ОБЗОР СОБЫТИЙ МИРОВОГО АВТОСПОРТА


Выпуск № 38

     Привет, друзья!

Сегодня в выпуске:




Новости короткой строкой

Champ Car

26.03.04 Команда Forsythe Racing подтвердила, что в сезоне-2004 её цвета будут защищать трое пилотов: действующий чемпион серии Пол Трейси, Родолфо Лавин и Патрик Карпентер. Напомню, что контракт с Карпентером был подписан уже давно, но не так давно спонсоры "конюшни" настояли на участии в команде Лавина.

29.03.04 Бывший гонщик Формулы-3000 Алекс Сперафико станет напарником Джастина Уилсона в команде Mi-Jack Conquest Racing. Самое интересное, что гонщики будут выступать на разных шасси: Сперафико на Reynard, а Уилсон на Lola.

Indy Racing League

26.03.04 Команда Бобби Рейхола Team Rahal планирует временно расширить своё присутствие в IRL до трёх автомобилей. На старт двух ближайших гонок (Indy Japan 300 и Indianapolis 500) выйдут Бадди Райс, Роджер Ясукава, Витор Мейра (только в Японии) и Кенни Брак (только в Индианаполисе). Затем команда вновь вернётся к двум автомобилям, и если одно место гарантировано Кенни Браку, то за второе должны будут побороться Райс, Ясукава и Мейра. Кстати, благодаря участию трёх машин Rahal в 500 Милях Индианаполиса, эта гонка всё-таки набирает традиционное число участников - 33 гонщика.

30.03.04 По словам представителей руководства Indianapolis Motor Speedway, в ближайшее время на "старой кирпичнице" будет полностью заменено асфальтовое покрытие трека. Старый асфальт начал разрушаться после двух сравнительно холодных зим.

Чемпионат мира по ралли

30.03.04 Гонщик Peugeot Харри Рованпера уверен, что автомобиль команды 307WRC способен выиграть титул в этом году. По словам Рованперы, команде нужно решить проблемы с надёжностью коробки передач и рулевого управления, и тогда придут и результаты.

30.03.04 Команда Ford провела тесты новой модификации своего раллийного Focus. Лидер "голубого овала" Маркко Мартин остался доволен результатами, сказав, что автомобиль стал намного лучше. По словам эстонца, который делит лидерство в чемпионате мира с Себастьяном Лёбом, он уверен в своих силах и не боится конкуренции со стороны действующего чемпиона Петера Солберга, чья Subaru была поразительно быстра на последней гонке в Мексике: "Петер просто нашёл верные настройки, вот и всё. Хотя если он будет столь же быстр в Новой Зеландии, тогда я задумаюсь".

По материалам speed.montoya.ru


В начало ▲


Формула-1. Гран-При Бахрейна

День Сурка...

Современная Формула-1 всё больше и больше смотрит на Восток, и стараниями Берни Экклстоуна становится подлинным международным и даже межкультурным явлением. Караван Большого Цирка совершил за две недели очередной вояж, и участники представления дали гастроли во второй подряд мусульманской стране, в очередной раз подтвердив уникальность Формулы-1, как неотъемлимой части мировой культуры...

Бахрейн с блеском дебютировал своим Гран-При, но об этом мы поговорим чуть позже. А пока давайте познакомимся поближе с этим небольшим островом в Персидском заливе.

В переводе слово "Бахрейн" означает "два моря", это одно из первых государств в регионе, начавших добывать нефть и сделавших "чёрное золото" основной доходной статьёй своего бюджета. Площадь государства Бахрейн - всего 598 кв. км, что примерно в 1,5 раза меньше площади одного города Москва. Население страны не так велико - 724 тысячи человек, но об уровне жизни говорит хотя бы тот факт, что средняя продолжительность жизни в этой арабской стране составляет по данным ООН 72-76 лет. Пятая часть населения имеет доступ в Интернет.

Власти Бахрейна целенаправленно проводят политику, направленную на то, чтобы сделать свою страну важнейшим туристическим центром в регионе. Немалую роль в реализации этих амбициозных планов и стал договор, подписанный с владельцем Формулы-1 Берни Экклстоуном, о включении Гран-При Бахрейна в календарь чемпионата мира.

Трасса Сахир, построенная в кратчайшие сроки практически в пустыне, должна стать не менее интересным и ультрасовременным автодромом, чем малайзийский Сепанг, и король Бахрейна наверняка может быть уверен, что Формула-1 надолго задержится в регионе, ранее ограничивающимся лишь ролью поставщика сырья для представленных в Ф1 нефтяных компаний...


Квалификация и гонка

Впрочем, каким бы замечательным и интересным автодромом ни обещал стать Сахир, события на трассе практически ничем не отличались от уже не раз виденных нами в этом сезоне, а первый в истории Бахрейна Гран-При превратился в очередной День Сурка...

