ОБЗОР СОБЫТИЙ МИРОВОГО АВТОСПОРТА


Выпуск № 43

     Привет, друзья!

Сегодня в выпуске:




Сегодня в нашей рассылке дебютирует новая рубрика, повествующая о набирающей популярность в нашей стране немецкой кузовной серии DTM. Вести рубрику любезно согласился maDmaX, ранее радовавший своими отличными репортажами лишь очень небольшой круг участников дискуссионного листа "Большие гонки".

Но сначала maDmaX подготовил для вас ознакомительную статью, благодаря которой вы сможете лучше узнать об особенностях спортивного и технического регламентов серии, познакомиться с пилотами чемпионата 2004 года.

В начало ▲


Большие гонки

Чемпионат DTM


DEUTSCHE TOURENWAGEN MASTERS

Технический регламент

К участию в чемпионате допускаются болиды, построенные на базе дорожных версий, которые должны выпускаться количеством не менее 10 000 штук в год. С этого года в гонках разрешено участие как двухдверных, так и четырехдверных автомобилей, сделано это для повышения числа потенциальных участников чемпионата, а значит, и для повышения его зрелищности.

Длина машин должна составлять от 4,25 до 4,80 метров, не больше и не меньше.

Автомобили обязательно должны быть заднеприводными, с V-образным 8-цилиндровым двигателем, рабочим объемом 4 литра. Тормозные системы идентичны у всех команд.

Электронные системы, призванные помогать пилотам, вроде ABS или системы контроля тяги запрещены.

Коробки передач предоставлены Hewland и X-Trac, команды могут выбрать любую из них.

В отличии от Ф-1, шины поставляются только одной фирмой - Dunlop, передние - 240/50R18, задние - 280/50R18. Размеры шин одинаковы, как у сликов, так и у дождевых.

Несмотря на то, что, казалось бы, гонки проводятся в закрытых болидах и на не самых высоких скоростях, безопасности уделяется не меньше внимания, чем в Ф-1. Так, с 2002 года все пилоты обязаны использовать систему поддержки головы и шеи - HANS. Также используется индивидуальная ячейка безопасности (наподобие монокока в Ф-1), изготавливаемая специально под каждый автомобиль.


Спортивный регламент

Чемпионат 2004 года состоит из 10 этапов. Первый и последний в Германии, на Хоккенхаймринге. Гонщики также побывают в Португалии (Эшторил), Италии (Адриа), Голландии (Зандворт), Чехии (Брно) и ещё три раза вернутся в родную Германию на Лаузицринг, Норисринг и Нюрбургринг.

Квалификация. Состоит из двух частей, в первой 20-минутной сессии определяются места с 11 по 21, а для определения первых 10 мест существует вторая 30-минутная сессия, в которой разыгрывается так называемый "Супер-поул". Пилоты стартуют в обратно порядке, по итогам заездов определяется обладатель "супер-поула" и, соответственно, остальные места со 2 по 10.

Гонка. Дистанция - 160 км, с двумя обязательными пит-стопами, на которых механики обязаны заменить все 4 колеса, дозаправка также разрешена, но не является обязательной. Правда, учитывая емкость топливного бака - 70 литров, проехать всю гонку без дозаправок вряд ли удастся, поэтому тактика в DTM имеет немаловажное значение. О том сколько раз пилот был на пит-стопе символизируют лампочки на заднем окне автомобиля, зажигаемые после каждой остановки в боксах.

Система начисления очков аналогична Ф-1: 10-8-6-5-4-3-2-1.


Сезон-2004

Команда

Пилоты

Автомобиль

HWА

Бернд Шнайдер[GER],
Кристиан Альберс[NLD*],
Гэри Паффетт[GBR],
Жан Алези[FRA]

AMG-Mercedes C-Klasse

OPC Team Phoenix

Марсел Фэсслер[SHZ*],
Лайран Айло[FRA],
Питер Дамбрек[GBR]

Opel Vectra GTS V8

Audi Sport Team Abt Sportsline

Маттиас Экстрём[SWE],
Мартин Томчек[GER],
Кристиан Абт[GER],
Том Кристенсен[DAN*]

Audi A4 DTM

OPC Team Holzer

Хайнц-Харальд Френтцен[GER],
Мануэль Рейтер[GER],
Тимо Шайдер[GER]

Opel Vectra GTS V8

OPC Euroteam

Йорен Бликемолен[NLD*]

Opel Astra V8 Coupe

Persson

Маркус Винкельхок[GER],
Стефан Микке[GER]

AMG-Mercedes CLK

Rosberg

Ярек Янис[CZE*],
Бернд Майландер[GER]

AMG-Mercedes CLK

Audi Sport Infineon Team Joest

Эмануэль Пирро[ITA],
Франк Бьела[GER]

Audi A4 DTM

*SHZ - Швейцария, *NLD - Нидерланды (Голландия), *DAN - Дания, *CZE - Чехия.


Итого:
3 производителя (Mercedes, Audi, Opel), 8 команд и 21 пилот: 10 немцев, 2 голландца, 2 британца, 2 француза, и по одному швейцарцу, шведу, чеху, итальянцу и датчанину.


"Звёзды"

В этом сезоне в DTM состав пилотов звездный, как никогда прежде:

. Франк Била - чемпион DTM 1991 года, трехкратный победитель 24 часов Ле-Мана;
. Эмануэле Пирро - пилот Ф-1 конца 80-х и начала 90-х, трехкратный победитель 24 часов Ле-Мана;
. Бернд Майлендер - победитель Кубка Porsche Carrera (1994), победитель 24 часов Нюрбургринга;
. Том Кристенсен - неоднократный чемпион Формулы-3, четырехкратный победитель 24 часов Ле-Мана, тест-пилот Ф-1 конца 90-х;
. Мануэль Ройтер - легендарный ветеран Опеля, победитель 24 часов Ле-Мана и 24 часов Нюрбургринга, обладатель многих формульных и кузовных титулов;
. Хайнц-Харальд Френтцен - 10 сезонов в Ф-1, вице-чемпион 1997, победитель трех Гран-При;
. Жан Алези - 13 сезонов в Ф-1, победитель Гран-При Канады 1995;
. Гэри Паффетт - многократный чемпион Формулы-Vauxhall и Ф-3;
. Лоран Аиелло - чемпион DTM (2002) и BTCC (1999);
. Бернд Шнайдер - трехкратный чемпион DTM (2000, 2001, 2003), чемпион FIA GT (1997), пилот Ф-1 конца 80-х.


