Новости короткой строкой
Champ Car
10.06.04 Себастьян Бюрда заявлен для участия в гонке 24 Часа Ле-Мана в составе команды Pescarolo Sport. Одним из напарников француза стал бывший пилот CART Николя Минасян. Пилоты CART - не редкость в Ле-Мане, но всё же самым громким успехом до сих пор остаётся достижение Пола Ньюмана, поразившего в 1979 году автоспортивную общественность своим вторым местом в знаменитой гонке. И теперь, спустя 25 лет, пилот "конюшни" Пола Ньюмана готовится к тому, чтобы превзойти достижение своего босса...
10.06.04 Согласно участвишимся слухам, в следующем сезоне возможен распад одного из самых крепких союзов в истории чемпионата - команды Newman/Haas Racing. Дело в том, что совладелец команды Карл Хаас скорее всего полностью перейдёт в чемпионат IRL, а его партнёр Пол Ньюман желает остаться в ChampCar.
Чемпионат мира по ралли
10.06.04 Выигравший ралли Акрополь Петтер Солберг поделился с журналистами своими ощущениями от этой победы. По словам норвежца, греческий успех стал самым сложным в его карьере, пилоту приходилось постоянно бороться со своим автомобилем, стараться выжимать максимум из не совсем исправной Subaru. К тому же действующий чемпион мира получил несколько сомнительный 30-секундный штраф, вызвавший недовольство и пилота, и его команды.
11.06.04 Renault в очередной раз заявила о возможном дебюте команды в чемпионате мира. По словам президента компании Луи Швейцера, если французская фирма дебютирует в WRC, то с автомобилем Renault Logan румынского производства.
Чемпионат DTM
10.06.04 Как я уже сообщал, Кора Шумахер участвовала на трассе Лаузицринг в первом этапе серии MINI Challenge. В квалификации жена Шумахера-младшего заняла 22 место из 26 претендентов. В первом из двух заездов Кора даже сумела совершить несколько обгонов, и заняла 18 место. Вторая гонка закончилась для неё ещё лучше - 14 место. Победу в обоих заездах одержал экс-пилот DTM Томас Ягер.
11.03.04 Кончилась гонка на Лаузицринге, но пилоты отнюдь не ушли на заслуженный отдых. Нынешние и бывшие пилоты DTM примут участие сразу в двух 24-часовых гонках: на Нюрбурге и Ле-Мане. Ауди будет участвовать в обоих гонках, в то время как Опель выставит две своих машины только на "Зелёном Аде". Франк Бьела, Том Кристенсен и Эмануэль Пирро будут сражаться в Ле-Мане на трех из четырех Audi. Как и в прошлом году, Опель выставит на 24 часах Нюрбургринга два экипажа. Рейтер, Шайдер, Тиманн и Фолкер Штрисек победили в 2003, в этом же составе они отправятся в путь и в этот раз. Второй Опель поведут: Дамбрек, Мензель, Фэсслер и опять Штрисек. В Ауди делают ставку на TT-R и пилотов - Абта, Экстрема, Хейсмана и Вендлингера.
От себя добавлю, что в следующем номере рассылки (21.06.04) вы сможете прочитать подробный отчет о 72-х "24-часах Ле-Мана". Расстановка сил, квалификация и, конечно же, гонка.
Формула-1. Гран-При Канады
Злополучные тормоза
Трасса имени Жиля Вильнёва чрезвычайно требовательна к тормозам, это говорили все - от ведущих инженеров до последнего механика. Более того, огромный шаг вперёд, который сделала Формула-1 в минувшее межсезонье, практически не затронул те самые тормоза, которые оказались просто в критической ситуации. Машины стали намного быстрее, но... но вот обуздать эту скорость было доверено уже устаревающим и не справляющимся со своей задачей тормозным дискам. Каждая "конюшня" серьёзно опасалась, что тормозные механизмы не выдержат дистанции канадского Гран-При и каждая решала задачу по охлаждению тормозных дисков по своему. Как оказалось, не все справились с этим в рамках регламента...
Перед гонкой
Начинался уик-энд по до боли знакомому сценарию, вновь Ferrari и BAR поделили между собой все свободные заезды, вновь им на пятки наступали Renault... Но вот квалификация стала немного неожиданной.
Касаться первой части квалификационных заездов, пожалуй, не стоит. Вновь это была просто разминка, вновь пилоты не особо спешили и не старались показать действительно быстрые результаты, поэтому дубль Williams во главе с Ральфом Шумахером поначалу мог показаться чистой случайностью. Единственное, на что стоит обратить внимание - это дебют в Jordan молодого немца Тимо Глока, который заменил не заплатившего за своё место в команде Джорджо Пантано. Думается, это временная мера, и немцу без должной спонсорской поддержки остаться в "конюшне" вряд ли удастся. Но вот думал ли Эдди Джордан, что завтра этот дебютант принесёт в копилку команды аж в два раза больше очков, чем безусловный лидер Ник Хайдфельд...
