..: "Золотая" рассылка Subscribe.Ru :..
|
Участник содружества "Ф1-Альянс"
Привет, друзья! Сегодня в выпуске: Уважаемые друзья! Я рад приветствовать вас на страницаж юбилейного, пятидесятого, выпуска нашей рассылки. Вдвойне приятнее сообщить вам, что несколько дней назад администрация сервиса Subscribe.Ru абсолютно беспроблемно удовлетворила мою заявку и перевела "Обзор событий мирового автоспорта" в класс "Золотых" рассылок. Наряду с проектами "Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы" и "F1-live ruleeezzz news" мы стали всего-навсего третьей "Золотой" рассылкой в автоспортивном разделе. Не скрою, мне было очень приятно, что администрация по достоинству оценила мой труд, результатом которого является то, что уже почти год каждый понедельник мои подписчики получают в свой почтовый ящик свежий выпуск "Обзора"... Я хотел бы поблагодарить всех тех, благодаря кому это "Золото" стало возможным: IceAnn, помогавшую на этапе зарождения рассылки, Сергея Кузнецова и Изверга Ааза за неоценимую помощь в подготовке исторической рубрики, maDmaX'а за появление отличного раздела о чемпионате DTM, а также всех тех, кто поддерживал меня всё это время. Отдельное спасибо вам, всем без исключения верным подписчикам "Обзора", ради которых я в меру своих возможностей и готовлю каждую неделю очередной номер рассылки.
Новости короткой строкойЧемпионат DTM15.06.04 В завершившейся недавно 24-часовой гонке на Нюрбургринге пилоты команды Abt-Audi заняли 4-е (экипаж Абт/Хьюсман/Стипплер/Вендлингер) и 8-е (Абт/Экблом/Экстрём/Хьюсман) места. Команда Opel выступила чуть хуже. Рейтер/Шайдер/Штрисек/Тиманн - заняли 10-е место. Второй Opel, управляемый Дамбреком/Фэсслером/Мензелем/Штрисеком, сошел из-за небольшого инцидента в течение ночи. Обе команды остались удовлетворены результатами, хотя конечно, повторить прошлогоднего успеха никому не удалось. 16.06.04 Вместе с Корой Шумахер и другими пилотами в дебютной гонке MINI Challenge приняла участие Жасмин Рубатто - жена Тимо Шайдера. В первой гонке она заняла 8 место, во второй - 11-е. Тимо остался доволен результатами жены, недавно вышедшей после декретного отпуска. 17.06.04 Риналдо Капелло и Питер Тиртинг возможно выступят во время Шанхайской гонки за команду Abt-Audi. Пока пилоты ещё тренируются и оттачиваю мастерство управления болидом DTM. Напомню, что Капелло является победителем Ле-Мана этого года, а молодой Тиртинг - лидер немецкого SEAT Leon Cup. 18.06.04 На пятый этап, который состоится в Германии, на Норисринге (27.06.04), пилот Ауди Маттиас Экстрём приедет лидером чемпионата. На самом коротком треке сезона Маттиас надеется сохранить лидерство в общем зачете, а команда Ауди сократить свое отставание от Мерседеса. "Норисринг - наша домашняя гонка, и мы преложим максимум усилий, чтобы обеспечить болельщикам прекрасное чтиво. Мы хорошо подготовлены к выступлениям на этой трассе".
По материалам speed.montoya.ru
Формула-1. Гран-При СШАДвадцать негритятПо количеству сходов с дистанции Большой Приз США в Индианаполисе стал рекордным для этого сезона. Пилоты выбывали из гонки, как десять негритят из знаменитой считалочки. Вот только в Формуле-1 этих самых "негритят" (или, если выражаться политкорректным языком, принятым в местах проведения гонки, "афроамериканских детей"), не десять, а двадцать. В целом же картина была действительно невероятная для современной Ф1, сходы следовали один за другим (и это в условиях сухой трассы, страшно подумать, что было бы, пойди дождь), и сквозь их призму я и предлагаю вам рассмотреть этот Гран-При.
Началась череда сходов уже на старте, когда в первом повороте трассы, на входе во вписанный в знаменитый овал "инфилд", выбыло сразу четверо "негритят". Новичок чемпионата мира Кристиан Клиен не смог правильно оценить ситуацию и в обычной стартовой толчее налетел на Toyota Кристиано да Матты. И если бразилец смог продолжить свою гонку, то для Клиена, а также для налетевших на столкнувшихся Jaguar и Toyota Джанмарии Бруни, Джорджо Пантано и Фелипе Массы гонка на этом была закончена. И именно эта авария ещё внесёт свою лепту в происходившее затем на трассе. Первый поворот был просто усеян мелкими осколками от выбывших болидов. На трассе показался автомобиль безопасности, комиссары начали очищать асфальт от мусора, но избежать проколов резины гонщикам всё же не удалось, и спустя всего два-три круга после ухода пейс-кара ошибка Клиена ещё аукнулась его соперникам... После рестарта произошла смена лидера. Выигравший квалификацию Рубенс Баррикелло лидировал лишь первые несколько кругов, но после ухода пейс-кара бразилец не смог грамотно принять рестарт, что позволило Михаэлю Шумахеру пройти своего напарника на стартовой прямой. Со стороны манёвр немца выглядел довольно спорным, и с одной из камер было отчётливо видно, что Ferrari номер 1 была впереди Ferrari номер 2 ещё до пересечения линии старт/финиш, то есть фактически это можно расценивать как обгон под жёлтыми флагами. Впрочем, подавать протест против несколько неоднозначного обгона Михаэлем Рубенса Баррикелло Ferrari точно не будет, да и стоит надеяться, что комиссары гонки имеют на руках больше материалов, и с другой камеры всё могло выглядеть несколько иначе. Как бы то ни было, но лидер гонки сменился, им стал Михаэль Шумахер. Казалось бы, гонка начала входить в свой привычный ритм, когда на девятом и десятом кругах выбыло ещё двое пилотов, причём сходы их были абсолютно разные по степени тяжести последствий. Фернандо Алонсо относительно повезло, резина на его Renault отказала в самом конце стартовой прямой, и испанец просто пролетел дальше вдоль по прямой и смог затормозить в безопасном месте, снеся, правда, пенопластовые рекламные блоки. А вот с Ральфом Шумахером случился самый страшный за последние годы эпизод... Выйдя из вписанной в овал внутренней части трассы собственно на бэнкинг, немец начал привычно разгоняться в плавном изгибе трассы, когда его внезапно развернуло и бросило об отбойники. Что именно произошло с болидом немца, не совсем понятно, в поле зрения камер его Williams попал, когда уже пересекал первый поворот задом наперёд с клубами дыма от бессильно цепляющихся за асфальт покрышек. Болид Ральфа бросило задом о бетонный отбойник, развернуло на стартовой прямой, и не успевший растянуться пелотон лишь чудом избежал столкновения с опасно остановившимся посреди трассы Williams. Слава Богу, Шумахер-младший хотя бы избежал приключений Алекса Занарди, автомобиль которого буквально разрубило около трёх лет назад на Лаузитцринге... Казалось, Ральф сейчас выберется из кокпита и вернётся в боксы, но время шло, на трассе уже второй раз появился автомобиль безопасности, а немец всё сидел в болиде, и лишь слабые движения головы пилота говорили о том, что он по крайней мере в сознании... Больше 15 кругов пейс-кар оставался на трассе, пока медицинская бригада невыносимо долго извлекала Ральфа из кокпита, укладывала его на носилки и увозила с трассы в автомобиле скорой помощи. Пелотон раз за разом медленно проезжал место аварии, лидирующий Михаэль Шумахер раз за разом пытался рассмотреть, что происходит с его братом... И лишь запоздалый повтор, показанный уже после рестарта, на котором видно, как комиссары беседовали с находящимся в болиде пилотом, оставлял надежду на лучшее. И слава Богу, всё обошлось и никаких серьёзных травм немец не получил. Но мы забежали вперёд, а тем временем, как только появился автомобиль безопасности, оба пилота Ferrari совершили первую дозаправку и смену резины, причём Михаэль и Рубенс заехали на свои пит-стопы одновременно, и если немец вернулся на трассу лидером (большинство соперников также заехали в боксы, освободив тем самым дорогу для действующего чемпиона), то бразилец откатился далеко назад, что и не позволило ему в итоге реально побороться за победу со своим напарником. Наконец, когда Ральфа Шумахера увезли в госпиталь, стартовую прямую очистили от обломков, был дан уже второй рестарт. Гонка вошла в более или менее привычный ритм, пилоты начали растягиваться по трассе, команды совершали плановые дозаправки... Лишь кто-то невидимый всё считал и считал оставшихся на трассе "негритят". Одиннадцатый круг - после аварии Ральфа остаётся 14 болидов, 18-й круг - из-за проблем с трансмиссией сходит Кристиано да Матта, 29 круг - впервые в сезоне выбывает Дженсон Баттон, на трассе двенадцать пилотов. 44 круг - отказывает двигатель у Ника Хайдфельда, причём немец очень опасно поливает маслом самый скоростной участок - ту самую часть овала, где развернуло Ральфа Шумахера. Сдобрив вытекающим маслом последний поворот и стартовую прямую, Ник останавливается, и Ford на его Jordan загорается... На 59 круге, сразу же после своего второго пит-стопа, Хуан-Пабло Монтоя получает чёрный флаг. Как выяснилось, дирекция гонки весь этот час с лишним рассматривала эпизод на старте, когда в самый последний момент колумбиец покинул кокпит отказавшего Williams и бросился на пит-лейн, чтобы уйти в бой за рулём запасного болида. Поводом для снятия пилота с дистанции стало то, что он не успед покинуть стартовое поле за 15 секунд до начала процедуры старта. Вновь гонка в США, а точнее, её комиссары, преподносят неприятный сюрприз триумфатору Инди 500... 61 круг - сходит Марк Уэббер, отказывает двигатель. На трассе остаётся лишь девять болидов, и Minardi вновь, как и в Монако, лишь в шаге от заветного очка. И она его получает! Буквально за четыре круга до финиша отказывает коробка передач у Джанкарло Физикеллы. Идущий девятым Зольт Баумгартнер опережает итальянца непосредственно на трассе, затем Джанкарло сходит, а венгр идёт к первому для себя очку в Формуле-1. Ровно два с половиной сезона понадобилось "конюшне" Minardi, чтобы набрать очередное очко! Честное слово, событие гораздо более редкое и оттого куда более радостное абсолютно для всех поклонников Королевских Гонок, чем, к примеру, очередной чемпионский титул Ferrari... Финишировавшая восьмёрка вообще достойна всяческих похвал. Достойны их как гонщики, которые смогли вообще финишировать в такой сумасшедшей гонке, так и их автомобили, выдержавшие то издевательство (которому подверглись те же моторы), когда им приходилось круг за кругом плестись позади пейс-кара в довольно медленном темпе... И настоящими героями Гран-При США стали все, начиная с обоих пилотов Ferrari Михаэля Шумахера и Рубенса Баррикелло. И пусть обстоятельства сыграли против последнего, и бразильцу так и не удалось одержать победу, которая была так близка... Достоин всяческих похвал и Такума Сато, ставший всего лишь вторым в истории японцем, попавшим на подиум. Пилот BAR провёл довольно впечатляющую гонку, был, как и всегда, крайне мотивирован на борьбу, обгонял одного соперника за другим, обгонял очень рисково, но при этом красиво и не опасно. Достойны похвал Ярно Трулли и Оливье Панис. Отдельно стоит отметить McLaren, который стал единственной кроме Ferrari командой, оба болида которой приехали к финишу. И, конечно же, вновь стоит поздравить Зольта Баумгартнера и всю команду Minardi с долгожданным очковым финишем. Стоит надеяться, что следующий раз наступит гораздо быстрее... Вот такой стала эта гонка в США. В ней было всё: и красивые обгоны, и драматичные аварии, и пейс-кары в лучших традициях американского автоспорта, и рестарты после ухода автомобиля безопасности... Не было, пожалуй, одного. Не было напряжённой борьбы за победу, которую мы видели в том же Монте-Карло. Но, как ни странно, гонка от этого практически ничего не потеряла.
