Ралли. Чемпионат мира
Ралли Финляндия
Финляндия 06-08.08.2004
Покрытие: гравий
Профиль: участки, пролегающие через леса; быстрые широкие дороги с большим количеством прыжков
Дистанция: 357,30 км
Спецучастков: 22
Победитель 2003 года: М. Мартин / Ford Focus WRC
День 1: 06.08.04 Пятница - 10 спецучастков (118,20 км)
День 2: 07.08.04 Суббота - 8 спецучастков (169,20 км)
День 3: 08.08.04 Воскресенье - 4 спецучастка (70,00 км)
День первый 06.08.2004
Ралли Финляндия традиционно проходит при полном преимуществе местных гонщиков. Вот и на сей раз уже в первый день протокол возглавили уроженцы Суоми.
Peugeot всё ещё пытается выиграть первый в 2004 году этап чемпионата мира. Всем памятна дисквалификация команды в Кипре, когда, казалось бы, Маркус Грёнхольм не оставил соперникам ни шанса... Но после того наказания прошло довольно много времени, а реванш Грёнхольма так и не состоялся. Однако в Финляндии всё пошло совсем по другому сценарию. С самого начала три Peugeot Рованперы, Грёнхольма и Линдхольма вырвались вперёд и уверенно пошли в отрыв. Но лидера первых трёх спецучастков дня Харри Рованперу ждало жестокое разочарование - финн совершил ошибку на шестом спецучастке и покинул гонку... Маркус Грёнхольм остался впереди, его двоюродный брат и напарник по команде Себастьен Линдхольм второй.
Позади пары Peugeot расположились два Ford Маркко Мартина и Янне Туохино. Мартин, один из всего-навсего двух не финнов, побеждавших в Ралли Тысячи Озёр, ещё не до конца восстановился после своей травмы, полученной им в Аргентине. Тем не менее эстонец довольно неплохо справляется со своей работой и занимает по итогам пятницы место на подиуме. Его напарник Янне Туохино, специально заявленный Ford для участия в скандинавских этапах, вновь, как и в Швеции, отлично справляется со своей работой. Финн показывает хорошую скорость и идёт в темпе лидера команды Мартина.
Карлос Сайнц, первый в истории уроженец другой страны, побеждавший в Финляндии, пока лишь пятый. День складывался для испанца неважно, поэтому на фоне всех неприятностей и эта пятая позиция выглядит вполне достойным результатом. Особенно в сравнении с Себастьяном Лёбом, в первой половине сезона затмившим своего многоопытного напарника. Положение лидера чемпионата вновь обязывало француза показываться на трассе первым и расчищать дорогу соперникам, и вновь это отбросило Лёба назад. По итогам пятницы он седьмой, в минуте позади Грёнхольма.
Между двумя Citroen довольно неожиданно вклинилась новая Skoda. Месяцы напряжённой работы команды не прошли даром - автомобиль позволял Янне Паасонену идти в неплохом темпе, и финн не так и далеко отстал от Карлоса Сайнца...
Замкнул очковую зону Франсуа Дюваль на Ford. Бельгиец как может борется с местными пилотами, но сам пилот отметил, что его темп был не очень ровным, а без этого сложно надеяться на успех на таких скоростных этапах.
Вновь не повезло Петтеру Солбергу. До ралли Аргентина норвежец был единственным пилотом, финишировавшим в очках на всех этапах этого сезона. Но сход в Южной Америке здорово подорвал его положение в чемпионате мира, и чтобы сохранить шансы на защиту своего чемпионского титула, Петтеру был жизненно необходим хороший результат в Финляндии. Но все надежды рухнули в самом конце дня, когда Солберг разбил переднюю часть своей Subaru и был вынужден покинуть гонку. Все надежды команды устремились на Микко Хирвонена, но финн вылетел с трассы, и Subaru покидает Финляндию без единого очка...
№ # Экипаж Автомобиль Время Отставание
1. 5 GRONHOLM-RAUTIA Peugeot 307 59'08"600 121.4 км/ч
2. 14 LINDHOLM-TUOMIN Peugeot 307 59'26"900 + 00'18"30
3. 7 MARTIN-PARK Ford Focus 59'37"000 + 00'28"40
4. 8 TUOHINO-AHO Ford Focus 59'51"000 + 00'42"40
5. 4 SAINZ-MARTI Citroen Xsa 59'59"900 + 00'51"30
6. 16 PAASONEN-VAINIK Skoda Fabia 1:00'05"100 + 00'56"50
7. 3 LOEB-ELENA Citroen Xsa 1:00'09"800 + 01'01"20
8. 15 DUVAL-PREVOT Ford Focus 1:00'10"300 + 01'01"70
9. 10 SOHLBERG-LINDST Mitsubishi 1:00'36"000 + 01'27"40
10. 17 CARLSSON-ANDERS Peugeot 206 1:01'20"400 + 02'11"80
День второй 07.08.2004
Во второй день ралли вновь был неотразим Маркус Грёнхольм. Финн уверенно идёт к первой для себя и команды победе в этом сезоне, но вот дубль Peugeot, увы, не удался. Себастьен Линдхольм вылетел на втором спецучастке дня и оставил своему кузену Маркусу право бороться за победу. Несмотря на проблемы с коробкой передач, возникшие было на 14 и 15 спецучастках, Грёнхольм уверенно отрывался от своих преследователей, и к вечеру субботы отставание ставшего вторым Маркко Мартина составило более 35 секунд...
