ОБЗОР СОБЫТИЙ МИРОВОГО АВТОСПОРТА


Выпуск № 47

     Привет, друзья!

Сегодня в выпуске:




Новости короткой строкой

Champ Car

24.05.04 По словам директора OWRS Кевина Калховена, в 2005 году чемпионат намерен существенно расширить свою географию. По словам Калховена, в будущем сезоне болельщики как увидят много новых гонок за пределами США, так и порадуются интересным новинкам внутри Соединённых Штатов. Калховен также добавил, что нынешний технический регламент в области шасси и двигателя сохранится по меньшей мере до 2006 года.

Indy Racing League

25.05.04 Организаторам Indy 500 удалось-таки набрать традиционные 33 участника гонки. Помимо 26 пилотов, положение которых на стартовой решётке было приведено в прошлом выпуске рассылки, с последних семи мест в бой ушли Грег Рэй, Бадди Лазье, Джефф Симмонс, Ричи Хёрн, Пи-Джей Джонс, Марти Рот и Робби Мак-Ги. О том, как проходила гонка и кто стал победителем самого престижного этапа серии читайте ниже в отчёте о 500 Милях Индианаполиса-2004.

Чемпионат мира по ралли

26.05.04 Эстонец Маркко Мартин не спешит продлевать свой контракт с Ford, который заканчивается в этом году. В услугах талантливого гонщика, по слухам, заинтересованы Peugeot и Citroen. По словам руководителя команды Ford Малкольма Уилсона, он не может предложить Мартину тех денег, которые могут дать французы, но и первым номером команды нигде, кроме Ford, Маркко не быть.

26.05.04 FIA объявила о сенсационном решении о дисквалификации гонщиков Peugeot по итогам ралли Кипр. Выигравший гонку Маркус Грёнхольм и занявший пятое место Харри Рованпера были наказаны за нарушение технического регламента их командой, применившей запрещённые элементы системы охлаждения. Таким образом, победителем гонки объявлен Себастьян Лёб, к чьей команде также были претензии, но они были сняты задолго до решения по делу Peugeot. Лёб же стал и лидером чемпионата мира, на одно очко отстаёт эстонец Маркко Мартин.

26.05.04 FIA официально подтвердила, что начиная со следующего года гонки чемпионата мира по ралли будут проводиться по системе "Супер-Ралли", то есть очки будут начисляться по результатам каждого из трёх дней ралли, а пилоты, выбывшие из гонки, смогут стартовать на следующий день.

Чемпионат DTM

23.05.04 Несмотря на не слишком успешные выступления в первых трех гонках сезона бывший гонщик Ф-1 Хайнц-Харальд Френтцен не унывает и вполне доволен степенью своей адаптации в машине DTM. "В DTM мне интереснее, здесь борьба более плотная и часто контактная. Это совсем другой спорт. У меня были шансы остаться в Формуле-1, но я выбрал DTM, выступать тут очень интересно, - убеждает нас немецкий дебютант". Его можно понять: хотя DTM классом ниже, чем Ф-1, но здесь Хайнц-Харальд проводит каждую гонку в напряженной борьбе, и появлению хороших результатов препятствует только не слишком быстрый болид и неопытность самого Френтцена.

25.05.04 Пока пилоты озабочены подготовкой себя и своих железных коней к гонке на Лаузицринге в ближайшее воскресенье, хозяева трассы, в свою очередь озабочены сбором денег. Продажи билетов на четвертый этап уже выше, чем в прошлом году, и это за более, чем неделю до гонки. "Мы продали 22 000 билетов, что уже на 10% больше, чем было продано в прошлом году всего. И это при том, что ещё одна гонка проводится на востоке Германии, в Ошерслебене, - хвастается организатор этапа Хайнц-Юрген Стамм". Тут, правда, стоит отметить, что спрос на билеты никогда не бывает слишком большим.

26.05.04 В первый уик-энд июня на Лаузицринге, совместно с четвертым этапом серии DTM, дебютирует новая серия MINI Challenge. Казалось бы, ничего примечательного, но среди стартующих в первой гонке окажется и жена Ральфа Шумахера - Кора. "Посмотрим, у кого будет больше очков в конце года, у Ральфа или у меня, - шутит она". Все машины, являющиеся абсолютно идентичными, оборудованы всем необходимым для обеспечения безопасности гонщика. MINI Challenge также будет проводиться во время очередного этапа DTM, на Ошерслебене (08.08.2004), а также во время 24-часовой гонки на Нюрбургринге и на этапах Европейского чемпионата в классе туризм.

27.05.04 В рамках промоакции "DTM встречает футбол", которая пройдет в Берлине 29 мая - Френтцен, Мюкке и Пирро проедут на своих гоночных машинах по улицам немецкой столицы, прямиком к Олимпийскому Стадиону, где будут раздавать автографы. Далее пилоты серии дадут интервью комментатору стадиона. Эти и другие акции приурочены к финалу кубка Германии по футболу.

28.05.04 Швед Маттиас Экстрем, уже пробовавший свои силы в Ралли (на Шведском этапе), решил пойти ещё дальше: пилот Audi хочет выступить на двух последних этапах, в Испании и Франции за рулем Skoda Fabia WRC. "Пилотировать раллийный автомобиль безумно интересно, - сказал Экстрем. Но я не смогу выходить на старт этапов чемпионата мира до тех пор, пока не закончится сезон в DTM. Так что успею "зацепить" только Тур де Корс и Каталонию".

По материалам speed.montoya.ru, www.dtm.de и www.crash.net


В начало ▲


Формула-1. Гран-При Европы

Зеркало Гран-При Монако

Абсолютно всё на этом Гран-При было противоположностью Большого Приза Монако. После неожиданного провала Ferrari и триумфа Renault и BAR в Монте-Карло команды вернулись на привычные, стандартные трассы, и зрители получили в итоге стандартную для этого сезона гонку...

Перед гонкой

Контраст Гран-При Монако и Европы виден уже по результатам свободных заездов и первой квалификации. Если в Монако во всех этих сессиях правила Ferrari, то на сей раз чемпионская "конюшня" дала потешиться сознанием своего прогресса команду BAR в полном составе и McLaren Кими Райкконена. Однако в нужный момент Скудерия сделала решающий рывок и выиграла то, что так и не смогла выиграть в Монте-Карло - квалификацию и гонку...