США - Индианаполис 18-20.06.2004
|
---|
ФП # Пилот Команда Шины Время Скорость ПС 1. 1 M.SCHUMACHER Ferrari B 1:40'29"914 182.699 км/ч 2 2. 2 BARRICHELLO Ferrari B + 0'02"950 182.609 км/ч 2 3. 10 SATO BAR Honda M + 0'22"036 182.033 км/ч 2 4. 7 TRULLI Renault M + 0'34"544 181.658 км/ч 2 5. 17 PANIS Toyota M + 0'37"534 181.569 км/ч 2 6. 6 RAIKKONEN McLaren Mercedes M 1 круг 3 7. 5 COULTHARD McLaren Mercedes M 1 круг 3 8. 21 BAUMGARTNER Minardi Cosworth B 3 круга 3 9. 11 FISICHELLA Sauber Petronas B 8 кругов 3 Не классифицированы: 10. 14 WEBBER Jaguar Cosworth M 13 кругов 2 11. 3 MONTOYA Williams BMW M 16 кругов 3 12. 18 HEIDFELD Jordan Ford B 30 кругов 2 13. 9 BUTTON BAR Honda M 47 кругов 2 14. 16 DA MATTA Toyota M 56 кругов 2 15. 4 R.SCHUMACHER Williams BMW M 64 круга 0 16. 8 ALONSO Renault M 65 кругов 0 17. 15 KLIEN Jaguar Cosworth M 73 круга 0 18. 12 MASSA Sauber Petronas B 73 круга 0 19. 19 PANTANO Jordan Ford B 73 круга 0 20. 20 BRUNI Minardi Cosworth B 73 круга 0 |
Именинники Гран-При США-2004:20.06.04 - Вилли Рампф, технический директор Sauber, 51 год |
Чемпионат пилотовПилот Очки 1. M.Schumacher 80 2. Barrichello 62 3. Button 44 4. Trulli 41 5. Alonso 25 6. Montoya 24 7. Sato 14 8. R.Schumacher 12 9. Fisichella 10 10. Coulthard 9 |
Кубок конструкторовКоманда Очки 1. Ferrari 142 2. Renault 66 3. BAR Honda 58 4. Williams-BMW 36 5. McLaren Mercedes 17 6. Sauber Petronas 15 7. Toyota 8 8. Jordan Ford 5 9. Jaguar Cosworth 3 10. Minardi Cosworth 1 |
Гонщик команды Newman/Haas Себастьян Бюрда выиграл итоговую квалификацию в Портленде, опередив своего партнёра по команде Бруно Жункейру на четыре сотые секунды. Третьим стал действующий чемпион серии Пол Трейси, а четвёртое время смог показать Джастин Уилсон из Mi-Jack Conquest. Таким образом, преимущество команды Пола Ньюмана и Карла Хааса становится всё более очевидным, поэтому вполне логично, что и воскресная гонка стала бенефисом пилотов самой знаменитой "конюшни" современного CART...
Себастьян Бюрда выиграл и воскресную гонку, несмотря на постоянное давление со стороны Бруно Жункейры. Бюрда удерживал Жункейру позади на каждом из трёх рестартов. Сначала бразилец не смог атаковать француза на старте гонки, затем на трассе появились жёлтые флаги, вызванные столкновением Мишеля Журдена и Марио Домингеза в первом повороте трассы, и после ухода пейс-кара Себастьян вновь остался впереди. Последний раз автомобиль безопасности появился, когда развернуло всё того же Домингеза, и он прихватил с собой и Родолфо Лавина... Уход пейс-кара вновь не привёл к смене лидера.
Наконец гонка вошла в нормальный ритм, и Бюрда начал постепенно отрываться от своего напарника, увеличив своё преимущество до пяти с лишним секунд. Однако Жункейра был явно не согласен с таким положением дел во внутрикомандной борьбе и начал активно атаковать и буквально на каждом круге ставить быстрейшее время гонки. Бюрда был вынужден также прибавить темп и стал улучшать своё личное лучшее время, однако Бруно был быстрее. Но всё же Жункейре не хватило совсем чуть-чуть, и он финишировал вслед за Бюрдой в ничтожных 1,2 секундах...
Действующий чемпион серии Пол Трейси очень своеобразно использовал правило о трёх обязательных пит-стопах под зелёными флагами. Канадец максимально оттягивал свои дозаправки, впервые остановившись аж на 33 круге из 94, но всё, что удалось Полу - попасть на подиум. Ввязаться в битву двух Newman/Haas он уже не мог и финишировал в 40 секундах позади пары лидеров.
Таким образом, в чемпионате явно наметились два явных фаворита, и ими стали Себастьян Бюрда и Бруно Жункейра. Француз и бразилец (как это похоже на пару Сенна-Прост) ведут нешуточную войну на трассе, войну с переменным успехом, и если в первых гонках Жункейра несколько оторвался от своего напарника, то одержав вторую подряд победу, Бюрда подобрался в чемпионате достаточно близко к своему "вечно второму" напарнику, чьи вице-чемпионские звания давно стали привычным явлением... Сможет ли Жункейра в этом сезоне разрушить сложившуюся традицию, покажут следующие гонки. А пока чемпионат только начинается, и ввязаться в битву двух Newman/Haas может ещё кто угодно...
Длина круга: 3169 м
Количество кругов: 94
Дистанция: 297,886 км
Победитель 2003 года: А. Фернандез
ФП Пилот Команда Отставание Причина схода 1 Sebastien Bourdais Newman/Haas Racing 1:45'50.461 2 Bruno Junqueira Newman/Haas Racing 1.247 3 Paul Tracy Forsythe Championship Racing 40.066 4 Patrick Carpentier Forsythe Championship Racing 52.356 5 Justin Wilson* Mi-Jack Conquest Racing 58.429 6 AJ Allmendinger* RuSPORT 59.337 7 Alex Tagliani Rocketsports Racing 1 круг 8 Jimmy Vasser PKV Racing 1 круг 9 Mario Haberfeld Walker Racing 1 круг 10 Roberto Gonzalez* PKV Racing 1 круг 11 Oriol Servia Dale Coyne Racing 2 круга 12 Ryan Hunter-Reay Herdez Competition 2 круга 13 Gaston Mazzacane* Dale Coyne Racing 2 круга 14 Michel Jourdain Jr RuSPORT 2 круга 15 Nelson Philippe* Rocketsports Racing 3 круга 16 Alex Sperafico* Mi-Jack Conquest Racing 4 круга 17 Rodolfo Lavin Forsythe Championship Racing авария 18 Mario Dominguez Herdez Competition авария |
Чемпионат пилотовПилот Очки 1. Bruno Junqueira 105 2. Patrick Carpentier 99 3. Sebastien Bourdais 98 4. Paul Tracy 79 5. Ryan Hunter-Reay 75 6. Justin Wilson 71 7. Mario Dominguez 66 8. Alex Tagliani 63 9. А.J. Allmendinger 54 10. Michel Jourdain Jr. 52 |
Историческая Справка
Началось всё в далеком 1906 году, когда Автомобильный клуб Франции загорелся идеей построить у себя на Родине трассу Гран-При. После рассмотрения более чем сотни предложений, которые поступали со всех концов страны, АКФ выбрал одно. Согласно этому проекту 103-километровая трасса должна была появиться близ городка Ле-Ман, что в 210 км от Парижа. После проведения первого Гран При трасса на долгое время пришла в забвение, и только после Первой мировой обрела свои сегодняшние очертания и своё место в автоспорте.
