Квалификация, супер-поул, два обязательных пит-стопа в гонке, три марки производителей немецких кузовных автомобилей, 21 пилот, и, в том числе и контактная, борьба... очень много борьбы!
Несмотря на то, что DTM в истине своей не имеет отношения к "формулическим" классам, сравнения, ставящие этот чемпионат в один ряд с Формулой 1, возникают, кажется, с завидным постоянством! Причем, это является вполне естественным, поскольку в этом сезоне водительский состав DTM пополнился еще одним экс-пилотом Ф1: к Жану Алези присоединился Хайнц-Харальд Френтцен. Кроме того, приблизительно с середины "немецкого" сезона в паддоке обоих чемпионатов циркулировали слухи о возможности перехода не то Гэри Паффетта, не то Кристиана Альберса в Ф1... слухи эти, к слову сказать, на данный момент пока не оправдались... Однако стоит признать, что весной-2004 сопоставления гоночных серий звучали еще и потому, что Формула 1 представляла собой некую процессию без интриги (не в пример тому, что происходит сейчас), в то время как DTM шансов на компромиссы не оставлял. Не оставлял, как с самого начала, так и до финальной гонки...
А начиналось все на Хаккенхаймринге с поул-позиции Жана Алези... и с подиума молодых гонщиков: Гэри Паффетта, Кристиана Альберса и Маттиаса Экстрёма!... Собственно, на Хоккенхайме все и закончилось, поскольку эта трасса, как открывает, так и закрывает чемпионат. Но закончилось уже совсем не так... Впрочем, до этого еще предстоял самый настоящий "hard way".
Итак, сезон продолжил Эшторил...
Estoril, Portugal. Две звезды...
Автодром Эшторил любителям автоспорта хорошо известен. Так же, в преддверии Чемпионата Европы по футболу, многие, должно быть, успели заучить словечко "Пуртугал". Словом, эмоциональный настрой был на должном уровне - и не только у поклонников. После своей первой гонки на Opel Vectra GTS V8, Хайнц-Харальд Френтцен был полон амбиций. Могло ли быть иначе: еще один представитель Opel - Тимо Шайдер - по итогам квалификации был третьим, в то время как Френтцен восьмым. Да и потом, на трассе ведь присутствует старый соперник - Жан Алези... Борьба двух звезд за место в очковой зоне, когда Алези атаковал Френтцена на торможениях, что в итоге завершилось небольшим контактом (не в пользу немецкого пилота) стала, пожалуй, настоящим украшением гонки!
По итогам, замыслы Френтцена не очень оправдались - Алези финишировал 7-м - а сам Хайнц-Харальд 12-м.
Первая ступенька подиума досталась Mercedes - на сей раз Кристиану Альберсу. Следом за ним представители Audi - Экстрём и Томчек.
Adria International Raceway, Italy. Адриа Великолепная
"Борьба молодости с Опелем", - такой случайной импровизацией Олега Кесельмана, охарактеризовалась гонка для Хайнца-Харальда Френтцена, с ошибками, разбитым крылом машины и финишем все на том же 12-м месте. С той лишь оговоркой, что молодости пилотской, причем, относительно конкретно DTM.
Сама по себе гонка выдалась из ряда самых богатых на события, вероятно, во всем сезоне. Один из ярких моментов - прессинг Гэри Паффетта на Мартина Томчека с невероятно красивой контактной борьбой в нескольких поворотах! После чего машину Томчека развернуло, и он вдобавок попал под удар к Тому Кристенсену (что отнюдь не помешало Томчеку финишировать 5-м). Audi против Audi...
На самом же деле, Audi против Mercedes - вот интрига чемпионата, которая набирает обороты. Маттиас Экстрём, завоевавший поул, финиширует первым, не дав ни Альберсу, ни Алези, ни Паффетту возможности обогнать себя! Персонал Audi ликует, они поют, очевидно, победную песню: и, как на тот момент, и - хотя, хорошо смеется тот, кто смеется последним - как предчувствие.
Eurospeedway Lausitz, Germany. Brilliant start! и полный финиш...
Экстрём, в виду чуть лучшей реакции, на старте опережает Альберса и выходит в лидеры. А в это же время, Гэри Паффетт совершает просто фантастический прорыв с седьмой позиции на третью, а полукругом позже, и на вторую!!! Понятно, что такое рвение не могло выразиться во что-то ниже первого места - в итоге, верхняя строчка протокола за Гэри. Но...