Поул-позиция Михаэля Шумахера стала и ожидаемой и неожиданной одновременно. Конечно, с большой долей вероятности можно было предсказать такой результат, в конце концов немец выиграл до этого четыре поула из шести. Но и соперники на Нюрбургринге оказались очень и очень близки, поэтому если уж Такума Сато был быстрейшим пилотом в первой части квалификации, то ожидать "выстрела" от него самого и его напарника Дженсона Баттона в итоговых заездах было вполне логично.

Однако Баттон показал довольно слабый результат и проиграл даже не особо феноменальному времени Ярно Трулли, поставленному итальянцем почти в самом начале квалификации. Ни оба пилота довольно невнятно показавшего себя Williams, ни напарник Трулли Фернандо Алонсо, ни даже Ferrari Рубенса Баррикелло так и не смогли превзойти результат Ярно. Чрезвычайно близок к этому оказался Кими Райкконен, проигравший Трулли лишь две тысячные, при этом показавший намного более быстрый третий сектор, но и финну в итоге досталось место непосредствеено позади триумфатора Монако... Дэвид Култхард, в первой части квалификации ставший быстрее Кими, так и не пошёл на свой второй быстрый круг - команда заменила двигатель, сгоревший на круге возвращения в боксы во время первой квалификации, и шотландцу в любом случае предстоял старт с последних рядов...

Но вот очередь дошла до "демонстрации силы" со стороны Михаэля Шумахера. Немец довольно чисто прошёл свой быстрый круг и отыграл у Трулли практически восемь десятых, заняв промежуточный поул. Настало время последнего пилота - Такумы Сато. Но сенсации не получилось, и уже по итогам первого сектора стало ясно, что пока что мы не получим первого в истории японца на поул-позиции. Но Такума тем не менее смог вырвать второе место у Трулли и стал первым японским гонщиком на первом ряду стартовой решётки. Ну что же, в конце концов выбор Honda оказался не самым худшим, и многочисленная телеаудитория в стране восходящего солнца, видимо, получила свою главную надежду в Больших Призах. Как скоро Такума оправдает надежды своих соотечественников, покажет время...

Квалификационный расклад обещал увлекательнейший старт, "камикадзе" Сато на первом ряду, феноменально стартующий Renault на втором... Но сюрпризы на старте преподнесли совершенно другие гонщики...

Гонка

Главными героями старта стали, несомненно, пилоты McLaren. Кими Райкконен, стартовавший четвёртым, спокойно переждал, пока Сато и Трулли поборятся за второе место, а затем взял и обогнал обоих на входе в Mercedes-Арену, выйдя на вторую позицию. Дэвид Култхард и вовсе совершил невероятный прорыв с 17-й стартовой позиции на 9-е место уже в первом повороте... Том самом повороте, где тем временем происходили совсем другие события...

Первый поворот трассы Нюрбургринг славился стартовыми завалами очень давно. Организаторы попытались минимизировать риск таких столкновений и возвели на деньги Mercedes новую связку поворотов Mercedes-Arena. Но тем не менее первый поворот Нюрбургринга всё ещё остаётся довольно аварийноопасным местом. Вот и на этот раз в стартовой толчее пострадали сразу два болида... Вину в столкновении Хуана-Пабло Монтои и Ральфа Шумахера многие недоброжелатели колумбийца радостно повесили на Хуана-Пабло, якобы он почти намеренно вынес Ральфа. Но если беспристрастно разобраться в ситуации, то видно, что это самый обычный гоночный эпизод, и вина Ральфа, атаковавшего по внешней части поворота, ничуть не меньше вины самого Хуана-Пабло... Если помните, в Монте-Карло в подобной ситуации даже Такума Сато был более благоразумен и избежал контакта с Дженсоном Баттоном... В этот же раз Ральф Шумахер отправился в гравий, куда почти сразу вылетел и Кристиано да Матта. Домашняя гонка для двоих представителей BMW и Toyota (база которой, как известно, расположена в Германии) была закончена...

Гонка тем временем вошла в привычный ритм, одинокий Михаэль Шумахер всё дальше и дальше отрывался от своих преследователей, пока не заехал на свой пит-стоп. В лидерах после этого успели отметиться и Кими Райкконен, и Такума Сато, и Рубенс Баррикелло... Но после всех дозаправок Шумахер снова оказался впереди. Рубенс Баррикелло, вновь пытавшийся воспользоваться доказавшей свою несостоятельность тактикой двух пит-стопов, обеспечил тем не менее Ferrari победный дубль, но второе место досталось бразильцу не так-то просто...

Такума Сато, выехавший после своего последнего пит-стопа непосредственно на хвосте у Баррикелло, не стал долго сомневаться, и уже через круг попытался атаковать бразильского гонщика в знаменитом первом повороте Нюрбургринга. Японец провёл достаточно интересный манёвр, перетормозил Баррикелло и попытался атаковать того по внутреннему радиусу. Рубенс, однако, жёстко захлопнул калитку, и болид Сато лишился переднего антикрыла... Конечно же, попытка обгона была предпринята Такумой немного преждевременно, BAR был явно быстрее Ferrari Баррикелло, поэтому шансов на атаку у японца оставалось предостаточно. Но и похвалить Сато за то, что тот не стушевался перед таким грозным соперником, не стал довольствоваться третьим местом, а попытался выйти на второе, тоже, наверное, стоит. Впрочем, организм BAR Сато в очередной раз отторг японский двигатель Honda, и Такума присоединился к своим собратьям по несчастью - пилотам McLaren. Двигатели Mercedes вновь не выдержали и середины дистанции, заставив пилотов лишь обречённо развести руками...

На этом гонка, собственно, и закончилась. После схода Сато на третье место вышел Дженсон Баттон, ставший уже завсегдатаем подиумов. Ярно Трулли и Фернандо Алонсо уже в который раз в этом сезоне замкнули первую пятёрку, и уже в который раз Трулли провёл гоночный уик-энд на голову сильнее своего "подающего огромные надежды" напарника. Три очка за шестое место получил Джанкарло Физикелла, что не так и плохо, учитывая старт с последних рядов после замены двигателя. Однако тактика двух пит-стопов в случае с итальянцем стала достаточно удачным выбором. Марк Уэббер набрал два очка, успев разгневать Михаэля Шумахера. Австралиец, вернувшись на трассу в круге от лидера, не спешил пропускать немца на круг и довольно жёстко выдавил того всё в том же первом повороте трассы. Замкнул очковую зону Хуан-Пабло Монтоя, чьи надежды на хорошее выступление были перечёркнуты столкновением с Ральфом Шумахером, когда колумбиец хоть и смог продолжить гонку, но был вынужден отправиться в боксы для смены переднего антикрыла, чтобы затем прорываться с последнего места вверх.