Днем Рождения легендарной гонки принято считать 26 мая 1923 года, когда был дан старт первому суточному марафону. Выиграли его Ляграш и Леонар, на автомобиле Chenard&Walker, преодолев дистанцию в 2209,54 км, по 17-километровой трассе. Кстати, из 33 стартовавших тогда экипажей, до финиша добрались 30, такой надежности Ле-Ман больше не видел. В первое десятилетие за победу боролись в основном лишь гонщики Франции и Британии. За многие десятилетия к ним добавились пилоты из многих стран, включая и представителей "нового света".
Впервые марафон не проводился в 1936 году, из-за кризиса французской автомобильной промышленности. В следующий же раз перерыв был взят с 1940 по 1948 годы, по причине проведения другого массового мероприятия - Второй Мировой Войны.
После трагедии 1955 года, когда погибло 80(!) человек, Mercedes-Benz уходит из гонок на три с лишним десятилетия. И в Ле-Мане попеременно отмечаются на первых местах британские Jaguar и Aston Martin, итальянская Ferrari, французские Renault и Matra, американский Ford, немецкий Porsche.
Эпоха застоя началась для Ле-Мана, когда прекратилось проведение чемпионата мира спортпрототипов. Не слишком многим хотелось вкладывать огромные средства ради единственного старта в сезоне.
За восемьдесят лет существования трасса Сартэ пережила не мало взлетов и падений, трагедий и праздников. Здесь погибло почти сто человек, больше чем даже на пресловутом "Зеленом Аде". Но именно здесь зародилась традиция обливания после финиша шампанским. За эти десятилетия, Ле-Ман подарил нам много легенд, и сам стал легендой. Ведь, как известно, в автоспорте существуют три самые престижные гонки планеты: ГП Монако, Indy-500 и ... "24 часа Ле-Мана". Это ли не самая высшая награда трем энтузиастам: Жоржу Дюрану, Шарлю Фару и Эмилю Кокюлю, "выносившим" и "родившим" легенду в начале XX века.
Факты
- больше всего пилотов добрались до финиша в 1923 и 1951 годах - 30, меньше всего в 1931 - шесть;
- больше всего побед среди марок у Porsche - 16, Ferrari - 9, Jaguar - 7;
- из 71 гонки в Ле-Мане 34 победы у шинников Dunlop, 14 - Goodyear, 12 - Michelin;
- самый плотный финиш: 1966 год, когда машину победителей отделило от второго места всего 20 метров;
- максимальный же разрыв между победителями и вторым место составил 349,808 км, в 1927 году;
- Грэм Хилл является единственным пилотом, выигравшим все три престижнейшие гонки планеты;
- Фил Хилл является единственным пилотом, выигравшим за одни сезон и чемпионат Ф-1 и "24 часа Ле-Мана", было это в 1961 году.
К сожалению, в последние годы в Ле-Мане вновь назревает "кризис жанра". Да, почти все лучшие пилоты мира собраны здесь, но при этом ни Ф-1, ни CART, ни IRL не делают паузы в своих чемпионатах, что бы действующие гонщики могли стартовать и в Ле-Мане. С уверенностью можно сказать, что некогда знаменитая на весь мир гонка становится приютом отставных пилотов Ф-1 и других серий, а так же тестеров сидящих без работы.
Говоря о "наших днях", стоит упомянуть и о современных пилотах Ф-1, принимавших участие в легендарной гонке. В разные годы в марафоне стартовали: Эдди Ирвайн, Михаэль Шумахер, Марк Уэббер. А два шотландца - Аллан Мак-Ниш и Дэвид Култхард - даже выигрывали гонку в Сартэ. Правда, Аллан победил в 1998 году в абсолютном зачете (на Porsche 911 CT1, вместе с Л. Айло и С. Ортелли), а Дэвид в 1993 году, только в своём классе GT, да и то позднее был дисквалифицирован. Любой пилот не откажется выиграть эту легендарную гонку, Жак Вильнев, например, не скрывает своей мечты стать первым гонщиком в истории, выигравшим чемпионат мира Ф-1, серию CART, Indy 500 и "24 часа Ле-Мана", что ж, канадец может попытать счастье в 2005.
Спустя не одно десятилетие Мерседес вернулся в Ле-Ман в 1999 году. Стараясь, показать себя как можно лучше, немцы довели состояние своей машины до такого совершенства, что она, так сказать, превратилась в самолет. Уже на тренировках болиды команды делали попытки подняться в небо, но команда не придала этому значение. А во время суточного марафона, эти попытки воплотились в жизнь: преследовавший лидера Мерседес Питера Дамбрека взмыл в воздух на 20 метровую высоту, по счастливой случайности он приземлился на колеса, никого не задев. Пилоту так же даже не понадобилась помощь. А второй "летун" - Марк Уэббер, даже смог привлечь к себе внимание благодаря этому инциденту, и попасть в Ф-1. Сильнее всех пострадала сама команда Мерседес, которой пришлось снять с гонки третью машину, претендовавшую на победу. После таких происшествий, Мерседес вряд ли в ближайшее время рискнет выпустить свои машины на трассу Сартэ.
Если вы следили за автоспортивной жизнью последних лет, то наверняка в курсе, что три года подряд (2000-2002) победителями Ле-Мана становились: Франк Бьела, Эмануэль Пирро и Том Кристенсен - пилоты Audi. Эта троица уже знакома нам по чемпионату DTM, где все трое так же выступают за Audi, правда, за разные команды. Три победы подряд все же не самое лучшее достижение, в истории Ле-Мана были победные серии и подлиннее. Однако стоит признать, что ингольштадская троица отныне и навсегда вписала своё имя в книгу рекордов знаменитой гонки планеты, как экипаж трижды побеждавший в одном составе.
В 2003 году Audi не выставляла заводской команды, а "частники" не смогли противостоять лидерам. Audi просто не с кем было сражаться, поэтому концерн VW лишь сменил "бегунов", сделав ставку на Bentley. Естественно, что немцы хотели отправить на гонку "звездный" экипаж 2002 года, а вот британцы хотели видеть в команде соотечественника. Так к Кристенсену и Капелло присоединился Гай Смит. Гонку 2003 можно охарактеризовать одной фразой - "Bentley начинает и выигрывает". Стартовав с двух первых мест оба экипажа так и пришли к финишу.
Ну и наконец, говоря о дне сегодняшнем, нельзя не послушать, что о легендарном марафоне думает тоже легенда - Михаэль Шумахер: "Это интересно, но участвовать в 24-часовой гонке я не собираюсь, даже после завершения своей карьеры в Формуле - 1". В качестве доводов в свою пользу Шумахер приводит невозможность обеспечения достаточной безопасности и то, что он уже находиться на вершине автоспорта и ещё одна победа где бы то ни было, ничего к его репутации не прибавит. Немца можно понять, обидно выбыть из гонки, из-за ошибки своего партнера по команде. Учитывая, что сказано это было, когда Михаэль был ещё четырехкратным чемпионом, сейчас, когда его кратность ещё возросла, мнение его, вероятно, только крепчает.