Но вернёмся к квалификации. Настала очередь второй части, и с выездом пилотов Ferrari стало ясно, что команда пошла на какую-то хитрость. Рубенс Баррикелло и Михаэль Шумахер были более чем на секунду медленнее только что установленного в первой части Ральфом Шумахером рекорда трассы. А уж с выездом Дженсона Баттона, показавшего следом за Михаэлем Шумахером и буквально разгромившим чемпиона мира, уверенность в тактической хитрости лишь окрепла.
Результат Баттона оказался чрезвычайно хорош, и до самой последней минуты все атаки на поул со стороны пилотов Renault, BAR Сато и Williams Монтои были безуспешны. Такума Сато, правда, был очень близок к первому для себя поулу, но ошибка в последнем повороте стоила японцу разворота, и пилот был квалифицирован лишь семнадцатым, но стартовал в гонке и вовсе с пит-лейн, так как команда резонно решила, что потеря трёх мест на старте не критична, зато можно было поменять двигатель.
Но наконец остался последний пилот, Ральф Шумахер. Немец оказался на удивление быстр и смог-таки побить время Баттона, привезя своему напарнику Хуану-Пабло Монтое около восьми десятых. Что особенно странно - такая разница в скорости была обусловлена отнюдь не разной тактикой внутри Williams...
Гонка
Старт Гран-При был несколько омрачён небольшим завалом в первом и втором поворотах. Если лидеры успешно ушли в отрыв, то вторая половина пелотона несколько замешкалась, произошла пара контактов, McLaren Дэвида Култхарда развернуло, Кристиан Клиен был вынужден проехаться по траве... Но всё тем не менее прошло относительно удачно, по крайней мере никто не повредил болид, и гонщики спокойно продолжил гонку. Не повезло лишь Ярно Трулли, механические проблемы на Renault которого не позволили итальянцу добраться дальше пресловутой связки первого и второго поворотов...
Гонка тем временем вошла в свой ритм, и первым острым моментом стала отличная атака на Кими Райкконена со стороны Рубенса Баррикелло. Бразилец с первых же кругов вёл оень активную гонку, и в то время как его напарник спокойно отсиживался за спиной Монтои, Руьенс постоянно прессинговал McLaren Райкконена, пока не обошёл того слип-стримом на прямой возвращения. Обогнав финна, бразилец догнал Михаэля Шумахера, но пока что попыток обгона действующего чемпиона мира не предпринимал.
Бразилец провёл очень активную и боевитую гонку, перед вторым пит-стопом был явно быстрее Михаэля Шумахера, атаковал того в каждом повороте, но команда от греха подальше зазвала Рубенса на пит-стоп, дала Шумахеру несколько кругов на отрыв, и возможности выйти вперёд Баррикелло уже не получил. Единственное, что оставалось Рубенсу - это атаковать вплоть до последних кругов, и в качестве трофея бразильцу достался показанный на 68 круге из 70 быстрейший круг гонки. Пока что Баррикелло финишировал третьим, но позже это место стало вторым...
Но на подиуме вторым стоял Ральф Шумахер. Немец, стартовав с поула, ушёл в отрыв от соперников, отлично прошёл всю дистанцию, но тактика трёх пит-стопов против двух у гонщиков Ferrari не позволила Ральфу остаться впереди. В итоге уже традиционный для Монреаля дубль братьев Шумахеров.
Дженсон Баттон пока что стал четвёртым и не взошёл на подиум, его напарник Такума Сато вновь пал жертвой своего двигателя и снова не финишировал в Гран-При, уже пятый раз из восьми...
Также не повезло Ярно Трулли (о чём мы уже говорили), Марку Уэбберу (сход из-за проблем с подвеской), Джанмарии Бруни (коробка передач), Фернандо Алонсо (всё та же подвеска) и Фелипе Массе. Пилот Sauber сошёл за семь кругов до финиша, вылетев с трассы и попав в довольно неприятную аварию. Болид бразильца влетел в отбойник из покрышек, но к счастью, всё обошлось...
Гонка тем временем подошла к концу, и пока что на подиуме двух гонщиков Ferrari разделял Ральф Шумахер. Механики Williams радовались этому второму месту не меньше, а то и больше, чем в Ferrari двойному попаданию на подиум, и никто не подозревал, что же последует дальше...