Кто-то некогда сказал, что хорошая гоночная машина должна прийти к финишу первой, а сразу после финишной черты - развалиться. Однако ныне регламент превыше. Mercedes Гэри Паффетта остановился во время круга возвращения в боксы - кончилось топливо. Соответственно, 1,5 литров необходимых для проверки, выжать из бака было никак нельзя...
Победу присудили Экстрёму. Гол. Шведский пилот выходит в лидеры чемпионата.
Здесь же нехорошо досталось и Opel. Тимо Шайдер получил 50-секундный штраф за грубый контакт с автомобилем Мартина Томчека.
Norisring, Germany. Подиум трех: людей и "лучей"
Квалификация состоялась - финиш гонки подразумевается. Было это, примерно, так.
Любопытно, что второй раз в сезоне на поуле стоял Жан Алези, а победа в гонке после этого досталась Гэри Паффетту. Вторым к финишу прибыл Альберс, третьим Бернд Шнайдер.
Таким образом, Альберс вышел в лидеры личного зачета, а действующий на тот момент чемпион довел сумму своих очков до 16...
Если бы мог быть еще один подиум, то его целиком заняли бы Audi. Впрочем, факт отсутствия этого самого "второго подиума" ни результатов, ни настроений не меняет. Отрыв Vodafone/DC Bank AMG-Mercedes от Audi Sport Team Abt - всего 4 очка - выглядит весьма воодушевляющее. Зачет производителей, казалось бы, возможности что-либо оспорить не оставляет: здесь Mercedes-Benz имеет 25 очков преимущества над Audi. Что и говорить, в Mercedes вновь поймали попутный ветер!
Opel - борется.
Shanghai, China. Вне конкуренции, но вне зачета
"China man" - так пресса назвала Гэри Паффетта тогда. Именно ему принадлежат поул-позиция и лидирование в гонке на трассе, проложенной по улицам Шанхая. Победная серия британца продолжается! Но так ли сладка победа? После Лаузитца последовала дисквалификация, а китайский этап проходил в рамках Petronas Shanghai International Race Festival 2004 - иными словами, это была промоутерская кампания в поддержку первого в истории Формулы 1 Гран При Китая. Очки не присуждались.
Nurburgring, Germany. Время вывешивать флаги?
Квалификация отметилась лучшим результатом сезона для Кристиана Абта - 3-е место.
Что касается гонки, то тут, как у Гете в "Фаусте": "Смотрите, на немецкой сцене резвятся кто во что горазд". С первых секунд: атаки и контратаки, аккуратные и не очень! Инциденты вплоть до оторвавшегося капота! Вылеты в поворотах! И все с калейдоскопической скоростью!
Наиболее приятные впечатления оставил синхронный пит-стоп лидирующей четверки на шестом круге! Что уж говорить о борьбе Марселя Фэсслера и Кристиана Альберса, когда их, увлекшихся своими атаками, разом проходит Бернд Шнайдер! Это уже похоже на сказку.
Как на сказку похожа очередная победа Гэри Паффетта. Экстрём второй, но из-за, а точнее, благодаря сходу Альберса, швед вновь возглавляет личный зачет.
Отрыв между лидирующими командами сокращается до двух очков. А вот в зачете производителей разница уже в 31 пункт, в пользу Mercedes.
Возникает вопрос: не пора ли "вывесить флаги" и просто наблюдать за очередным триумфом Mercedes? Однако, как сказать, мы же наблюдаем за немецким кузовным чемпионатом, а тут, как в "Фаусте": "Смотрите, на немецкой сцене резвятся кто во что горазд"!
Motopark Oschersleben, Germany. Куда ветер дует?!
Есть выражение: "Настроение меняется, как ветер". Если его чуть переиначить и сказать: "Настроения судьбы и ветер меняют", - то можно немного яснее представить себе успех не только Audi, но и Opel на этой трассе. В Mercedes же, кажется, с направлением ветра на сей раз не определились, и он им не сопутствовал.
С другой стороны, дело не всегда в попутном потоке воздуха, иногда свою роль может сыграть и чья-либо "ветреность" (условная). Кристиан Альберс, в свое время взявший лидерство в чемпионате, но теперь идущий вторым, подпустил к себе Гэри Паффетта на расстояние всего двух очков. Надо сказать, не самый приятный момент после многообещающего начала сезона для голландского пилота. Совсем немного, и - ищи ветра в поле...