Так чемпионат мира вернулся на круги своя, и мы вновь получили то, что получили. Очень показательным моментом гонки стали полупустые трибуны на родине победившего Михаэля Шумахера. Никаких объяснений этому, кроме того, что болельщики уже пресытились постоянными победами своего земляка, я найти не могу...

Ну а через две недели нас с вами ждёт Гран-При Канады, этап, ставший переломным в прошлом сезоне. Будем надеяться, что в этом году гонка в Монреале добавит хоть какую-то интригу в чемпионат...


Европа - Нюрбург 28-30.05.2004

Длина круга: 5148 м
Количество кругов: 60
Дистанция: 308,863 км
Победитель 2003 года: Р. Шумахер / Williams


ФП   #  Пилот        Команда         Шины    Время      Скорость      ПС
 1.  1  M.SCHUMACHER Ferrari           B   1h32'35"101  2001.598 км/ч   3  
 2.  2  BARRICHELLO  Ferrari           B   +  0'17"989  1995.137 км/ч   2  
 3.  9  BUTTON       BAR Honda         M   +  0'22"533  1993.512 км/ч   3  
 4.  7  TRULLI       Renault           M   +  0'53"673  1982.444 км/ч   3  
 5.  8  ALONSO       Renault           M   +  1'00"987  1979.862 км/ч   3  
 6. 11  FISICHELLA   Sauber Petronas   B   +  1'13"448  1975.479 км/ч   2  
 7. 14  WEBBER       Jaguar Cosworth   M   +  1'16"206  1974.511 км/ч   2  
 8.  3  MONTOYA      Williams BMW      M      1 круг                    3  
 9. 12  MASSA        Sauber Petronas   B      1 круг                    2  
10. 18  HEIDFELD     Jordan Ford       B      1 круг                    3  
11. 17  PANIS        Toyota            M      1 круг                    3  
12. 15  KLIEN        Jaguar Cosworth   M      1 круг                    2  
13. 19  PANTANO      Jordan Ford       B      2 круга                   4  
14. 20  BRUNI        Minardi Cosworth  B      3 круга                   3  
15. 21  BAUMGARTNER  Minardi Cosworth  B      3 круга                   3  
                Не классифицированы:
16. 10  SATO         BAR Honda         M     13 кругов                  4  
17.  5  COULTHARD    McLaren Mercedes  M     35 кругов                  1  
18.  6  RAIKKONEN    McLaren Mercedes  M     51 круг                    1  
19.  4  R.SCHUMACHER Williams BMW      M     60 кругов                  0  
20. 16  DA MATTA     Toyota            M     60 кругов                  0  
ФП - финишная позиция, # - номер машины, ПС - пит-стопы


Именинники Гран-При Европы-2004:

30.05.04 - Джанмария Бруни, гонщик Minardi, 23 года

Чемпионат пилотов

    Пилот            Очки
 1. M.Schumacher       60
 2. Barrichello        46
 3. Button             38
 4. Trulli             36
 5. Alonso             25
 6. Montoya            24
 7. R.Schumacher       12
 8. Sato                8
 9. Fisichella          5
10. Massa               5

Кубок конструкторов

    Команда          Очки
 1. Ferrari           106
 2. Renault            61
 3. BAR Honda          46
 4. Williams-BMW       36
 5. Sauber Petronas    10
 6. McLaren Mercedes    5
 7. Toyota              4
 8. Jaguar Cosworth     3
 9. Jordan Ford         2
10. Minardi Cosworth    0

В начало ▲


За океаном: серия IRL

Indianapolis 500

Выигравший три недели назад поул-позицию в Индианаполисе Бадди Райс довольно неожиданно и даже сенсационно одержал победу и в самой гонке, состоявшейся в прошедшее воскресенье.

88-я гонка 500 Миль Индианаполиса стала настоящим триумфом Rahal-Letterman Racing и Andretti Green Racing. Пилоты первой команды Райс, Витор Мейра и Роджер Ясукава стали первым, шестым и десятым, а гонщики второй - Тони Канаан, Дэн Уэлдон и Брайан Херта финишировали непосредственно позади лидера. Единственный представитель серии ChampCar Бруно Жункейра замкнул пятёрку лучших.

Решающую роль в этот воскресный день сыграла погода. С утра в Индианаполисе шёл дождь, и запланированный на полдень старт гонки был отложен на 2 часа 11 минут. Но вот наконец пилоты отправились в бой, и Райс сохранил первую позицию. По ходу гонки Бадди ещё трижды вырывал лидерство у своих соперников, в итоге пролидировав 91 круг. Решающая смена лидера произошла на 171 круге гонки...

Лидирующий Адриан Фернандез заезжает на свой пит-стоп (9 секунд) и вперёд выходит дозаправившийся чуть ранее Райс. Бадди лидирует в 1.4237 секунде впереди Тони Канаана, когда в первом повороте трассы появляется вода. Вскоре на Индианаполис обрушивается ливень, и последние шесть кругов гонки проходят под жёлтыми флагами. Комиссары принимают единственно верное в таких условиях решение сократить дистанцию и останавливают гонку после 180 кругов из 200 запланированных. Райс выигрывает гонку!

"Скотт Роумбек сегодня придумал абсолютно правильную тактику дозаправок", - говорит Райс, - "Это стало главным фактором во время моего последнего пит-стопа, когда после дозаправок соперников я возглавил пелотон".

Бобби Рейхол, выигравший Indy 500 в 1986 году, был вне себя от счастья: "Это очень приятно. Люди спрашивают меня, что приятнее - выиграть эту гонку в качестве пилота или в качестве босса команды. Я могу сказать только то, что это очень разные вещи".

Тони Канаан финишировал вторым во второй подряд гонке чемпионата: "Я приложил огромные усилия, но, как оказалось, этого было недостаточно. На мой взгляд, эту гонку должен был выиграть лучший гонщик на лучшей машине, и я думаю, что это сегодня произошло. Я не думаю, что наша машина была способна выиграть гонку. Не думаю, что что-то изменилось бы, не начнись дождь. Райс был гораздо сильнее и меня, и Дэна Уэлдона".

Победа Бадди Райса пришлась как нельзя кстати, гонщика уже начали было списывать со счетов, а принять участие в чемпионате 2004 года пилот смог лишь из-за аварии Кенни Брака, которого Райс и заменил в команде Бобби Рейхола. Выиграв драматичную гонку в Индианаполисе, Бадди одержал главную победу в своей жизни, и теперь будущее гонщика выглядит гораздо более радужным, чем это было ещё совсем недавно...