А утром в понедельник пришла сенсационная новость - гонщики Williams и Toyota дисквалифицированы за использование нелегальных систем охлаждения тормозов. В итоге команда Ferrari совершила дубль, Дженсон Баттон вновь классифицирован на подиуме, очень неплохое четвёртое место досталось Джанкарло Физикелле, пятое и шестое - пилотам McLaren Кими Райкконену и Дэвиду Култхарду, которые, к слову, в этот раз обошлись без проблем с двигателем. А замкнули восьмёрку гонщики Jordan. Двойное попадание в очки означает, что "конюшня" Эдди Джордана вышла в чемпионате мира ни много, ни мало на седьмое место, позади McLaren... При этом Тимо Глок в первой же своей гонке набрал сразу два очка.
Таким вот стал этот Гран-При, такие неожиданные перемены в протоколе гонки внесла FIA. Что же, остаётся надеяться, что команды извлекли для себя урок, остаётся надеяться, что техническая проверка была беспристрастна и, к примеру, отличная работа тормозов на машине того же Баррикелло (что доказывает рекорд круга в самом конце дистанции) была обусловлена вполне законными мерами, предпринятыми Ferrari для сохранения тормозов в рабочем состоянии....
Канада - Монреаль 11-13.06.2004
Автодром имени Жиля Вильнева
Длина круга: 4361 м
Количество кругов: 70
Дистанция: 305,270 км
Победитель 2003 года: М. Шумахер / Ferrari
За океаном: серия IRL
Bombardier 500
Стартовавший со второго ряда стартового поля прошедшей в Техасе ночной гонки Bombardier 500 Тони Канаан одержал в итоге убедительную победу, выиграв у своего напарника по Andretti Green Racing Дарио Франкитти (занявшего в пятницу поул) ничтожные 0.2578 секунды. Это не самый плотный финиш в истории 1,5-мильного автодрома, но гонка тем не менее была восхитительна: 15 смен лидера и постоянная борьба колесо в колесо...
Одержав вторую в сезоне и первую на суперспидвее победу, Тони Канаан после пяти гонок из шестнадцати возглавил чемпионат пилотов, где благодаря неудачам бывшего лидера Дэна Уэлдона бразилец оторвался разом на 35 очков.
"В начале гонки, борясь с Дарио и Бадди (Райсом), я видел, что Бадди предпринял немного сумасшедший старт", - рассказывает после гонки Канаан, - "Я сказал: 'Как знаешь, но у меня в руках машина, способная выиграть гонку, и я не хочу лишних проблем для себя'. В один из моментов я тоже был по-настоящему безумен, я просто прошёл его по внешней стороне трека и сказал: 'Теперь я буду задавать темп'. Конечно, Дарио задавал темп, а я просто экономил топливо позади него. Поэтому выйдя вперёд, я знал, что и остальные будут беречь топливо сзади, поэтому я задавал тот темп, который хотел. И я сохранил столько же топлива, сколько и все остальные, диктуя им удобное мне время прохождения круга. Я просто сказал себе: 'Я постараюсь избежать проблем и останусь на первом месте'".
Алекс Баррон, стартовавший 21-м после проблем с коробкой передач во время квалификации, смог в итоге попасть на подиум, лишь секунду уступив ставшему вторым Дарио Франкитти. Сэм Хорниш-мл, победитель самой первой гонки сезона, стал четвёртым, а Адриан Фернандез - пятым.
Канаан выиграл, стартовав с поула, февральскую гонку в Финиксе, в этот же раз Тони всю ночь шёл в первой пятёрке и выходил в лидеры целых шесть раз: "Вся команда проделал отличную работу. Болиды Andretti Green Racing первый и второй. Каждый раз в этом году, когда AGR стартует с поула, мы делаем дубль. Отличная командная работа и у меня отличные напарники".
Канаан тепло поздравлял своего молодого напарника Дарио Франкитти и с успехом в квалификации (тогда Дарио утонул в объятиях Тони), так и с отличным выступлением шотландца в гонке. Это лучший уик-энд в карьере Франкитти, который провёл всего лишь три гонки в 2003 году, после чего серьёзно пострадал, попав в аварию на мотоцикле, и не смог продолжить участие в гонках. "Это фантастика", - говорит Франкитти, - "Это действительно великая работа Andretti Green. Команда была великолепна на пит-стопах. Мы быстры весь сезон, и вот долгожданные результаты".
Хорниш, стартовавший одиннадцатым и успевший пролидировать один круг, также был быстр на пит-стопах и великолепен во время рестартов. Однако инцидент с Дарреном Мэннингом и Бадди Райсом на 179 круге, возможно, стоил американцу тринадцатой в карьере победы. Райс соприкоснулся колёсами с машиной Мэннинга на входе в третий поворот, и автомобиль Бадди ударился о болид Хорниша. "Я старался держаться на хвосте у Райса, и всё закончилось касанием стены", - рассказывает Хорниш, - "Правая задняя подвеска погнулась, но автомобиль остался почти так же хорош, как и до аварии, и мы смогли финишировать в первой пятёрке".