Маркко Мартин вновь доказал неслучайность своей прошлогодней победы на Ралли Тысячи Озёр. Эстонец пилотировал всё более и более уверенно, пока не нашёл свой собственный ритм. Маркко был очень удивлён, узнав в пятницу о своём третьем месте, теперь же, после схода Линдхольма, он и вовсе второй, почти в 50 секундах впереди Карлоса Сайнца. Напарник Мартина Янне Туохино в субботу выглядел уже не столь впечатляюще, как в пятницу. Весь день финн промучился с поиском идеальной траектории прохождения трассы и не смог удержать позади себя пару Citroen.
Во французской же команде дела во второй день ралли пошли куда лучше. Карлос Сайнц и Себастьян Лёб закончили день на третьей и четвёртой позициях соответственно, что обещает и команде, и Себастьяну Лёбу лично только укрепление лидерства в обоих зачётах чемпионата мира.
Пилотируя в очень агрессивном стиле, Яни Паасонен творил в Финляндии сенсацию, когда за рулём Skoda боролся почти на равных с лидерами чемпионата. Вечером в субботу Яни шёл шестым. Его напарник Тони Гардемайстер извлекал выгоду из проблем и сходов соперников, в частности и от 50-секундного штрафа, наложенного на Франсуа Дюваля. В результате Тони попал в очковую зону и по итогам второго дня шёл на восьмом месте. Третий пилот команды, Армин Шварц, двенадцатый, так что Skoda имеет право на гордость за надёжность своей Fabia.
Единственным незаводским пилотом, идущим в очковой зоне, стал Даниэль Карлссон. Швед упорно боролся с Гардемайстером и одержал над ним верх, закончив субботу на седьмом месте.
№ # Экипаж Автомобиль Время Отставание
1. 5 GRONHOLM-RAUTIA Peugeot 307 2:21'37"300 121.8 км/ч
2. 7 MARTIN-PARK Ford Focus 2:22'12"400 + 00'35"10
3. 4 SAINZ-MARTI Citroen Xsa 2:23'01"900 + 01'24"60
4. 3 LOEB-ELENA Citroen Xsa 2:23'34"200 + 01'56"90
5. 8 TUOHINO-AHO Ford Focus 2:23'41"100 + 02'03"80
6. 16 PAASONEN-VAINIK Skoda Fabia 2:24'31"900 + 02'54"60
7. 17 CARLSSON-ANDERS Peugeot 206 2:26'48"400 + 05'11"10
8. 12 GARDEMEISTER-LU Skoda Fabia 2:26'53"200 + 05'15"90
9. 15 DUVAL-PREVOT Ford Focus 2:26'57"700 + 05'20"40
10. 18 H.SOLBERG-MENKE Peugeot 206 2:27'36"800 + 05'59"50
День третий 08.08.2004
Единственной переменой, произошедшей в очковой зоне в воскресенье, стало попадание в очки (7-е место) Франсуа Дюваля на место "частника" Даниэля Карлссона. Все остальные пилоты остались на своих местах и у каждого из финишировавших гонщиков был свой повод для радости.
Маркус Грёнхольм наконец-таки выиграл первую гонку для Peugeot 307. Новый автомобиль французской команды с первой же гонки сезона показал отличный потенциал, но постоянные проблемы с надёжностью или ошибки пилотов никак не давали команде вкусить победного шампанского. Казалось бы, успех наконец пришёл в Кипре, но спустя несколько дней FIA дисквалифицирует команду за незначительное нарушение технического регламента и отдаёт победу Грёнхольма Себастьяну Лёбу... И вот теперь на родной трассе Маркус дарит своим болельщикам долгожданный триумф.
Компанию финну на подиуме составили ещё двое победителей Ралли Тысячи Озёр: Маркко Мартин и Карлос Сайнц. Эстонец, победитель прошлогоднего ралли, и испанец, выигравший гонку в стране Суоми аж 14 лет назад, вновь доказали своё звание экспертов финского этапа.