Ну что же, стоит добавить лишь то, что только дважды - в 1926 и 2001 году старт гонки не переносился на другой день из-за дождя. В 1926 году гонка была сначала временно приостановлена на 71 круге, а затем и окончательно остановлена после вновь начавшегося дождя. Пилоты успели тогда преодолеть 400 миль. В 2001 году красные флаги были выброшены на 155 круге, а до этого пилоты 16 минут и 34 секунды следовали за автомобилем безопасности...

По материалам сайта www.indyracing.com


Ссылки

Официальный скринсейвер Indy 500 2004 года

Официальный сайт Indy 500




США - Индиана - Индианаполис 09-30.05.2004
Автодром "Indianapolis Motor Speedway"

Длина круга: 4022,5 м
Количество кругов: 200
Дистанция: 804,500 км
Победитель 2003 года: Ж. де Ферран / Penske Racing




Соверши виртуальный круг по трассе Indianapolis Motor Speedway
с Codemasters (9 МБ, .avi)



ФП Пилот             Автомобиль                   СП  ПК  КЛ Причина схода
 1 Buddy Rice        Rahal-Letterman Argent        1  180 91   
 2 Tony Kanaan       Team 7-Eleven                 5  180 28    
 3 Dan Wheldon       Klein Tools / Jim Beam        2  180 26    
 4 Bryan Herta       XM Satellite Radio           23  180  3   
 5 Bruno Junqueira   PacifiCare / Secure Horizons  4  180 16    
 6 Vitor Meira       Rahal-Letterman Team Centrix  7  180  0    
 7 Adrian Fernandez  Quaker State Telmex Tecate    6  180  3    
 8 Scott Dixon       Target Chip Ganassi Racing   13  180  0    
 9 Helio Castroneves Marlboro Team Penske          8  180  0    
10 Roger Yasukawa    Rahal-Letterman Racing Sammy 12  180  0   
11 Kosuke Matsuura   Panasonic ARTA                9  180  0   
12 Alex Barron       Red Bull Cheever Racing      24  180  3    
13 Scott Sharp       Delphi                       20  180  0    
14 Dario Franchitti  Arca / Ex                     3  180  1    
15 Felipe Giaffone   Dreyer and Reinbold          25  179  0   
16 Jeff Simmons      Pioneer Mo Nunn Racing       29  179  0   
17 Al Unser Jr.      Patrick Racing               17  179  0    
18 Tomas Scheckter   Pennzoil Panther             10  179  0    
19 Tora Takagi       Pioneer Mo Nunn Racing       26  179  0    
20 Richie Hearn      Lucas Oil Products           30  178  0    
21 Sarah Fisher      Kelley Racing                19  177  0    
22 Robby McGehee     Burger King Angus            33  177  0    
23 Buddy Lazier      Lifefitness DRR / Hemelgarn  28  164  0 топливная система   
24 Marty Roth        Roth Racing                  32  128  0 авария  
25 Darren Manning    Target Chip Ganassi Racing   15  104  0 авария  
26 Sam Hornish Jr.   Marlboro Team Penske         11  104  9 авария  
27 Greg Ray          Access Motorsports           27   98  0 авария  
28 PJ Jones          CURB Records                 31   92  0 авария  
29 Robby Gordon      Coca-Cola Robby Gordon       18   88  0 механика  
30 Mark Taylor       Johns Manville Racing        14   62  0 авария   
31 Ed Carpenter      Red Bull Cheever Racing      16   62  0 авария  
32 Larry Foyt        A.J. Foyt Racing             22   54  0 авария  
33 A.J. Foyt IV      Conseco / A.J. Foyt Racing   21   26  0 авария 
ФП - финишная позиция, СП - стартовая позиция,
ПК - пройдено кругов, КЛ - кругов лидирования



Чемпионат пилотов


    Пилот             Очки
 1. Dan Wheldon        158
 2. Tony Kanaan        157
 3. Buddy Rice         129
 4. Helio Castroneves  128
 5. Scott Dixon        106
 6. Darren Manning     100
 7. Bryan Herta         91
 8. Tora Takagi         88
 9. Sam Hornish Jr.     87
 10. Alex Barron         82
Полный чемпионат


В начало ▲


Большие гонки

Чемпионат DTM

Пилоты

В этом выпуске два представителя (уже правда бывших) Королевы Автоспорта: Жан АЛЕЗИ и Хайнц-Харальд ФРЕНТЦЕН.

Жан АЛЕЗИ (Jean Alesi)

Дата рождения: 11.06.1964, Монтфавет (Montfavet), Франция
Проживает: Генф, Китай
Семейное положение: жена Кумико
Дети: дочери Элен и Шарлотта, сын Джулиано
Хобби: водные лыжи, семья
Официальный сайт: http://www.jean-alesi.com/

Карьера в автоспорте:

1987 - 1-е место во французской Формуле-3 (команда Oreca)
1988 - 10-е место в Европейской Формуле-3000 (Oreca)
1989 - 1-е место в Европейской Формуле-3000 (Jordan) 4-е место на дебютном ГП Чемпионата Мира Ф-1 во Франции 9-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Tyrrell)
1990 - 9-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Tyrrell)
1991 - 7-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Ferrari)
1992 - 7-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Ferrari)
1993 - 6-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Ferrari)
1994 - 5-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Ferrari)
1995 - 5-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Ferrari), 1 победа (ГП Канады, Монреаль)
1996 - 4-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Benetton)
1997 - 4-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Benetton)
1998 - 11-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Sauber)
1999 - 16-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Sauber)
2000 - 22-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Prost)
2001 - 15-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Prost и Jordan)
2002 - 5-е место в DTM (Team AMG Mercedes)
2003 - 5-е место в DTM (Team AMG Mercedes)

Прочитать о до DTM-овской жизни и карьере француза вы можете в архиве журнала "Формула".




