Обзор Гран-При Италии
12 сентября. Пятница
В пятницу накануне гонки всех болельщиков волновал главный вопрос - как выступят пилоты Michelin
после всех инсинуаций к французской фирме со стороны Ferrari. Любители статистики также интересовались, будет ли
превзойдён прошлогодний рекорд Монтои по средней скорости на круге. Но обо всём по порядку.
Первая же тренировка расставила в противостоянии шинников всё по местам. Все увидели знакомую картину -
вновь только две Ferrari и BAR Дженсона Баттона смогли вклиниться в дружные ряды клиентов Michelin. Лишь Джастин
Уилсон всё никак не может прыгнуть выше 16 места. А тот факт, что
Ferrari возглавили протокол свободных заездов, а не замкнули первую десятку, только подтверждает, что
болиду итальянцев больше подходят именно такие, скоростные, трассы, а шины здесь вовсе ни при чём.
Квалификационный протокол был обрамлён двумя Williams: Монтоя - первый, Ральф Шумахер - последний.
И если лидер пятницы отлично прошёл свой круг и показал недосягаемое для конкурентов время - 1:20.656,
то его напарник, показавший пятое время, был дисквалифицирован за срезанную шикану. Следом за лидером оказались две Ferrari,
причём Баррикелло вновь на полсекунды быстрее Шумахера, а четвёртым очень неожиданно стал Кристиано да Матта,
установивший рекорд первого сектора. В одной десятой от действующего чемпиона CART расположились Марк Уэббер и Кими Райкконен,
показавшие абсолютно идентичные результаты - 1:21.966. Самое забавное, что подобное происходит вторую гонку подряд.
Если же вернуться к рекорду Монтои, то он в этот раз устоял, и похоже, что надолго. В следующем
году вступает в силу правило одного двигателя на уик-энд, что приведёт к падению скорости. Так что достижение
колумбийца грозит продержаться долго.
13 сентября. Суббота
В субботу первые строчки протоколов поделили Михаэль Шумахер и Хуан-Пабло Монтоя, по очереди
улучшавшие результаты друг друга. Только warm-up остался за Баррикелло. Тем не менее в самый решающий момент - в квалификации -
быстрее стал действующий чемпион мира. Незаметный на фоне этого противостояния, но не менее амбициозный Кими Райкконен
квалифицировался четвёртым, позади Рубенса Баррикелло, но впереди Марка Жене, который получил шанс впервые в своей карьере
показать себя в боевых условиях за рулём серьёзной техники. Это стало возможным благодаря разумному решению Ральфа Шумахера
не рисковать здоровьем, подорванным после аварии на прошлонедельных тестах.
Другого Ральфа - Фёрмана, врачи не допустили до Гран-При Италии ещё до начала уик-энда, так
что Зольт Баумгартнер продолжил свою карьеру пилота Больших Призов.
Единственным неудачником решающей квалификации стал герой венгерского этапа Фернандо Алонсо. Во время быстрого круга испанца развернуло, и он уже откровенно "доезжал" свой круг, показав совсем уж плохое время, даже на оставшихся секторах.
14 сентября. Воскресенье
Воскресная гонка, несмотря на всю подоплёку борьбы за титул, получилась одной из самых скучных в сезоне. Первые пять пилотов финишировали на тех же самых позициях, на каких стартовали, и только в нижней части пелотона кипела борьба.
А началось всё со старта, ставшего бенефисом Ярно Трулли, который прорвался с шестой позиции на третью. Однако прыти его Renault не хватило и на круг, поэтому итальянец был вынужден припарковать болид на обочине и стать зрителем своего домашнего Гран-При.
Стартовавший вторым Хуан-Пабло Монтоя попытался было атаковать Михаэля Шумахера, но тот, имея более выгодную траекторию, не позволил колумбийцу пройти себя, после чего все 53 круга их борьба напоминала квалификационную, когда счёт шёл на доли секунды. Всю дистанцию Колумбийский Ураган бушевал в 1,5 секундах от Ferrari под номером один, но так и не сумел сдуть со своего пути это препятствие.
На небольшом удалении от этой пары развивалась другая дуэль, где Кими Райкконен безуспешно пытался обойти Рубенса Баррикелло. А вот на пятое место пробился Дэвид Култхард, но шотландца подвёл его McLaren, не дотянувший до финиша восьми кругов.