Медленно, но верно идёт к своему чемпионскому титулу Себастьян Лёб. Француз необычайно стабилен, он финишировал во всех гонках сезона, кроме одной, выиграл четыре этапа из девяти и сейчас, благодаря сходу Петтера Солберга, отыгрывает в чемпионате у норвежца уже 22 очка.
В Кубке Конструкторов положение Citroen также не даёт повода для беспокойства. Лишь одно очко отыграл в Финляндии Ford, сократив своё отставание от "двойного шеврона" с 27 до 26 очков.
Следующий этап чемпионата мира состоится уже через две недели в Германии. Асфальтовый этап должен, как и всегда, стать чрезвычайно интересным, и, кто знает, возможно, мы увидим классическое противостояние Мартин-Лёб, подарившее нам в прошлом году столько увлекательных мгновений...
№ # Экипаж Автомобиль Время Отставание
1. 5 GRONHOLM-RAUTIA Peugeot 307 3:07'16"100 122.6 км/ч
2. 7 MARTIN-PARK Ford Focus 3:07'50"800 + 00'34"70
3. 4 SAINZ-MARTI Citroen Xsa 3:09'00"600 + 01'44"50
4. 3 LOEB-ELENA Citroen Xsa 3:09'39"400 + 02'23"30
5. 8 TUOHINO-AHO Ford Focus 3:09'52"800 + 02'36"70
6. 16 PAASONEN-VAINIK Skoda Fabia 3:11'52"300 + 04'36"20
7. 15 DUVAL-PREVOT Ford Focus 3:13'07"100 + 05'51"00
8. 12 GARDEMEISTER-LU Skoda Fabia 3:13'19"300 + 06'03"20
9. 17 CARLSSON-ANDERS Peugeot 206 3:13'57"200 + 06'41"10
10. 18 H.SOLBERG-MENKE Peugeot 206 3:14'20"700 + 07'04"60
Чемпионат DTM
Ошерслебен (Германия)
Представление Трассы
MOTOPARK OSCHERSLEBEN
Трасса
Воссоединение Германии сделало возможным то, что было невозможно раньше. В 1989 году "Автомобильный Клуб Ошерслебена", в лице братьев Клейнов, Ханса-Иохима и Ханса-Петера, решил построить новый немецкий автодром. Начали, как водится, с ознакомления с ситуацией: осмотрели существующие в Германии трассы и начали, было планировать свою. Но, к сожалению, в октябре 1993 года - через год после начала планировок - умирает Ханс-Иохим. Его брат продолжил, пусть и немного медленнее, работать над проектом самой совершенной и безопасной трассы. В июне 1996 года начались строительные работы, а уже 25 июля 1997 года, неподалёку от городка Магдебург, состоялось официальное открытие "MOTOPARK Oschersleben". Он стал третьим стационарным треком в Германии и первым, построенным в столь короткие сроки - за 1 год.
Длина трека 3,677 м, ширина 11-13 метров, перепад высот около 23 м. Всего 14 поворотов. Максимальную скорость пилоты развивают в конце стартовой прямой, около 240 км/ч.
Ошерслебен может быть разделен на два более коротких трека: 2,6 км - B-Course и 1,1 км - C-Course, а также может быть полностью залит водой.
DTM на Ошерслебене
В первый раз этап национальной немецкой серии проводился здесь в 2000 году, а именно 18 июня. Поул, а так же и обе гонки того уик-энда выиграл Мануэль Рейтер. В следующий раз DTM вернулся сюда 24 сентября того же года. Первое место на старте забронировал за собой Бернд Шнайдер, он же выиграл одну из гонок. В другой победу праздновал Opel, благодаря ныне отсутствующему в чемпионате - Альзену. Последняя гонка на Ошерслебене состоялась 20 мая 2001 года. На поул-позиции стоял и гонку выиграл Марсел Фэсслер. К слову сказать, первые четыре места в том году были за пилотами Mercedes. Таким образом, на этой трассе три победы у Opel и две у Mercedes. А вот командам на автомобилях Audi не очень-то везёт, лучшим их результатом является пятое место Лорана Айлло в 2000 и 2001 гг.
В 2004 году пилотам предстоит преодолеть 42 круга или 154,014 км.
Норберт Хауг (вице-президент Mercedes-Benz Motorsport): "Ошерслебен очень медленный трек, и многое будет зависеть от точности настроек. Борьба за лидерство в общем зачёте накалена до предела. Гэри Паффетт взял свою третью победу за Mercedes C-Class, но он всё ещё позади двух главных кандидатов на титул - Экстрёма и Альберса. На Нюрбургринге три Mercedes, два Audi и три Opel были на подиуме. Я ожидаю захватывающую гонку на Ошерслебене, в которой по крайней мере шесть пилотов способны победить".