Уверенно выиграв квалификацию (а кто бы сомневался) пилоты Ferrari вновь оккупировали первый ряд стартовой решётки. Следом за ними расположились в полном составе команды Williams, BAR, Renault Ярно Трулли, две Toyota... Лучший из McLaren Дэвид Култхард занял лишь десятое место, а его напарник, вице-чемпион мира Кими Райкконен и вовсе не стал совершать быстрый круг, а свернул в боксы, зная, что так или иначе на него уже наложено наказание за сгоревший в пятницу мотор Mercedes, а значит, в любом случае предстояло бороться за место лишь во втором десятке... Неучастие же в квалификации позволяло McLaren не отдавать автомобиль в закрытый парк, что оставляло пространство для применения тактической гибкости.

Интересной особенностью квалификации стала внутрикомандная борьба в пелотоне. Новая трасса практически сводила на нет преимущество в опыте таких, например, пилотов как Марк Уэббер или Дженсон Баттон, и партнёры этих гонщиков Кристиан Клиен и Такума Сато с блеском показали свой потенциал, впервые сумев опередить своих именитых напарников.

Воскресная гонка стала логичным продолжением того самого Дня Сурка, и дубль Ferrari вкупе с третьим местом Дженсона Баттона вряд ли кого-то удивил. Немного более разнообразными стали позиции пилотов вне подиума. Если четвёртое место Ярно Трулли достаточно ожидаемо, то пятая позиция Такумы Сато ясно свидетельствует о прогрессе японца, а значит, шансы BAR на достойное место в Кубке Конструкторов крепнут не по дням, а по часам.

Шестое место пробившегося с 17-й стартовой позиции Фернандо Алонсо хоть и стало небольшим утешением для испанца, но всё же пока далеко не соответствует уровню ожиданий, возложенных было на молодого гонщика Renault в минувшее межсезонье... Два очка Ральфа Шумахера - мизер для Williams, тем более что Хуан-Пабло Монтоя уверенно шёл на подиум, пока у него не возникли проблемы с коробкой передач... Марк Уэббер, во многом именно благодаря проблемам Монтои, смог вырвать вполне заслуженное очко за восьмое место.

Если Ferrari, вне всяких сомнений, стала лучшей командой Гран-При, то худшей во всех отношениях "конюшней" оказался McLaren. Совершенно "сырые" двигатели Mercedes отказали на обоих болидах некогда славной команды, что с пугающей регулярностью сводит на нет все несомненные достоинства нового шасси. Четыре очка за три первые гонки... Рону Деннису, а особенно Норберту Хаугу впору задуматься.


Следующий этап чемпионата мира 2004 года состоится в итальянской Имоле и станет печальным юбилеем. Ровно десять лет назад этот Гран-При взял страшную жертву, забрав три человеческие жизни. Поэтому Гран-При Сан-Марино точно не станет повторением трёх первых гонок сезона, хотя бы благодаря атомосфере скорби в память о Роланде Ратценбергере, Айртоне Сенне и безымянном итальянском служителе закона...


Бахрейн - Сахир 02-04.04.2004

Длина круга: 5417 м
Количество кругов: 57
Дистанция: 308,769 км
Победитель 2003 года: до 2004 года Гран-При Бахрейна не проводился


ФП   #  Пилот        Команда         Шины    Время      Скорость      ПС
 1.  1  M.SCHUMACHER Ferrari           B   1:28'34"875  209.143 км/ч   3  
 2.  2  BARRICHELLO  Ferrari           B   +  0'01"367  209.089 км/ч   3  
 3.  9  BUTTON       BAR Honda         M   +  0'26"687  208.098 км/ч   3  
 4.  7  TRULLI       Renault           M   +  0'32"214  207.883 км/ч   3  
 5. 10  SATO         BAR Honda         M   +  0'52"460  207.099 км/ч   3  
 6.  8  ALONSO       Renault           M   +  0'53"156  207.072 км/ч   3  
 7.  4  R.SCHUMACHER Williams BMW      M   +  0'58"155  206.879 км/ч   3  
 8. 14  WEBBER       Jaguar Cosworth   M      1 круг                   3  
 9. 17  PANIS        Toyota            M      1 круг                   3  
10. 16  DA MATTA     Toyota            M      1 круг                   3  
11. 11  FISICHELLA   Sauber Petronas   B      1 круг                   3  
12. 12  MASSA        Sauber Petronas   B      1 круг                   3  
13.  3  MONTOYA      Williams BMW      M      1 круг                   3  
14. 15  KLIEN        Jaguar Cosworth   M      1 круг                   3  
15. 18  HEIDFELD     Jordan Ford       B      1 круг                   2  
16. 19  PANTANO      Jordan Ford       B      2 круга                  3  
17. 20  BRUNI        Minardi Cosworth  B      5 кругов                 2  
                Не классифицированы:
18.  5  COULTHARD    McLaren Mercedes  M      7 кругов                 4  
19. 21  BAUMGARTNER  Minardi Cosworth  B     13 кругов                 3  
20.  6  RAIKKONEN    McLaren Mercedes  M     50 кругов                 0 
ФП - финишная позиция, # - номер машины, ПС - пит-стопы


