Вот и подошло к концу затишье на трассах Формулы-1. Запрет на тесты был снят, и команды отправились тестировать свои новинки. Сейчас всё направлено на то, чтобы заложить основу для будущего успеха. Поэтому пожелаем удачи всем командам, и пусть следующий сезон станет не менее интересным, чем предыдущий!
Новости короткой строкой
Серия IRL
21.11.03 Объявлено расписание "Величайшего гоночного спектакля" - 500 миль Индианаполиса. В 2004 году гонка пройдёт по следующему сценарию. 9 мая состоятся торжества по поводу начала 88-й гонки Indianapolis 500, 10-23 мая пройдут официальные тренировки и итоговая квалификация. Сама гонка запланирована на 30 мая.
26.11.03 Действующий чемпион серии Скотт Диксон выдвинут на соискание американской премии Гонщик Года. Конкуренцию выигравшему чемпионат IRL в первый же год выступлений Диксону составят, среди прочих, чемпион CART Пол Трейси и гонщики NASCAR Мэтт Кенсет и Райан Ньюман.
Чемпионат мира по ралли
26.11.03 Гонщик команды Skoda Дидье Ориоль в своём интервью рассказал журналистам о том, как складывался для него чемпионат 2003 года, а также прояснил ситуацию с продлением его контракта. По словам бывшего чемпиона мира, он намерен и дальше выступать за Skoda и в настоящее время ожидает решения руководства команды.
27.11.03 Возвращающаяся в 2004 году в чемпионат мира Mitsubishi представила свой автомобиль Lancer WRC04. Новое творение японских автомобилестроителей примет участие во всех 16 гонках следующего сезона.
28.11.03 Команда Ford подтвердила своё участие во всех гонках чемпионата мира 2004 года. Также объявлено о том, что сотрудничество с британской компанией M-Sport, с 1997 года занимающейся раллийной программой "голубого овала", станет ещё более тесным.
Творчество читателей
Сегодня я представляю вашему вниманию очередную статью Изверга Ааза, на этот раз посвящённую карьере Жака Вильнёва, выдающегося гонщика, чемпиона мира, оставшегося без места в Формуле-1.
Изверг Ааз
Личная преисподняя Жака Вильнева
Очень часто про карьеру какого-либо спортсмена можно услышать: "американские горки". Что подразумевает взлеты и падения. Про спортивную биографию Жака Вильнева следует говорить "крутое пике". Канадец, стремительно взлетевший на автогоночный олимп в середине девяностых, потом несколько лет стремительно падал.
Начинал Жак по сценарию "молодой гений рвется наверх". После неплохих сезонов в японской "Ф-3000" и "Атлантик", сын знаменитого Жиля Вильнева дебютировал в серии "Индикар". Титул лучшего новичка в первый год выступлений, звание чемпиона серии и победа в 500 милях Индианаполиса на второй - этого хватило, чтобы Вильнев приобрел славу Того-Кто-Победит-Шумахера. К его переходу в "Уильямс" в 1996 приложил руку сам Берни Экклстоун.
Жак опроверг опасения тех, кто слишком хорошо помнил европейскую карьеру Майкла Андретти. Поул в первом же Гран При и победа в четвертом - куда там Андретти-младшему! По итогам года Вильнев стал вторым в чемпионате (уступив только напарнику - опытному Дэймону Хиллу). А на второй год (как и в Штатах) стал Чемпионом Мира.
Это самые славные и самые известные страницы истории Вильнева. Хочется добавить, что Жак стал свежим ветром в закрытом клубе "Формулы-1". Его великолепные результаты были достигнуты не только благодаря болиду "Уильямса". Бесшабашность езды Жака стала изюминкой сезона. Привыкший к широким американским трассам, Вильнев не стал менять свой стиль. И оказалось, что обгонять можно и в Европе. Обгон Вильневым Михаэля Шумахера в Эшториле по внешнему радиусу однозначно является лучшим обгоном года. Следует уточнить, что пилотирование Жака, хоть и было рискованным, но все же не безумным, как у его отца - Жиля. Пилот "Феррари" рубежа семидесятых и восьмидесятых разбил столько машин, сколько не разбивал ни один автогонщик столь высокого уровня. Его сын оказался более бережлив к технике и к унаследованной скорости добавил чувство пределов автомобиля.
Также из "Индикара" Жак принес неформальные отношения с коллегами и прессой. Вильнев - один из немногих пилотов, про которого болельщики могут сказать, с кем он действительно дружит (Култхард, Сало, Херберт), а с кем лишь поддерживает профессиональные отношения. Журналистам канадец говорит то, что думает, а не то, что надо.