Ставший пятым Адриан Фернандез также успел поучаствовать в аварии, когда задел на выезде с пит-лена автомобиль действующего чемпиона серии Скотта Диксона. Гонка новозеландца на этом закончилась, и он был классифицирован четырнадцатым. Всего же во время гонки было пять отрезков, прошедших под жёлтыми флагами, и все они были связаны с контактами пилотов. К счастью, все аварии обошлись без серьёзных последствий для гонщиков.
США - Техас 10-12.06.2004
Автодром "Texas Motor Speedway"
Длина круга: 2414 м
Количество кругов: 200
Дистанция: 482,800 км
Победитель 2003 года: Э. Анзер-мл.
Напомню, что после финиша гонки, на круге почета у победителя Гэри Паффетта закончилось топливо. Спустя пять часов после гонки англичанин был дисквалифицирован, так как по правилам DTM из машины в любой момент до и после гонки на проверку может быть взято до 1,5 литров топлива. В машине Паффетта необходимого количества не оказалось, соответственно, на лицо нарушение регламента. Но и это ещё не всё. Гэри покинул автомобиль после его остановки на трассе, что строжайше запрещено регламентом, согласно которому гонщик может покинуть болид только после прибытия в закрытый парк и прохождения процедуры взвешивания.
Как и следовало ожидать, руководство Мерседеса не согласно с решением стюардов гонки и подало протест.
"Гэри победил на трассе, причем без всяких уловок, - защищает своего подопечного Норберт Хауг, - мы считаем, что дисквалификация слишком суровое наказание. Команда AMG Mercedes никогда не противилась решениям судей. Но на этот раз мы не согласны. Я очень надеюсь на благоразумие судей".
Рассмотрев все "за" и "против" маршалы гонки всё же оставили своё решение в действии - Гэри Паффетт дисквалифицирован. Победа на четвертом этапе переходит к Маттиасу Экстрёму, пилоту Ауди.
"Конечно, я рад, что стал лидером чемпионата, - сказал Маттиас после разбирательств. Но, если честно, на трассе победил Гэри, он не виноват, что команда допустила ошибку".
После гонки наказания не избежал также Тимо Шайдер. За контакт с машиной Мартина Томчека немец получил 50-секундный штраф. Команда Опель подала протест, но он был практически сразу отклонён. Таким образом, финишировавший седьмым Шайдер перемещается на 16-ю позицию.
Гонка из прошлого
Претенденты на титул
Часть вторая: Оливье Панис
Иногда Формула-1 преподносит большие сюрпризы. Гран-При Монако 1996 года навсегда запомнится как яркий пример этого утверждения. В тот майский день Оливье Панис просто великолепно пилотировал свой Ligier-Mugen Honda в этом полном воды водосточном желобе, которым стали улицы Монако... Можно сказать, что Панис пришёл в Формулу-1 только для того, чтобы выиграть одну-единственную гонку, и этой гонкой должен был стать Большой Приз Монако.
На свободной практике в четверг McLaren оказалась единственной командой, получившей от Goodyear новые шины, поэтому Мика Хаккинен и Дэвид Култхард стали первым и третьим соответственно, что немедленно вызвало волну в прессе. Газетные заголовки кричали о том, что вот она, та команда, которая может выиграть эту гонку и положить конец наметившемуся доминированию Williams. К тому же, это была 30-я годовщина дебюта McLaren в Ф1, так что победить здесь, как говорится, сам Бог велел... Казалось, для этого были все предпосылки: новая спецификация двигателя от Mercedes-Benz, укороченное шасси... Но всё же настоящая борьба развернулась во время субботней квалификации.
В субботний полдень поул-позицию выиграл Михаэль Шумахер. Быстрый круг немца многие обозреватели назвали просто шедевральным. Михаэль отыграл у лидировавшего Дэймона Хилла разом полсекунды, и круг этот сравнивали с великолепными выступлениями здесь Айртона Сенны в конце 1980-х... Как известно, большего комплимента пилоту сделать просто невозможно.
Не секрет, что квалификация в Монако - важнейшая во всём сезоне, поскольку обгонять на улочках Монте-Карло практически невозможно. Погода в субботу стояла отвратительная - облачно, холодно и ветрено. Поэтому с первых же минут на трассе началось настоящее столпотворение, все стремились успеть совершить свои быстрые круги до дождя... Приблизительным ориентиром служила отметка 1:21.000. Первым её преодолел Дэймон Хилл, который показал 1:20.866 и сам был ошеломлён своим результатом. Англичанин показал своё время, промчавшись по пустой трассе, и теперь сидел в боксах, ждал и надеялся, что Шумахер и все остальные будут в плотном трафике. Надежды Хилла были напрасны - Шумахер показал сначала свой феноменальный круг 1:20.356, а затем сразу же дополнил его ещё одним - 1:20.372. Великодушный Хилл назвал Михаэля "изумительным гонщиком".