Кристиан Альберс (пилот Mercedes): "После схода на Нюрбургринге и потери лидерства в чемпионате я жажду боя на Ошерслебене. Я сделаю всё возможное, чтобы вернуть себе первое место. Я доволен, что есть другой представитель Mercedes, достойно борющийся с Экстрёмом".
Вольфганг Ульрих (глава Audi Motorsport): "Я ожидаю отличного выступления в Мотопарке, поскольку мы прекрасно показали себя в предыдущей гонке. Я думаю, мы сможем упрочить наше лидерство в чемпионате. Уже не раз в этом году мы доказывали, что немаловажно завоевать выгодную стартовую позицию".
Фолькер Штрисек (глава Opel Motorsport): "Мы уже выигрывали здесь гонки, и с нетерпением ждём новой битвы. Мы были чрезвычайно конкурентоспособны на Нюрбургринге и едва не попали на подиум. Вся команда и все наши пилоты очень мотивированы. Я уверен, они смогут побороться за подиум на Ошерслебене, и подарить прекрасное шоу зрителям".
Тренировочные заезды
В первой пятничной тренировке лучшее время смог показать британец Питер Дамбрек (Opel) - 1.21,642, что на две секунды быстрее, чем поул Фэсслера в 2001 году. Мартин Томчек (Audi) смог закончить сессию на втором месте, прямо перед носом своего партнера по команде - Маттиаса Экстрёма, замкнул четверку - Том Кристенсен, также на Audi A4. После трех Audi подряд расположились трое пилотов Opel: Айлло, Шайдер и Фэсслер. Итого - пять пилотов Opel в первой десятке, не забудем и о Мануэле Рейтере, занявшем 10-е место. Кристиан Альберс, с более чем секундным отставанием, стал лучшим пилотом Mercedes в пятницу утром.
Питер Дамбрек (Opel): "Это было очень хорошее утро. Автомобиль был очень быстрым с самого начала тренировок. Это значит, что мы смогли сохранить хороший темп, начатый на Нюрбургринге".
Мартин Томчек (Audi): "Это большая редкость, чтобы я смог разобраться со всеми своими проблемами уже к пятничному утру. Это значит, что я смогу достаточно сконцентрироваться на пилотировании сегодня в полдень".
Кристиан Альберс (Mercedes): "Мне нравится эта трасса. Тренировка прошла хорошо, я удовлетворён утренней сессией".
Как и в первой тренировке, лучшее время осталось за пилотом Opel, но на этот раз им оказался чемпион DTM 1996 года - Мануэль Рейтер, показавший 1.21,619. За 90 минут тренировки до второго места смог добраться Марсел Фэсслер, проигравший всего 0,188 с своему партнеру по команде. Всего за несколько минут до конца заезда третье место завоевал Кристиан Альберс, таким образом, он смог хоть как-то защитить честь Mercedes, ведь следующий их пилот расположился лишь на 9-м месте. На пятки Альберсу наступал Питер Дамбрек - 1.21,880 - 4-й результат. Лидер чемпионата Маттиас Экстрём, проехав 40 кругов, занял пятое место. Шестым стал его партнер по команде - Мартин Томчек. Тимо Шайдер был четвертым и последним пилотом Opel в десятке. Победитель последних трех гонок чемпионата Гэри Паффетт обосновался на 10-м месте, отстав от победителя на 0,638 с.
Мануэль Рейтер (Opel): "Я удовлетворен сегодняшним результатом. Именно поэтому я уверен в завтрашней квалификации. Могу сказать, что сотрудничество с моим новым гоночным инженером - Мартином Мейсом - началось очень успешно. Он идеально оправдывает мои ожидания".
Кристиан Альберс (Mercedes): "Я доволен второй тренировкой. Команда сработала очень хорошо, и мы уверены в хорошем выступлении на квалификации".
Маттиас Экстрём (Audi): "Я думал, что нам здесь будет немного легче. Мы в первой пятерке, и знаем, над чем должны поработать, чтобы успешно выступить в квалификации. Болельщикам будет очень интересно, мы обещаем плотную борьбу в квалификации".
Квалификация
По результатам пятницы можно было смело утверждать, что борьба в квалификации развернется, главным образом, между представителями Audi и Opel. Однако, как это уже не раз бывало, в самый ответственный момент опелевцы подкачали и выпустили вперед неприлично слабых на этой трассе пилотов Mercedes. Но обо всём по порядку.
На этот раз в квалификации приняло участие только 20 пилотов, произошло это потому, что опелевец Хайнц-Харальд Френтцен слег с болью в животе. Это особенно печально, учитывая неплохую форму автомобилей Opel на этой трассе, и то, что на утренней практике немец был на высоком для себя одиннадцатом месте.