Краткая характеристика положения дел в чемпионате

В этом году действующему чемпиону DTM Бернду Шнайдеру предстоит защищать свой титул, главным образом от свои собственных партнеров по команде: Альберса, Алези и Паффетта.

Настроение Шнайдера, несмотря на проигрыш на первом этапе, неунывающее, он может считать себя хозяином в чемпионате, больше чем кто-либо другой, и он знает, что на любом этапе за него будет болеть подавляющая часть зрителей.

Для пилота команды Audi Sport Infineon Team Joest Франка Бьелы выступление в чемпионате своего рода премия, но трехкратный победитель Ле-Мана готов дать бой Шнайдеру и Мерседесу.

Audi и DTM - постоянные партнеры на протяжении последних четырех сезонов, благодаря этому Кристиан Абт оказался поощрен новым А4, обновленным к сезону 2004.

Директор Audi Motorsport Волфганг Ульрих отозвался, что первый раунд соревнований был хорошим случаем продемонстрировать, что Audi провела не одну неделю в работе на износ.

Пока Мерседес сохраняет в своем составе самые известны имена, а Audi усилила свой состав тремя новыми пилотами, самые большие изменения произошли в стане Опеля: к уже зарекомендовавшим себя пилотам добавились новые имена. В Опеле объединились: британец Питер Дамбрек, прежний чемпион Audi Лайран Айло, бывший мерседесовец Марсел Фёсслер и, возможно наиболее существенное обновление, - трехкратный победитель ГП Ф-1 Хайнц-Харальд Френтцен.

Глава Opel Motorsport Волькер Струцек гордится тем, что смог собрать на 2004 год такой сильный состав и надеется на то, что сможет сломать превосходство клана Мерседеса. Однако, его надежды не совсем оправдались, в первый уик-энд Opel не смог дать бой не только Мерседесу, но и Ауди, впрочем, время ещё есть и если команда действительно сильна, то успехи не заставят себя ждать.

Среди новичков этого сезона выделяется Маркус Винкельхок - прежний лидер Европейской Ф-3, чей дядя Иохим (Joachim ) закончил свои выступления в конце 2003, способен надолго задержаться в первенстве.


На этом пока всё, если нашли ошибки или неточности (например, в переводе имен) пишите. Будем вместе разбираться с интересными немецкими гонками, надеюсь, поклонников прибавится!

Статья написана на основе информации с сайта www.dtm.de и собственных наблюдений.

maDmaX

В начало ▲


Чемпионат DTM

Гран-При Португалии


Квалификация

Напомню, что квалификационные заезды в DTM'е состоят из двух частей, в первой определяется десятка, которая будет бороться за "Супер-Поул" во второй части.

Много говорить о первой 30-минутке не имеет смысла, т.к. главная задача пилотов в этом заезде - попасть в первую десятку, соответственно какой-либо острой борьбы не наблюдалось, можно отметить небольшой вылет партнеров по команде Persson, немцев - Стефана Микке и Маркуса Винкельхока. Обоим, впрочем, удалось вернуться на трассу, но показать какое-либо приемлемое время, не говоря уже о первой десятке, им не удалось. Стоит так же вспомнить о попадании в заветную десятку Хайнца-Харальда Френтцена.

После перерыва заезды возобновились и пилоты начали выезжать на трассу в обратном порядке, соответственно первым выехал Кристиан Абт на Ауди, совершив круг без видимых ошибок, он показывает лишь 1.35,097. Почему "лишь"? Да потому, что мимика и жесты официальных лиц на капитанском мостике выражали именно это слово. Уже следующий пилот, которым был Тимо Шайдер на Опеле, значительно быстрее немца - 1.34,512. Это время надолго задержалось на первой строчке протокола, следующие пять пилотов не смогли и близко приблизиться к нему: Френтцен перетормозил в одном из поворотов и со временем 1.34,873 занял 2 место (впрочем не надолго). Ветеран серии Бернд Шнайдер шел с большим опережением по ходу круга, но на последнем секторе уступил очень много, еле-еле опередив Френтцена. Далее, триумфатор прошлой квалификации - Алези - 4-е место, Томчек - 2-е, Кристенсен - 3-е место, оба они отодвигают Жана уже на 6 место. На трассе новая звезда Мерседеса - Гэри Паффетт: с первого же сектора уверенное лидирование и закономерный поул, у времени Шайдера отыграно почти три десятых секунды. Голландец Кристиан Альберс разочаровывает своих поклонников, лишь пятый (1.34,700). И, наконец на трассе пилот Audi Sport Team Abt Маттиас Экстрём. Что не говори, а прав был Норберт Хауг, предсказывая плотную борьбу в гонке, вот только, борьба стала плотной уже в квалификации, пройдя свой круг, если и не идеально, то уж гораздо лучше других, Маттиас показал - 1.34,039 и Ауди получает заветный Супер-Поул.

