ОБЗОР СОБЫТИЙ МИРОВОГО АВТОСПОРТА


Выпуск № 41

     Привет, друзья!

Сегодня в выпуске:



Новости короткой строкой

Champ Car

19.04.04 Не совсем ясна ситуация с контрактом серии ChampCar с поставщиком двигателей Ford. Действующее в настоящее время соглашение истекает в конце 2004 года, и будет ли оно продлено, пока далеко не ясно. По словам одного из управляющих серией Кевина Кальховена, ChampCar вполне может подписать новый контракт и в декабре текущего года, вовсе не обязательно было делать это 1 апреля, когда истекал оговоренный с Ford срок заключения новой договорённости.

Indy Racing League

18.04.04 Победитель гонки Indy 500 2004 года, кроме всего прочего, получит в подарок хит сезона в США - мотоцикл American Chopper. Мотоцикл с шестиступенчатой коробкой передач, развивающий скорость более 200 м/ч (или 320 км/ч) оснащён 2,3-литровым 180-сильным двигателем со сдвоенными карбюраторами. Мотоцикл произведён фирмой Indy Choppers, базирующейся в Индианаполисе. Стоимость этого чуда - около 100 000 долларов США. Точно такой же мотоцикл будет в течение месяца после гонки установлен в Зале Славы автодрома в Индианаполисе.

22.04.04 Травмированный в октябре прошлого года Кенни Брак, серьёзно пострадавший в страшнейшей аварии в Техасе, объявил, что всё же не примет участие в гонке Indy 500, запланированной на конец мая. По словам Брака, его физическое состояние пока не позволяет ему быть уверенным в том, что на старте гонки в Индианаполисе он мог бы быть в хорошей форме. Тем не менее, команда Rahal выставит три болида, как это и было запланировано ранее.

Чемпионат мира по ралли

21.04.04 Команда Peugeot официально подтвердила, что Харри Рованпера будет пилотировать одну из её машин на всех гравийных трассах текущего чемпионата. Peugeot осталась довольна выступлениями финна в последних гонках. Кто будет напарником Маркуса Грёнхольма на асфальтовых этапах, пока не совсем ясно.

23.04.04 Колин Мак-Рэй заявил, что есть вероятность того, что он выйдет на старт ралли Великобритания в этом году. По словам шотландца, у него существует устная договорённость по этому поводу с командой Subaru. "Гарантировать этого я не могу, но мы действительно обсуждали этот вопрос", - поясняет Мак-Рэй.

23.04.04 По словам лидера Mitsubishi Жиля Паницци, его команда способна финишировать на подиуме уже в этом году. Несмотря на довольно слабые результаты вернувшейся в чемпионат мира команды, Паницци считает, что ближе к концу сезона, возможно, во время одного из асфальтовых этапов, Mitsubishi сможет преподнести сюрприз соперникам.

По материалам speed.montoya.ru


В начало ▲


Формула-1. Гран-При Сан-Марино

Ветер перемен

Большой Приз Сан-Марино ознаменовался лёгким дуновением ветра перемен. После безоговорочного начала сезона, оставшегося за Ferrari, четвёртая гонка отметилась более плотными результатами, а квалификация и вовсе преподнесла свои сюрпризы...


Перед гонкой

Уже на свободных заездах пятницы стало ясно, что ближе всех к лидерам чемпионата на этот раз оказался вчерашний аутсайдер, а ныне набирающий силу и всё ближе подбирающийся к признанным фаворитам BAR. Дженсон Баттон и Такума Сато под конец дня возглавили протокол заездов, но звёздный час лидера "конюшни" Баттона настал днём позже, в субботу.