Впрочем, Михаэль успел поучаствовать и в сомнительном эпизоде, когда медленно возвращаясь в боксы после своего великолепного выступления, немец приветствовал публику и не заметил Benetton Герхарда Бергера, только-только отправившегося на последний быстрый круг на самой последней минуте квалификации, когда, как говорится "пан или пропал". Избегая Ferrari Шумахера, австриец развернулся и только чудом не задел алый болид...
Бергер - представитель Экспертной Группы по безопасности FIA был взбешён и отправился к директору гонок Чарли Уайтингу. Шумахер - представитель комиссии по безопасности FIA оправдывался тем, что думал, будто время квалификации истекло. Стюарды решили проигнорировать этот эпизод, видимо решив, что многочисленные фанаты Шумахера разнесли бы весь город, понеси их любимец наказание... Конечно же, это выглядит абсурдно - гонщиков отправляют в конец стартовой решётки за незначительные проступки, в то время как чемпиону мира позволено безнаказанно создавать аварийноопасные ситуации...
Но до всех этих разбирательств в боксах Ferrari царила невероятная радость. Все видели, что Ferrari работает не хуже лидеров и все понимали, как важен этот брэнд для спорта. "Михаэль был фантастичен", - похвалил своего подопечного руководитель "конюшни" Жан Тодт, - "Он подтвердил, что является экспертом этой трассы".
Дэймон Хилл остался вторым, а вот его напарник Жак Вильнёв, увы, пока что выступал словно в другой лиге. Не имеющий никакого опыта в Монте-Карло канадец проиграл более секунды своему напарнику и на старте стоял десятым. Жан Алези и Герхард Бергер стали третьим и четвёртым, и это лучший результат Benetton в том сезоне. При этом Бергер был крайне разочарован, поскольку был уверен, что испорченный Шумахером круг позволил бы ему стартовать с первого ряда.
Дэвид Култхард вновь стал быстрейшим из McLaren и квалифицировался пятым, Мика Хаккинен был восьмым. Оба гонщика жаловались на плотный трафик, а Хаккинен к тому же не смог пройти свой последний круг всё из-за того же инцидента Шумахер-Бергер... Команда была очень разочарована, ведь казалось, что наконец-то наметился прогресс, MP4/11 был добротным шасси, Mercedes предоставил несомненно мощный двигатель, но не хватало аэродинамики, пусть она и не столь важна в Монако, как на других трассах...
И лишь на далёком четырнадцатом месте был глубоко подавленный Оливье Панис, успевший совершить всего один быстрый круг - в самом начале второго отказал двигатель на его Ligier. Оценив утром возможности своего болида, француз нацелился как минимум на старт в первой шестёрке. Но этого не произошло, и Оливье уже было смирился с тем, что в лучшем случае сможет финишировать в хвосте очковой зоны...
После умеренной погоды в субботу, на следующий день небеса разверзлись проливным дождём. Но во время предгоночного warm-up было сухо, и разминку выиграл Оливье Панис, показавший неожиданно быстрое время. Затем на Монако обрушился сильнейший ливень, заставивший организаторов отменить этап Суперкубка Porsche. Город промок насквозь, и согласно правилам Ф1, командам была предоставлена возможность провести ещё один warm-up, чтобы найти настройки для мокрой трассы. Быстрейшим стал Мика Хаккинен, но финн разбил свой болид в Tabac... Жан Алези также был непредусмотрительным и задел стену в Mirabeau. Андреа Монтермини разбил свой Forti на выходе из тоннеля и уже не смог стартовать в гонке. Хаккинен же воспользовался запасным болидом.
Дождь снова прекратился, и трасса начала подсыхать, в то время как близилось время старта и было очень интересно пронаблюдать за тактическими решениями команд. Оденут они дождевые шины или шины для сухой погоды? Воспользуются ли они сухими или мокрыми настройками? Позволит ли кому-то низкий расход топлива во время дождевой гонки обойтись без пит-стопов?
В конце концов все решили стартовать на дождевой резине. Все, кроме Йоса Ферстаппена, обувшего свой Arrows в сухие покрышки. Голландец стартовал довольно низко, поэтому в принципе имел право рискнуть...
Стартовая решётка удивила ещё одним - на ней стояло два Михаэля Шумахера, один на Ferrari, а другой на McLaren. Дело в том, что Дэвид Култхард позаимствовал гоночный шлем у действующего чемпиона мира, поскольку его собственный был непригоден к гонке и доставлял шотландцу неудобства, забрало шлема шотландца запотевало в дождливую погоду...