Уже в первую минуту на трассу "высыпала" сразу половина пелетона. Первое время показывает Том Кристенсен - 1.21,463, но уже следом за ним Томчек - 1.20,826, однако и это время ещё будет неоднократно улучшено. Марсел Фэсслер, хорошо показавший себя в пятницу (7-й и 2-й) и субботу утром (9-й), вылетает в одном из поворотов, слегка ударяется об отбойник, но своим ходом возвращается на трассу, а потом и в боксы. Позже он снова совершит небольшую ошибку и в итоге закончит квалификацию на 14 месте. Не избегает ошибки и Лоран Айлло, срезая шикану, он продолжает борьбу. Жан Алези проводит квалификацию во второй десятке. Пытаясь улучшить свою 12-ю позицию, он слишком широко выходит из предпоследнего поворота, в результате машину разворачивает и серьезного вылета уже не избежать, но Mercedes С-Class остается в целости и сохранности. Француз остается в конце первой дюжины, на 0,007 с опережая Эмануэля Пирро. Первые 14 пилотов умещаются в 1 секунде. Итого у нас 3 Audi, 3 Mercedes и 4 Opel в первой десятке. А борьбу за супер-поул поведут: Экстрём, Кристенсен, Альберс, Паффетт, Шайдер, Томчек, Рейтер, Шнайдер, Дамбрек и Айлло.
13:34 на часах в местечке Магдебург и "Супер-поул" открывает Лоран Айлло - 1.21,649. Промежуточный поул у Opel. Следующие двое пилотов без труда перебиваю время француза. Питер Дамбрек (так же на Opel) - 1.21,447 - слегка цепляет траву в пресловутом предпоследнем повороте. Бернд Шнайдер на Mercedes - 1.20,934 - Хауг доволен. Вновь на трассе представитель Opel - Мануэль Рейтер, он лишь 11 сотых проигрывает времени Шнайдера. Первый защитник чести Audi на трассе - Мартин Томчек - 1.20,752 - первое время. Его сменяет последний на сегодня опелевец - Тимо Шайдер, однако он слишком широко съезжает с траектории в первом повороте и делает кучу других помарок - 1.21,914 - он последний. Зрители в напряжении, и не зря, ведь на трассе герой нескольких последних гонок (да и квалификаций) - Гэри Паффетт. После двух секторов он... отстает от времени Томчека на 0,255 с, третий сектор ничего не меняет (Гэри лишь немного отыгрывается) - 1.20,932 - второй. И снова на трассе Mercedes, на этот раз это - ещё недавно лидер чемпионата - Кристиан Альберс. По итогам двух секторов идёт чуть быстрее Паффетта, но допускает несколько ошибочек - 1.20,999 - и вовсе, только пятый. Том Кристенсен бросает вызов уже почти уверенному в своей победе Томчеку, но нет - 1.20,828 - 2-е время. А вот это уже нынешний лидер чемпионата - Маттиас Экстрём. После первого сектора +0,035 - сердца всех замерли, после второго +0,414 - это конец, Мартин Томчек расплывается в улыбке - поул у него. А Экстрём ещё хуже на последнем отрезке круга, в итоге - 1.21,004 - 7-й (!) результат. Мало того, шведский пилот концерна Audi стартует позади своего главного соперника по чемпионату - Кристиана Альберса.
Как это часто бывает в DTM, квалификация расставила всё по своим местам. Две Audi и два Mercedes на первых рядах, а Opel на 5-м и на трех последних местах. Трудно предсказать, как сложится гонка: возможно, два лидера чемпионата в пылу борьбы сойдут уже на первом круге, а возможно наоборот, будут сверхаккуратны и приедут на подиум. Не забудем и о Гэри Паффетте - он жаждет вмешаться в борьбу за чемпионство, а это означает, что он тоже либо погорячится, либо хладнокровно приведёт гонку к победе. Посмотрим...
Мартин Томчек (1-е место, Audi): "Я снова сумел преодолеть свой самый быстрый круг именно в "Супер-поуле", несмотря на то, что я потерял немного времени на третьем секторе. Я полностью удовлетворен, мой Audi A4 был совершенен с самого начала. Добившись этого результата, я искупил свою ошибку на Нюрбургринге. Две Audi на первом ряду и Маттиас на 7-м месте, завтра нас ждёт "жаркая" гонка".
Том Кристенсен (2-е место, Audi): "Очень хорошо стартовать с первого ряда. Мартин просто молодец. Мой круг не был идеальным. В предпоследнем повороте я немного повредил машину, спасибо команде, что успели восстановить её. Гонка будет очень тяжела физически. Температура воздуха порядка 30 градусов, а в кабине будет гораздо жарче. Моя цель - закончить гонку на подиуме".