Вот такой Вильнев (в переводе с французского на русского - Новгородов) вступил в свой второй сезон в "Формуле-1". В качестве фаворита сезона. И не было "американских горок" (читай - спада). Жак проявил не только чемпионское мастерство, но и потрясающую психологическую устойчивость. Это проявилось на финише сезона, когда соперники из стана "Феррари" вначале пытались вывести пилота "Уильямса" из борьбы вначале дисквалификацией, а затем сомнительным "тараном Шумахера" в исполнении автора сей фигуры высшего пилотажа. Вильнев с честью вышел изо всех испытаний…
И вошел в пике. Уход "Рено" отбросил "Уильямс" и их канадского пилота с лидирующих позиций. Любая топ-команда рано или поздно терпит спад. Чтобы позже снова взлететь. Но Жак пережил командную "яму", а потом продолжил падение собственными силами. Идея своей команды с самого начала казалась сомнительной. Но Крейг Поллок, менеджер Вильнева и создатель "БАРа", считал, что большие деньги американских табачников вкупе с талантом его подопечного не дадут команде пойти по пути многих дебютантов девяностых.
На деле все получилось "немного" не так. Болид Эдриана Рейнарда не был вершиной технической мысли, а реинкарнированный двигатель "Рено" под маркой "Супертек" обладал одним несомненным достоинством - он исправно пополнял карман Флавио Бриаторе. О таких мелочах, как мощность и надежность говорить не приходится.
И Вильнев оказался хорошим парнем в плохой команде. Часто приходилось слышать, что вот дай Жаку настоящую машину, а не пеструю игрушку, что занимает место "Тиррелла", вот тогда бы чемпионат получил (а точнее, вернул) реального претендента на титул. Сам Жак бодро заявлял, что все у них впереди.
Поначалу казалось, что обещания вовсе не пустые. Замена "Супертека" на "Хонду" дала результат. Седьмое место Вильнева и пятое "БАРа" в сезоне-2000 после нулевого прошлогоднего результата выглядело вполне достойно. Но дальнейшего прогресса не было. Чуть хуже получился сезон-2001 и заметно хуже 2002-й.
Самое главное, что Вильнев перестал быть наследным принцем, который никак не одолеет дорогу из провинции в столицу на собственную коронацию. Теперь это был один из многих пилотов. К тому же немолодой. Ах, чемпион мира, говорите? Ну да, было дело, но ведь, может быть все дело в мега-самолете под названием "Уильямс-Рено", а не самом канадце? Обгоны по внешнему радиусу, борьба до победного, даже беззаботный характер Вили - все забылось.
Это не могло не отразиться на самом пилоте. Он действительно стал терять мотивацию, успехи напарников по команде скорее раздражали. А тут еще с поста руководителя команды ушел Поллок и на его месте оказался Дэвид Ричардс, вовсе не питающий отцовских чувств к своему непомерно дорогому пилоту.
По паддоку стали ходить слухи о переходе Вильнева в сильную команду. Чаще всего называлось "Рено". Но Жак отъездил сезон-2003, а когда стало известно, что на следующий год его заменит протеже "Хонды" Сато, не принял участие в последнем этапе в Японии. Севший за руль "БАРа" Такума пришел в гонке шестым, что подлило масла в огонь критики канадца.
Но удивителен не сам уход Вильнева из команды, это как раз давно ожидалось. Удивительно, что ему не нашлось места в пелетоне на предстоящий сезон. Это явная ошибка Поллока. Вторая по счету, если первой считать покупку у Кена Тиррелла команды. То, что чемпион мира может остаться без команды, нонсенс. Прецеденты уже были. Но Ален Прост, когда со скандалом покинул "Феррари" в конце 1991-го года объявил, что берет годичный отпуск. Профессор хорошо понимал, что места в командах первой четверки уже заняты, а уходить в стан аутсайдеров трехкратному (на тот момент) чемпиону не хотелось.
Вильнев же несколько жалко выглядит, прося место тестера (!) в "МакЛарене" или ища деньги (!!) для попадания в обойму "Ягуара"1. Еще один вариант карьеры - участие в 24 часах Ле-Мана. Скорее всего, кто-то из менеджеров рано или поздно вспомнит о пилоте по фамилии Вильнев. И мы снова увидим канадца на трассах в 2005-м году. И тогда личная преисподняя сомнительных аттракционов в виде "американских горок" и "пике" закончится.