Когда погасли огни светофора, Михаэль Шумахер полностью проиграл старт. В лидеры вышел Дэймон Хилл, вовремя успевший покинуть то место, где уже начался небольшой хаос...
Слики на болиде Ферстаппена были хороши, и Йос уверенно начал пробиваться вперёд, пока не решился атаковать McLaren Хаккинена по внешнему радиусу поворота Ste Devote. Необдуманный манёвр привёл к контакту с Хаккиненом, а затем и с отбойниками. Гонка Ферстаппена закончилась, так и не начавшись. В это же самое время в этом же самом месте оказались и две Minardi. Бах! И оба гонщика отправились в боксы... "За 12 лет в Формуле-1 я никогда не видел ничего подобного", - сокрушался Джанкарло Минарди, - "Мы продумали эту гонку до самых мельчайших деталей, и мне очень неприятно, что всё это было перечёркнуто невероятной ошибкой обоих пилотов команды".
Кругом позже Хилл шёл впереди Шумахера, когда Михаэль в безымянном правом повороте, следующим за Loews, попытался атаковать англичанина. Ошибка немца, и он не успел вписаться в вираж. В итоге Ferrari пересекает трассу и врезается в стену левым передним колесом. Болид катится под горку и останавливается перед Portier. "Я сделал ошибку", - комментирует Шумахер, - "И я очень зол на себя".
Сумасшедший первый круг на этом ещё не закончился, поскольку в Rascasse сходит Рубенс Баррикелло. Бразилец рассказывал, что болид начал вести себя как-то странно, и не справившись с ним, Рубенс врезался в стену...
Тем временем уцелевшие пилоты продолжили свою гонку, и Дэймон Хилл пересёк линию старт/финиш на 4,3 секунды раньше своих преследователей, отправившись на второй круг. Англичанин выдал великолепную серию быстрейших кругов, к 21 кругу он лидировал уже в 25 секундах впереди ближайшего преследователя. Дэймон заехал на пит-стоп на 28 круге, вернулся в гонку лидером, но... Но несколькими кругами позже англичанин сходит из-за проблем с двигателем.
Позади Хилла на первых кругах шли два пилота Benetton, Алези и Бергер. Но всё же они не могли поддерживать темп лидера. Герхард Бергер смотрелся несколько сильнее своего напарника, но проблемы с коробкой передач вывели австрийца из строя уже на 10 круге...
Алези остановился в боксах два круга спустя после Хилла, после схода Дэймона Жан стал лидером, выдал серию быстрейших кругов, а потом почувствовал, что задняя подвеска ведёт себя довольно странно... На 54 круге Алези в боксах - задняя подвеска разбита, вновь проявила себя врождённая болезнь Benetton B196...
Причина того, почему позади двоих Benetton в пределах видимости не оказалось ни одного преследователя, кроется в том, что весь остальной пелотон очень долго сдерживался Эдди Ирвайном, сумевшим здорово стартовать с седьмого места, но затем собравшего позади себя длинную цепочку гонщиков. Выйдя по итогам первого круга на четвёртое место, Эдди следующие 35 кругов вёл за собой караван соперников. Ирвайну действительно не оставалось ничего, кроме как защищаться, но делал он это поистине великолепно. Слишком великолепно по мнению Френтцена, атаковавшего Ferrari в Ste Devote. "Всегда легко быть рассудительным после гонки", - говорит Хайнц-Харальд, - "Но когда я пытался обогнать Эдди, я был прав. Я пытался проделать это несколько раз, и он всегда оставлял мне достаточные шансы. Но в тот момент он захлопнул калитку, и я повредил переднее антикрыло".
Быть рассудительными после гонки могут все - особенно журналисты и тим-менеджеры - поэтому их рассуждения были просты: если бы Френтцен подождал и не лез бы на рожон, он наверняка выиграл бы эту гонку... А так немцу пришлось отправиться в боксы за новым носом, вернуться в хвосте пелотона, показать несколько невероятно быстрых кругов и, догнав пелотон, медленно следовать в его хвосте...
Позади Френтцена в караване шёл Дэвид Култхард (в шлеме Михаэля Шумахера), который после аварии Хайнца-Харальда стал четвёртым, пока не отправился на непонятный пит-стоп. Стратеги команды почему-то решили отправить Култхарда назад на трассу, решив сначала обслужить Хаккинена. Да, Мика может считаться лидером команды и иметь приоритет, но в данном случае он шёл лишь девятым и управлял запасным болидом... Абсолютно нелогичное, даже безрассудное решение команды стоило Култхарду очень дорого. После быстрого пит-стопа (в баках было достаточно топлива) Дэвид вернулся в гонку пятым. Пятое место стало вторым, когда из-за проблем сошло большинство соперников. Култхард догнал неожиданно ставшего лидером Паниса, но во время восхитительных последних кругов, когда к тому же очередные сюрпризы приготовила погода, шотландец так и не смог атаковать Оливье.