Именинники Гран-При Бахрейна-2004:

02.04.04 - Майк Гаскойн, технический директор Toyota, 36 лет
04.04.04 - Бьорн Вирдхайм, тест-пилот Jaguar, 24 года

Чемпионат пилотов

    Пилот            Очки
 1. M.Schumacher       30
 2. Barrichello        21
 3. Button             15
 4. Montoya            12
 5. Alonso             11
 6. Trulli             11
 7. R.Schumacher        7
 8. Sato                4
 9. Coulthard           4
10. Webber              1
11. Massa               1

Кубок конструкторов

    Команда          Очки
 1. Ferrari            51
 2. Renault            22
 3. Williams-BMW       19
 4. BAR Honda          19
 5. McLaren Mercedes    4
 6. Sauber Petronas     1


В начало ▲


Формула-1

Часто задаваемые вопросы

Это официальный перечень часто задаваемых вопросов, составленный FIA по сути для начинающих болельщиков Формулы-1. Но данная подборка информации может служить и хорошим справочником для более искушённых почитателей Формулы-1. Готовы ли Вы правильно и полно ответить на все 63 вопроса?

41. Как можно уличить команду в использовании запрещённой электроники?

На каждый Гран-При FIA привозит электронную лабораторию с очень сложным оборудованием и команду экспертов, которые в любое время (даже на стартовой решётке!) могут проверить электронные системы автомобиля на наличие таких запрещённых вспомогательных средств, как "трэкшн-контроль".

Электроника автомобиля Формулы-1 включает свыше 500.000 строк исходного кода*. Очевидно, что не представляется возможным проверить всё это в условиях ограниченного времени (особенно перед стартом гонки). Поэтому процедура контроля схожа с той, что используется при проверке топлива. Команды предоставляют FIA свои электронные программы, которые Автомобильная Федерация детально проверяет перед стартом сезона. Если программное обеспечение одобрено, FIA делает "отпечаток" (электронный "генетический код" автомобиля), а во время Гран-При команда экспертов FIA проверяет электронные программы, чтобы быть уверенным, что установленная на автомобиль электроника не отличается от утверждённых Федерацией образцов. Если это необходимо, эксперты могут в деталях изучить только те строки кода, которые не соответствуют "отпечатку" (например, после внедрения командой новой программы), и проверка выявляет, содержит код запрещённые правилами параметры или нет.

Если что-то в электронных системах автомобиля не соответствет правилам, Техническая Делегация сообщает об этом стюардам, которые принимают решение о дисквалификации автомобиля или другом наказании, предусмотренном правилами.


42. Какую роль играет технический делегат?

Технический делегат FIA возглавляет команду наблюдателей, ответственных за проверку автомобилей на соответствие Техническому Регламенту. Если делегат находит, что автомобиль не соответствует правилам, он сообщает об этом стюардам, но не имеет права самостоятельно дисквалифицировать автомобиль или как-то ещё наказывать команду.


43. Кто такие стюарды и каковы их полномочия?

Три стюарда - это судьи и рефери Гран-При. Они рассматривают сообщения о нарушениях правил, представленные различными наблюдателями, заслушивают доводы всех заинтересованных сторон и принимают решения о тяжести наказаний. Чтобы гарантировать относительную спортивную беспристрастность, стюарды меняются от Гран-При к Гран-При. Двое из них назначаются FIA из числа людей, имеющих "супер-лицензию для стюардов", а третий направляется от организаторов гонки в стране, где проходит Гран-При. Стюарды, назначаемые FIA, всегда выбираются из числа выходцев из других стран, чем та, где проводится Гран-При.


44. Какие виды санкций могут быть наложены на нарушителя?

Накладываемые на нарушителя санкции, от выговора до дисквалификации, могут включать штрафы, снятие с гонки, дисквалификация на одну или несколько гонок и даже изъятие набранных в чемпионате очков.

Во время гонки стюарды также могут наложить на гонщика наказание в виде проезда по пит-лейн. Раньше налагались временные пенальти, когда гонщик должен был заехать на пит-лейн и отстоять перед боксами несколько секунд (обычно 10). В реальности потеря времени оказывалась гораздо больше, так как пилот тратил время на заезд на пит-лейн, выезд с него и движение вдоль боксов, где наложено ограничение скорости. В зависимости от конфигурации автодрома эта потеря составляет от 25 до 40 секунд.