Класс LM P1 | |||
№ | Команда | Автомобиль | Пилоты |
2 | CHAMPION RACING | AUDI | J.LEHTO (FIN) |
4 | TAURUS SPORTS RACING | LOLA JUDD | D.ANDRE (FRA) |
5 | AUDI SPORT JAPAN TEAM GOH | AUDI | S.ARA (JPN) |
6 | ROLLCENTRE RACING | DALLARA JUDD | M.SHORT (GBR) |
8 | AUDI SPORT UK TEAM VELOQX | AUDI | F.BIELA (DEU) |
9 | KONDO RACING | DOME MUGEN | H.KATO (H) (JPN) |
10 | TAURUS SPORTS RACING | LOLA CATERPILLAR | P.ANDREWS (GBR) |
11 | PANOZ MOTOR SPORTS | PANOZ ELAN | P.BOURDAIS (FRA) |
14 | TEAM NASAMAX | NASAMAX JUDD | R.STIRLING (CAN) |
15 | RACING FOR HOLLAND | DOME JUDD | J.LAMMERS (NLD) |
16 | RACING FOR HOLLAND | DOME JUDD | T.CORONEL (NLD) |
17 | PESCAROLO SPORT | PESCAROLO JUDD | E.COLLARD (FRA) |
18 | PESCAROLO SPORT | PESCAROLO JUDD | S.AYARI (FRA) |
20 | LISTER RACING | LISTER STORM | J.NIELSEN (DNK) |
22 | ZYTEK ENGINEERING LTD | ZYTEK | A.WALLACE (GBR) |
25 | RML | LOLA MG | M.NEWTON (GBR) |
27 | INTERSPORT RACING | LOLA JUDD | J.FIELD (USA) |
29 | NOEL DEL BELLO | REYNARD LEHMANN | J.MAURY LARIBIERE (FRA) |
88 | AUDI SPORT UK TEAM VELOQX | AUDI | J.DAVIES (GBR) |
| Класс LM P2 |
|
|
24 | RACHEL WELTER | WR | Y.TERADA (JPN) |
31 | COURAGE COMPETITION | COURAGE AER | A.FREI (CHE) |
32 | INTERSPORT RACING | LOLA JUDD | W.BINNIE (GBR) |
35 | EPSILON SPORT | COURAGE WILLMAN | G.JEANNETTE (USA) |
36 | GERARD WELTER | WR | J.BOUVET (FRA) |
37 | PAUL BELMONDO RACING | COURAGE AER | P.BELMONDO (FRA) |
| Класс GTS |
|
|
61 | BARRON CONNOR RACING | FERRARI 575 MARANELLO | J.BOSCH (NLD) |
62 | BARRON CONNOR RACING | FERRARI 575 MARANELLO | M.HEZEMANS (NLD) |
63 | CORVETTE RACING | CORVETTE C5-R | R.FELLOWS (CAN) |
64 | CORVETTE RACING | CORVETTE C5-R | O.GAVIN (GBR) |
65 | PRODRIVE RACING | FERRARI 550 MARANELLO | C.McRAE (GBR) |
66 | PRODRIVE RACING | FERRARI 550 MARANELLO | T.ENGE (SVK) |
69 | LARBRE COMPETITION | FERRARI 550 MARANELLO | C.BOUCHUT (FRA) |
| Класс GT |
|
|
70 | JMB RACING | FERRARI 360 MODENA | J.MELO (BRA) |
72 | LUC ALPHAND AVENTURES | PORSCHE 911 GT3 RS | L.ALPHAND (FRA) |
75 | THIERRY PERRIER | PORSCHE 911 GT3 RS | I.KHAN (GBR) |
77 | CHOROQ RACING TEAM | PORSCHE 911 GT3 RSR | H.KUROSAWA (JPN) |
78 | PK SPORT LTD | PORSCHE 911 GT3 RS | D.WARNOCK (GBR) |
80 | MORGAN WORKS RACE TEAM | MORGAN AERO8 | A.SHARPE (GBR) |
81 | THE RACERS GROUP/KEVIN BUCKLER | PORSCHE 911 GT3 RSR | I.DONALDSON (GBR) |
83 | SEIKEL MOTORSPORT | PORSCHE 911 GT3 RS | G.ROSA (ITA) |
84 | SEIKEL MOTORSPORT | PORSCHE 911 GT3 RS | A.BURGESS (CAN) |
85 | FREISINGER MOTORSPORT | PORSCHE 911 GT3 RSR | R.KELLENERS (DEU) |
86 | FREISINGER MOTORSPORT | PORSCHE 911 GT3 RSR | A.VASILIEV (RUS) |
87 | ORBIT RACING / RODGER HAWLEY | PORSCHE 911 GT3 RSR | L.HINDERY (USA) |
89 | CHAMBERLAIN - SYNERGY MOTORSPORT | TVR TUSCAN 400R | B.BERRIDGE (GBR) |
90 | DALE WHITE, WHITE LIGHTNING RACING | PORSCHE 911 GT3 RSR | S.MAASSEN (DEU) |
92 | TEAM CIRTEK MOTORSPORT | FERRARI 360 MODENA | F.MOUNTAIN (GBR) |
96 | CHAMBERLAIN - SYNERGY MOTORSPORT | TVR TUSCAN 400R | L.TOMLINSON (GBR) |
Все автомобили, принимающие участие в 24-часовом марафоне делятся на четыре класса, каждый со своими особенностями. Давайте разберемся, кого куда отнести.
LM P1
К этому классу относятся автомобили типа Audi R8, Pescarolo-Jude, Dome и другие, в общем, все автомобили, которые в прошлые годы относились к классу LM P900 и LM GTP.
Вес: 900 кг. Максимальная длина - 465 см/макс-я ширина - 200 см/ макс-я высота - 103 см
Техника: объём двигателя 6000 см3 для атмосферных/4000 см3 для турбинированных. С этого года введено ограничение на размер заднего антикрыла - максимум 180 см. Горловина топливного бака - 31 мм (в прошлом году - 33 см).
Этот регламент будет действителен на 2005 год, а вот с 2006 года вступят в силу новые правила касающиеся аэродинамики.
В этом году автомобили, которые принадлежали к классу LM P675 (Zytek, Lola #27, Lola-MG, Reynard-Lehman), относятся к классу LM P1, но только те, что с карбоновым шасси. Они должны весить не более 675 кг, но они не столь мощны как экс-представители LM P900 (ныне этого класса нет).
LM P2
А вот автомобили из расформированного LM P675, но с алюминиевым шасси, относятся к этому классу (только #32 Lola-Judd).
Этот класс был создан для участников, не имеющих денег на выступления в классе LM P1. Ограничения длины/ширины/высоты такие же как в LM P1. Минимальный вес - 750 кг.
Двигатель: объём двигателя 3400 см3 для атмосферных (максимум 8 цилиндров)/2000 см3 для турбинированных (максимум 6 цилиндров).
LM GTS
К этому классу относятся автомобили выступающие в чемпионате FIA-GT, в категории "GT". С той лишь разницей, что размер заднего антикрыла для гонки в Ле-Мане несколько меньше и разрешено использовать карбоновые тормоза.
Минимальный вес 1100 кг, максимальная ширина - 200 см.
Двигатель: объём - 8000 см3 для атмосферных/4000 см3 для турбинированных.
Нововведения 2004: некоторые аэродинамические элементы были изменены для облегчения подготовки.
Представители: Corvette, Ferrari 550 Maranello, Ferrari 575 Maranello.
LM GT
К этому классу относятся автомобили выступающие в чемпионате FIA-GT, в категории "N-GT": Porsche 911 GT3, Ferrari 360 Modena, TVR Tuscan, Morgan Aero 8.
Это самый медленный класс в Ле-Мане, по крайней мерее на сухой трассе.
Минимальный вес 1100 кг, максимальная ширина - 200 см.
Двигатель: всё так же, как для класса LM GTS. Карбоновые тормоза запрещены.
В этом году марафон пройдет уже в 72 раз. Ниже вы сможете вкратце ознакомиться с командами и пилотами - главными претендентами на победу, как в своём классе, так и в общем зачёте.
Несмотря на недостаток заводских команд в премьер классе (LM P1) этого года, или наоборот благодаря этому, сохраняется надежда, что на протяжении всей гонки разные экипажи будут бороться за победу. Такого зрелища зрители были лишены аж с 2000 года, когда началось доминирование Volkswagen-Audi. Не стоит забывать и о 4 болидах VW-Audi, подготовленных не заводскими командами, которыми будет управлять дюжина пилотов экстра класса.
Недостаток опыта выступления на международных аренах частные Audi компенсируют пилотским составом. Два экипажа команды AUDI SPORT UK TEAM VELOQX смело можно назвать звездными. Под восьмым номером выступят: Аллан Мак-Ниш, Пьер Каффер и, приглашенный специально для Ле-Мана Франк Бьела. Шотландско-немецкому трио будет противостоять экипаж под номером 88: Джонни Херберт, Джимми Дэвис и их новый партнёр Гай Смит - прошлогодний победитель. Эта троица станет первым полностью британским экипажем, с 1957 года, борющимся за победу на 13-километровом треке.
Команда CHAMPION RACING, выступающая в American Le Mans Series, занявшая третье место в прошлом году, сразу за двумя непобедимыми экипажами Bentley, в марафоне 2004 рассчитывает на большее. Благо, пилоты это позволяют: Джей Джей Лехто, Эмануэль Пирро и Марко Вернер, имеют не малый опыт общения с R8, больший, чем оба экипажа VELOQX.
Команда AUDI SPORT JAPAN TEAM GOH, так же рассчитывает показать максимум. Ведь в её составе выступает пятикратный победитель "24 часов Ле-Мана" Том Кристенсен. Который будет не прочь сравняться с легендарным Жаки Иксом, у которого 6 побед (1969, 75-77 и 81-82 годы) в легендарной гонке. В напарники Кристенсену были взяты: Риналдо Капелло и японец Сеиджи Аре.
Борьбу за звание "лучшего из остальных" или за последнюю ступень подиума (в случае проблем у кого-то из экипажей Audi) поведут: три автомобиля марки Dome, одна Dallara, два Pescarolo, 4 Lola и по одному Zytek, Panoz, Reynard и Lister Storm.
В классе GTS в этом году представлены одни лишь Ferrari (575 Maranello и 550 Maranello) и Corvette C5-R. А вот состав пилотов не может не радовать. Оливье Гэвин, Оливье Беретта и Ян Магнуссен - составят один экипаж, а Рон Фелловс, Макс Папис и Джонни О'Коннел - будут управлять Корветом под номером 63. Состав PRODRIVE RACING так же заслуживает уважение. Экипаж под номером 65: Колин МакРей, Риккард Руделл и Даррен Тёрнер. Вторая тройка: Томаш Энге, Питер Кокс, Алан Меню. Оба экипажа на Ferrari 550 Maranello. В этом классе должна разгореться не шуточная борьба за победу.
Переходим к следующему классу - GT. Здесь, как всегда много команд способных победить: на Porsche 911 GT3 RSR: FREISINGER MOTORSPORT, THE RACERS GROUP, DALE WHITE LIGHTNING RACING и ORBIT RACING. На Ferrari 360 Modena: JMB RACING. Именно в этом классе впервые стартую два наших пилота - Алексей Васильев и Николай Фоменко, вместе с Робертом Нирном они поведут PORSCHE 911 GT3 RSR, под номером 86.
Среди команд, борющихся за средние места в классе GT, будут: MORGAN WORKS RACE TEAM с их Morgan Aero8, и CHAMBERLAIN - SYNERGY MOTORSPORT с двумя великолепными фиолетовыми TVR Tuscan 400R.