Хайнц-Харальд ФРЕНТЦЕН (Heinz-Harald Frentzen)

Дата рождения: 18.05.1967, Мюнхенгладбах (Munchengladbach), Германия
Проживает: Монте-Карло, Монако
Семейное положение: жена Таня
Дети: дочери Лиа и Сара
Хобби: аэронавтика, горный велосипед, фитнесс, водные виды спорта
Официальный сайт: http://www.frentzen.de/

Карьера в автоспорте:

1980-85 - картинг
1986 - Формула Форд-2000
1987 - Формула Форд-2000
1988 - 1-е место в Немецкой Формуле Опель-Лотус
1989 - 2-е место в Чемпионате Немецкой Формулы-3
1990 - 17-е место в Международном Чемпионате Спортивных Автомобилей
1991 - 14-е место в Формуле-3000
1992 - 19-е место в Японском Чемпионате Спортивных Автомобилей (Nissan) 14-е место в Японской Формуле-Ниппон
1993 - 9-е место в Японской Формуле-Ниппон
1994 - 13-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Sauber)
1995 - 9-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Sauber)
1996 - 12-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Sauber)
1997 - 2-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Williams), 1 победа
1998 - 7-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Williams)
1999 - 3-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Jordan), 2 победы
2000 - 9-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Jordan)
2001 - 9-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Jordan)
2002 - 17-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Arrows и Sauber)
2003 - 11-е место в Чемпионате Мира Ф-1 (Sauber)

Прочитать о до DTM-овской жизни и карьере немца вы можете в архиве журнала "Формула".

Рубрику о DTM поддерживает maDmaX

В начало ▲


Автоспорт в Сети

Чемпионат DTM

http://autoreview.ru/new_site/year2003/n22/opel/1.htm - Предлагаю вашему вниманию статью из архива газеты "АвтоРевю". Автор статьи побывал в гостях у Фолькера Штрисека и его команды на Норисринге, во время проведения там этапа 2003 года. Немного истории разбавлены ощущениями от просмотра гонки живьем.

Эту статью вы также можете прочесть в бумажной версии издания в номере 22 за 2003 год.

Ссылка предоставлена maDmaX'ом

В начало ▲


Гонка из прошлого

Их первые победы

Часть двадцать седьмая: Мика Хаккинен


Большой Приз Европы 1997 года надолго запомнился болельщикам, но интрига этой гонки начала закручиваться ещё за четыре этапа, на Гран-При Италии. Тогда один из главных претендентов на чемпионский титул Жак Вильнёв из Williams совершил во время прогревочных заездов обгон под жёлтыми флагами. FIA наложила на канадца модный в то время "отложенный" штраф, который означал, что если во время восьми ближайших этапов повторится нечто подобное, нарушитель будет дисквалифицирован и не допущен до участия в следующем Гран-При. И во время Большого Приза Японии, предпоследнего этапа чемпионата-1997 нечто подобное произошло... На тренировках в субботу Вильнёв проигнорировал жёлтые флаги, а затем в квалификации взял поул. Позже было объявлено "Решение №7", которое было вынесено так поздно, вероятно, по той причине, что на Сузуке не было Берни Экклстоуна, с которым нужно было связаться судьям и согласовать свои действия... Согласно этому решению время Вильнёва на квалификации было аннулировано, и стартовать канадец должен был с последнего места. Но Williams сразу же подала протест, до рассмотрения которого решение судей не могло вступить в силу. Таким образом, Вильнёв стартовал в той гонке с поул-позиции. В принципе, уже в Японии Жак мог решить судьбу титула в свою пользу, для этого ему было достаточно набрать на два очка больше, чем Михаэль Шумaxep. Но гонка сложилась немного иначе.

На лидера Ferrari в Японии активно работал второй пилот команды Эдди Ирвайн (чему способствовал и тот факт, что незадолго до гонки на базу "конюшни" в Маранелло был приглашён гонщик Benetton Герхард Бергер, ранее много лет отдавший "гарцующему жеребцу", этот визит был намёком Ирвайну, что в дальнейшем место в команде ему отнюдь не гарантировано). После старта ирландец возглавил гонку, а когда на второе место вышел Михаэль Шумaxep, Ирвайн притворился "слегка неисправным" и пропустил своего напарника вперёд. Вильнёв финишировал лишь пятым, и преимущество канадца перед последней гонкой составляло лишь одно очко... Но и эти два очка в итоге были отобраны, так как во время пресс-конференции Макс Мосли сказал, что Вильнёва могут дисквалифицировать и в Японии, и не допустить до участия в Гран-При Европы. Президент FIA намекнул при этом, что команде Williams лучше отозвать свой протест. Через четыре дня "конюшня" Жака Вильнёва при посредничестве Английского Королевского Автомобильного Клуба ходатайствовала перед Международным аппеляционным трибуналом FIA об отзыве своего протеста. Ходатайство было удовлетворено, а FIA не стала препятствовать такому решению. В результате у Жака Вильнёва забрали два очка за пятое место в Японии, но в Хересе канадец мог спокойно бороться за чемпионский титул. Гран-При Европы стал последним этапом чемпионата мира и оказался решающим в схватке за титул...

Прибыв в Херес, команды, каждая на свой лад, продолжили борьбу. Во время тренировок в субботу Эдди Ирвайн постоянно мешал Вильнёву проходить быстрые круги. Явно по указанию от руководства "конюшни" (Жан Тодт затем демонстративно улыбался и хлопал ирландца по плечу), Ирвайн несколько раз замедлялся перед Вильнёвым, который настраивал машину на высокую скорость. Вернувшись на пит-лейн, канадец громко высказал всё, что он думает по этому поводу.

Во время квалификации Михаэль Шумaxep проходил свой быстрый круг, когда судьи эвакуировали болид его брата. При этом висели неподвижные жёлтые флаги. Williams после некоторых раздумий не стала подавать протест, потому что фактически нарушения не было, а оспаривать действия судей, вывесивших в такой ситуации неподвижные флаги, было бы довольно проблематично...

Самым же невероятным в субботу стало то, что в итоге впервые в истории сразу трое пилотов показали абсолютно одинаковое время. И Жак Вильнёв, и Михаэль Шумaxep, и Хайнц-Харальд Френтцен остановили секундомер на отметке 1'21.072... В итоге, согласно правилам, поул достался Вильнёву, показавшему этот результат раньше всех, вторым на старте стоял Шумaxep... И хотя Макс Мосли и предупредил абсолютно всех пилотов, чобы те не вольно или невольно не помогли никому из претендентов на титул, всё же ожидалась жаркая схватка не без участия вторых номеров команд...

На старте преимущество получили пилоты, стартовавшие с чётной стороны трассы, поэтому в лидеры сразу же вышел Михаэль Шумaxep. Эдди Ивайн, стартовавший седьмым, не мог реально помочь своему напарнику, а вот Хайнц-Харальд Френтцен довольно долго и весьма эффективно сдерживал за собой пелотон, предоставив двум лидерам гонки (и чемпионата) возможность решить судьбу чемпионата мира в непосредственной дуэли... Пилоты возрождающегося из небытия McLaren по совету Рона Денниса также не стремились мешать лидерам, поэтому и Дэвид Култхард, и Мика Хаккинен до поры до времени ждали своего часа, попутно сдерживая Эдди Ирвайна... Развязка событий произошла на 48 круге.