Если нарушение происходит во время квалификации, независимо от того, носит оно спортивный или технический характер, стюарды могут аннулировать показанное гонщиком время. В таком случае пилот должен стартовать с последнего места.


45. Является ли окончательным решение стюардов?

Нет. Любой участник соревнований, который считает наказание несправедливым, может подать аппеляцию в Международный Аппеляционный Суд. Он должен сообщить об этом в течение часа после оглашения стюардами своего решения. Точно так же и FIA имеет право оспорить решение стюардов в Суде, если есть уверенность, что решение судей несправедливо или мера наказания выбрана неверно. В истории Формулы-1 были случаи, когда приостанавливались лицензии стюардов, а их решения аннулировались.


46. Что такое Международный Аппеляционный Суд?

Это высшая и окончательная инстанция. Международный Аппеляционный Суд независим от спортивных организаций, а его 15 членов, имеющие трёхлетний мандат, избраны из самых выдающихся судей и магистратов (многие из них - судьи Высших Аппеляционных Судов своих стран). Чтобы был созван Международный Аппеляционный Суд, должны присутствовать не менее трёх судей, и никто из них не должен быть той же национальности, что и участники заинтересованных сторон.


47. Каковы прерогативы Главного Судьи и Директора Гонки?

Главный Судья, назначенный организаторами, несёт значительную ответственность за координацию действий маршалов на трассе и другого персонала. Он принимает решение о том, выпускать ли, к примеру, автомобиль безопасности или вовсе остановить гонку или другую сессию. Тем не менее, Главный Судья должен тесно работать с Директором Гонки, назначенным FIA. Один и тот же Директор Гонки председательствует на всех Гран-При чемпионата мира.

Директор Гонки также действует как Делегат по безопасности и официальный стартер, тогда как Главный Судья даёт отмашку клетчатым флагом на финише гонки.


48. Как проходит старт гонки?

За полчаса до старта автомобили покидают боксы. Гонщики, если им хочется, могут совершить несколько кругов по трассе, но делать это они должны только проезжая каждый раз по пит-лейн, где действует существенное ограничение скорости. Пилоты занимают места на старте и глушат двигатели.

За пятнадцать минут до старта выезд с пит-лейн закрывается, и любой гонщик, не успевший покинуть боксы, должен стартовать в гонку с пит-лейн, когда все остальные пилоты уйдут в бой.

За пять минут до старта закрывается доступ к стартовой решётке, и любой гонщик, который задержится на трассе, должен заехать на пит-лейн и стартовать оттуда. Его стартовая позиция остаётся пустой.

Когда загораются зелёные огни стартового светофора, гонщики начинают прогревочный круг. Когда пилоты возвращаются на стартовую решётку, двигатели машин остаются заведёнными.

Когда все гонщики занимают свои места, стартер активизирует завершающую процедуру - с секундным интервалом на светофоре один за другим загораются пять красных сигналов. Сигналом к старту считается момент, когда одновременно погаснут все пять огней. Это происходит в промежуток от 0,2 до 3 секунд после момента, когда загорается последний сигнал. Эта погрешность запрограммирована стартером для каждой гонки, но она держится им в секрете.

Если гонщик задержался во время прогревочного круга и видит, что уже началась процедура старта, он должен заехать на пит-лейн, чтобы стартовать оттуда.


49. Как фиксируется фальстарт?

Каждая позиция на стартовой решётке оснащена электронными сенсорами. Они передают сигнал в центральное устройство, расположенное в центре контроля, если какой-то из автомобилей начнёт движение раньше сигнала старта. Стюардам остаётся лишь наложить на пилота определённое правилами наказание.


50. Что происходит, если гонщик останавливается на стартовой решётке?

Существует три чётко определённых сценария:

1. Если гонщик остановился на старте прогревочного круга, то после того, как все остальные болиды покинут стартовую решётку, механики его команды допускаются на трассу, чтобы подтолкнуть машину и помочь ей стартовать. Поскольку на прогревочном круге запрещены обгоны, гонщик должен стартовать с последнего места. Тем не менее, если у пилота возникают проблемы со стартом, но он всё-таки начинает движение ещё до того, как последний автомобиль пелотона пересечёт прямую старт/финиш, ему разрешено обгонять соперников на прогревочном круге, чтобы занять своё место на старте.

2. Если гонщик испытывает проблемы с автомобилем после завершения прогревочного круга, но ещё до начала старта, он должен поднять вверх руку, чтобы уведомить стартера о своих проблемах. Стартер включает мигающие жёлтые сигналы. Старт откладывается, и его процедура возобновляется после пятиминутного перерыва. Чтобы как-то компенсировать необходимость проведения лишнего прогревочного круга, гонка сокращается на один круг. Гонщик, ответственный за срыв старта, должен стартовать с последнего места.