Поул-позицию, как того и следовало ожидать, завоевал пилот Audi, небезызвестный Джонни Херберт. Это его первый поул в классической французской гонке на выносливость. Аллан МакНиш квалифицировался вторым, что само по себе не плохо, учитывая проблемы с двигателем, возникшие на машине шотландца по ходу круга. Команда потратила почти два часа на замену двигателя. МакНиш возвратился на трассу за 25 минут до конца сессии, для того, чтобы завершить подбор настроек на гонку.
Дэвид Брэбэм смог показать прекрасное время (3.33,923), Zytek австралийца был настроен на высокую прижимную силу. От настроек с низкой прижимной силой было решено отказаться, так как они не позволяли Брэбэму достаточно удачно проходить поворот Porsche Curve. "У меня не получался чистый круг с тех пор, ох, я не знаю когда", - сбивчиво радовался австралиец, довольный своим третьим местом.
Том Кристенсен неплохо проводил свой квалификационный круг, но "столкнулся" с трафиком и не смог показать ничего лучше своего 4-о места. "Я не расстроен, всё было достаточно честно", - сказал датчанин, который стремится к шестой победе в Ле-Мане. К слову сказать, Кристенсен выигрывает каждые 24 часа и 1000 км с 2000 года.
Себастиан Бюрда смог показать шестой результат, отодвинув таких грандов как Вернер/Лехто/Пирро из Audi, на 7-е место. Ингольштадский экипаж не смог воспользоваться преимуществом лучших условий на трассе, поскольку у них имелись проблемы с передним амортизатором. Марко Вернер смог закончить свою зачетную попытку буквально за считанные секунды до конца сессии, со временем - 3.34,927.
Courage Александра Фрея, Жан-Марка Ганона и Сэма Хэнкока установил лучшее время в классе LM P2. Ганон показал - 3.41,126, опередив второй экипаж Courage Бельмондо/Госселин/Савиоззи на 10 секунд.
В классе GTS всё было ещё более захватывающим. Сначала Рикард Руделл захватил поул, обезопасив его от Корветов. Но Оливье Гэвин, как раз на Корвете, опережает его, в тот самый момент, когда все уже вроде бы поверили в победу экипажа Феррари. Томаш Энге "приложил" свою Ferrari 550 Maranello в повороте Porsche Curve. Но команда смогла на столько хорошо её восстановить, что чех показывает - 3.49,438 - поул в классе GTS у Феррари.
Porsche команды WHITE LIGHTNING RACING завоевывает поул-позицию в классе GT, выиграв чуть более секунды у Ferrari 360 Modena. Несмотря на небольшое происшествие перед мостом Dunlop команда довольная результатами дня.
Все пилоты сумели квалифицироваться в лимите времени, включаю Николая Фоменко из FREISINGER MOTORSPORT, у которого сгорел двигатель. Небольшой послужной список Франко Монтани (CIRTEK MOTORSPORT), он гоняется всего 14 месяцев, позволил ему квалифицировать на одну позицию впереди нашего экипажа. В гонке кокпит Ferrari 360 Modena с ним разделят Роб Вилсон и Ханс Хугенхолоц.
No Экипаж Команда Время 01. Davies/Smith/Herbert Audi UK Veloqx Audi R8 3:32.838 02. McNish/Biela/Kaffer Audi UK Veloqx Audi R8 3:33.233 03. Wallace/Brabham/Shimoda Zytek Zytek 04S 3:33.923 04. Kristensen/Ara/Capello Goh Audi R8 3:34.038 05. Fukuda/Michigami/Katoh Kondo Dome-Mugen 3:34.143 06. Collard/Bourdais/Minassian Pescarolo Pescarolo-Judd 3:34.252 07. Lehto/Werner/Pirro Champion Audi R8 3:34.927 08. Lammers/Dyson/Kaneishi Racing for Holland Dome-Judd 3:36.353 09. Short/Barbosa/Barff Rollcentre Dallara-Judd 3:39.260 10. Coronel/Wilson/Firman Racing for Holland Dome-Judd 3:40.261 11. Ayari/Comas/Treluyer Pescarolo Pescarolo-Judd 3:40.399 12. Gounon/Hancock/Frei Courage Courage-AER 3:41.126* 13. Erdos/Kinch/Newton RML Lola-AER 3:42.298 14. Stirling/Lupberger/McGarrity Nasamax Nasamax-Judd 3:42.429 15. Nielsen/Elgaard/Moller Lister Lister LMP 3:43.760 16. Field/Dayton/Connor Intersport Lola-Judd 3:48.670 17. Enge/Kox/Menu Prodrive Ferrari 550 3:49.438** 18. Gavin/Beretta/Magnussen Corvette Corvette C5-R 3:49.750** 19. Leuenberger/Vann/Andre Taurus Lola-Judd 3:50.703 20. Fellows/O'Connell/Papis Corvette Corvette C5-R 3:51.378** 21. Rydell/Turner/McRae Prodrive Ferrari 550 3:51.755** 22. Belmondo/Gosselin/Saviozzi Belmondo Courage-AER 3:51.862 23. Maury-Laribiere/Boulet/Besson del Bello Reynard-Lehmann 3:53.640 24. Bouchut/Goueslard/Dupard Larbre Ferrari 550 3:55.500** 25. Blanchemain/Berville/Bourdais Panoz Panoz GTP Elan 3:57.816 26. Jeannette/Derlot/Pickering Epsilon Courage-Willman 3:57.850* 27. Field/Binnie/Sutherland Intersport Lola-Judd 3:59.984* 28. Hezemans/Barde/Deletraz Barron Connor Ferrari 575 4:00.714** 29. Bouvet/Gommendy/Briere Welter WR 4:05.163* 30. Roussel/Terada/Porta Welter WR 4:05.852* 31. Bosch/Sullivan/Biagi Barron Connor Ferrari 575 4:06.375** 32. Long/Bergmeister/Maassen P/WL Porsche 911 GT3-RSR 4:07.394*** 33. Melo/Daoudi/de Fournoux JMB Ferrari 360 4:08.484*** 34. Hindery/Lieb/Rockenfeller Orbit/BAM Porsche 911 GT3-RSR 4:09.079*** 35. Ortelli/Dumas/Kelleners Freisinger Porsche 911 GT3-RSR 4:10.011*** 36. Rosa/Caffi/van Merksteijn Seikel Porsche 911 GT3-RS 4:11.490*** 37. Kurosawa/Nishizawa/Orido Choroq Porsche 911 GT3-RSR 4:12.949*** 38. Khan/Sugden/Smith Perrier Porsche 911 GT3-R 4:13.009*** 39. Berridge/Stockton/Caine Chamberlain-Synergy TVR Tuscan 4:13.368*** 40. Burgess/Collin/Bagnall Seikel Porsche 911 GT3-RS 4:13.943*** 41. Andrews/Lockie/Kumpen Taurus Lola-Caterpillar 4:14.380 42. Alphand/Almйras/Lavieille Alphand Porsche 911 GT3-RS 4:14.785*** 43. Mountain/Wilson/Hugenholtz Cirtek Ferrari 360 4:18.768*** 44. Fomenko/Vassiliev/Nearn Freisinger Porsche 911 GT3-RSR 4:18.973*** 45. Greensall/Tomlinson/Evans Chamberlain-Synergy TVR Tuscan 4:19.980*** 46. Donaldson/Fisken/Nielsen Racers Group Porsche 911 4:20.010*** 47. Warnock/Matthews/Daniels PK Porsche 911 GT3-RS 4:21.237*** 48. Cunningham/Sharpe/Hyde Morgan Works Morgan Aero 8 4:24.080*** |
* - LMP2; ** - GTS; *** - GT; остальные (без звездочки) - LMP1 |
В воскресенье, 13 июня в 16:00 по местному времени закончился 72-й легендарный марафон. Итоги его хоть и можно было предсказать заранее, но от этого он не стал менее интересным и желанным, как для участников, так и для зрителей.
Любому, кто посмотрит в финишный протокол, гонка может показаться скучной, ведь первые три места у Audi, но это было отнюдь не так.
(c) www.lemans.org |
"Я всё ещё не могу поверить, - говорит Кристенсен. Жаки Икс пожелал мне удачи и сказал, что однажды я обязательно доберусь до его рекорда. Он был прав. Мои товарищи по команде и Жаки вероятно думаю, что я - удачливый ублюдок, вероятно так и есть".
Первое и второе место разделила 41 секунда - ничтожный разрыв для 24-часового марафона (в прошлом году разница составила 2 круга). Последний круг японцу Аре, пришлось "гнать во весь опор", ведь на хвосте у него висел опытнейший Джонни Херберт, полный решимости отыграться. Для Херберта это уже третий подряд финиш на втором месте.
"В этом году я имел все шансы повторить свой успех 1991 года, однако я заканчиваю гонку вторым уже третий раз к ряду, - вздыхает экс-пилот Ф-1. Печально, но это гонки. Иногда удача сопутствует вам, а иногда счастливая звезда сияет для кого-нибудь другого".
Экипаж Audi UK (Херберт, Смит, Дейвис) безупречно лидировал на протяжении многих часов, пока им не пришлось совершить вынужденный пит-стоп, для устранения неполадок в левом заднем амортизаторе. Эта остановка дорого стоила команде, они пропустили вперед автомобиль команды Team Goh Audi, и так и не смогли отыграться.