Жак Вильнёв атакует Михаэля Шумaxepа,
немец в ответ провоцирует столкновение
В повороте Dry Sack лидирующий Михаэль Шумaxep ошибся на позднем торможении, и его вынесло на внешнюю часть поворота. Жак Вильнёв тут же воспользовался моментом и атаковал немца по внутреннему радиусу. И тут Шумaxep повторил "манёвр года" и сделал плохую копию Аделаиды-94, попытавшись выбить с трассы своего соперника. Однако немец пострадал сам, вылетел с трассы и застрял в гравии. В отличии же от Дэймона Хилла, Жак Вильнёв пострадал не так сильно и смог продолжить гонку. Теперь главной задачей канадца был финиш в очковой зоне... Команда постоянно напоминала Жаку об этом и сдерживала его темп. После удара от Ferrari болид Вильнёва был повреждён, и ехать в полную силу было просто опасно.

Два круга после столкновения Жак шёл на 8 секунд медленнее преследователей, затем канадец увеличил свою скорость, но всё равно проигрывал по сеунде на каждом круге. Из-за повреждения подвески начали стремительно изнашиваться передние шины, а аккумулятор, как потом выяснилось, и вовсе держался лишь на проводах... Такие повреждения и предопределили то, что на последнем круге гонки Вильнёв пропустил вперёд обоих пилотов McLaren. А ещё за круг до этого по приказу из боксов Дэвид Култхард пропустил на второе место Мику Хаккинена. Мотивация Рона Денниса была такова, что после стольких лет выступлений за команду финн заслуживает права на первую победу. Жак стал третьим, а его напарник Френтцен лишь шестым. Во время гонки Хайнц-Харальд был весьма образцовым вторым номером команды, он же записал на свой счёт и быстрейший круг.

После гонки Шумaxep пытался обвинять в столкновении Вильнёва, но видя реакцию мировой прессы, спустя несколько дней признал свою вину, хотя и очень своеобразно: "Да, я ошибся, не совсем правильно совершил маневр. Но я не сделал ничего такого, за что мне нужно было бы извиняться...". После этого было и знаменитое заседание Всемирного совета FIA, и обвинение командой Ferrari британские "конюшни" Williams и McLaren в сговоре с оглашением перехваченных радиопереговоров, была и дисквалификация Шумaxepа по итогам всего сезона с лишением его всех набранных очков (но не побед), которые, правда, спустя пару лет вновь начали фигурировать в статистике немца... И лишь первая победа Мики Хаккинена после проведённых им 95 гонок оказалась немного в тени...

Гран-При Европы 1997 года

Европа - Херес де ля Фронтера 26.10.1997
Grand Prix of Europe

Длина круга: 4428 м
Количество кругов: 69
Дистанция: 305,532 км
Погода: облачно, тепло, сухо
Победитель 1996 года: Ж. Вильнёв / Rothmans Williams Renault (трасса Нюрбургринг)


 ФП  Пилот                    Команда      Время        Очки   Причина схода
  1  Mika Hakkinen            McLaren     1:38:57.772  10.00
  2  David Coulthard          McLaren      -00:01.654   6.00
  3  Jacques Villeneuve       Williams     -00:01.802   4.00
  4  Gerhard Berger           Benetton     -00:01.919   3.00
  5  Eddie Irvine             Ferrari      -00:03.789   2.00
  6  Heinz-Harald Frentzen БК Williams     -00:04.537   1.00
  7  Olivier Panis            Prost        -01:07.145
  8  Johnny Herbert           Sauber       -01:12.960
  9  Jan Magnussen            Stewart      -01:17.487
 10  Shinji Nakano            Prost        -01:18.215
 11  Giancarlo Fisichella     Jordan       -1 круг
 12  Mika Salo                Tyrrell      -1 круг
 13  Jean Alesi               Benetton     -1 круг
 14  Norberto Fontana         Sauber       -1 круг
 15  Tarso Marques            Minardi      -1 круг
 16  Jos Verstappen           Tyrrell      -1 круг
 17  Ukyo Katayama            Minardi      -1 круг
                        Не классифицированы:
 18  Michael Schumacher       Ferrari      46 кругов          авария
 19  Damon Hill               Arrows       46 кругов          гидравлика
 20  Ralf Schumacher          Jordan       41 круг            генератор
 21  Rubens Barrichello       Stewart      17 кругов          коробка передач
 22  Pedro Paulo Diniz        Arrows       10 кругов          разворот
ФП - финишная позиция, БК - быстрейший круг


Лидерство в гонке:
   1-21    Michael Schumacher   
     22    Jacques Villeneuve   
  23-27    Heinz-Harald Frentzen
  28-42    Michael Schumacher   
  43-44    Jacques Villeneuve   
  45-46    Michael Schumacher   
  46-68    Jacques Villeneuve   
     69    Mika Hakkinen        


Мика Хаккинен

Чемпион мира 1998-1999 гг.

Протеже Кеке Росберга Хаккинен становился лучшим пилотом два года подряд после долгого пребывания в рядах середняков. Большая часть его карьеры прошла в "МакЛарене", с этой командой и с Роном Деннисом связаны самые драматичные и самые триумфальные мгновения карьеры Мики.

В 1990 году Мика, после нескольких сезонов в младших европейских "формулах", становится чемпионом Британии в классе "Ф-3". Этот успех позволил ему попасть в команду "Лотос" Королевы Автоспорта. Хотя тогда роль сыграли не только спортивные успехи Хаккинена, но и поддержка спонсоров. Росберг в первую очередь был озабочен тем, чтобы пристроить Мику в хорошую "конюшню" и только во вторую - заработком своего подопечного.

Некогда великая команда - "Лотос" - доживала свои последние сезоны. Лебединая песня не получилась запоминающейся. Автомобили оснащались двигателями "Джадд", что должно говорить само за себя. Хаккинен дебютировал на Гран При США. Ему удалось квалифицироваться тринадцатым, что вовсе неплохо, учитывая плотность рядов в середине пелетона. В гонке из-за технического сбоя финн, однако, сошел. Уже на третьем своем этапе в итальянской Имоле Мика финиширует пятым, открыв, таким образом, свой лицевой счет. Многочисленные проблемы команды-аутсайдера повлияли на то, что этот очковый финиш стал единственным за весь год.