3. Если гонщик остановился во время старта (когда погасли все красные огни) и, следовательно, отложить старт уже поздно, маршалы выталкивают его автомобиль на пит-лейн, дождавшись, когда остальные пилоты покинут стартовую решётку. Если автомобиль позволяет гонщику вернуться в гонку, он может сделать это. В противном случае болид должен быть доставлен в боксы.


* - по состоянию на конец 1997 года. Вполне вероятно, что сейчас программное обеспечение в Формуле-1 ещё более сложное


Продолжение следует...

В начало ▲


Гонка из прошлого

Их первые победы

Часть девятнадцатая: Нельсон Пике


Перед началом чемпионата мира 1980 года Формулу-1 покинули такие, без преувеличения, гранды, как Джеймс Хант, Ники Лауда, Жаки Икс. Нет в списке гонщиков и Патрика Тамбэ, Ханса-Йоахима Штука и многих других, тех, кто не нашёл достаточной поддержки спонсоров. Но на смену ушедшим на покой "старым львам" пришли новые герои: дебютировал в McLaren чемпион Формулы-3 Ален Прост, уже в третий сезон вступали Кеке Росберг и Нельсон Пике, а в команде Lotus появился молодой тест-пилот Найджел Мэнселл...

Четвёртый этап чемпионата проходил в США на трассе в Лонг-Биче. После аварий на предыдущем Гран-При в ЮАР, где пострадали Марк Зурер из ATS и Ален Прост из McLaren, оба этих пилота не смогли приехать в Соединённые Штаты. Зурер сломал лодыжку и был прооперирован в Берне, а Прост с переломом кисти также, естественно, не мог сесть за руль. И если команда ATS предпочла никем не заменять Зурера, то на место молодого француза в McLaren был взят Стивен Саус, хотя и рассматривалась кандидатура опытного Штука. Саус, к слову, даже не преодолел квалификационный барьер, поэтому участие пилота в Гран-При оказалось минимальным... Кстати, Прост оказался не единственным "калекой" в McLaren. Команду в США посетил её бывший чемпион Джеймс Хант, чья нога была в гипсе после лыжной прогулки в горах.

Brabham BT49 Нельсона Пике. 1980 год. Обратите внимание на разницу в ширине передних и задних покрышек
По результатам же квалификации поул-позицию выиграл Нельсон Пике, который практически на секунду смог опередить Рене Арну из Renault.

Перед гонкой Марио Андретти высказался о городской трассе в том духе, что гонщикам со слабыми нервами здесь нечего делать. Дело в том, что трасса эта хоть и широкая, но очень неровная. Андретти, к слову, и оказался одним из первых покинувших состязание. Уже на первом круге Марио врезался в болид Жана-Пьера Жарье. Избегая Йохена Масса, ударился об ограждение Рикардо Зунино. Однако всё происходящее никак не касалось лидера, Нельсона Пике. Бразилец блестяще реализовал свой поул, сохранив первое место со старта и так не уступив его никому до самого финиша.

Тем не менее, путь к победе не был для Пике таким уж лёгким. Патрик Депайе из Alfa Romeo смог поддержать темп лидера, и пара гонщиков начала стремительно отрываться от остального пелотона.

На четвёртом круге гонки произошёл массовый завал, когда из-за разворота Бруно Джакомелли пострадало ещё пятеро пилотов. Элио де Аньелис наткнулся на Эдди Чивера и в результате попал в госпиталь с ранением правой щиколотки. Столкнулись Жан-Пьер Жарье и Джоди Шектер, в результате чего южноафриканец медленно поехал в боксы...

Гонка шла своим чередом, и пилот Ferrari Жиль Вильнёв постепенно настиг Алана Джонса, который в свою очередь уже атаковал лидирующего Пике. Но бразилец сумел сохранить первую позицию, тем более, что оба соперника вскоре выбыли из борьбы. С разницей в один круг Вильнёв и Джонс пострадали в практически одинаковых авариях. Сначала Жиль ударился о кругового Дерека Дэли, а затем и Джонс, обгоняя на круг Джакомелли, также повредил свою машину.

На 51 круге попал в свою последнюю в карьере аварию знаменитый Клей Регаццони. Легендарный швейцарец из-за отказа тормозов на своём Ensign (в месте, где происходит торможение с 240 до 80 км/ч) врезался в припаркованный Brabham сошедшего Зунино, болид взмыл в воздух, перелетел заградительные шины и на большой скорости ударился о бетонную стену... Гонщик пытался тормозить пониженными передачами, но трансмиссия не выдержала такой нагрузки, и автомобиль остался неуправляемым. Клея 25 минут извлекали из обломков машины, а затем отправили в больницу, где и выявились множественные переломы, в том числе перелом позвоночника... Пятичасовая операция спасла жизнь Регаццони, но нейрохирурги, увы, не смогли поднять гонщика на ноги. Клей на всю оставшуюся жизнь остался прикован к инвалидному креслу...