Победителям же гонки - овации, или, как на Гран При Испании отшутился Фернандо Алонсо, "ветер с трибун"! На подиуме Том Кристенсен (Audi), Мартин Томчек (Audi) и Мануэль Рейтер (Opel).
Следующей гонкой в календаре стоял голландский Зандфорт. Поскольку это местечко находится на берегу Северного моря, там можно было бы поймать легкий бриз... или "прокатиться на счастливой волне".
Zandvoort. Netherlands. Прощай, Astra!
"Albers is sometimes too wild... but if he can improve that it will be great... Ekstrom seems to have a better personality (he's always smiling)". Rob van Leeuwen, autosport's fan, Netherlands.
Йорен Бликемолен, наравне с Кристианом Альберсом, являющийся любимцем местной публики, наконец-то, с Opel Astra пересел на такой же, как и у всех представителей этого производителя, Opel Vectra. Таким образом, эпоха Astra в DTM миновала...
Гонка же миновала через несколько больший промежуток времени, нежели обычно. Она разделилась на две части, причем, обе были крайне насыщенными! Среди многочисленных атак пилотов друг на друга наиболее выделился Альберс. В борьбе Кристиан проявлял такое упорство, что ему рекомендовано было присмирить пыл - черно-белый флаг. Хотя Гэри Паффетт перестарался в еще несколько большей степени: после его атак на Тома Кристенсена, Audi Тома развернуло. Как следствие, "пенальти" для Гэри - проезд через пит-лейн.
И, как раз, когда гонщик Mercedes отправился исполнять штраф, произошло то, из-за чего гонка была прервана. На выходе из последнего поворота, автомобиль Питера Дамбрека потерял управление, и, врезавшись в ограждение, перевернулся раз 5! От Opel, в общем-то, не осталось ничего, кроме каркаса... Сам пилот, к чудесному счастью, не пострадал.
Вторая часть гонки завершилась дублем Audi Sport Team Abt - Маттиас Экстрём и Мартин Томчек, и третьим местом для Кристиана Альберса. Гэри Паффет финишировал четвертым.
Audi набирает обороты!
Brno, Czechia. Никогда не рано сделать что-то раньше!
Эта гонка, пожалуй, основным впечатлением после себя оставила различного рода выводы. Кристиан Альберс, очевидно, чувствуя угрозу потери позиции в личном зачете, разошелся не на шутку! Сначала он "брал на абордаж" автомобиль Кристенсена, а затем, затеял жесткую борьбу с Мартином Томчеком, в результате которой гонщик Audi сходит с дистанции. Автомобиль Альберса так же получает повреждения, а кроме этого, "приглашение" проехать через пит-лейн. Проштрафился! Через несколько кругов Кристиан и вовсе заканчивает гонку в боксах. Собственная горячность сыграла с ним недобрую шутку. Гэри Паффетт вышел на второе место в чемпионате, хотя, чтобы не торопить события, надо сказать, что теоретические шансы вернуть потерянную позицию у Альберса еще оставались на последней гонке.
Высоких результатов, касаемо себя, добился Хайнц-Харальд Френтцен. Он смог финишировать шестым, что было довольно приятно наблюдать.
Однако самого лучшего результата добился другой гонщик - Маттиас Экстрём, который здесь досрочно завоевал титул Чемпиона!
Audi Sport Team Abt упрочила свое положение в командном зачете. А в зачете производителей Audi вышла вперед Mercedes-Benz на 9 очков, и оставалось только не дать Mercedes возможности для контрнаступления.
Hockenheimring, Germany. Честь Чемпиону!
На вопрос: "Какой же выдалась она, последняя гонка сезона?" - можно дать вполне простой ответ. Такой, какой и должна быть гонка, закрывающая чемпионат.
Особо здесь стоит отметить Бернда Шнайдера, который еще с квалификации просто блестяще атаковал! В гонке его обгон Мартина Томчека, после долгого прессинга, был самым, с позволения сказать, значимым моментом! Контактная борьба получилась очень красивой!
В общем, эта гонка была красивой до самого последнего поворота, где Экстрёма и Алези, отчаянно сражающихся за позицию, аккуратно так проходит Том Кристенсен...