Гэри Паффетт (3-е место, Mercedes-Benz): "Я был слишком медленным на первом секторе, хотя смог немного отыграться на втором и третьем. Баланс автомобиля в норме, и третье место на старте - хороший задел на гонку. Я ожидаю жесткую гонку, так как на трассе очень трудно обгонять".
Жан Алези (12-е место, Mercedes-Benz): "Это мой первый уик-энд на Ошерслебене, и почти всё пошло наперекосяк. Теперь я предпочитаю сосредоточиться на завтрашней гонке".
Результаты квалификации:
Хайнцу-Харальду Френтцену, пропустившему вчерашнюю квалификацию, было разрешено участвовать в гонке, стартовал он, естественно, с последнего места. На прогревочном круге слегка соприкоснулись машины Кристенсена и Паффетта, однако, это даже сложно назвать гоночным инцидентом. Температура воздуха 30, а гоночного полотна - 44 градуса Цельсия. Пилоты выстраиваются на стартовой прямой.
Старт проходит на редкость гладко, первая тройка сохраняет свои позиции. Бернд Шнайдер теряет одну позицию на старте, а потом его ещё и проходит Альберс. Несмотря на небольшой съезд с трассы, Кристиан сохраняет пятую позицию. По итогам первого круга Жан Алези попадает в десятку, замыкая её.
Уже на шестом круге гонки лидеры (Томчек, Кристенсен, Паффетт) отправляются в боксы. Кругом позже за ними следуют Экстрём, Альберс, Шнайдер и другие. На выезде с пит-лейна Бернд Шнайдер, вероятно забыв о ещё не прогретой резине, жестко обороняется от атак Питера Дамбрека, в итоге оба на обочине, но, развернувшись, они смогли продолжить гонку. На десятом круге в Mercedes приходит малоприятная информация: Кристиан Альберс наказан проездом по пит-лейну за пересечение белой линии на выезде из боксов. Этот инцидент практически ставит крест на его гонке.
А в это время в лидеры выходит Френтцен, ещё не останавливавшийся на свой первый пит-стоп. Мартин Томчек и Том Кристенсен уже менее чем в полусекунде от немца, однако тот не сдается и этим помогает Гэри Паффетту, преследующему пилотов Audi. Тринадцатый круг - вновь плохие вести для Vodafone/DC Bank AMG-Mercedes, на этот раз они касаются действующего чемпиона. Бернд Шнайдер наказан проездом по пит-лейн за игнорирование синих флагов в инциденте с Opel Питера Дамбрека. Но нас ждут гораздо более зрелищные события: на 14-м круге Томчек наконец атакует Френтцена, пилоты некоторое время идут "колесо в колесо", но Мартину удаётся вырвать первое место, через пару поворотов это же делает Том Кристенсен. Пилоты Audi резко уходят в отрыв, что не может оставить равнодушным Гэри Паффетта, он тоже пытается пройти Хайнца-Харальда, однако на следующем круге сворачивает в боксы на свой второй пит-стоп. В то время как Френтцен ещё не был и на первом.
Во время вторых плановых остановок происходит решающий момент гонки - Том Кристенсен выходит в лидеры, но Томчек не отстаёт. За ними в 4,5 секундах позади Паффетт, далее Рейтер, Экстрём, Айлло, Фэсслер, Шнайдер, Абт, Алези. На 25 круге Фэсслер и Шайдер проходят Френтцена в борьбе за 8-ю и 9-ю позиции, немец посещает боксы на следующем круге. Тогда же скрывает в тени гаража Бернд Шнайдер - отказ техники.
В течение нескольких кругов Мартин Томчек атакует лидера, но позже Кристенсен взвинчивает темп, и атаки Мартина прекращаются. Между ними сохраняется разрыв в районе 0,8 с. На 28 круге Рейтер начинает атаковать Паффетта, пилот Opel всеми силами стремится попасть на подиум. На тридцать втором круге Шайдер проходит Фэсслера и перемещается на седьмое место. За семь кругов до финиша Кристиан Альберс только 12-й. Ещё через пять кругов сходит Ярек Янис. На предпоследнем круге Гэри Паффетт на Mercedes ошибается в первом повороте, и на выходе из него его проходит Мануэль Рейтер на Opel. Таким образом, у нас сенсационным (для серии DTM) подиум - без единого представителя Mercedes. А две Audi без особых, надо сказать, проблем доводят гонку до победного дубля (имеется в виду дубля для концерна Audi, команды они представляют всё же разные). Кроме выше упомянутой четверки, очки на Ошерслебене получают: Экстрём, Айлло, Шайдер и Фэсслер. Четыре из восьми пилотов, заработавших очки, участвовали в гонке на машинах марки Opel, что в некоторой степени является куда большим достижением, чем первые два места Audi. Максимальную скорость на прямой показал Маркус Винкельхок (Mercedes) - 244 км/ч.