Хаккинен не финишировал в гонке. После схода Хилла финн стал седьмым, затем пятым, когда выбыли Алези и Вильнёв (канадца вопиющим образом выбил Лука Бадоер, дисквалифицированный за это на две гонки). А затем Мика боролся со своим соотечественником Сало, когда в одном из поворотов два финна не врезались в Эдди Ирвайна. Ирландца развернуло на трассе, и пока он пытался выправить свой болид, Хаккинен и Сало врезались ему в зад. Все трое выбыли из гонки.
Ещё одна серия быстрейших кругов, и Оливье уже на хвосте у Жана Алези. После схода Хилла Панис уже второй, Алези лидер. Однако везение Паниса, кажется, подходит к концу, его разворачивает на масле, пролитом Дэймоном. Это отбрасывает его на 10 секунд назад, преследование Алези становится очень трудной задачей... Отставание от лидера стабилизируется на отметке в 30 секунд, но затем Алези сворачивает в боксы и выбывает из гонки. Для Оливье и команды Ligier в этот момент мечта стала явью.
Третьим позади Паниса и Култхарда финишировал Джонни Херберт, который никого не обогнал в этом Гран-При. Sauber был недостаточно конкурентоспособен на этой трассе, и Джонни знал об этом. Но и проделав сложную работу, Херберт заслужил этот подиум. Напарник Джонни Хайнц-Харальд Френтцен не стал совершать последний круг и заехал в боксы, в любом случае он классифицировался четвёртым.
Мика Сало заехал на свой пит-стоп, выбрав точный момент - за круг до Алези и Култхарда, но пролитое перед гонкой масло сделало поверхность пит-лейна перед боксами Tyrrell очень скользкой, и Мика, несмотря на то, что команда присыпала опасное место опилками, поскользнулся и не смог остановиться точно перед механиками. Остановка стоила Сало восьми лишних секунд, и это отбросило финна за спину Ирвайна, поэтому когда Эдди развернуло, Сало врезался в него... Тем не менее, Мика был классифицирован пятым, а его соотечественник Хаккинен - шестым.
Фактически, Ирвайн не должен был находиться на трассе. Когда Панис обогнал его, болид Эдди заглох. Маршаллы вытолкали автомобиль на трассу, и скатившись вниз по холму, Ирвайн завёл двигатель и отправился в боксы, ожидая схода. Однако команда связалась со стюардами, и те разрешили пилоту вернуться в гонку. Механики заменили переднее антикрыло на Ferrari ирландца, хотя оно и не было повреждено, и отправили Эдди назад. Ирвайн показал четвёртое лучшее время круга, активно боролся, пока не случился роковой разворот.
Так Оливье Панис одержал невероятно красивую, великую победу. И самое важное, что выиграл гонку в Монако француз на французской машине, а такое не случалось аж с 1930 года, когда в Монте-Карло первенствовал Рене Дрейфус...
Про Паниса всегда будут говорить как о случайном победителе одной-единственной гонки. Но на самом деле не все так просто. Оливье имел все шансы выйти на самый высокий уровень, но сочетание различных факторов этому помешало.
К "Формуле-1" Панис шел классическим путем: "Ф-3", международная "Ф-3000", успехи в которой позволили ему стать пилотом "Большого цирка". В 1993-м году Панис становится чемпионом "Формулы-3000", всего на очко опережая португальца Лами. Француза замечают, и он попадает в французскую команду "Лижье". Золотые годы "конюшни" уже давно миновали, но она все еще оставалась крепким середняком пелетона. Причем главная ставка инженеров делалась не на шасси, а на двигатели "Рено".
Но до оснащенных такими же моторами "Уильямсов" было далеко. Панис проводил гонки неплохо, не делая ошибок, но и не попадая в очки. Открыл лицевой счет Оливье на Хоккенхаймринге, где пришел вторым (его напарник Бернар был третьим). Триумф стал возможен, благодаря проблемам у лидеров, но для Оливье это имело мало значения.
Для новичка первый год в "Ф-1" закончился неплохо и Оливье остался в команде. В которой происходили знаменательные события: Флавио Бриаторе купил "Лижье" и забрал у французов чемпионские "Рено". Руководителем же стал Том Уокиншоу. Несмотря на замену "Рено" на "Муген/Хонду" дела по-прежнему шли неплохо. Во многом из-за того, что шасси было копией "Бенеттона". Этот год также увенчался для Паниса подиумом - и снова, из-за схода целого ряда фаворитов.