 #  Пилот                    Производитель    Время   
 1  Маттиас Экстрём          Audi             1.34,039
 2  Гэри Паффетт             Mercedes         1.34,261
 3  Тимо Шайдер              Opel             1.34,512
 4  Кристиан Томчек          Audi             1.34,621
 5  Том Кристенсен           Audi             1.34,677
 6  Кристиан Альберс         Mercedes         1.34,700
 7  Бернд Шнайдер            Mercedes         1.34,745
 8  Хайнц-Харальд Френтцен   Opel             1.34,873
 9  Жан Алези                Mercedes         1.34,907
10  Кристиан Абт             Audi             1.35,097


Гонка

Так как в DTM разрешена контактная борьба и за небольшие касания никого не накажут, то на старте можно было ожидать очень бурного развития событий. Но ожидания не оправдались и пилоты, либо из-за благоразумия, либо из-за недостатка мощности своих машин, не смогли навязать друг другу мало-мальски серьезной борьбы, лишь Альберс смог переместиться с шестого на четвертое место, обойдя двух пилотов Ауди. Хайнц-Харальд Френтцен не очень удачно стартовал и пропустил нескольких пилотов, сумев, впрочем, уже в первом повороте отыграться и занять восьмое место, с которого и стартовал.

На втором круге Жан Алези (9), проводящий свой третий сезон в немецкой серии, начал активные атаки на Хайнца-Харальда Френтцена (8). Несколько поворотов пилоты проходят бок о бок, в очень жесткой и красивой борьбе, не обошлось и без небольшого касания, но немец пока сохраняет свою, и без того не лучшую, позицию. Через пару кругов француз в который раз предпринимает жесткую атаку на Френтцена и выталкивает того в гравий, новичок DTM возвращается на трассу, теряя приличное количество мест, Жан перемещается на восьмую позицию.

Пока два бывших формулиста ведут свою борьбу, пилот Ауди Эмануэль Пирро заезжает в боксы, похоже, что речь идет об устранении последствий касания с кем-то из пилотов.

На шестом круге начинается первая волна пит-стопов, её открывают: Экстрём, Шайдер, Кристенсен, Шнайдер, Абт, Дамбрек, Френтцен и Бьела. На следующем круге боксы посещают: Паффетт, Альберс, Томчек, Фёсслер, Рёйтер.

Жан Алези остается на трассе и он очень быстр. Едва не совершив ошибку, на торможении перед первым поворотом он разом обходит Альберса и Экстрёма. Обгон получился не бесспорным, в DTM не принято так рисковать вылетом или аварией с соперником, что ж, Алези можно понять, он ещё не был на пит-стопе и старается уйти в отрыв. Пит-стоп настегает Жана на 10 круге - 4,9 секунды, невероятно по меркам Ф-1 и хорошо по меркам DTM. Вместе с Алези, в боксах Маркус Винкельхок.

Победитель прошлого этапа Гэри Паффетт посещает боксы, для устранение последствий вылета и откатывается из первой десятки, крайне неудачная гонка для лидера чемпионата.

Положение на 13 круге: Альберс, Экстрём, Шайдер, Кристенсен, Томчек, Шнайдер, Алези, Фёсслер, Айло.

Не успели зрители, наконец, разобраться кто где, как начинается вторая волна пит-стопов. На 21 круге всё вновь возвращается на круги своя: Альберс, Экстрём, Шайдер, Томчек, Кристенсен, Шнайдер, Алези, Пирро, Фёсслер, Айло.

На 23 круге Френтцена разворачивает на трассе, немец теряет малейшие шансы на попадание в очковую зону. Острая борьба между Кристенсеном (5) и Шнайдером (6), пилоты долгое время шли с минимальным разрывом - 0,3 сек, но ветеран не смог обойти пилота Ауди. В результате собственной ошибки Тимо Шайдер пропускает пару Томчек-Кристенсен. После очередного пит-стопа Гэри Паффетт только 20-й, гонка провалена. На 27 круге преследовавший Фёсслера, Лойран Айло теряет контроль над машиной и уходит в занос, теряет одно место. Пятью кругами позже Марсел Фёсслер (10) заезжает в боксы - сход, Питер Дамбрек перемещается на 10-е место. В течении 34-36 кругов активизировалась борьба за первое место, Ауди Матиаса Экстрёма явно медленнее на прямых, но в поворотах швед не жалеет сил на атаки Мерседеса Альберса, всё безрезультатно, хотя иногда кажется, что ещё чуть-чуть и Ауди выйдет вперед. На последнем круге Экстрём уже не атакует, второе место тоже не плохо. Финиш.

Приехали: 1 место прекрасный результат для 25-летнего голландца, кроме того у Мерседеса снова первое место; запомнилась героическая борьба Алези, финиш на 7-м месте малая награда за такое; любимчик немецкой публики Бернд Шнайдер лишь пятый, ещё один мерседесовец Паффетт смог прорваться только на 13 место, новичок Опеля Френтцен, вновь огорчает - двенадцатый.

Гран-При Португалии

Португалия - Эшторил 01-02.05.2004

Длина круга: 4,183 м
Количество кругов: 37
Дистанция: 154,771 км
Победитель 2003: гонка не проводилась.

 ФП   #  Пилот        Производитель    Отставание 
  1   2  Альберс      Mercedes         1:00:22.163
  2   5  Экстрём      Audi                 +00,652
  3   6  Томчек       Audi                 +03,898
  4  12  Кристенсен   Audi                 +05,101
  5   1  Шнайдер      Mercedes             +06,036
  6  15  Шайдер       Opel                 +09,467
  7   8  Алези        Mercedes             +10,032
  8   4  Айло         Opel                 +33,985
  9  14  Дамбрек      Opel                 +36,281
 10  11  Абт          Audi                 +46,048
 11  44  Пирро        Audi                 +46,981
 12   9  Френтцен     Opel                 +52,144
 13   7  Паффетт      Mercedes             +55,512
 14  18  Микке        Mercedes             +58,199
 15  45  Бьела        Audi               +1.00,090
 16  10  Рёйтер       Opel               +1.00,822
 17  17  Винкельхок   Mercedes           +1.05,732
 18  21  Майландер    Mercedes           +1.16,170
 19  16  Бликемолен   Opel               +1.35,207
 20   3  Фёсслер      Opel                    Сход
 21  20  Янис         Mercedes                Сход
# - номер автомобиля


Рубрику о DTM поддерживает maDmaX

В начало ▲


Гонка из прошлого

Их первые победы

Часть двадцать третья: Найджел Мэнселл


После многообещающего бельгийского этапа чемпионата 1985 года, где пилот Williams Найджелл Мэнселл наконец смог приблизиться к лидерам и занять второе место в гонке, инженеры команды продолжали вести интенсивную работу над совершенствованием FW10. С верха двигателя была убрана электрика, за счёт чего удалось снизить высоту кожуха и, как следствие, оптимизировать поток воздуха, направленный на заднее антикрыло. Благодаря этому увеличилась прижимная сила, и управляемость задней части болида заметно улучшилась. В задней подвеске вместо коромысел установили сдвоенные верхние поперечные рычаги, также был изменён корпус коробки передач.