1 Примечание от Flasher: информация о попытках Вильнёва стать тестером McLaren или боевым пилотом Jaguar ходила на уровне слухов и была опровергнута менеджером канадца Крейгом Поллоком как несоответствующая действительности. Хотя, как мы знаем, за каждым слухом в Формуле-1 часто кроется большая доля истины. Лучший тому пример - переход Хуана-Пабло Монтои в команду McLaren.
Гонка из прошлого
Их первые победы
Часть третья: Альберто Аскари
В конце июля 1951 года Чемпионат Мира впервые посетил послевоенную Германию. Гонка проходила на 23-километровом кольце Нюрбургринг, построенном в 1927 году практически на руинах средневекового замка. После захватывающего гоночного триллера в Сильверстоуне двухнедельной давности, где Хосе-Фройлан Гонзалес принёс первую победу команде Энцо Феррари, нечто подобное ожидалось и на Нюрбургринге.
Alfa Romeo выставила в Германии четыре автомобиля 159-й модели для Хуана-Мануэля Фанхио, Джузеппе Фарины, Феличе Бонетто и местного героя Пауля Питча. Цвета набирающей мощь Ferrari защищали Альберто Аскари, Луиджи Виллорези, Пьеро Таруффи и триумфатор Сильверстоуна Гонзалес.
Во время квалификационной практики быстрейшими были Аскари и Гонзалес, подтвердившие претензию Ferrari на победу. Первый ряд дополнили Фанхио и Фарина, на второй попали Виллорези, Таруффи и Питч.
На старте гонки вперёд было вырвался Джузеппе Фарина, но уже после первой связки поворотов его прошли Фанхио и Гонзалес, а затем и Аскари, который к концу круга вышел на второе место. На втором круге гонки ошибся и вылетел идущий пятым Питч, но смог вернуться на свою позицию. Тем временем на Alfa Romeo начали перегреваться двигатели, что позже сыграет немалую роль в исходе Гран-При.
В борьбе за лидерство происходили чрезвычайно интересные события. Повисший на хвосте у Фанхио Альберто Аскари на пятом круге совершил удачную атаку на позицию лидера и смог вырваться вперёд, по итогам круга отыгрывая уже более двух секунд. Положение Фанхио усугублял и тот факт, что его Alfa Romeo требовалось две дозаправки против одной для Ferrari. На шестом круге аргентинец снизил скорость и отправился на пит-стоп, где провёл 42 секунды. Следом заехал Фарина, чья остановка продлилась чуть меньше - 38 секунд. В гонке лидируют Аскари и Гонзалес.
На восьмом круге в боксах с перегревом двигателя сошёл Фарина, оставивший Фанхио в одиночку сражаться за победу против Ferrari. Аргентинец, после дозаправок Аскари и Гонзалеса вышедший на второе место, на 11 круге показал лучшее время и смог опередить Аскари. После блестящего 12 круга отрыв Маэстро Фанхио составляет уже 11,6 секунды. Покидает гонку Питч, чей Alfa Romeo заносит после стартовой прямой, разворачивает задом наперёд и выносит прочь с трассы. Автомобиль сбивает тюки с сеном и вылетает в поле.
Лидирующий Фанхио стремится упрочить свою позицию и всё больше отрывается от Аскари, показывая абсолютно лучшее время круга в гонке. Однако заминка в боксах, когда отказывается заводиться мотор, а затем не включаются низшие передачи, сводит старания аргентинца на нет. Хотя соперник неожиданно предоставляет Хуану-Мануэлю шанс возглавить пелотон. На 17 круге Аскари заезжает в боксы, чем немало удивляет механиков. Машину поднимают на домкрат, но не могут снять одно из колёс, которое не поддаётся ударам молота (забавно, но именно таким образом в то время откручивали и закручивали центральную гайку крепления колеса). Аскари отправляется в гонку, так и не сменив резину. Фанхио оказывается в 2,5 секундах позади. Но проблемы с коробкой передач, начавшиеся ещё в боксах, не позволяют аргентинцу даже думать об обгоне, через круг он отстаёт уже на 28,5 секунд. Альберто Аскари спокойно финиширует и одерживает первую победу в своей карьере и приносит Энцо Феррари второй подряд триумф в гонках чемпионата мира. Лишь второе место Фанхио, показавшего к тому же лучший круг, мешает автомобилям Ferrari забрать все разыгранные на Нюрбургринге очки
Гран-При Германии 1951 года
Германия - Нюрбургринг 29.07.1951
XIV Grosser Preis von Deutschland
Длина круга: 22810 м
Количество кругов: 20
Дистанция: 456,200 км
Погода: солнечно, тепло, сухо
Победитель 1950 года: до 1951 года Большой Приз Германии не разыгрывался
Альберто Аскари был первым чемпионом команды "Феррари" и первым из победителей первенства погиб за рулем автомобиля. Короткая карьера итальянца была достаточно яркой, как и сама личность Чиччо (Мясной на итальянском - прозвище Аскари за тучность).