Подиум получился весьма символичным. На него взошел и Экстрём, финишировавший в этой гонке шестым, третьим был Гэри Паффетт, вторым напарник Маттиаса по команде - Мартин Томчек... А на первой ступени стоял Бернд Шнайдер, как будто передающий титул молодому гонщику, невероятно взволнованный четырехкратный Чемпион...
Альберс финишировал седьмым.
Что же, сезон закончился, и закончился он триумфом Audi. И триумфом шведского гонщика Маттиаса Экстрёма. Видимо, не зря все-таки пел персонал Audi, и не зря на официальном сайте Маттиаса весь сезон значилась надпись: "Go hard or go home". "Hard way" пройден!
Чемпионат как он был
Часть первая
Для начала вернёмся на финиш последней гонки сезона, а вернее на подиум немецкого этапа. Можно подумать - подиум как подиум, однако, всё не так просто. На его высшей ступени произошло символическое событие. Действующий (то есть, уже нет) чемпион и просто легенда DTM Бернд Шнайдер получал кубок за победу в гонке, а после - восходящая (а может уже вошедшая?!) звезда - Маттиас Экстрём был вознаграждён трофеем за чемпионство. Они стояли рядом, как олицетворение "старого" и "нового" времени. Но, это так, к слову.
Примечательно, что национальный немецкий чемпионат выиграл швед, второе место занял - британец, третье - голландец, четвертое - датчанин. Лучший немец - Мартин Томчек на пятом месте. Вообще в первенстве 10 представителей Германии.
Для начала попытаемся суммировать некоторые показатели пилотов и посмотреть общую картину, а потом разберём успехи и неудачи наиболее заметных членов пелетона.
Поул-позиции: 4 - Экстрём, по две у Томчека и Алези, и по одной у Альберса и Паффетта.
Победы: вновь лидер Экстрём - 4, Паффетт - 3 победы, по одной у Альберса, Кристенсена и Шнайдера. И, наконец, Маттиас три раза и стартовал и финишировал на первой позиции, Гэри - один раз, остальным такого не удавалось.
Из возможных 100 очков чемпион набрал 74, вроде бы мало, но с другой стороны швед только три раза не финишировал на подиуме - уже лучше. И последнее, Экстрём единственный пилот, набиравший очки в каждой гонке сезона. Ну что, убедились, что не так уж он и прост, каким кажется.
Гэри Паффетт неплохо начал сезон. Ярко и многообещающе он выиграл первую же гонку. В целом год получился довольно ровным - помимо трех побед, два 3-х и три 4-х места. Но ведь было ещё ужасное 13-е место в Португалии и дисквалификация по вине команды на Лаузицринге, если бы не эти два "прокола", кто знает, может Гэри и пробился бы выше в итоговом протоколе. Но, как говорится, история не терпит сослагательного наклонения. Складывается впечатление, что под влиянием похвал Норберта Хауга британец уже чувствовал себя чемпионом, и рановато расслабился, не находите аналогий с одним испанским сеньором в Ф-1. Кроме того, под конец года его упорно прочили в Sauber, может не надо было торопить события и мешать парню сосредоточится, а, Норберт?!
Ещё недавняя надежда Mercedes, проводящая свой четвертый сезон в DTM - Кристиан Альберс отличился поулом, победой и ... двумя сходами. Главным образом неудачи именно в двух последних гонках помешали голландцу вице-чемпионствовать. А четыре вторых места - с одной стороны стабильность, а с другой - недоработка. Вечно второй? Не торопитесь вешать ярлык, он себя ещё покажет.
Том Кристенсен - на вид опытнейший и титулованнейший гонщик - так оно и есть (6 побед в 24 часах Ле-Мана и ещё куча регалий, в гонках с 1982 года), однако сезон 04 это его первый опыт в DTM. "С лёту" четвертое место - это ли не признак класса. Да ещё и победа на Ошерслебене. Правда, помимо победы, на подиум он больше не попадал, но зато всего два раза не набрал очков.
Далее по списку - Мартин Томчек. Пятое место по итогам сего года - лучший результат за всю его четырехлетнюю карьеру. Лучший результат в гонках - второе место, в квалификации - поул. Едва ушел от преследования Бернда Шнайдера, и почти догнал Кристенсена. В сравнении со своим партнёром по команде, который стал чемпионом, выглядел бледновато. К концу сезона результаты "пошли в гору", но было уже поздно.