В Италии и Бельгии Мэнселл повредил рёбра, из-за чего тестовая работа над новинками была выполнена не полностью. Над испытанием новинок работали отозванный с чемпионата мира по картингу Кеке Росберг и испытывающий во Франции новые тормоза Жан-Луи Шлессер (известный ныне как великий мастер ралли-рейдов). Тестируя в Брэндс-Хэтче новую модель, Росберг установил новый рекорд круга, побив время 1982 года, показанное ещё на Williams с "юбкой", то есть с граунд-эффектом.

Однако на Гран-При Европы новая FW10B так и не была выставлена. У Найджелла Мэнселла не было ни новой конструкции мотора, ни новейшей подвески, закреплённой на новой коробке передач...

Главной проблемой Williams в холодную погоду была температура передних шин. Пока они прогревались до рабочей температуры, задние покрышки уже начинали изнашиваться. И если у Lotus был специальный агрегат для прогрева резины, то Патрику Хэду приходилось применять обычные обогреватели...

В пятницу на трассе блистал Айртон Сенна. Будущий Волшебник превысил рекорд трассы на 1,3 секунды, показав отличный результат 1'08,021. В субботу Сенна выжидал, когда кто-нибудь превзойдёт его результат. Первым это сделал соотечественник Айртона Нельсон Пике, показавший 1'07,482. Появившись на трассе, Сенна с теми же настройками, что и днём раньше, махом превзошёл время Пике на 0,3 секунды, а свой вчерашний результат и вовсе почти на секунду. В итоге бразилец записал в свою копилку очередной поул. Найджел Мэнселл мучился со своим болидом оба дня, однако всё же смог занять третье место на старте, позади двух бразильцев. Справедливости ради стоит добавить, что Williams на квалификации для повышения надёжности применяли пониженный наддув двигателя, в то время, как Lotus и Brabham просто "летали".

В субботу прошла гонка исторических автомобилей. В повороте Paddok Hill Bend вылетел с дороги и ударился о стену Connaught 1955 года под управлением Стивена Лэнгтона. Гонщик погиб, вылетев из кокпита и попав прямо под колёса другого автомобиля...

Williams FW10 Найджела Мэнселла
В ночь на воскресенье механики Williams перебрали машину Мэнселла в надежде найти верные настройки под полные баки. Также были заменены пружины и амортизаторы

Занявший в квалификации шестое место лидер чемпионата Ален Прост стартовал довольно уверенно, но "застрял" за Росбергом, а затем и вовсе выехал на траву. Француза опередила добрая половина пелотона, и вернулся Прост лишь четырнадцатым. Отлично принявший старт Мэнселл на одном из первых кругов ошибся в повороте Druids Hill Bend и немного сошёл с траектории. Британца обогнали Сенна, Росберг, Пике... Кеке Росберг вовсю атаковал Айртона Сенну, при этом после гонки финн жаловался, что бразилец постоянно блокировал его в Druids и Hawthorn. Тогда чемпион мира 1982 года начал решительные атаки в Surtees. В этом коварном левом повороте с подъёмом в гору Росберг атаковал буквально на каждом круге, пока на шестом круге Сенна, по мнению Росберга, не пересёк траекторию соперника. Росберга развернуло, при этом ещё и Нельсон Пике задел заднее колесо финна. Пике сошёл, а Росберг отправился в боксы, где ему заменили три колеса (задетое Пике ни в какую не снималось). Кеке планировал остановку на середине дистанции, но планы изменились: когда в середине гонки Williams предложили финну заехать на пит-стоп, Росберг отказался, хотя и не был уверен, что резина выдержит...

Впрочем, мы немного забежали вперёд, вернёмся к остановке Росберга после контакта с Пике. Вернувшись на трассу, горячий финн очень своеобразно отомстил своему обидчику Сенне. Кеке вернулся практически в круге от Айртона, выехав буквально перед носовым обтекателем будущего чемпиона. Известный своей обидчивостью Росберг упорно не желал пропускать вперёд Сенну, буквально заблокировав того. В повороте Graham Hill Lotus бразильца почти упёрся в коробку передач финна. Судьи вывесили жёлтые флаги, причём если в Druids они висели неподвижно, то в Surtees комиссары активно размахивали ими... И именно там, под жёлтыми флагами Найджел Мэнселл с известной долей помощи от своего напарника по Williams и прошёл лидера гонки.

Естественно, что после гонки был подан протест по поводу не совсем соответствующего правилам обгона Сенны Мэнселлом, однако, довольно странно, но протест был отклонён, хотя перед гонкой на брифинге пилотам вполне доступно объясняли, что в случае обгона при неподвижном жёлтом флаге их ожидает дисквалификация, при подвижном - штраф. Злые языки высказывались потом в том смысле, что ничего удивительного нет - чтобы британца дисквалифицировали на британской трассе... Однако, как бы то ни было, но Найджел Мэнселл выиграл свою первую с 1979 года гонку. Тогда, за шесть лет до этого, это была гонка на одноместных машинах.