Команды Audi заявили, что будут продолжать участвовать в гонках, в том числе и друг против друга, что доставляет им ещё больше удовольствия. Две оставшиеся Audi так же могли побороться за победу, если бы в начале гонки Аллан МакНиш и Дж. Дж. Лехто не поскользнулись бы на масле из машины одного из Поршей. "Я заметил Порш в дыму, когда приближался к нему сзади, потом мы вылетели, - сообщил МакНиш. Я был слишком занят, что бы разглядеть какого он был цвета". Лехто не успел среагировать и отправился в гравий вслед за МакНишем. Оба смогли вернуться в боксы, МакНиш, чтобы быть госпитализированным в больницу, Лехто, чтобы продолжать бороться за подиум, вместе с Пирро и Вернером. Впрочем, уже вечером шотландца выпустили из медицинского центра, не обнаружив ничего, что угрожало бы его здоровью.
"Результаты гонки не были однозначно ясны даже на самом последнем круге, не было ни единой скучной минуты, - делится своими ощущениями босс Audi Motorsport Вольфганг Ульрих. Дуэль, которую мы видели последние несколько часов, сравнительно редка для Ле-Мана".
Экипаж PESCAROLO SPORT вновь вел жесткую борьбу с Audi, но проблемы с двигателем не позволили Эмануэлю Колларду, Себастиану Бюрде и Николя Минасьяну увидеть клетчатый флаг. Зато второй экипаж этой команды (Аяра, Комас, Трилайер) закончил марафон на 4 месте в общем зачете, на одно место выше Бьелы и Каффера, которые завершали гонку, пока МакНиш восстанавливался после инцидента.
Не простой была эта гонка для команды RACING FOR HOLLAND. Экипаж Ламмер, Дайсон, Канеши финишировал на 7 месте, успев устранить по ходу гонки проблемы с топливным насосом и мотором. Второй экипаж (Фирман, Вильсон, Коронер) приехал 19-м, "подкачала" коробка передач.
В классе LM2 до финиша добрался только экипаж под номером 32, выступавший на Lola за "Intersport Racing" (Билл Биннии/Клинт Филд/Рик Саферленд).
Экипаж Гэвин/Магнуссен/Беретта на CORVETTE C5-R финишировал 6- м в общем зачете и первым в своем классе GTS. И это несмотря на разворот и проблемы с шинами.
(c) www.lemans.org |
Пилоты команды WHITE LIGHTNING RACING Патрик Лонг, Джордж Бергмейстер и Саша Маассен стали победителями в классе GT. Выиграли они впрочем, не без проблем. В какой-то момент гонки, из-за проблем с четвертой передачей они были вынуждены передать лидерство экипажу FREISINGER MOTORSPORT - Ортелли, Думас, Келленерс. Всё шло, словно по шаблону, экипажу Yukos'а так же пришлось посетить боксы, для замены датчика коленчатого вала. Естественно, что они потеряли лидерство, да ещё и пропустили вперед трех японцев из команды CHOROQ RACING на Porsche 911 GT3 RSR. Ну, а российские поклонники, если таковые вообще имелись на трибунах кольца Сартэ, потеряли интерес к гонке уже через 5 часов 22 минуты после старта, когда было официально объявлено о сходе экипажа под номером 86. Партнер Алексея Васильева и Николая Фоменко - Роберт Нирн, вылетел с трассы недалеко от поворота "Porsche Curve" - машину бросило о стену - говорить о продолжении гонки уже не приходилось. А начиналось всё очень неплохо. Стартовав 12-м Васильев смог за час прорваться на девятое место в своем классе. Сменивший его, Роберт Нирн отыграл ещё 4 позиции. На третьем часу гонки за руль вновь садится Алексей, и через час передает машину Фоменко, находясь уже на 3 месте в классе GT. Следом за россиянином место в кокпите занимает англичанин и через четыре круга совершает ту самую, пресловутую ошибку. "Очень обидно заканчивать Ле-Ман вот так, - с досадой и злостью говорит Васильев. Думаю, что в следующий раз наш экипаж обойдется без англичан. Возможно, третьим пилотом станет русский. И, может быть, им будет Роман Русинов. Правда, для этого ему необходимо много тренироваться".
Обе машины TVR TUSCAN T400 R добрались до финиша на 22-23 местах, что является несомненным успехом для маленькой британской фирмы.
No Экипаж Команда Пройдено 1. Kristensen/Ara/Capello Goh Audi R8 379 кругов 2. Davies/Smith/Herbert Audi UK Veloqx Audi R8 + 41.354 3. Lehto/Werner/Pirro Champion Audi R8 368 кругов 4. Ayari/Comas/Treluyer Pescarolo Pescarolo-Judd 361 круг 5. McNish/Biela/Kaffer Audi UK Veloqx Audi R8 350 кругов 6. Gavin/Beretta/Magnussen Corvette Corvette C5-R 343 круга** 7. Lammers/Dyson/Kaneishi Racing for Holland Dome-Judd 341 круг 8. Fellows/O'Connell/Papis Corvette Corvette C5-R 334 круга** 9. Rydell/Turner/McRae Prodrive Ferrari 550 329 кругов** 10. Long/Bergmeister/Maassen P/WL Porsche 911 GT3-RSR 327 кругов*** 11. Enge/Kox/Menu Prodrive Ferrari 550 325 кругов** 12. Kurosawa/Nishizawa/Orido Choroq Porsche 911 GT3-RSR 322 круга*** 13. Ortelli/Dumas/Kelleners Freisinger Porsche 911 GT3-RSR 321 круг*** 14. Bouchut/Goueslard/Dupard Larbre Ferrari 550 317 кругов** 15. Burgess/Collin/Bagnall Seikel Porsche 911 GT3-RS 317 кругов*** 16. Alphand/Almйras/Lavieille Alphand Porsche 911 GT3-RS 316 кругов*** 17. Stirling/Lupberger/McGarrity Nasamax Nasamax-Judd 316 кругов 18. Donaldson/Fisken/Nielsen Racers Group Porsche 911 GT3-RSR 314 кругов*** 19. Coronel/Wilson/Firman Racing for Holland Dome-Judd 313 кругов 20. Mountain/Wilson/Hugenholtz Cirtek Ferrari 360 311 кругов*** 21. Leuenberger/Vann/Andre Taurus Lola-Judd 300 кругов 22. Berridge/Stockton/Caine Chamberlain-Synergy TVR Tuscan 300 кругов*** 23. Greensall/Tomlinson/Evans Chamberlain-Synergy TVR Tuscan 291 круг*** 24. Khan/Sugden/Smith Perrier Porsche 911 GT3-R 283 круга*** 25. Nielsen/Elgaard/Moller Lister Lister LMP 279 кругов 26. Field/Binnie/Sutherland Intersport Lola-Judd 278 кругов* 27. Roussel/Terada/Porta Welter WR 270 кругов* 28. Cunningham/Sharpe/Hyde Morgan Works Morgan Aero 8 222 круга*** |
* - LMP2; ** - GTS; *** - GT; все остальные - LMP1 |
Ну, вот и всё, гонка закончилась, кто-то плачет от счастья, кто-то покинул автодром вскоре после старта. Совсем скоро страсти улягутся, действующие пилоты вернутся к своим чемпионатам, тестеры к рутинной работе. Но ещё долго в душе каждого, кто выходил на старт Ле-Мана, будут кипеть не шуточные страсти и переживания. Участие (не говоря уже о победе) в этой гонке даёт пилотам незабываемые ощущения. А зрители, погоревав или порадовавшись за "своих" так же вернуться к рутине, к жизни. На этом можно было бы ставить точку, но гонки не кончаются, и ровно через год всё начнется заново...
Подготовлено: maDmaX
Дата рождения: 14.07.1978, Фалун (Falun), Швеция
Карьера в автоспорте: 1993 - Картинг
|
Дата рождения: 07.12.1981, Роузенхейм (Rosenheim), Германия
1993 - Победитель немецкого Чемпионата картинг слалом среди юниоров.
|
Дата рождения: 22.11.1981, Берлин (Berlin), Германия
Карьера в автоспорте: 1995 - Картинг. Восьмое место в восточно-германском Чемпионате.
|
Немецкая национальная серия зародилась в 1984 году, как ни странно в Германии. В свое время она считалась, и не просто так, самой популярной кузовной серией в Европе. Главной причиной тому служил регламент, позволявший использовать самые современные на тот момент технические новинки. В те стародавние времена болиды DTM ничуть не уступали оным из Ф-1, кроме того, немало пилотов первой формулы продолжали свои потуги в этом чемпионате. Но были здесь и свои звезды, к примеру Клаус Людвиг, Мануэль Рейтер и Бернд Шнайдер. Последний, кстати, выступал в Ф-1 в 1988-90 годах, за команду Zakspeed, где лучшим его результатом было 12-е место в ГП Германии' 88 и ГП США'90. Ну, что-то мы перешли на личности, давайте вернемся непосредственно DTM'у.
Всё бы хорошо, да вот только слишком дорого обходилось участие в этом чемпионате, и в итоге BMW и Audi отказались от этой затеи. Оба этих концерна перешли в более дешевые британские и итальянские "кузова". Вы, наверное, подумали, что на этом серия и "загнулась". Однако. Конкуренция осталась ещё очень жесткой, хоть тон и задавали Mercedes, пилоты на Opel и Alfa Romeo так же выглядели отнюдь не бледно.
Международная автомобильная федерация, глядя на огромную популярность DTM, решила предать соревнованиям официальный статус. Так наш DTM стал называться ITC - Международный кузовной чемпионат, звучит, действительно, официальней. Из-за смены вывески, увеличились траты команд (приходилось больше ездить и т.д. и т.п.), а вот доходы от рекламы отнюдь не торопились расти. И, в итоге, в 1996 году чемпионат ITC/DTM прекратил своё существование. Печально, но факт.