На фоне такого сверхаварийного этапа и добыл свою первую победу Нельсон Пике. Бразилец смог добиться поистине удивительного результата - первая победа ознаменовалась и первым в карьере Большим Шлемом.


P.S. После гонки FISA выпустила меморандум об увеличении безопасности трасс. За два последних Гран-При пострадало четыре человека.

P.P.S. Клей Регаццони позже вернулся в Формулу-1, но уже в качестве комментатора швейцарского телевидения. Иногда гонщик стартовал в соревнованиях легковых автомобилей на специально подготовленных машинах. Пятого сентября 2004 года Регаццони отметит своё 65-летие.

Гран-При США-Запад 1980 года

США - Лонг-Бич 30.03.1980
Vth Toyota Grand Prix of the United States

Длина круга: 3250,9 м
Количество кругов: 80
Дистанция: 261,695 км
Погода: солнечно, тепло, сухо
Победитель 1979 года: Ж. Вильнёв / Scuderia Ferrari SpA SEFAC


 ФП  Пилот                    Команда      Время        Очки   Причина схода
  1  Nelson Piquet БК         Brabham     1:50:18.550   9.00
  2  Riccardo Patrese         Arrows       -00:49.212   6.00
  3  Emerson Fittipaldi       Fittipaldi   -01:18.563   4.00
  4  John Watson              McLaren      -1 круг      3.00
  5  Jody Scheckter           Ferrari      -1 круг      2.00
  6  Didier Pironi            Ligier       -1 круг      1.00
  7  Jochen Mass              Arrows       -1 круг
  8  Derek Daly               Tyrrell      -1 круг
  9  Rene Arnoux              Renault      -2 круга
 10  Jean-Pierre Jabouille    Renault      -9 кругов
                       Не классифицированы:
 11  Keke Rosberg             Fittipaldi   58 кругов          перегрев двигателя
 12  Clay Regazzoni           Ensign       50 кругов          авария
 13  Bruno Giacomelli         Alfa Romeo   49 кругов          авария
 14  Alan Jones               Williams     47 кругов          авария
 15  Gilles Villeneuve        Ferrari      46 кругов          столкновение с круговым
 16  Patrick Depailler        Alfa Romeo   40 кругов          подвеска
 17  Jacques Laffite          Ligier       36 кругов          прокол
 18  Eddie Cheever            Osella       11 кругов          массовое столкновение
 19  Carlos Reutemann         Williams      3 круга           массовое столкновение
 20  Jean-Pierre Jarier       Tyrrell       3 круга           массовое столкновение
 21  Elio de Angelis          Lotus         3 круга           массовое столкновение
 22  Ricardo Zunino           Brabham       0 кругов          авария
 23  Mario Andretti           Lotus         0 кругов          авария
 24  Jan Lammers              ATS           0 кругов          ведущий вал
 25  David Kennedy            Shadow        НПК               
 26  Geoff Lees               Shadow        НПК               плохое самочувствие
 27  Stephen South            McLaren       НПК
ФП - финишная позиция, БК - быстрейший круг, НПК - не прошёл квалификацию


Лидерство в гонке:
  1-80    Nelson Piquet


Нельсон Пике

Чемпион мира 1981, 1983, 1987 гг.

Нельсон Пике стал великим автогонщиком благодаря своему техническому совершенству и умению просчитывать на несколько ходов вперед. Настоящая фамилия Пике - Сотамайор, но так как отец Нельсона был известным в Бразилии политиком, то сын выступал под девичьей фамилией матери. Отец же хотел видеть сына теннисистом, и лишь настойчивость Пике привела его в мир автоспорта.

Путь Нельсона к вершинам автоспорта не был оригинальным: после успехов в национальной "Формуле Супер Ви" в 1977 он переехал в Европу для участия в "Ф-3". На следующий год Пике блестяще выиграл британскую "Формулу-3". Это не могло не привлечь внимание боссов Большого Цирка, и на немецком этапе Пике дебютировал за рулем болида "Энзайн". В гонке новичок сошел, а в последующих Гран При он пилотировал собственный "МакЛарен". И хотя бразильцу не удалось набрать очков, он привлек внимание Берни Экклстоуна - в ту пору шефа "Брэбэма". Уже на последнем этапе Пике был в цветах новой команды.

Сотрудничество с Экклстоуном оказалось долгим и плодотворным. Первый полный сезон, однако, был полон разочарования - команда "Брэбэм" столкнулась со множеством технических проблем. И если в квалификации дела обстояли порой неплохо, то в гонках Лауда и Пике наскребли на двоих 7 очков. Тем не менее, этот год был во многом определяющим для Нельсона. После неожиданного ухода Лауды, именно молодой бразилец стал первым номером команды. И в дальнейшем он не имел соперников внутри команды.