Вторым, далеко отстав от победителя, финишировал Айртон Сенна, а вот третьим довольно неожиданно стал Кеке Росберг! Да-да, финн сумел попасть на подиум после своего происшествия в начале гонки. Откатившись после смены колёс на далёкое 23 место и оказав помощь Мэнселлу в обгоне Сенны, финн медленно, но верно, прошёл почти весь пелотон. Где-то впередиидущие пилоты сами сходили с дистанции, где-то Кеке опережал соперников в очной борьбе, в итоге очередной подиум в карьере харизматичного скандинава.

Лишь четвёртым стал Ален Прост, который и принял больше всего поздравлений после Гран-При Европы. Француз в очень тяжёлой гонке выиграл свой первый титул чемпиона мира. Этап в Брэндс-Хэтче вообще стал очень и очень напряжённым для McLaren. Дела в квалификации шли очень скверно, не помогало даже новомодное прогревание шин. На гонку Прост выбрал жёсткие шины для левых колёс и средней твёрдости - для правых. И это тоже оказалось ошибкой, в итоге во время пит-стопа на 38 круге (16,9 секунды) Ален просит команду оставить жёсткую резину только на заднем левом колесе... После остановки Ален действительно поехал гораздо быстрее и вскоре настиг лидирующую группу. Став третьим, Прост даже после схода шедшего вторым Марка Зурера (это наивысшее достижение в карьере пилота Brabham) остался на этой же позиции, пропустив вперёд Росберга.

Дела напарника француза шли ещё хуже. Травмированного Ники Лауду заменил Джон Уотсон, в последний раз гонявшийся два года назад. На квалификации Уотсон копировал настройки Проста, а затем и вовсе пытался уклониться от участия в Гран-При. Рон Деннис уже хотел было взять Дерека Уорика, но того не отпустила Renault. Гонку Уотсон откровенно провалил, очень долго британец шёл предпоследним (а после схода Мартини и вовсе последним), однако ближе к финишу, словно вспомнив, как управляется болид Ф1, Джон неожиданно серьёзно прибавил и поднялся ни много, ни мало на седьмое место - в секунду от очковой зоны.

Пассивность Алена Проста и явное нежелание вести активную борьбу за высокие места объясняется одним простым фактом. Главный соперник пилота McLaren в чемпионате мира гонщик Ferrari Микеле Альборето поехал на 10 круге менять шины, а спустя ещё три круга вновь заехал в боксы, но уже на медленно катящейся горящей машине... Гонщик ничего не мог поделать со своим автомобилем, пока механики не поймали и не остановили его вручную. Сход Альборето автоматически делал Алена Проста чемпионом 1985 года.

Интересной особенностью Гран-При стало то, что впервые на болиде Формулы-1 во время гонки была установлена телекамера. Трансляция с камеры на Renault Патрика Тамбэ использовалась телеканалом Thomson и пришлась по вкусу зрителям.



И в заключение немного политики.

Во время этапа в Брэндс-Хэтче весь мир, и паддок Ф1 не исключение, следил за тем, что происходило в ЮАР. А на ЮАР оказывалось огромное давление со стороны западных стран, недовольных политикой апартеида. В политические разборки оказались вовлечены и гонщики Формулы-1, ведь следующим этапом чемпионата 1985 года должен был стать Большой Приз Южной Африки. Французские команды Renault и Ligier, например, по "подсказке" своего правительства отказались ехать в Африку. Из пилотов же открыто высказали своё мнение лишь двое: Айртон Сенна и Ники Лауда. Оба сказали, что против апартеида, но не против ЮАР, поэтому на следующий Большой Приз они в любом случае поедут и примут участие в гонке. Сенна добавил к этому следующее: "Эта ситуация выше любого контракта, выше любых обычных факторов. В момент подписания бумаг такого предвидить нельзя".

На гонке в ЮАР с автомобилей McLaren, Arrows и Lola по просьбе титульных спонсоров были убраны рекламные логотипы (соответственно "Marlboro", "Barclay" и "Beatrice"). Впрочем, Lola всё же не участвовала в гонке из-за болезни своего единственного пилота Алана Джонса. Не велись телетрансляции гонки в США, ФРГ, Швейцарии, Франции. В Италии и Австрии трансляцию отменили из-за того, что в отсутствие компаньонов очень дорого обошлась бы аренда спутника...

В среду накануне гонки Прост перепутал время вылета рейса Swissair из Женевы. Однако на борту лайнера оказался Ники Лауда. Когда командир экипажа узнал от Лауды, что на земле остался чемпион мира, он прекратил разгон и вернулся к аэровокзалу. Однако, этот рейс был последним, и все работники наземных служб уже разъехались по домам, поэтому подать трап для невысокого Проста было некому... Интересно, что и Ники Лауда едва не опоздал на этот рейс. Когда австриец ехал в аэропорт, в его автомобиль врезался Jaguar. Пока шло разбирательство, Лауда спокойно вышел из машины и добрался в аэропорт самостоятельно. Однако, исчезновение Ники породило слухи о его серьёзной травме.

Гран-При Европы 1985 года

Европа - Брэндс-Хэтч 06.10.1985
Shell Oils Grand Prix of Europe

Длина круга: 4206,1 м
Количество кругов: 75
Дистанция: 315,458 км
Погода: облачно, тепло, сухо
Победитель 1984 года: Н. Лауда / Marlboro McLaren International