С тех пор "утекло" много воды, а точнее бензина, масла и других тех. жидкостей. И в 2000 году прошел первый возрожденный чемпионат DTM. Регламент нового чемпионата был изменен с "точностью до наоборот". Теперь упор делался на существенное снижение стоимости участия: стандартными для всех машин стали коробки передач, тормоза, шины, блоки цилиндров и аэродинамические элементы. В общем, получился этакий "европейский NASCAR", где, как известно, исповедуется религия "дешевизны всего и вся".
Однако, действующие лица остались те же - Mercedes, Opel и Audi. Alfa Romeo же решила, что с неё хватит, и выступать не стала. Первый возрожденный чемпионат выиграл Бернд Шнайдер на Mercedes'е. Он так же чемпионствовал и в 2001 и в 2003 годах. А вот в 2002-м уступил шесть очков Лорану Айло на Audi TT-R.
Главное отличие "нового" DTM в том, что Opel несколько сдал свои позиции, уступив почетное право соревноваться с кланом Mercedes командам на Audi. Чего же не хватает современному DTM'у? Как мне кажется, не хватает ему ещё парочки участников - BMW и Alfa Romeo, они смогли бы дополнить чемпионат и сделать борьбу ещё насыщенней и интересней. И если о возвращении итальянцев хотя бы ходят слухи, то в стане баварцев всё довольно глухо, видимо, BMW больше заинтересовано в Формуле один.
Вот, собственно, и всё, это вам не "Королева автоспорта", истории которой можно было бы уделить не один десяток томов, "немец" ещё молод и интересно будет посмотреть на его развитие.
Год Чемпион Команда Автомобиль 2003 Бернд Шнайдер D AMG Mercedes Mercedes-Benz CLK 2002 Лоран Айло F Abt Sportsline Audi TT-R 2001 Бернд Шнайдер D AMG Mercedes Mercedes-Benz CLK 2000 Бернд Шнайдер D AMG Mercedes Mercedes-Benz CLK 1995 Бернд Шнайдер D AMG Mercedes Mercedes-Benz C-Klasse 1994 Клаус Людвиг D AMG Mercedes Mercedes-Benz C-Klasse 1993 Никола Ларини I Alfa Romeo Alfa Romeo 155 1992 Клаус Людвиг D AMG Mercedes Mercedes-Benz 1991 Франк Бьела D AZR Audi 1990 Ханс Штук D SMS Audi 1989 Роберто Равалья I Schnitzer BMW 1988 Клаус Людвиг D Graf Ford 1987 Эрик ван дер Пуле B Zakspeed BMW 1986 Курт Тим DK Nickel Rover 1985 Пер Стуресон S IPS Volvo 1984 Фолькер Штрисек D Gubin BMW |
Рубрику о DTM поддерживает maDmaX
Немецкий этап чемпионата мира 2000 года ожидался с большим нетерпением. Ушедший было в начале сезона в отрыв Михаэль Шумахер последние две гонки сходил с дистанции и не набирал очков, в то время как его главный соперник Мика Хаккинен во Франции был вторым позади своего напарника Дэвида Култхарда, в Австрии и вовсе выиграл гонку и смог вплотную приблизиться к лидеру чемпионата, набрав 48 очков против 56 у немца. Поклонники Шумахера ждали триумфа своего любимца на родине, болельщики Хаккинена надеялись, что действующий чемпион мира ещё ближе подберётся к своему сопернику... На вторых пилотов McLaren и Ferrari (особенно Ferrari) внимания было обращено гораздо меньше...
Положение Рубенса Баррикелло в Ferrari всем известно, поэтому вероятность победы бразильца оценивалась как крайне малая. Ещё меньше шансов у Рубиньо осталось накануне гонки, когда на четвёртой минуте квалификации на болиде бразильца отказал двигатель, и машина остановилась после первого поворота... Рубенс вернулся в боксы, и ему пришлось ждать, когда механики восстановят разбитый утром Михаэлем Шумахером запасной болид. Лишь на 35-й минуте Баррикелло показался на трассе, но погода уже испортилась, начался дождь, и Рубенсу пришлось приложить максимум усилий, чтобы вообще попасть на стартовую решётку: 40 минута - 1'56,723 - 22 результат (не входит в 107%); 57 минута - 1'53,328 - 22 результат (не входит в 107%) - на трассе 21 машина; 59 минута - 1'49,544 - 17 результат (есть место на стартовой решётке); 61 минута - Хайнц-Харальд Френтцен показывает тот же 17-й результат и отодвигает Рубенса на 18 позицию...
Воскресная же гонка стала для Баррикелло просто невероятной, и Рубенс провёл просто прекрасный Гран-При, немалую роль в котором сыграла и огромная удача. Сначала новичок Williams Дженсон Баттон не может вовремя уйти на старт прогревочного круга, и англичанину приходится стартовать с последнего места, Рубенс уже 17-й. Отличный старт бразильца, и в первом повороте он уже 11-й, а в Ost - 10-й. Уже на стартовой прямой сходят два пилота - опасный манёвр Михаэля Шумахера выводит из борьбы и его самого, и пилота Benetton Джанкарло Физикеллу.
Рубенс тем временем начинает творить чудеса на трассе, он проходит одного соперника за другим. На втором круге бразилец проходит оба BAR Рикардо Зонты и Жака Вильнёва, на третьем опережает Эдди Ирвайна, на пятом в повороте Clark обгоняет Йоса Ферстаппена и попадает в очковую зону - на шестое место. Шестой круг - тот же самый Clark, где повержен уже Джонни Херберт, Рубенс пятый, в 11,2 секундах от лидирующего Хаккинена и в 5,4 секундах от идущего четвёртым Педро де ла Росы. Десятый круг - Рубенс уже на хвосте у де ла Росы, двенадцатый круг - вновь поворот Clark, и испанский гонщик Arrows остаётся позади, а впереди лишь Ярно Трулли и два лидирующих McLaren, отставание от Хаккинена около 12 секунд.
На пятнадцатом круге дистанции всё в том же Clark Баррикелло обгоняет и Ярно Трулли, впереди у бразильца только Мика Хаккинен и Дэвид Култхард. Но угнаться за McLaren не так-то просто, да и настаёт время отправляться на дозаправку. Совершив на семнадцатом круге свой пит-стоп, Рубенс возвращается на трассу шестым между Френтценом и Ирвайном. После дозапрвки Хайнца-Харальда Баррикелло пятый, а обогнав на 25 круге в Clark Педро де ла Росу, бразилец перемещается на четвёртое место. И на этом же круге в Ost появляется человек с плакатом...
Протестующий против своего незаконного (как ему кажется) увольнения бывший работник заводов Mercedes нашёл на Хоккенхайме, пожалуй, самый идеальный способ отомстить своему бывшему работодателю, вызвав своим появлением на трассе автомобиль безопасности, полностью нивелировавший огромное преимущество двух лидирующих McLaren-Mercedes... Хаккинен и Баррикелло отправляются на свои дозаправки, кругом спустя то же делает и Дэвид Култхард, а ещё через круг вдали от автодрома уже начинается дождь...
На 29 круге дан рестарт, и Баррикелло атакует идущего вторым Ярно Трулли в повороте Clark, но пока не проходит итальянца. На 30 круге сталкиваются Жан Алези и Педро-Паоло Диниц, на трассе вновь автомобиль безопасности. И только пейс-кар сворачивает на пит-лейн, дождь начинается уже на самой трассе, но идёт он лишь на стадионе, в то время как на дальних участках абсолютно сухо. Хаккинен и Трулли бросаются в боксы и меняют резину на дождевую, Рубенс Баррикелло остаётся на трассе и становится лидером гонки. Ferrari не спешит зазывать бразильца на смену резины...
Рубенс Баррикелло празднует свою первую в карьере победу (c) www.grandprix.com |
В этой замечательной, очень интригующей и крайне драматичной гонке в Хоккенхайме кроме победителя, погоды и прочих обстоятельств одним из главных действующих лиц стал и сам автодром. Классический Хоккенхаймринг выложил в том Гран-При все свои козыри: места для обгонов (прежде всего поворот Clark); большая протяжённость, позволяющая играть стратегам команд в целые шахматные партии; даже лес, где притаился любитель побегать по трассе с плакатами... К сожалению, это была предпоследняя в истории старого Хоккенхайма гонка, и уже в 2002 году автодром превратился в банальную, похожую на многие другие европейскую трассу...
Длина круга: 6825 м
Количество кругов: 45
Дистанция: 307,125 км
Погода: облачно, тепло, влажно
Победитель 1999 года: Э. Ирвайн / Scuderia Ferrari Marlboro
ФП Пилот Команда Время Очки Причина схода 1 Rubens Barrichello БК Ferrari 1:25:34.418 10.00 2 Mika Hakkinen McLaren -00:07.452 6.00 3 David Coulthard McLaren -00:21.168 4.00 4 Jenson Button Williams -00:22.685 3.00 5 Mika Salo Sauber -01:27.112 2.00 6 Pedro de la Rosa Arrows -01:29.790 1.00 7 Ralf Schumacher Williams -01:30.897 8 Jacques Villeneuve BAR -01:47.537 9 Jarno Trulli Jordan -01:50.901 10 Eddie Irvine Jaguar -02:19.664 11 Gaston Mazzacane Minardi -02:29.504 Не классифицированы: 12 Nick Heidfeld Prost 40 кругов разворот 13 Heinz-Harald Frentzen Jordan 39 кругов электрика 14 Jos Verstappen Arrows 39 кругов разворот 15 Ricardo Zonta BAR 37 кругов разворот 16 Alexander Wurz Benetton 33 круга разворот 17 Marc Gene Minardi 31 круг двигатель 18 Pedro Paulo Diniz Sauber 29 кругов авария 19 Jean Alesi Prost 29 кругов авария 20 Johnny Herbert Jaguar 12 кругов коробка передач 21 Giancarlo Fisichella Benetton 0 кругов авария 22 Michael Schumacher Ferrari 0 кругов авария |
ФП - финишная позиция, БК - быстрейший круг |
1-25 Mika Hakkinen 26-27 David Coulthard 28-35 Damon Hill 36-45 Rubens Barrichello
Баррикелло за свою карьеру прошел три стадии. На первой он считался перспективным молодым талантом и даже наследником Сенны, на втором - талантливым пилотом, которому жутко не везет в гонках. И, наконец, Баррикелло стал побеждать, но молодость прошла, а талант не был тем фактором, из-за которого бразильца пригласили в "Феррари".