Первая попытка восхождения на гоночный Эверест была предпринята в 1980 году. Пике одержал свои первые победы. Тогда в "Формуле-1" происходила постепенная переоценка ценностей. В роли фаворитов оказались "Уильямс" и "Брэбэм", имеющий мало общего с командой Черного Джека 60-х. Австралиец Джонс и бразилец Пике разыграли между собой титул. Нельсон имел неплохие шансы, но сходы на двух финальных этапов сделали его "всего лишь" вице-чемпионом.

Пилоты "Уильямса" - Джонс и Рёйтеманн были соперниками Пике и в следующем году. Нельсон провалил середину чемпионата, да и автомобиль Патрика Хеда был объективнее сильнее "Брэбэма". Но соперники так и не смогли определить, кому же из них выигрывать титул. Перед последней гонкой Джонс уже потерял все шансы, а Пике проигрывал аргентинцу Рёйтеманну 2 очка. Бразилец финишировал пятым, в то время как Карлос лишь восьмым. С минимальным преимуществом победа досталась Пике. Второй бразилец после Эмерсона Фиттипальди стал лучшим в "Формуле-1". А вот напарник Пике - мексиканец Ребак не смог поддержать Нельсона и "Брэбэм" проиграла Кубок Конструкторов. И уникальный случай для Королевских гонок - третий год подряд сильнейшая тройка пилотов года состоит из не-европейцев.

Экклстоун вовремя понял, что время атмосферного "Косворта" прошло, и заключил соглашение с "БМВ". Баварский автогигант лишь начинал осваиваться в "Формуле-1", поэтому "детские болезни" их турбодвигателя были неизбежны. Пике лишь раз победил (в Канаде), и уступил свое звание. Бразилец был лишь одиннадцатым в чемпионате, уступив даже своему новому напарнику - Патрезе.

Но талант тонкого настройщика и совершенствование моторостроителей из Мюнхена поменяло ситуацию очень скоро. Пике снова был на коне в 1983 году. Его второй титул, как и первый, был выигран не без проблем из стана соперников. Главный конкурент бразильца - Ален Прост из "Рено" - был очень близок к чемпионскому званию, но разногласия внутри французской команды не дали ему сделать последний шаг. Если Рёйтеманн в свое время проиграл 1 очко, то Прост - 2. Но не стоит умалять заслуг самого Пике. Он точно знал, чего хочет - финишировать, а не победить. Расчетливость и стабильность - вот козыри бразильца. Победа тем ценнее, что проигравшим оказался Профессор Прост, также не склонный к глупому геройству. Снова, как и два года назад, команда Нельсона не выиграла командный зачет. Здесь тоже вмешались французы - на сей раз пилоты "Феррари" Арну и Тамбэ.

Следующие два года разочаровали Нельсона. Он одержал за это время 3 победы, но уже не мог на равных сражаться с соперниками. В 1985 году Пике понял, что после 7 лет в "Брэбэме" пришла пора менять команду - отсутствие прогресса усугубил переход на шины "Пирелли".

Не последнюю роль сыграл и денежный фактор. Когда Пике еще только приходил в "Брэбэм", Экклстоун подписал с ним долгосрочный и сравнительно дешевый контракт. Теперь же бразилец не был зеленым новичком, а двукратным чемпионом мира и справедливо считал, что достоин большего.

Это большее он получил в "Уильямсе", где заменил другого чемпиона мира - Росберга. Уже в первый сезон в новой "конюшне" Пике мог выиграть титул. Но теперь судьба отыгралась за все. Напарник и соперник Мэнселл не играл роль верного Санчо Пансы, как предыдущие партнеры Пике. И междоусобица в "Уильямсе" как и в 1981 году не позволила пилоту этой команды короноваться на царство. К тому же в серьезную аварию попал Фрэнк Уильямс, навсегда оказавшись прикованным к инвалидной коляске. До последней гонки в Австралии трое пилотов сохраняли шансы на чемпионство: помимо Пике и Мэнселла, еще и старый знакомый Прост на "МакЛарене". Ален стал чемпионом благодаря "резиновой дезинформации", запущенной Роном Деннисом. В "Уильямсе" поверили, что шины "Мишлен" (которые использовали обе команды-соперницы) выдержат всю дистанцию. В итоге "Уильямсы" сошли, а чемпионом стал Прост. Но этой ситуации могло и не быть, если бы напарники раньше бы договорились о делении на первый и второй номера. Зато теперь, впервые в карьере, команда Пике выиграла Кубок Конструкторов.