 ФП  Пилот                    Команда      Время        Очки   Причина схода
  1  Nigel Mansell            Williams    1:32:58.109   9.00
  2  Ayrton Senna             Lotus        -00:21.396   6.00
  3  Keke Rosberg             Williams     -00:58.533   4.00
  4  Alain Prost              McLaren      -01:06.121   3.00
  5  Elio de Angelis          Lotus        -1 круг      2.00
  6  Thierry Boutsen          Arrows       -2 круга     1.00
  7  John Watson              McLaren      -2 круга
  8  Philippe Streiff         Ligier       -2 круга
  9  Riccardo Patrese         Alfa Romeo   -2 круга
 10  Gerhard Berger           Arrows       -2 круга
 11  Eddie Cheever            Alfa Romeo   -2 круга
 12  Patrick Tambay           Renault      -3 круга
                        Не классифицированы:
 13  Marc Surer               Brabham      62 круга           турбо
 14  Stefan Johansson         Ferrari      59 кругов          генератор
 15  Jacques Laffite БК       Ligier       58 кругов          двигатель
 16  Christian Danner         Zakspeed     50 кругов          турбо
 17  Ivan Capelli             Tyrrell      44 круга           авария
 18  Martin Brundle           Tyrrell      40 кругов          трубка подвода воды
 19  Teo Fabi                 Toleman      33 круга           двигатель
 20  Philippe Alliot          RAM          31 круг            перегрев двигателя
 21  Piercarlo Ghinzani       Toleman      16 кругов          двигатель
 22  Alan Jones               Lola         13 кругов          перегрев двигателя
 23  Michele Alboreto         Ferrari      13 кругов          турбо
 24  Nelson Piquet            Brabham       6 кругов          авария
 25  Derek Warwick            Renault       4 круга           впрыск топлива
 26  Pierluigi Martini        Minardi       3 круга           авария
 27  Huub Rothengatter        Osella        НПК
ФП - финишная позиция, БК - быстрейший круг, НПК - не прошёл квалификацию


Лидерство в гонке:
   1-8    Ayrton Senna 
  9-75    Nigel Mansell


Найджел Мэнселл

Чемпион мира 1992 г.

Мэнселлу лишь раз за долгие годы в "Формуле-1" удалось стать сильнейшим пилотом. Но наряду с Пике, Простом и Сенной Найджел составлял квартет лучших гонщиков 80-х-начала 90-х. Его уж точно нельзя назвать везунчиком, столько неудач редко приходится на одну карьеру.

По образованию инженер, он работал над проектом реактивного двигателя, а лишь потом увлекся автогонками. После триумфа в картинге, Мэнселл перешел вначале в британскую "Формулу-Форд", а затем и в "Ф-3". Его путь в младших лигах начался в 1976 году. До того, как стать пилотом Гран При Мэнселл несколько раз попадал в серьезные аварии, в одной из них даже повредив позвоночник.

Решимость и скорость Мэнселла привлекли внимание босса "Лотоса" - Колина Чепмена, который подписал Найджа как тестера. И хотя свою работу британец делал усердно, он не являлся идеальным настройщиком. Это качество останется с Мэнселлом вплоть до завершения карьеры. Свой шанс Мэнселл получил в 1980 году на австрийском этапе. Ни там, ни в последующих двух гонках он не смог финишировать, а в Имоле даже не прошел квалификацию.

Но он смог стать полноправным пилотом "Лотоса" уже в следующем сезоне. Легендарная команда переживала тогда далеко не лучшие времена, а Мэнселл еще и уступил своему напарнику - итальянцу де Аньелису. Два полных сезона в "Лотосе" не принесли заметных успехов, но Чепмен безоговорочно верил в Найджела. И эта вера заставляла пилота работать, не опуская рук. Но в декабре 1982 года Колин Чепмен умер. С его смертью эра "Лотоса" неотвратимо близилась к закату. Сменивший Чепмена на командном мостике Питер Уорр не был склонен поддерживать Мэнселла в любой ситуации. Менеджер и гонщик часто не находили общего языка.

На знаменательном Гран При Монако-84 Мэнселл впервые в жизни возглавил пелетон "Формулы-1". Но тогда ему не удалось победить - авария на мокром асфальте лишила его всех шансов. Мэнселл был подавлен - недавно умерла его мать, и он хотел посвятить свою первую победу ее памяти. Вместо кубка из рук князя Ренье, он удостоился публичных оскорблений от Уорра. Это предопределило уход Мэнселла из "Лотоса" в конце года. К тому же ему никак не удавалось совершить качественного рывка в результатах - первый поул в США обернулся малоутешительным одним очком на финише.

Найджел перешел в "Уильямс", в качестве второго пилота при Кеке Росберге. Два сложных по характеру человека вначале поссорились, однако совместное преодоление неудач команды сплотило пилотов. Звездный час Мэнселла настал дома, в Брэндс-Хэтче. Тогда он впервые в карьере, на шестой год после дебюта, смог отпраздновать победу. Следующую гонку Большой Найдж тоже выиграл, причем "Уильямс" тогда завоевал дубль. Команда явно была на подъеме и собиралась отнять титул у Проста и "МакЛарена" в 1986 году. Теперь вместо Росберга партнером Мэнселла стал другой чемпион - бразилец Пике. Пилоты с первых же дней совместного существования начали выяснение отношений. Это было губительно для обоих. На Гран При Австралии, последнем в сезоне, Мэнселл шел к званию Чемпиона мира, но взрыв покрышки отодвинул триумф на долгие годы. Команда пережила один из сложнейших сезонов - противостояние напарников, авария руководителя команды - Фрэнка Уильямса - все это послужило препятствием на пути к трону. Хотя Кубок Конструкторов был отнят у Рона Денниса, личный трофей пилоты проиграли по собственной вине.

Через год "Уильямс" уже не упустил призы в обеих номинациях. Но для Мэнселла снова это был год упущенных возможностей. Весь сезон он составлял конкуренцию Пике, но в тренировке перед японским Гран При в Сузуке Мэнселл попадает в аварию, где ломает себе ногу. Ни в Японии, ни в финальном Гран При в Аделаиде он не участвует. Как следствие, титул достается Нельсону Пике, хотя Мэнселл одержал вдвое больше побед. Два года обидных осечек закрепили за Мэнселлом славу гонщика экстра-класса, но не сделали его чемпионом.

После того сезона Пике уходит в "Лотос", но Мэнселл теперь не в состоянии вести борьбу на высоком уровне. Моторы "Хонда" ушли к "МакЛарену", а "Уильямс" был вынужден целый год отъездить на не впечатляющих как скоростью, так и надежностью, двигателях "Джадд". Дважды Мэнселл финиширует на втором месте, но то были единственные финиши за год! После громких побед более серьезного разочарования трудно было придумать.