Совсем немного - 3 очка, уступил ему Бернд Шнайдер. Отвратительный сезон для немца, хуже было только в 1994 (10-е место). Победа и три 3-х места - лучшие результаты Бернда в этом году. Парочка сходов и столько же непопаданий в зачетную восьмерку, честно говоря - необъяснимый провал. Но на последнем этапе он доказал, что есть ещё "порох в пороховницах". Если череда нелепых неудач и отказов техники оставит Шнайдера в следующем году, то я бы не стал списывать его со счетов.
На седьмое место в итоговый протокол пробрался Жан Алези. Худший результат (был пятым в 03 и 02 гг.) для француза за все его три года без Ф-1. Два раза стартовал с поула и один раз радовался на подиуме. В остальном - беда. Были, как и технические сходы, так и собственные ошибки. Учитывая, что его партнер по команде занял 2-е место, все достижения Жана выглядят бледновато, если не сказать что-нибудь "покрепче".
Тимо Шайдер, не поверите, третий раз подряд заканчивает сезон на 8-м месте. Шесть гонок из десяти "в очках". В гонках Тимо не раз показывал бойцовский характер, за что несколько раз и поплатился. Лучший из стана Opel. Не жалует соперников и не тушуется перед самыми именитыми - посадите его в Mercedes и про Паффетта все забудут. Максимально удачный финиш - 5-е место.
Фэсслер не смог финишировать в половине гонок нынешнего сезона, для пилота занявшего место в тройке в прошлом году не самый весёлый итог. Запомнился двумя 4-и местами.
Чемпион 2002 года Лоран Айлло, вряд ли остался доволен годом минувшим, ибо 12 очков явно мало для самолюбия такого гонщика. Лучший финиш - 4-е место.
Ещё один мастер многочасовых гонок - Эмануэль Пирро проводил свой второй сезон в DTM, первый был в 1992 году - 11-е место, с тем же результатом он окончил и этот год. Лучший результат в гонке - 5-е место.
Френтцен прошлый сезон закончил 11-м, но дело было в Ф-1, в команде Sauber, а здесь, на родине (в смысле в DTM) - 14-й. Похоже, прикататься к кузовному Opel оказал не так легко, как говорил (и вероятно думал), сам Хайнц-Харальд. Весь сезон он обещал результатов (только не говорите мне, что финиш это уже результат), а очки набрал только на предпоследнем этапе в Брно. Три раза попадал в "Супер-Поул". Не надо спихивать всё на слабую машину, некоторые и на ней неплохо управляются. В общем, даю Френтцену ещё сезон на раскачку, иначе потеряю веру в него. Для сравнения, Алези уже в первом сезоне три раза захаживал на подиум, один раз - на верхнюю ступень.
О пилотах - всё, сводную таблицу чемпионата можете посмотреть здесь.
В следующий раз читайте о битвах команд и трех концернах.
Чемпионат пилотов
Гонщик | Команда | Очки |
1. Маттиас ЭКСТРЁМ | Audi Sport Team Abt | 74 |
2. Гэри ПАФФЕТТ | C-Klasse AMG-Mercedes | 57 |
3. Кристиан АЛЬБЕРС | Vodafone/DC Bank AMG-Mercedes | 50 |
4. Том КРИСТЕНСЕН | Audi Sport Team Abt Sportsline | 43 |
5. Мартин ТОМЧЕК | Audi Sport Team Abt | 39 |
6. Бернд ШНАЙДЕР | Vodafone/DC Bank AMG-Mercedes | 36 |
7. Жан АЛЕЗИ | C-Klasse AMG-Mercedes | 19 |
8. Тимо ШАЙДЕР | OPC-Team 2 | 15 |
9. Марсел ФЭССЛЕР | OPC-Team 4 | 13 |
10. Лоран АЙЛЛО | OPC-Team 2 | 12 |
11. Эмануэль ПИРРО | Audi Sport Infineon Team Joest | 11 |
12. Мануэль РЕЙТЕР | OPC-Team 3 | 9 |
13. Питер ДАМБРЕК | OPC-Team 4 | 6 |
14. Хайнц-Харальд ФРЕНТЦЕН | OPC-Team 3 | 3 |
15. Стефан МЮККЕ | Original-Teile/CLK AMG-Mercedes | 2 |
16. Кристиан АБТ | Audi Sport Team Abt Sportsline | 1 |
|
|