Состав команды остался неизменным на следующий сезон. Можно только представлять какая обстановка царила в боксах "Уильямса". Мэнселл выиграл вдвое больше гонок, чем Пике, но бразилец набрал больше очков. Классическое торжество разума над напором. Таким образом, Пике стал трехкратным чемпионом мира. И покинул команду, так как дальше не мог находиться рядом с Мэнселлом. Плюс к тому присутствовала обида на руководство команды - Нельсон считал, что те обязаны были его поддержать в решающие моменты.

Пике перешел в "Лотос", на место Сенны, соотечественника, которого Нельсон недолюбливал. И здесь начался последний этап карьеры бразильца. Если первый сезон в некогда великой команде был все же неплох - шестое место в чемпионате, то после потери моторов "Хонда" и переход на слабенький "Джадд", дела пошли совсем никак. Пике уже не боролся за победы, золото его корон тускнело.

Пике снова меняет команду - на сей раз его приютил "Бенеттон". И хотя здесь тоже не удалось составить конкуренцию Сенне и Просту, звание лучшего из остальных (то есть бронза сезона) было у бразильца. Когда в Японии Айртон и Ален выбыли из гонки, Пике одержал первую за 3 года победу. Вторым был его напарник, соотечественник и друг Роберто Морено. Нельсону удалось также победить и на следующем этапе в Австралии. Последний год в "Формуле-1" также не стал особенно ярким. Победа в Канаде стала последней в карьере. Пике было 39 лет, но он еще соглашался продолжать участвовать в Гран При. Однако, годы в "Лотосе" и "Бенеттоне" не способствовали интересу со стороны ведущих команд. На слуху были новые имена. Не желая продолжать быть середняком, Пике оставил "Формулу-1". Он рассчитывал попробовать себя в легендарной Инди-500, но серьезная травма ноги, полученная в практическом заезде Инди, не дала возможность это осуществить.

Пике был гениальным тактиком, острым на язык. Доставалось от него и Мэнселлу, и жене Мэнселла, и Сенне и еще очень многим. Пике говорил то, что думал. Но запомнился он, в первую очередь, как один из лучших пилотов 80-х годов. Со своим латиноамериканским колоритом.

Изверг Ааз

При написании использованы материалы с CD "Формула-1"


Родился: 17.08.1952    Рио-де-Жанейро


Гран При:

     207

Старты:

     203

Победы:

       23

Подиумы:

       60

Поул-позиции:

       24

Первый ряд:

       44

Быстрейшие круги:

       23

Дубли:

         5

Хет-трики:

         3

Большие шлемы:

         3

Лидирование старт/финиш:

         4

Пройдено кругов:

   9872

Круги лидирования:

   1601

Очки:

485,50




Автор благодарит Сергея Кузнецова и Изверга Ааза за помощь в подготовке рубрики "Их первые победы"

В начало ▲


Рекомендую!

Рассылки Subscribe.Ru


Архив рассылки
Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Читайте в ближайший четверг: обсуждение читателями ГП Бахрейна, главу "Неприятность, случившаяся с Широном" из книги М.Тринтиньяна, продолжение цикла "Сезон 2003 в цитатах" от The One, дебаты читателей в "Трибуне", ваши вопросы и ответы на них и многое другое. Кроме того, Ф1-МОМК выйдет в обновленном дизайне... ;)

> Подписаться на рассылку почтой <


Архив рассылки
Полезные советы

В этой рассылке вы найдете много полезных советов рыболовам, огородникам, кулинарам, любителям мастерить, а также множество "житейских" полезных советов.

> Подписаться на рассылку почтой <

       

Дискуссионные листы

"Клуб поклонников Формулы-1"

Только здесь корректное общение поклонников Формулы-1, не переходящее на грубость и оскорбления

> Подписаться на дискуссионный лист почтой <

"Формула-1. Весёлое общение любителей Ф-1"

Уникальный проект для общения веселых и находчивых любителей Формулы-1. Вы можете размещать здесь свои опусы и хохмы, вести друг с другом невероятные по степени веселости беседы, заводить близких по духу "хохмачества" знакомых.

> Подписаться на дискуссионный лист почтой <

   

Приглашаются к сотрудничеству авторы рассылок на Subscribe.Ru для обмена формами быстрой подписки
По всем вопросам пишите на Flasher-F1@List.Ru


В начало ▲


Убедительная просьба к подписчикам сообщать о любых проблемах, возникающих при чтении рассылки. Это необходимо для оперативного их устранения


Сайт рассылки

© Автор рассылки: Flasher
© Помощники автора: Сергей Кузнецов, Изверг Ааз

Количество подписчиков: 686








Если Вы не видите меню в верхней части страницы, возможно, Вы зашли сюда по ссылке извне (например, с помощью поисковой машины). Пожалуйста, нажмите здесь для полного доступа к сайту.






Rambler's Top100


Сайт создан в системе uCoz