Найджел переходит в "Феррари" перед сезоном-1989. Первая же гонка за новую команду становится золотой - британец выигрывает бразильский этап. За год была еще одна победа (в Венгрии) и Мэнселл смог переиграть своего напарника - Бергера. Хотя "Скудерия" тогда не могла бросить вызов пилотам "МакЛарена", ведущим борьбу на своем, космическом, уровне.

Уже в 1990 году "Феррари" располагала автомобилем, способным много побеждать. Но новый напарник - действующий чемпион мира Ален Прост - полностью превзошел Мэнселла. И пока француз конкурировал с Сенной, Найджел исполнял уже подзабытую роль второго пилота. Единственная победа в португальской гонке служила слабым утешением.

И Большой Найдж принимает единственно верное решение - он возвращается в "Уильямс". Решение пришло к нему нелегко, еще летом Мэнселл объявил о завершении карьеры, но потом поменял свое решение и остался в пелетоне. Если начало года осталось за Сенной и "МакЛареном", то в дальнейшем Мэнселл смог на равных бороться с бразильцем. Однако Айртон преимущества не растерял и Мэнселл остался, в третий раз в карьере, со званием вице-чемпиона.

Проблемы "МакЛарена", вынужденный отпуск Проста и чемпионское творение Эдриана Ньюи предопредели победу Мэнселла в 1992 году. Он одержал рекордные 9 побед за год, почти вдвое превзойдя по очкам ближайшего преследователя - собственного напарника Риккардо Патрезе. Ложкой дегтя служит фиаско в Монако. Как и в 1984 Мэнселл не смог победить, и, как тогда, героем уик-энда стал Сенна. Огромное преимущество Мэнселла над соперниками ликвидировал прокол покрышки. Англичанину так и не удалось хоть раз победить в Монте-Карло.

Наконец-то после долгих лет неудач, Найджел завоевал главное звание в автоспорте. Для него этот титул значил больше, чем для Сенны или Проста. Ведь он смог победить единственный раз в карьере. К тому же он был первым британцем-чемпионом со времен Джеймса Ханта. Мэнселл вовсе собирался вешать шлем на гвоздь. Но Уильямс и Хед выбирали из Сенны и Проста, и с Найджелом контракт продлять не собирались.

Мэнселл переехал за океан для участия в американской серии "Индикар". Он выиграл первую гонку и стал чемпионом по итогам сезона. В следующем году его "Лола" не могла конкурировать с "Пенске" младшего Эла Ансера, и Мэнселл решил вернуться в "Формулу-1". После гибели Сенны "Уильямс" выбирал второго пилота из ветеранов Патрезе, Мэнселла и новичка Култхарда. Но Патрезе, завершивший выступления годом ранее, возвращаться не собирался. И Мэнселл с Култхардом поочередно составляли пару Дэймону Хиллу, который мог выиграть чемпионат.

На последнем этапе года, в Австралии, Мэнселл стартовал с поул-позиции. Он, правда, быстро уступил Шумахеру и Хиллу, выяснявшим, кто из них станет сильнейшим. Но после схода обоих, Найджел снова возглавил гонку и смог отстоять свою позицию от атак старого приятеля Бергера. Хотя сход Хилла сделал Шумахера чемпионом, победа Мэнселла принесла команде Кубок Конструкторов. Это была 31-я и последняя победа Британского Льва.

На следующий год команда заключила соглашение не с ним, а с молодым шотландцем Култхардом. Мэнселл решил продолжить карьеру в "МакЛарене". Располневшему чемпиону нелегко было втиснуться в кокпит, поэтому его дебют в "МакЛарене" пришелся лишь на третью гонку сезона. Два бледных Гран При стали последними в карьере Мэнселла. Он решил не бороться с мельницами в команде, переживающей черную полосу. Мэнселл еще несколько раз порывался вернуться за руль, так он провел тесты в "Джордане" зимой перед началом сезона 1997. Но больше мы не увидели англичанина на трассах.

Найджел Мэнселл все же принял решение завершить свою полную препятствий карьеру. Один раз он не имел проблем с машиной и напарником по команде. И тогда он выиграл чемпионат. Мэнселл не отличался знанием технической стороны дела (это еще одна причина его проигрыша таким партнерам как Пике и Прост), но самоотверженное пилотирование сделало многих поклонниками усатого англичанина.

Карьера в Формуле-1

1980 г. - Lotus-Ford: 0 очков

Напарники: Элио де Аньелис (Италия), 13 очков, 7-е место в ЧМ и Марио Андретти (США), 1 очко, 20-21 места в ЧМ

1981 г. - Lotus-Ford: 8 очков, 14-е место в ЧМ

Напарник: Элио де Аньелис, 14 очков, 8-е место в ЧМ

1982 г. - Lotus-Ford: 7 очков, 14-е место в ЧМ

Напарник: Элио де Аньелис, 23 очка, 1 победа, 9-е место в ЧМ

1983 г. - Lotus-Renault: 10 очков, 1 БК, 13-е место в ЧМ

Напарник: Элио де Аньелис, 2 очка, 1 ПП, 17-18-е места в ЧМ

1984 г. - Lotus-Renault: 13 очков, 1 ПП, 9-10-е места в ЧМ

Напарник: Элио де Аньелис, 34 очка, 1 ПП, 3-е место в ЧМ

1985 г. - Williams-Honda: 31 очко, 2 победы, 1 ПП, 1 БК, 6-е место в ЧМ

Напарник: Кеке Росберг (Финляндия), 40 очков, 2 победы, 2 ПП, 3 БК, 3-е место в ЧМ

1986 г. - Williams-Honda: 70 очков, 5 побед, 2 ПП, 4 БК, 2-е место в ЧМ

Напарник: Нельсон Пике (Бразилия), 69 очков, 4 победы, 2 ПП, 7 БК, 3-е место в ЧМ