А теперь посмотрим, кто что натворил в общем зачете чемпионата. Экстрем, несмотря на столь слабый результат, упрочивает своё лидерство, отрываясь уже на 9 очков от Альберса. Который, в свою очередь, лишь два очка теперь выигрывает у Гэри Паффетта. Благодаря победе, Том Кристенсен забирается на 4 строчку протокола, и вместе с Мартином Томчеком они отодвигают Шнайдера на 6-е место. И, наконец, без сомненья герой сегодняшней гонки - Мануэль Рейтер делает просто гигантский скачок, перемещаясь с 14 на 10 место в чемпионате, деля его вместе с Марселем Фэсслером.
В командном зачете на первое место выходит Audi Sport Team Abt, а вот Vodafone/DC Bank AMG-Mercedes очков не набирает, но на втором месте остается. OPC-Team 3 (Френтцен, Рейтер) перемещается на 7 место. Audi Sport Team Abt Sportsline (Абт, Кристенсен) вырывается на 4 место. Разрыв между Mercedes-Benz и Audi в зачете производителей сокращается до 14 очков.
Нас вновь ждёт почти месячный перерыв, следующая гонка состоится 5 сентября на голландском Зандфорте.
За океаном: серия CART
Grand Prix of Road America
Сокращённая на четыре круга 52-круговая гонка Grand Prix of Road America, пять раз прерывавшаяся жёлтыми флагами, закончилась победой так давно заслуживающего этого Алекса Тальяни. Пилот Rocketsports Racing одержал победу, хотя и не имел сколь-нибудь значимого преимущества над своими соперниками. Однако таковы гонки ChampCar в 2004 году - очень многое решает тактика пит-стопов...
Тальяни сполна использовал предоставленные правилами возможности и, благодаря определённой доле удачи, одержал сравнительно лёгкую победу. Стартовав 13-м, Алекс на первых же кругах гонки прорывается на восьмое место, чему немало способствует авария Райана Хантер-Рэя, Джимми Вассера и Патрика Карпентье. На 14 круге Тальяни совершает свой пит-стоп, а спустя два круга на трассе жёлтые флаги - столкнулись два лидера чемпионата Себстьян Бюрда и Бруно Жункейра. Успевший дозаправиться под зелёными флагами, Тальяни фактически обеспечил себе успех в гонке, так как все впередиидущие пилоты, кроме Джастина Уилсона, отправились на пит-стопы под жёлтыми. Ошибка Уилсона, и Тальяни уже лидирует в гонке. Всё просто.
У читателя, не знакомого с правилами ChampCar, может возникнуть вполне резонный вопрос, почему на следующих дозаправках не восстановился статус-кво и почему лидеры не вернули себе первые позиции. Дело в том, что согласно регламенту, каждый гонщик серии обязан совершить не менее трёх дозаправок под зелёными флагами. Поэтому первые пит-стопы всех лидеров, совершённые ими после аварии двух Newman/Haas, не считаются, и пилотам пришлось впоследствии ещё трижды заезжать в боксы, в то время как Алексу Тальяни требовалось два пит-стопа...
На последних кругах гонки определённое давление на лидера пытался создать Родолфо Лавин. Однако гонщик Forsythe ничего не смог поделать с Тальяни и остался вторым. Впрочем, это и так лучший финиш в карьере молодого гонщика.
Третьим стал лидер чемпионата и обладатель поул-позиции Себастьян Бюрда. Стоит отметить, что это попадание на подиум стало крупной удачей для француза. Бескомпромиссная борьба на первых кругах гонки с собственным партнёром по команде Бруно Жункейрой привела к столкновению пилотов. Продолжив гонку, Бюрда вдобавок стал жертвой неправильной стратегии пит-стопов, и тем не менее привёл свой болид на третье место, позволившее ему оторваться в чемпионате от своего напарника на 47 очков. Бруно Жункейра был не столь удачлив и финишировал только 15-м... Как ни печально, но бразилец грозит повторить судьбу легенды Формулы-1 Стирлинга Мосса. Вот уже третий год подряд Жункейра как может сражается за титул, но в 2002 году Бруно уступает Кристиано да Матте, в 2003 - Полу Трейси, а в 2004 грозит третий раз подряд стать вице-чемпионом серии, на сей раз позади Бюрды... Будем надеяться, что удача ещё повернётся лицом к бразильцу, и он сможет подобраться поближе к своему напарнику и навязать тому более серьёзную борьбу в последних гонках сезона...
