Обзор Гран-При США
26 сентября. Пятница
Перед началом уик-энда в США трое претендентов на титул выказывали полнейшую идиллию, шутили на пресс-конференции, и чуть ли не в обнимку позировали фотографу. Как долго продержатся такие взаимоотношения в условиях жёсткой борьбы за титул, сказать очень сложно.
Однако с началом заездов бал на трассе правила вовсе не эта троица, а немного неожиданно "выстреливший" Ярно Трулли, возглавивший абсолютно все протоколы первого дня. Видимо, проведённые утром тесты позволили инженерам Renault найти верные настройки для сложнейшей американской трассы, а внутренняя извилистая секция, требующая высокой прижимной силы, отлично подходит болиду французской команды. К тому же, шины Michelin, несмотря ни на что, и здесь показали высочайший класс.
Немалую роль в результатах сыграла и погода. Осенний американский дождик то прекращался, то снова моросил, внося путаницу в планы команд и доставляя неудобства инженерам. Во многом из-за этого ни один из представителей "большой тройки" так и не поднялся выше пятого места ни в одном из заездов. Однако, это был всего лишь тренировочный день, и все основные события ждали нас впереди.
27 сентября. Суббота
Свободные заезды субботы прошли без явного лидера, и никто из всем известной троицы не доминировал над конкурентами. Вновь на высоте был Ярно Трулли, пока не потерял контроль над своим Renault во время Warm-Up. Болид итальянца, видимо, был настроен под "овальную" часть трассы, и, соответственно, в медленных поворотах плохо держал асфальт. Надо отдать должное механикам французской команды, которые успели отремонтировать машину, но итальянец уже не мог бороться за высокие места.
Архитекторам трассы для Формулы-1 в Инди удалось совместить несовместимое. С одной стороны, они включили часть знаменитого овала, где нужны скоростные настройки. Однако внутрь трека была вписана секция медленных извилистых поворотов, для которых необходима высокая прижимная сила. Каждый год инженеры команд ломают голову над этой задачей, и от того, кто её лучше решит, зависит судьба результатов.
Как выяснилось, ключ к трассе лежит в настройках на второй сектор. Первым это показал Оливье Панис, продемонстрировавший очень неплохое время 1:11.920. Один за другим пилоты атаковали этот результат, но всё безуспешно. Подошла очередь первого из претендующих на титул - Кими Райкконена. Финн выезжает на трассу и опережает время француза всего на четверть секунды. Следом показывается Михаэль Шумахер, но его время слишком низкое, чтобы претендовать на высокие места, в итоге он лишь седьмой. Хуан-Пабло Монтоя также теряет но втором секторе и уступает даже Панису. Только Рубенс Баррикелло пытается бороться с временем финна, но безуспешно, он только второй. Так Кими Райкконен завоёвывает второй поул в карьере.
Казалось бы, Райкконен делает неплохую заявку на то, чтобы сократить отставание в чемпионате, но... Погода приготовила на гонку свои сюрпризы.
28 сентября. Воскресенье
Воскресная гонка получилась просто сумасшедшей. Коварный осенний дождь заставил гонщиков и команды соревноваться тактически. Williams проиграли эту борьбу вчистую, шутка ли, только что Монтоя прорывался в первую тройку, и вот он уже проигрывает круг Дженсону Баттону на BAR. Как обычно, правильную стратегию обеспечили тактические головы Ferrari, причём не без помощи так критикуемой Bridgestone. Японские дождевые шины оставили просто не у дел конкурентов на Michelin, которые то и дело скользили в поворотах, разворачивались и вылетали на траву.
Такая ситуация в "шинной войне" привела к тому, что на первых позициях отметились и BAR Баттона, и оба Sauber. На этом фоне просто героически смотрятся гонщики на Michelin, в первую очередь Кими Райкконен и Ярно Трулли, не совершившие ни единой ошибки и ставшие вторым и четвёртым соответственно. Клиенты же японцев словно решили отыграться за весь чемпионат, и неплохо пополнили очковую копилку. Sauber и вовсе более чем удвоил очковый запас, поднявшись в чемпионате разом с девятого места на пятое. Пилоты швейцарской "конюшни" словно решили громко "хлопнуть дверью" на прощание. А подиум Хайнца-Харальда Френтцена стал неплохим завершением карьеры немца.
Обязательно стоит отметить Джастина Уилсона, наконец-то получившего от Jaguar болид, доехавший до финиша. Британец привёл свою машину в очковую зону, доказав своё право быть пилотом этой команды и в будущем.
Ну а в борьбе за титул в личном зачёте уже всё практически ясно. Кими Райкконену теперь нужно обязательно выигрывать в Японии, при том, что Михаэль Шумахер должен вообще не набрать очков. Так что только чудо может помочь финну стать чемпионом мира. Хотя сезон-2003 показал, что чудеса иногда случаются.
Интрига остаётся только в борьбе за Кубок Конструкторов, где Williams всего три очка уступает Ferrari. Видимо, основная борьба в Японии развернётся именно за этот трофей.