1987 г. - Williams-Honda: 61 очко, 6 побед, 8 ПП, 3 БК, 2-е место в ЧМ

Напарник: Нельсон Пике, 73 очка, 3 победы, 4 ПП, 4 БК, Чемпион мира

1988 г. - Williams-Judd: 12 очков, 1 БК, 9-10-е места в ЧМ

Напарник: Риккардо Патрезе (Италия), 8 очков, 11-е место

1989 г. - Ferrari: 38 очков, 2 победы, 3 БК, 4-е место в ЧМ

Напарник: Герхард Бергер (Австрия), 21 очко, 1 победа, 1 БК, 7-е место в ЧМ

1990 г. - Ferrari: 37 очков, 1 победа, 3 ПП, 3 БК, 5-е место в ЧМ

Напарник: Ален Прост (Франция), 71 очко, 5 побед, 2 БК, 2-е место в ЧМ

1991 г. - Williams-Renault: 72 очка, 5 побед, 2 ПП, 6 БК, 2-е место в ЧМ

Напарник: Риккардо Патрезе, 53 очка, 2 победы, 4 ПП, 2 БК, 3-е место в ЧМ

1992 г. - Williams-Renault: 108 очков, 9 побед, 14 ПП, 9 БК, Чемпион мира

Напарник: Риккардо Патрезе, 56 очков, 1 победа, 1 ПП, 3 БК, 2-е место в ЧМ

1994 г. - Williams-Renault: 13 очков, 1 победа, 1 ПП, 9-е место в ЧМ

Напарник: Дэймон Хилл (Великобритания), 91 очко, 6 побед, 2 ПП, 6 БК, 2-е место в ЧМ

1995 г. - McLaren-Mercedes: 0 очков

Напарник: Мика Хаккинен (Финляндия), 17 очков, 7-е место в ЧМ



Изверг Ааз

При написании использованы материалы с CD "Формула-1"


Родился: 08.08.1953    Богтон, Аптон-он-Северн, Уорчестершир

Гран При:

     191

Старты:

     187

Победы:

       31

Подиумы:

       59

Поул-позиции:

       32

Первый ряд:

       56

Быстрейшие круги:

       30

Дубли:

       17

Хет-трики:

         5

Большие шлемы:

         4

Лидирование старт/финиш:

         9

Пройдено кругов:

   8749

Круги лидирования:

   2088

Очки:

482,00




Автор благодарит Сергея Кузнецова и Изверга Ааза за помощь в подготовке рубрики "Их первые победы"

В начало ▲


Интерактивное голосование

После того, как Вы прочли этот номер, пожалуйста, оставьте своё мнение о том, какой из материалов показался вам наиболее удачным. Находясь в он-лайн режиме, выберите наиболее интересный материал выпуска и нажмите на кнопку "Голосовать". Если в окне Вашего браузера появился сайт рассылки, значит, всё прошло успешно, и Ваше мнение зачтено.

Примечание для пользователей The Bat: вам необходимо открыть вложенный в письмо HTML-файл и голосовать непосредственно из браузера.

Лучший материал 43 выпуска

Представление чемпионата DTM и отчёт о гонке в Португалии от maDmaX'а

Рассказ о первой победе в Формуле-1 Найджела Мэнселла


Результаты предыдущего голосования:

Лучший материал 41 выпуска

Обзор Гран-При Сан-Марино Формулы-1

5 (26%)

Рассказ о первой победе в Формуле-1 Айртона Сенны

14 (74%)



В начало ▲


Рекомендую!

Рассылки Subscribe.Ru


Архив рассылки
Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Читайте в ближайший четверг: превью ГП Испании от Изверга Ааза и его альтернативный вариант от I.P., дебаты в "Трибуне", главу No26 "На середине дистанции - четвертый" из книги Мориса Тринтиньяна, окончание "Сезона 2003 в цитатах" от The One, дайджесты проектов "Ф1-Клуб" и "Ф1-Смайл", вопросы и ответы читателей и многое другое.

> Подписаться на рассылку почтой <


Архив рассылки
Полезные советы

В этой рассылке вы найдете много полезных советов рыболовам, огородникам, кулинарам, любителям мастерить, а также множество "житейских" полезных советов.

> Подписаться на рассылку почтой <

       

Дискуссионные листы

"Клуб поклонников Формулы-1"

Только здесь корректное общение поклонников Формулы-1, не переходящее на грубость и оскорбления

> Подписаться на дискуссионный лист почтой <
"Формула-1. Весёлое общение любителей Ф-1"

Уникальный проект для общения веселых и находчивых любителей Формулы-1. Вы можете размещать здесь свои опусы и хохмы, вести друг с другом невероятные по степени веселости беседы, заводить близких по духу "хохмачества" знакомых.

> Подписаться на дискуссионный лист почтой <
"Большие гонки"

Обсуждение лучших мировых автогоночных чемпионатов: WRC, DTM, IRL, CART... Кроме того, здесь же - вершина мотоспорта - чемпионат MotoGP. Дочерний проект рассылки "Обзор событий мирового автоспорта".

> Подписаться на дискуссионный лист почтой <
   

Приглашаются к сотрудничеству авторы рассылок на Subscribe.Ru для обмена формами быстрой подписки
По всем вопросам пишите на Flasher-F1@List.Ru


В начало ▲


Убедительная просьба к подписчикам сообщать о любых проблемах, возникающих при чтении рассылки. Это необходимо для оперативного их устранения


Сайт рассылки

© Автор рассылки: Flasher
© Помощники автора: Сергей Кузнецов, Изверг Ааз

Количество подписчиков: 733








Если Вы не видите меню в верхней части страницы, возможно, Вы зашли сюда по ссылке извне (например, с помощью поисковой машины). Пожалуйста, нажмите здесь для полного доступа к сайту.






Rambler's Top100


Сайт создан в системе uCoz