Следующий сезон выдался более удачным, на что, без сомнения, оказали влияние моторы "Форд". Хаккинен по всем статьям переиграл своего напарника - Херберта - номинально числящегося первым номером команды. Уступил финн в итоговом протоколе только представителям топ-командам, что дало ему возможность пойти на повышение - его пригласил "МакЛарен".

Перед стартом сезона-93 Мика стал заложником ситуации, которая сложилась благодаря Сенне. Бразильский Волшебник намеревался уйти из "МакЛарена" либо в "Уильямс", либо в "Пенске" серии "Индикар". Но при этом не исключал вероятность того, что останется с Роном Деннисом. Вторым пилотом уже был подписан звезда Америки Майкл Андретти. Поэтому с Хаккиненом заключили страховочный контракт на случай, если Сенна все же уйдет. Айртон после долгих размышлений остался, а Мика получил роль тест-пилота. На то время он был самым дорогим тестером "Формулы-1".

У Андретти не сложилась карьера в Европе и после ряда бледных выступлений на фоне великого Сенны, американец досрочно завершил сезон. Тогда-то Хаккинен и получил возможность сесть за руль "МакЛарена". В дебюте за новую команду (Португалия-93) он поразил всех, заняв третье место в квалификации, что становится еще значимее, если учесть, что он опередил самого Айртона!

На следующей гонке в Японии, он впервые в карьере поднялся на подиум. Поэтому, неудивительно, что Хаккинен остался в "МакЛарене" и на следующий сезон. К несчастью для финна именно тогда команда переживала один из самых трудных периодов в своей долгой истории. За три года сменилось три поставщика двигателей. Приход "Мерседеса" предполагал долгое сотрудничество, но поначалу союз с немцами не приносил плодов. К чести Хаккинена стоит заметить, что он за это время зарекомендовал себя как хороший и стабильный пилот, постоянно опережавший напарников. Во время квалификации последнего этапа - Гран При Австралии - Мика попадает в самую серьезную аварию в своей жизни. Несколько дней судьба Хаккинена висела на волоске, но профессионализм австралийских врачей и главного медика "Ф-1" - Сида Уоткинса помогли финну.

В следующем сезоне напарником Хаккинена становится Дэвид Култхард. Шотландцу предстоит провести в одной команде с Микой 6 лет. За это время между ними возникнут нормальные профессиональные отношения, которые, однако, время от времени, будут прерываться острым и непримиримым соперничеством. В 1996 году Хаккинен постоянно набирал очки, хотя шасси "МакЛарен" не позволяло рассчитывать на победы.

Наконец, для "МакЛарена" наступили более приятные времена. Многолетнего партнера - "Мальборо" - сменила другая табачная марка - "Вест". Из красно-белых автомобили из Уокинга окрасились в серые ливреи. Новый этап ознаменовался победой в первой же гонке - удача улыбнулась Култхарду. В Нюрбургринге Хаккинен завоевал свой первый поул, а в Хересе, когда Вильнев и Шумахер-старший занялись дележом титула смог, наконец, одержать свою первую победу. Хотя его благородно пропустил Култхард, опередивший в личном зачете финна.

Модель 1998 года разрабатывал знаменитый Эдриан Ньюи. И на первых этапах нового сезона пилоты "Серебряных стрел" просто смяли соперников. Хотя потом Михаэль Шумахер составил реальную конкуренцию, Хаккинен не сломался под натиском именитого соперника. Набрав символическое количество очков - 100, что на тот момент составляло почти половину его очкового багажа в "Ф-1" - Мика стал чемпионом мира, подтвердив, что он достойный ученик Кеке Росберга.

Следующий год Хаккинен проводил еще более сильно, а авария Шумахера в Сильверстоуне должна была существенно упростить задачу по отстаиванию титула. Однако, решив, что у "МакЛарена" не осталось соперников, "серебряные" занялись дележом шкуры неубитого медведя. Култхард и Хаккинен стали мешать друг другу с самых первых метров дистанции буквально каждой гонки. Это не могло не иметь последствий: второй пилот "Феррари", Ирвайн, неожиданно для многих включился в борьбу за корону. В Малайзии вернувшийся Шумахер и Ирвайн одержали двойную победу, но болиды "Скудерии" поначалу были дисквалифицированы за нарушение технического регламента. Апелляция итальянцев вернула победу "Феррари" и все снова должно было решиться на последнем этапе в Сузуке. Хаккинен снова проявил знаменитое скандинавское хладнокровие и выиграл второе звание чемпиона мира. Однако неурядицы середины сезона отняли у "МакЛарена" Кубок Конструкторов.

В 2000 году "Скудерия" набрала такой темп, что соперники практически не имели никаких шансов. Мика был не так уж и далеко от своего немецкого тезки большую часть сезона, но финальные этапы окончательно развеяли надежды на третий титул подряд. Хотя, по общему признанию, гонкой года стал этап в Спа, когда Мика лихо прошел "Феррари" Шумахера, воспользовавшись круговым в лице Зонты. Следующий сезон стал последним для Хаккинена в "Формуле-1". Он потерпел крах весной, когда соперники активно набирали очки, после чего впервые озвучил мысль, что ему пора на покой. К концу чемпионата финн обрел ту форму, которая позволяла ему выигрывать гонки. В Индианаполисе его "МакЛарен" в двадцатый и последний раз пересек финишную линию первым.

Хотя официально считалось, что Хаккинен берет всего лишь годичный отпуск, многие не верили в его возвращение. Причиной тому и немолодой возраст экс-чемпиона, и рождение сына. Летом 2002 года Хаккинен сообщил, что не собирается возвращаться.

Мика завоевал любовь фанатов своим хладнокровием и решимостью, которая не дала ему сломаться в самые тяжелые годы и после аварии. Пока что, он - последний, кто побеждал Шумахера.