США - Висконсин - Элкарт-Лейк 06-08.08.2004
Автодром "Road America"
Длина круга: 6515 м
Количество кругов: 48
Дистанция: 312,720 км
Победитель 2003 года: Б. Жункейра
Перед гонкой шансы на успех у каждого из тройки претендентов были довольно высоки, тем более что все пилоты имели в руках одинаковые автомобили. Однако серьёзное беспокойство в стане "Альфетт" вызвал дебют новой Ferrari, оснащённой 4,5-литровым двигателем V12 без компрессора. Гонщики Энцо Феррари на переходных моделях "275" и "340" уже показывали довольно впечатляющую скорость. А когда в среду накануне гонки Альберто Аскари вывел на трассу новую "Ferrari 375", он сходу смог показать необычайно хорошее время 1'59... Учитывая, что Alfa Romeo 158 была разработана ещё до войны, угроза от новинки из Маранелло исходила действительно очень и очень серьёзная. Два дня пилоты "Альфетт" пытались превзойти время Аскари, но гонщик Ferrari был ещё более быстр - 1'58,8. Лишь в самом конце тренировок ценой неимоверных усилий Хуан-Мануэль Фанхио выжал из своей машины 1'58,6 и перебил время Аскари, вырвав поул...
Новая Ferrari выгодно отличалась и тем, что могла пройти без дозаправок всю дистанцию гонки (более 500 км), в то время как пилотам Alfa Romeo придётся останавливаться дважды. И если Ferrari будет столь же быстра, как Alfa Romeo, то эти остановки перечеркнут все надежды на успех. Впрочем, если в день гонки будет жарко, шины начнут быстро изнашиваться, и Ferrari в любом случае придётся посетить боксы (забегая вперёд, стоит сказать, что примерно так и получится - Аскари придётся совершить один пит-стоп для смены изношенных покрышек).
Alfa Romeo выставила на старт целых пять автомобилей, в то время как Ferrari лишь два. Остальные соперники не представляли никакой опасности. Как было объявлено, машины Фарины и Фанхио получили двигатели с повышенным наддувом (мощностью примерно в 360-370 л.с.).
Первый ряд на старте гонки занимали Фанхио, Аскари, Фарина и Консальво Санези на Alfa Romeo. Луиджи Фаджиоли квалифицировался лишь пятым.
На пятом круге пилот Ferrari Дорино Серафини в борьбе за шестое место проходит Фаджиоли, а на четырнадцатом то же самое, но уже в битве за лидерство делает и Аскари. Впрочем, Альберто продержался во главе пелотона недолго - уже через два круга Фарина возвращает себе первую позицию. Спустя некоторое время Аскари и вовсе сходит из-за проблем с двигателем. И почти одновременно с этим выбывает и Фанхио, у аргентинца отказала коробка передач... Так лидирующий в гонке Фарина получает отличные шансы на титул, тем более, что ещё один оставшийся на трассе претендент, Луиджи Фаджиоли, только третий, то есть не идёт даже на повторение своего лучшего результата.
Однако правила тех лет позволяли нескольким пилотам вести к финишу одну и ту же машину, поэтому во время своих пит-стопов Пьеро Таруффи уступает автомобиль Фанхио, а Серафини - Аскари. И если для Ferrari это был вполне понятный и правильный ход - в итоге стараниями Аскари они заняли второе место в гонке, то Фанхио должен был делить с Таруффи набранные очки, и тогда получался следующий расклад.
В итоге получалось, что в случае своей победы и Фанхио, и Фарина при любом раскладе становился чемпионом мира. Однако если учесть, что победить мог и Аскари на Ferrari, то вплоть до 35 круга в борьбе Хуана-Мануэля и Джузеппе сохранялся следующий расклад:
Шансы Фанхио были куда более предпочтительны. В случае победы Аскари аргентинец выигрывал титул, если:
При определённом раскладе два претендента и вовсе могли набрать одинаковое количество очков:
Иными словами, столь увлекательный расклад означал только одно - чтобы стать чемпионом мира, каждому из двух главных претендентов необходимо было либо побеждать, либо финишировать впереди соперника. Причём в случае с Фариной зачастую необходимо преимущество в 2-3 места...
Третий претендент на звание первого в истории чемпиона мира Луиджи Фаджиоли первую половину гонки провёл на 7-4 позициях, к середине гонки вышел на второе место, сулившее ему целых 0 очков, но Альберто Аскари на Ferrari тут же проходит соотечественника и оттесняет того на третье место, на котором Луиджи и финиширует.
Джузеппе Фарина, выиграв последнюю гонку сезона, становится первым чемпионом мира. Однако, как это ни странно, мировая автоспортивная пресса не особо отметила это достижение. Её больше интересовало продолжение соперничества новой Ferrari с мощной Alfa Romeo на... незачётной гонке в Барселоне!