Альберто был сыном известного итальянского автогонщика Антонио Аскари, пилота "Альфа Ромео", разбившегося в 1925-м году. Его сын вначале (правда недолго) увлекался мотогонками, а с начала 40-х пересел за руль автомобиля. Первая победа пришла к Альберто в 1948-м году на Гран При Сан-Ремо, когда он управлял "Мазерати". Уже в следующем году он - пилот "Феррари" и трижды побеждает в Гран При.
Однако, в первом чемпионате мира молодая тогда команда "Феррари" не могла оказать серьезного сопротивления соотечественникам из "Альфа Ромео". Аскари, Уайтхед и другие пилоты Энцо Феррари довольствовались той малостью, что оставляли им лидеры сезона. Аскари стал лучшим из пилотов "Феррари" в сезоне, заняв пятое место по итогам чемпионата.
На следующий год команда Коммендаторе смогла подтянуться к друзьям-соперникам из "Альфа Ромео". Аргентинец Гонсалес (тоже не отличавшийся стройностью балерины) приносит команде первую победу на розыгрыше Большого Приза Великобритании, а сразу после этой победы Альберто выигрывает гонки в Нюрбургринге и дома в Монце. С двумя победами и двумя поул-позициями, Аскари становится вице-чемпионом, уступив Фанхио 6 очков.
Сезоны 1952-1953 прошли по регламенту "Формулы-2", что было вызвано стремлением удешевить участие команд в соревнованиях. Эта краткая эра запомнилась, в первую очередь, как череда триумфов "Феррари" и Аскари. Перед началом сезона из-за травмы позвоночника выбывает на весь сезон Фанхио, и итальянцы на ставшей известной Ferrari 500 не знают проблем на трассах. В первом Гран При сезона в Швейцарии Аскари не принимает участия и побеждает его напарник Пьеро Таруффи. Затем Аскари выигрывает оставшиеся 6 гонок чемпионата и, естественно, становится третьим Чемпионом мира. Второе и третьи места также достались пилотам "Феррари" - Фарине и Таруффи.
Ситуация мало изменилась и в 1953-м году. Лишь раз в официальных гонках побеждал не пилот с жеребцом на болиде - последнюю гонку сезона в Монце выиграл Фанхио на "Мазерати". При 7 победах "Феррари", 5 из которых на счету Аскари - это выглядит лишь ложкой дегтя в бочке побед "Скудерии".
Но вместе с эрой "Формулы-2" закончилась и эра Альберто Аскари. Первый двукратный чемпион в 1954-м году поездил на машинах трех итальянских команд - "Мазерати", "Феррари" и "Лянча". И когда серебристый "Мерседес" Фанхио громил соперников, Альберто оказался в числе аутсайдеров. 1,14 очка (по 14 сотых получили 7 пилотов за лучший круг на Гран При Испании) - таков результат чемпиона.
В 1955 году Аскари оказывается в команде "Лянча", где его партнеры Виллорези и Кастеллотти. "Лянча" обещала стать топ-командой "Формулы-1", но это если и должно было случиться, то не в тот год. "Детские болезни" машины не позволяют набирать очки Аскари. Во время гонки в Монако Аскари вместе со своим автомобилем падает в воды залива. Уже через несколько дней после аварии он навестил своих приятелей в команде "Феррари" на тестах в Монце, где попросил дать проехать пару кругов.
Автомобиль не смог вписаться в один из поворотов и Альберто разбился… Странно, что он вообще сел за руль в этот день. Было 26 мая - день смерти отца - Антонио, когда его сын не садился за руль, выезжая на трассу, Альберто даже не надел свой шлем. Причины аварии также остались неясны. Возможно, гонщику дорогу перебежал заяц, а тот, при попытке увернуться от животного, слетел с траектории.
Когда Энцо Феррари спрашивал, почему Альберто так строг со своими детьми, тот отвечал: "Не хочу, чтобы они любили меня. Если я разобьюсь во время гонки, как мой отец, то они будут сильно переживать, как я в свое время"…
Вместо послесловия: В следующем году "Феррари" купили "Лянча" и фактически под своей маркой выпускали на трассы болид другой команды. Альберто Аскари не дожил совсем немного, чтобы вернуться в команду своих побед.