В свой третий год француз вступал в роли лидера команды. Уход разругавшегося с Бриаторе Уокиншоу не стал болезненным. Что подтвердила гонка на Гран При Монако. Проливной дождь спутал карты тим-менеджерам, к чему добавились сходы топ-пилотов. Михаэль Шумахер разбил свою "Феррари" еще на прогревочном круге, у Хилла взорвался двигатель (первая осечка "Рено" за долгое время), Вильнев сошел из-за отсутствия опыта езды на городских трассах, некоторое время лидирующий Алези, уничтожил подвеску о бордюры.
Так неожиданно лидером стал Панис, стартовавший с 14-го места. Можно сказать: ну вот, опять сходы лидеров сыграли французу на руку. Но нельзя забывать и о том, что в отличие от более титулованных гонщиков, Оливье не сделал ни одной ошибки на скользкой трассе, а на последних кругах смог отразить атаки "МакЛарена" Дэвида Култхарда. Как следствие, Оливье Панис стал победителем Гран При Монако. И пусть в дальнейшем дела шли не столь великолепно, француз выиграл самую престижную гонку.
В начале 97-го года команду приобрел легендарный Ален Прост. Профессор задался целью построить национальную французскую команду, первым пилотом которой оставался Панис. И начало сезона стало для многих неожиданным.
В первых шести Гран При на счету Паниса было два подиума, два старта со второй линии поля и 15 очков. Для сравнения: выше были только Вильнев (30 очков) и Михаэль Шумахер (27)! Но в Канаде великолепная французская сказка закончилась. До самого финиша Панис сражался со старшим Шумахером за победу. На последних кругах "Прост" Оливье ударяется передним обтекателем о металлический отбойник… У Паниса переломы обеих ног, гонка досрочно остановлена, радужные мечты лопнули как мыльный пузырь.
Панис смог вернуться в конце сезона за руль болида "Формулы-1" и даже попал в очковую зону в первой гонке после монреальской аварии. Но, по наблюдениям многих, что-то Панис потерял в области пилотирования. На восстановление, в первую очередь психологическое, требовалось время. Но болид "Проста" не мог этого позволить. В 97-м это был, в сущности, копия "Бенеттона", а когда пришлось строить собственную машину не самый опытный инженер Фрэнк Дерни не справился с поставленной задачей. Да и крен в сторону национальной команды больше мешал, чем помогал. Замена "Муген/Хонды" на "Пежо" - лишь одна из ошибок курса Проста.
Все это привело к тому, что по итогам 1998-го года Панис, впервые в карьере, не набрал зачетных очков.
Следующий год тоже не стал выдающимся в смысле спортивных достижений. Более того, Панис стал стабильно проигрывать своему партнеру - Ярно Трулли. Низкие результаты не позволили Оливье перейти в команду-середняк пелетона, а оставаться в "Просте" смысла не было.
Поэтому Панис принял нетривиальное решение: он стал тест-пилотом "МакЛарена". Год вне гонок помог Панису, ведь он по-прежнему пилотировал машину "Формулы-1" (пусть и на тестах), психология команды-победительницы была полезной после атмосферы аутсайдера "Проста". К тому же результаты тестовой работы позволили Панису через год вернуться в ряды призовых пилотов - его пригласил "БАР". Два года в одной команде с Жаком Вильневым стали не самыми худшими, но и определенно, не лучшими в карьере Паниса. Машина не позволяла претендовать на высокие результаты, а выше головы пилоты не прыгали. Неудивительно поэтому, что когда у "БАРа" появился шанс рекрутировать Дженсона Баттона, они без сожалений расстались с Панисом.
Оливье нашел место в "Тойоте" - молодой команде с горой амбиций и ямой результатов. Теперь Панис один из опытнейших гонщиков современной "Ф-1", но когда пришел опыт, огонь первых лет выступлений куда-то делся. В японской команде главная ставка делается на чемпиона серии "КАРТ" бразильца да Матту. Многие предрекают Оливье завершение карьеры по окончании этого сезона.
Возможно, Панис действительно уйдет. Тогда у него и многих болельщиков автогонок останется легкая грусть, как от чего-то незавершенного. Карьера Оливье делится на две эры: до и после Гран При Канады 1997-го года. Возможно, не будь той аварии, Панис мог победить еще не раз, возможно, он своевременно получил бы приглашение от топ-команд… Главное не это, а то, что за 10 лет выступления в "Формуле-1" он запомнился как хороший гонщик и человек. Ни разу за всю долгую карьеру Панис не конфликтовал с партнерами по команде, даже с Жаком Вильневым, человеком не самого легкого характера.