После вторых пит-стопов лидеров случился интересный эпизод, когда гонку возглавил Марк Жене. И пусть испанца ждала дозаправка и "всего лишь" пятое место на финише, тем не менее для бывшего гонщика Minardi, ранее не имевшего возможность выступить за рулём достойной техники, это несомненно достижение. Кстати, Марк на этом Гран-При в пять раз преумножил свой очковый багаж. До этого на счету Жене числилось одно очко, заработанное им в дебютный сезон-1999. В пользу тестера Williams говорит и то, что он совершенно не готовился к гонке, а узнал о своём участии в ней лишь субботним утром. Поэтому во многом был прав Герхард Бергер, назвавший своего подопечного истинным победителем итальянского этапа.
Другим героем прошедшей гонки стал соотечественник Жене, победитель Гран-При Венгрии фернандо Алонсо. После полного провала в квалификации испанец мужественно пробивался в очковую зону, куда и попал по дикому везению. Ещё за два круга до финиша он был десятым, но сход Френтцена и обгон Хайдфельда открыли пилоту Renault дорогу к очень важному для него очку, позволившему ему сохранить пятое место в чемпионате.
Закрывая тему Гран-При Италии, хочется отметить пассивность лидеров, претендентов на титул. Если Михаэль Шумахер не вызвал повода для упрёков, спокойно лидируя и контролируя ситуацию, то Монтоя и Райкконен могли быть и поактивнее. Хотя и их сложно упрекнуть - сход с дистанции серьёзно пошатнул бы реальность их амбиций.
Через две недели состоится предпоследний этап чемпионата мира - 2003, Гран-При США, почти домашний для Хуана-Пабло Монтои. На легендарном автодроме в Индианаполисе колумбиец одержал в своё время победу в одном из престижнейших состязаний - 500-мильной гонке Indy 500. Победа в Индианаполисе в этом году сможет открыть Монтое дорогу к ещё более престижному титулу - чемпиона мира Формулы-1. Третий претендент на чемпионское звание - Кими Райкконен - также не против победить в США, в этом случае и для него не всё будет потеряно. Так что ждать осталось недолго, скоро всё разрешится.
Италия - Монца 12-14.09.03
74o Gran Premio Vodafone d'Italia
Длина круга: 5793 м
Количество кругов: 53
Дистанция: 306,764 км
Победитель 2002 года: Р. Баррикелло / Ferrari
Тема недели
Фантастические финиши в IRL
Гонщики IRL ещё раз доказали, что эта серия имеет все основания на то, чтобы считаться одной из
самых захватывающих в мире автоспорта.
7 сентября на автодроме Chicagoland Speedway состоялась гонка Delphi Indy 300, фотофиниш которой приведён рядом.
Победитель этапа Сэм Хорниш-мл. опередил Скотта Диксона всего на 0,0099 секунды. Брайан Херта финишировал третим
отстав от Хорниша на 0,01 секунды, а от Диксона и вовсе на 0,0001 секунды!
В истории IRL прошло 85 гонок, в 35 из них разница между победителем и занявшим второе место
была менее секунды. В этом сезоне подобное случалось восемь раз.
И когда такое происходит, ни один гонщик не добивается в этой ситуации такого же успеха, как Сэм
Хорниш, двукратный чемпион серии.
Хорниш выиграл три самых плотных финиша в истории IRL. Кроме последней гонки в Чикаго, Хорниш
в том же стиле выиграл и прошлогодний этап на Chicagoland, когда он опередил Эла Анзера-мл. на 0,0024 секунды.
Неделей позже на трассе Texas Motor Speedway Хорниш опередил Хелиу Каштро-Невеша на 0,0096 с.
Хорниш участвовал в 10 из 16 самых плотных финишей в истории и имеет счёт 5:5. Он выиграл
самый плотный финиш, также как и второй, третий, шестой и седьмой по плотности финиши. Сэм финишировал вторым
в пятом, одиннадцатом, четырнадцатом, пятнадцатом и шестнадцатом по плотности финишам.
"Я ненавижу проигрывать, поэтому стараюсь выиграть столько гонок, сколько могу", - говорит Хорниш, -
"Я не могу выдержать, когда знаю, что что-то сделал неправильно".
Последние две гонки сезона-2003 пройдут на California Speedway (21 сентября) и Texas Motor Speedway
(15 октября). Кроме победы в прошлогоднем гоночном триллере в Техасе, Хорниш также побеждал там в 2001 году,
обогнав Скотта Шарпа на 0,0188 секунды. В 2002 году в Калифорнии Сэм опередил Жака Лазье на 0,0281 с. Так что и
в этом сезоне самый титулованный гонщик серии имеет все шансы, чтобы на громкой ноте завершить чемпионат.
В начало ▲