После серии сокрушительных побед в бразильском картинге, Рубенс перебрался в Европу, точнее, в Британию. Следует сказать, что этот путь впоследствии повторили многие бразильские автогонщики, а некоторые даже жили в доме Рубенса. Баррикелло повезло - он нашел спонсоров и мог проявить свой талант, не заглядывая в карман. Так, Рубиньо стал чемпионом британской "Ф-3", опередив, кстати, Дэвида Култхарда. Потом была международная "Ф-3000" и "бронза" по итогам 92-го года.
Наконец, Баррикелло позвали в первую "Формулу". Сделал это хозяин еще молодой команды Эдди Джордан. Несмотря на то, что свои первые очки Рубенс набрал лишь на предпоследнем этапе, вины его в этом не было - сочетание "Джордан-Харт" не позволяло претендовать на большее.
Следующий сезон вышел куда более успешным. И более значимым. После гибели Сенны в Имоле (сам Рубенс там же попал в серьезную аварию) именно Баррикелло провозгласили наследником Бразильского Волшебника. Шестое место в чемпионате, первый в карьере поул (Бельгия) вовсе не опровергали эту теорию. Гораздо значимее результатов были сами гонки в исполнении Баррикелло - всего, что позволяла не самая быстрая машина, он достигал.
Следующие два года получились в определенном смысле "застойными". Да, Рубенс по-прежнему стабильно набирал очки, но совершить прорыв было невозможно. "Джордан" пытался вытеснить "МакЛарен" из "большой четверки", но до первых трех команд была настоящая пропасть. В данной ситуации наиболее оптимальным продолжением карьеры стал бы переход в топ-команду. И такое предложение было! Но Баррикелло, что сейчас особенно интересно, отказался составить пару Михаэлю Шумахеру в "Феррари" образца 96-го года.
Вместо этого, Рубенс перешел в новую команду - "Стюарт-Форд". Дебютный год для "конюшни" трехкратного чемпиона прошел достаточно неплохо. Учитывая сложность входа в закрытый клуб Большого Цирка, второе место в дождевом Монако выглядит просто прекрасным результатом. Если и следующий год в "Стюарте" прошел под знаком проблем, то затем ситуация стала меняться к лучшему. Увы, и здесь Баррикелло мог чувствовать себя обделенным: регулярные старты с первых трех линий поля заканчивались, как правило, сходами. А когда появился реальный шанс одержать-таки первую победу, удача улыбнулась напарнику Баррикелло - британцу Херберту.
Казалось, талантливый гонщик так ни разу и не побывает на верхней ступени подиума. Бразильцы уже смирились, что медленно, но верно стареющий Баррикелло не добьется успехов Сенны. И когда Ирвайн покинул "Феррари", и итальянцы начали искать второго номера "под Шумахера", Рубиньо решил, что дважды от предложения "Скудерии" отказываться не стоит.
Переход в "Феррари" стал крайне выгодным шагом с точки зрения статистики: наконец-то была одержана первая победа. За ней последовали еще и еще. В 2002-м году Баррикелло стал вице-чемпионом мира…
Но все это было на фоне триумфа премьера "Феррари" - Михаэля Шумахера. Нельзя сказать, что все победы были бледными. В Сильверстоуне-2003 Рубенс провел свою лучшую гонку, не оставив соперникам ни малейшего шанса. Однако, симпатичный стиль куда-то делся. Кроме великолепного Сильверстоуна были и два австрийских Гран При, где команда ясно дала понять, где находится место Баррикелло. Каждый год Рубенс начинает со слов, что имеет равные шансы с Михаэлем и рано или поздно станет чемпионом мира. Все с ним соглашаются. Особенно, Жан Тодт и сам старший Шумахер…
1993 г. - Jordan-Hart: 2 очка, 17-19 места в ЧМ | (Напарники: Эдди Ирвайн (Великобритания), 1 очко, 20-22 места в ЧМ; Эммануэле Наспетти (Италия), 0 очков; Марко Аписелла (Италия), 0 очков; Тьерри Бутсен (Бельгия), 0 очков; Иван Капелли (Италия), 0 очков |
1994 г. - Jordan-Hart: 19 очков, 1 ПП 6-е место в ЧМ | Напарники: Эдди Ирвайн, 6 очков, 14-16 места в ЧМ; Андреа де Чезарис (Италия), 4 очка, 18-21 места в ЧМ; Агури Сузуки (Япония), 0 очков |
1995 г. - Jordan-Peugeot: 11 очков, 11-е место в ЧМ | Напарник: Эдди Ирвайн (Великобритания), 10 очков, 12-е место в ЧМ |
1996 г. - Jordan-Hart: 14 очков, 8-е место в ЧМ | Напарник: Мартин Брандл (Великобритания), 8 очков, 11-е место в ЧМ |
1997 г. - Stewart-Ford: 6 очков, 13-е место в ЧМ | Напарник: Ян Магнуссен (Дания), 0 очков |
1998 г. - Stewart-Ford: 4 очка, 12-е место в ЧМ | Напарники: Ян Магнуссен, 1 очко, 15-17 места в ЧМ, Йос Ферстаппен (Нидерланды), 0 очков |
1999 г. - Stewart-Ford: 21 очко, 1 ПП, 7-е место в ЧМ | Напарник: Джонни Херберт (Великобритания), 15 очков, 1 победа, 8-е место |
2000 г. - Ferrari: 62 очка, 1 победа, 1 ПП, 3 БК, 4-е место в ЧМ | Напарник: Михаэль Шумахер (Германия), 108 очков, 9 побед, 9 ПП, 2 БК, Чемпион мира |
2001 г. - Ferrari: 56 очков, 3-е место в ЧМ | Напарник: Михаэль Шумахер, 123 очков, 9 побед, 11 ПП, 3 БК, Чемпион мира |
2002 г. - Ferrari: 77 очков, 4 победы, 3 ПП, 4 БК, 2-е место в ЧМ | Напарник: Михаэль Шумахер, 144 очков, 11 побед, 7 ПП, 8 БК, Чемпион мира |
2003 г. - Ferrari: 65 очков, 2 победы, 3 ПП, 3 БК, 4-е место в ЧМ | Напарник: Михаэль Шумахер, 93 очков, 6 побед, 5 ПП, 5 БК, Чемпион мира |
Родился: 23.05.1972 Сан-Паулу, Бразилия
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Статистика по состоянию на 15 июня 2004 г. |
Автор благодарит Сергея Кузнецова и Изверга Ааза за помощь в подготовке рубрики "Гонка из прошлого"
Длина круга: 1207 м
Количество кругов: 250
Дистанция: 301,750 км
Победитель 2003 года: С. Диксон
Покрытие: гравий
Профиль: тесные и извилистые горные участки
Дистанция: 383,33 км
Спецучастков: 17
Победитель 2003 года: К. Сайнц / Citroen Xsara
День 1: 24.06.04 Четверг - 1 суперспецучасток (2,50 км)
25.06.04 Пятница - 6 спецучастков (149,33 км)
День 2: 26.06.04 Суббота - 6 спецучастков (153,60 км)
День 3: 27.06.04 Воскресенье - 4 спецучастка (77,90 км)
Длина круга: 2,300 м
Количество кругов: 72
Дистанция: 165,600 км
После того, как Вы прочли этот номер, пожалуйста, оставьте своё мнение о том, какой из материалов показался вам наиболее удачным. Находясь в он-лайн режиме, выберите наиболее интересный материал выпуска и нажмите на кнопку "Голосовать". Если в окне Вашего браузера появился сайт рассылки, значит, всё прошло успешно, и Ваше мнение зачтено.
Примечание для пользователей The Bat: вам необходимо открыть вложенный в письмо HTML-файл и голосовать непосредственно из браузера.
Обзор Гран-При Канады | 2 (14%) |
Отчёт об очередном этапе IRL - Bombardier 500 | 0 (0%) |
Серия статей о чемпионате DTM от maDmaX'а | 2 (14%) |
Рассказ о первой победе в Формуле-1 Оливье Паниса | 10 (72%) |
Приглашаются к сотрудничеству авторы рассылок на Subscribe.Ru для обмена формами быстрой подписки |
Убедительная просьба к подписчикам сообщать о любых проблемах, возникающих при чтении рассылки. Это необходимо для оперативного их устранения |
Сайт рассылки |
© Автор рассылки: Flasher
| Количество подписчиков: 859 |
Если Вы не видите меню в верхней части страницы, возможно, Вы зашли сюда по ссылке извне (например, с помощью поисковой машины). Пожалуйста, нажмите здесь для полного доступа к сайту. |