Карьера в Формуле-1

1991 г. - Lotus-Judd: 2 очка, 15-16-е места в ЧМ

Напарники: Джулиан Бейли (Великобритания), 1 очко, 17-22 места в ЧМ, Джонни Херберт (Великобритания), 0 очков

1992 г. - Lotus-Ford: 11 очков, 8-е место в ЧМ

Напарник: Джонни Херберт (Великобритания), 2 очка, 14-16 места в ЧМ

1993 г. - McLaren-Ford: 4 очка, 15-16-е места в ЧМ

Напарник: Айртон Сенна (Бразилия), 73 очка, 5 побед, 1 ПП, 1 БК, 2-е место в ЧМ

1994 г. - McLaren-Peugeot: 26 очков, 4-е место в ЧМ

Напарник: Мартин Брандл (Великобритания) , 16 очков, 7-е место в ЧМ

1995 г. - McLaren-Mercedes: 17 очков, 7-е место в ЧМ

Напарники: Марк Бланделл (Великобритания), 13 очков, 10-е место в ЧМ, Найджел Мэнселл (Великобритания), 0 очков

1996 г. - McLaren-Mercedes: 31 очко, 5-е место в ЧМ

Напарник: Дэвид Култхард (Великобритания), 18 очков 7-е место в ЧМ

1997 г. - McLaren-Mercedes: 27 очков, 1 победа, 1 ПП, 1 БК, 5-6-е места в ЧМ

Напарник: Дэвид Култхард, 36 очков, 2 победы, 1 БК, 3-е место в ЧМ

1998 г. - McLaren-Mercedes: 100 очков, 8 побед, 9 ПП, 6 БК, Чемпион мира

Напарник: Дэвид Култхард, 56 очков, 1 победа, 3 ПП, 3 БК, 3-е место в ЧМ

1999 г. - McLaren-Mercedes: 76 очков, 5 побед, 11 ПП, 6 БК, Чемпион мира

Напарник: Дэвид Култхард, 48 очков, 2 победы, 3 БК, 4-е место в ЧМ

2000 г. - McLaren-Mercedes: 89 очков, 4 победы, 5 ПП, 9 БК, 2-е место в ЧМ

Напарник: Дэвид Култхард, 73 очка, 3 победы, 2 ПП, 3 БК, 3-е место в ЧМ

2001 г. - McLaren-Mercedes: 37 очков, 2 победы, 3 БК, 5-е место в ЧМ

Напарник: Дэвид Култхард, 65 очков, 2 победы, 2 ПП, 3 БК, 2-е место в ЧМ



Изверг Ааз

При написании использованы материалы с CD "Формула-1"


Родился: 28.09.1968    Хельсинки

Гран При:

     165

Старты:

     161

Победы:

       20

Подиумы:

       51

Поул-позиции:

       26

Первый ряд:

       39

Быстрейшие круги:

       25

Дубли:

       10

Хет-трики:

         5

Большие шлемы:

         2

Лидирование старт/финиш:

         4

Пройдено кругов:

   7719

Круги лидирования:

   1488

Очки:

420,00




Автор благодарит Сергея Кузнецова и Изверга Ааза за помощь в подготовке рубрики "Их первые победы"

В начало ▲


Интерактивное голосование

После того, как Вы прочли этот номер, пожалуйста, оставьте своё мнение о том, какой из материалов показался вам наиболее удачным. Находясь в он-лайн режиме, выберите наиболее интересный материал выпуска и нажмите на кнопку "Голосовать". Если в окне Вашего браузера появился сайт рассылки, значит, всё прошло успешно, и Ваше мнение зачтено.

Примечание для пользователей The Bat: вам необходимо открыть вложенный в письмо HTML-файл и голосовать непосредственно из браузера.

Лучший материал 47 выпуска

Обзор Гран-При Европы

Отчёт о Indianapolis 500

Серия статей о чемпионате DTM от maDmaX'а

Рассказ о первой победе в Формуле-1 Мики Хаккинена


Результаты предыдущего голосования:

Лучший материал 46 выпуска

Обзор Гран-При Монако

8 (50%)

Отчёт о мексиканском этапе чемпионата Champ Car

0 (0%)

Серия статей о чемпионате DTM от maDmaX'а

1 (6%)

Превью к 500 Милям Индианаполиса

2 (13%)

Рассказ о первой победе в Формуле-1 Жака Вильнёва

5 (31%)




Какая из перечисленных автогоночных серий
наиболее интересна лично для Вас?

Чемпионат мира по ралли

20 (56%)

Серия DTM

7 (19%)

Серия IRL

2 (6%)

Серия CART

7 (19%)



В начало ▲


Рекомендую!

Рассылки Subscribe.Ru


Архив рассылки
Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Еженедельный альманах "Ф1-МОМК" - первый "золотой" автопроект в РуНете. Только у нас вы можете насладиться живым общением поклонников Ф1 и получить удовольствие от их острейших дискуссий, прочитать интереснейшие авторские статьи и эксклюзивные обзоры, а также и поучаствовать во всех обсуждениях самому.

> Подписаться на рассылку почтой <


Архив рассылки
Полезные советы

В этой рассылке вы найдете много полезных советов рыболовам, огородникам, кулинарам, любителям мастерить, а также множество "житейских" полезных советов.

> Подписаться на рассылку почтой <

       

Дискуссионные листы

"Клуб поклонников Формулы-1"

Обсуждение последних событий в мире Формулы-1. Выскажите и свое мнение о прошедшей гонке или поступающих новостях! Благодаря тщательно продуманной и проверенной в деле системе правил в листе царит атмосфера взаимной вежливости и уважения.

> Подписаться на дискуссионный лист почтой <
"Формула-1. Весёлое общение любителей Ф-1"

Уникальный проект для общения веселых и находчивых любителей Формулы-1. Вы можете размещать здесь свои опусы и хохмы, вести друг с другом невероятные по степени веселости беседы, заводить близких по духу "хохмачества" знакомых.

> Подписаться на дискуссионный лист почтой <
"Большие гонки"

Обсуждение лучших мировых автогоночных чемпионатов: WRC, DTM, IRL, CART... Кроме того, здесь же - вершина мотоспорта - чемпионат MotoGP. Дочерний проект рассылки "Обзор событий мирового автоспорта".

> Подписаться на дискуссионный лист почтой <
   

Приглашаются к сотрудничеству авторы рассылок на Subscribe.Ru для обмена формами быстрой подписки
По всем вопросам пишите на Flasher-F1@List.Ru


В начало ▲


Убедительная просьба к подписчикам сообщать о любых проблемах, возникающих при чтении рассылки. Это необходимо для оперативного их устранения


Сайт рассылки

© Автор рассылки: Flasher
© Помощники автора: Сергей Кузнецов, Изверг Ааз

Количество подписчиков: 804








Если Вы не видите меню в верхней части страницы, возможно, Вы зашли сюда по ссылке извне (например, с помощью поисковой машины). Пожалуйста, нажмите здесь для полного доступа к сайту.






Rambler's Top100


Сайт создан в системе uCoz