США - Индианаполис 26-28.09.03
SAP United States Grand Prix
Длина круга: 4192 м
Количество кругов: 73
Дистанция: 306,016 км
Победитель 2002 года: Р. Баррикелло / Ferrari
Гонка из прошлого
Около месяца назад на Гран-При Венгрии было установлено знаменательное достижение - Фернандо Алонсо стал самым молодым в истории победителем Гран-При Формулы-1. Я же предлагаю вам вспомнить, как был установлен предыдущий рекорд по этому показателю, и рассмотреть итоги Гран-При США 1959 года.
К последней гонке чемпионата-59, Гран-При США, молодой парень из Новой Зеландии, пилот Cooper Брюс Мак-Ларен подошёл, находясь в первой десятке личного зачёта. По действовавшим в то время правилам, в чемпионате засчитывались только пять лучших гонок для каждого пилота. Так получилось, что за победу в США Мак-Ларен получил почти столько же очков (8), сколько и в остальных четырёх лучших для него гонках сезона-59 (8,5). Таким образом, он стал шестым по итогам года.
Чемпионом 1959 года стал партнёр Мак-Ларена по команде Cooper Джек Брэбэм, с которым также произошёл интересный эпизод. Буквально за 800 метров до финиша американского этапа на его машине кончилось топливо. Чтобы стать чемпионом мира, Брэбэму не оставалось ничего иного, кроме как толкать свой автомобиль к финишу руками. В итоге Джек был классифицирован четвёртым, и набрал столь важные три очка. В противном случае победителем мирового первенства стал бы подзабытый ныне Тони Брукс.
Если вернуться к Брюсу Мак-Ларену, то его последующая карьера развивалась не так успешно, как могла бы. Пожалуй, лучшим сезоном оказался для него следующий, 1960 год, когда он стал вице-чемпионом мира. Затем были ещё пять лет выступлений за Cooper, после чего Брюс основывает свою собственную команду - легендарную McLaren - которой в будущем суждено было стать одной из величайших в истории. Хотя тогда до этого было очень далеко.
Вообще же, мода на создание гонщиками своих команд была очень характерна для 60-х годов. Чьи-то проекты были более успешными, чьи-то менее, но самыми "долговечными" стали команды двух парней из Cooper - Джека Брэбэма и Брюса Мак-Ларена. И если "конюшни" Brabham с недавних пор нет среди участников чемпионата, то McLaren по-прежнему радует своих болельщиков выступлениями на самом высоком уровне.
США - Себринг 12.12.1959
IInd United States Grand Prix
Длина круга: 8368,6 м
Количество кругов: 42
Дистанция: 351,481 км
Погода: солнечно, тепло, сухо
Победитель 1958 года: Дж.Брайан / Belond AP/George Salih (входившая в зачёт чемпионата мира гонка Indianapolis 500)
За океаном: серия CART
Grand Prix Americas presented by Sportsbook.com
Очередной этап заокеанской серии CART состоялся в эти выходные на улицах Бэйфронт-Парка в Майами. Его выиграл гонщик команды Herdez Competition Марио Домингез. Вторым стал его напарник по команде, ветеран серии Роберто Морено. Компанию на подиуме им составил бывший пилот Формулы-1 Мика Сало. Гонка семь раз прерывалась в связи с опасными инцидентами, и только десять пилотов из девятнадцати стартовавших смогли добраться до финиша. Восемь из девяти покинувших гонку сошли из-за контакта с бетонными стенами.
Это был первый дубль для Herdez Competition, и Домингез был очень рад выиграть эту гонку, где он лидировал 28 кругов: "Чувствую себя изумительно. Выиграть эту гонку в Майами, направляясь в Мехико через пару недель, это большое дело. Мы знаем эту трассу, требовательную к шинам и тормозам. Мы предполагали, что будет много вылетов, поэтому знали, что нужно быть терпеливыми и хорошо провести пит-стопы. Действительно, я выиграл благодаря тому, что команда дала мне фантастический первый пит-стоп".
Морено, старейший гонщик на трассе (ему 44 года), также был чрезвычайно рад своему результату: "Я не могу поверить, что такой старик, как я, стал вторым! Как было сказано, это усилия команды. Мы усердно работали над шасси Lola, и вот результат".
В своей второй гонке в серии третьим стал Мика Сало из PK Racing. Финн лидировал шесть кругов, и вот что он сказал: "Команда проделала хорошую тактическую работу, так что я смог реабилитироваться за вчерашний квалификационный провал (он стартовал 15-м), когда я задел стену. Сегодня я держался подальше от стен и стал третьим".
Лидер серии Пол Трейси закончил гонку на 69 круге, когда он столкнулся с Себастьеном Бюрдой. Преследователь канадца в чемпионате Бруно Жункейра финишировал девятым, несмотря на контакт с обладателем поула Адрианом Фернандезом. Мишель Журден закончил гонку седьмым и сохранил своё третье место в чемпионате.
Следующий этап серии Champ Car, Gran Premio Telmex- Gigante Presented by Banamex/VISA, состоится в Мехико 10-12 октября.
США - Флорида - Майами 26-28.09.2003
Автодром "Bayfront Park"
Длина круга: 2232 м
Количество кругов: 105
Дистанция: 234,360 км
Победитель 2002 года: К. да Матта / Newman/Haas Racing