед гонкой пилоты Фрэнка Уильямса говорили следующее: "У меня один выбор - уехать вперёд и победить" (Вильнёв), "Я могу рискнуть и попытаться победить, или буду просто спокойно ехать на победу в чемпионате" (Хилл).
Японский этап пять раз решал судьбу чемпионата (в 1976 и 1988-1991 гг.). Из этих пяти сезонов в четырёх от первого и до последнего (решающего) этапа в чемпионате лидировал один пилот. Трижды победителем первенства выходил бессменный лидер. Только в 1976 году Ники Лауда упустил титул, но обстоятельства того Гран-При нам уже известны...
Ход гонки
Старт гонки был отложен из-за заглохшего после прогревочного круга McLaren Дэвида Култхарда... Когда же пелотон отправился в бой, Жак Вильнёв немного перегазовал и в первый поворот вошёл лишь седьмым, между Алези и Френтценом. Впрочем, Алези вылетел уже во втором повороте, а Френтцен вскоре отстал. Но всё же Жак шёл в хвосте очковой зоны, в то время как Хилл лидировал, имея небольшой отрыв от прорвавшегося на вторую позицию Герхарда Бергера.
Бергер довольно быстро забыл об обещании не мешать претендентам на титул, и начал атаковать лидера. В конце третьего круга австриец решительно атакует в повороте Triangle, но тут же лишается переднего антикрыла - Хилл довольно жёстко закрывает Герхарду калитку. В те годы въезд на пит-лейн на Сузуке находился до этого поворота, поэтому Бергер вынужден пройти ещё почти круг, "тормозя" соперников... Эта неудачная атака австрийца лишает команду Benetton шансов на завоевание второго места в Кубке Конструкторов.
Хилл тем временем, избавившись от опеки Бергера, лидирует с достаточно большим преимуществом - после четвёртого круга он везёт Хаккинену 4,4 секунды. За Микой идут Михаэль Шумахер, Эдди Ирвайн и Жак Вильнёв. На 10 круге Жак настигает Эдди и начинает непрерывные атаки на ирландца. Спустя два круга Ирвайн пропускает вперёд канадца. Отставание Вильнёва от Хилла - 8,5 секунд.
Получив свободное пространство, Жак тут же ставит лучший круг гонки, а уже на 14 круге заезжает на первый запланированный пит-стоп (10,8 секунды). Возвращается Вильнёв восьмым и... упирается в Benetton Герхарда Бергера. Австриец почти круг сдерживает канадца, но вскоре уступает под натиском Жака. На 16 круге в боксы заезжают Шумахер, Брандл и Френтцен, и Вильнёв становится пятым. А после 18 круга (дозаправки Хилла, Хаккинена и Ирвайна), пройденного канадцем с лучшим временем, Жак уже четвёртый.
Группа лидеров идёт довольно плотно - между Хиллом и Вильнёвым 5,3 секунды и два соперника: Шумахер и Хаккинен. Жак настигает финна и готовится атаковать его, когда с его болидом что-то происходит... "Подумал, что проколол шину", - скажет после Вильнёв. На 32 круге синхронный пит-стоп у тройки преследователей лидера: Шумахера, Хаккинена и Вильнёва. Жаку помимо всего прочего немного изменили угол атаки переднего антикрыла. Но если Шумахер и Хаккинен возвращаются в гонку на своих позициях, то Вильнёв пропускает Ирвайна и Бергера...
На 33 круге Ирвайн в боксах, и Жак поднимается на пятое место. На следующем круге лидер в боксах (9 секунд), а Вильнёв ещё быстрее. Жак догоняет и проходит Бергера (правда, пилот Benetton сразу же отправляется на свой пит-стоп). Но на 37 круге поклонников восходящей звезды Ф1 ждёт разочарование - Williams Вильнёва теряет переднее правое колесо... Оно улетает на трибуны (к счастью, никого не травмирует - во всяком случае, об этом нигде не сообщалось), а молодой канадец лишается и без того призрачных шансов завоевать титул чемпиона мира... Им становится Дэймон Хилл.
За оставшиеся 15 кругов гонки проходят лишь "бои местного значения" - на 41 круге Бергер всё в том же Triangle развернул Ирвайна, на 45-46 кругах Култхард атакует и проходит Джонни Херберта, на 48 круге шотландец обгоняет Баррикелло и финиширует в итоге восьмым... Хилл лидирует с минимальным преимуществом над Михаэлем Шумахером, но немец за всю гонку так ни разу и не пытается атаковать Дэймона. На подиуме Михаэль - двукратный чемпион мира - с большим усердием и очень искренним удовольствием поливает шампанским нового чемпиона. "Он заслужил это", - справедливо, хотя и с долей покровительства скажет Шумахер. Конечно же, не меньше Дэймона душ из шампанского заслужил ещё один человек, поднявшийся на подиум за командным призом - автор бесподобно быстрых машин Эдриан Ньюи...
Триумф Дэймона Хилла в чемпионате мира 1996 года до сих пор является последним успехом британских гонщиков. Заложенная в 1950-е годы основа вывела Великобританию на передовые позиции в мире автоспорта. В настоящее время абсолютное большинство команд базируется в Британии, ведущим языком автоспорта является английский. С гонщиками, правда, не густо, хотя одна надежда в пелотоне у Британии всё же есть...
Гран-При Японии 1996 года
Япония - Сузука 13.10.1996 Fuji Television Japanese Grand Prix
Информация об этапе | |
Длина круга: | 5864 м |
Количество кругов: | 52 |
Дистанция: | 304,718 км |
Погода: | солнечно, тепло, сухо |
Победитель 1995 года: | М. Шумахер / Benetton |
ФП Пилот Шасси Время Очки Причина схода
1 Damon Hill Williams 1:32:33.791 10.00
2 Michael Schumacher Ferrari -00:01.883 6.00
3 Mika Hakkinen McLaren -00:03.212 4.00
4 Gerhard Berger Benetton -00:06.526 3.00
5 Martin Brundle Jordan -00:07.120 2.00
6 Heinz-Harald Frentzen Sauber -00:21.186 1.00
7 Olivier Panis Ligier -00:24.510
8 David Coulthard McLaren -00:25.233
9 Rubens Barrichello Jordan -00:41.065
10 Johnny Herbert Sauber -00:41.799
11 Jos Verstappen Footwork -1 круг
12 Pedro Lamy Minardi -2 круга
13 Ricardo Rosset Footwork -2 круга
Не классифицированы:
14 Eddie Irvine Ferrari 40 кругов авария
15 Ukyo Katayama Tyrrell 38 кругов двигатель
16 Jacques Villeneuve БК Williams 37 кругов потеря колеса
17 Mika Salo Tyrrell 21 круг двигатель
18 Pedro Paulo Diniz Ligier 14 кругов разворот
19 Jean Alesi Benetton 1 круг авария
20 Giovanni Lavaggi Minardi НПК
|
ФП - финишная позиция, БК - быстрейший круг, НПК - не прошёл квалификацию |
Лидерство в гонке:
1-52 Damon Hill
|