Тот факт, что Дженсон Баттон выиграл в Сан-Марино первый в своей карьере поул, лично для меня, автора этих строк, не стал такой уж неожиданностью, такой вариант развития событий приходил в голову ещё во время первого быстрого круга британца, когда тот лишь на две с небольшим десятые отстал от лидера чемпионата Михаэля Шумахера... Однако в первой части квалификации Дженсон всё же был лишь шестой, а возглавили протокол пилоты Williams, позже сознавшиеся в тактической хитрости. Дело в том, что инженеры команды заметили прогресс своих болидов к концу дня, когда трасса максимально прогрета, поэтому и было принято решение совершить первый выезд с пустыми баками. Однако расстановка мест на старте определялась по итогам второй части квалификационных заездов...

Размеренное течение итоговой квалификации было нарушено лишь очередными проблемами с двигателем Mercedes у Кими Райкконена, да невыездом Джанкарло Физикеллы, на чьём болиде не успели починить сломавшуюся коробку передач. Однако когда началась заключительная, четвёртая группа, события на трассе приобрели действительно захватывающий характер.

Лидером после первых трёх групп значился Рубенс Баррикелло, показавший относительно неплохое время 1:20,451. Но вот на трассе показался Дженсон Баттон... который неожиданно привёз второму номеру Ferrari без малого семь десятых, причём большая часть этого времени была отыграна на третьем секторе, который в исполнении британца стал просто эталоном!

Дэвид Култхард, выехавший вслед за Баттоном, а приори не являлся претендентом на поул, а после первого сектора это стало ясно окончательно. Пилот McLaren сразу же занял место в середине пелотона, в очередной раз подтвердив кризис McLaren. На асфальте тем временем появился лидер чемпионата Михаэль Шумахер, который начал довольно резво улучшать время Баттона... пока не совершил маленькую, но судьбоносную ошибку в самом начале третьего сектора. Итог для немца - потеря на последнем отрезке трассы около полусекунды и промежуточное второе место на старте. В воздухе запахло сенсацией.

Смогут ли гонщики Williams улучшить время BAR Баттона или нет? Не смогли. Ральф Шумахер стал пятым, Хуан-Пабло Монтоя третьим. В боксах BAR ликование, Дженсон уже начал принимать заслуженные поздравления.

Гонка

Воскресная гонка получилась довольно неоднозначной. С одной стороны, начало предвещало острую борьбу на всех фронтах, с другой - вторая половина ознаменовалась битвой за места вне подиума... Какие-то команды справились со своей задачей на гонку более удачно, какие-то - менее, давайте попробуем проанализировать каждую из них.

Ferrari. "Конюшня" из Маранелло вновь отдала основные силы Михаэлю Шумахеру, позабыв о втором пилоте Рубенсе Баррикелло. Первый отрезок гонки в исполнении Шумахера стал довольно традиционным для карьеры немца ожиданием пит-стопа соперника. Стартовав вторым, Михаэль сохранил свою позицию и умчался в погоню за Дженсоном Баттоном. Впрочем, сразу оговоримся, что второе место сохранить было довольно сложно, сзади на немца плотно наседал Хуан-Пабло Монтоя, который искал лазейку для обгона буквально в каждом повороте, пока... Пока Шумахер довольно жёстким и крайне сомнительным манёвром не выдавил колумбийца на траву. Верить Михаэлю, утверждающему, что в тот момент он не видел своего соперника, или не верить - дело каждого. Однако я выскажу своё мнение и отмечу, что гонщик должен видеть всё, что происходит в зоне его действий, тем более гонщик, стремящийся к седьмому титулу чемпиона мира...

Оставшись вторым, Шумахер начал преследование уходящего в отрыв Дженсона Баттона. Догнав британца, Михаэль предпочёл не атаковать того, а просто дождаться планового пит-стопа соперника. После остановки Баттона и дозаправки самого Шумахера лидеры уже поменялись местами, и соперничать с Ferrari действующего чемпиона мира не мог уже никто.

Рубенс Баррикелло провёл куда более сложную гонку. Постоянная борьба сразу с тремя соперниками: двумя Renault и Williams Ральфа Шумахера велась с переменным успехом, однако, странное дело, Ferrari вновь проиграла тактическую борьбу соперникам Рубенса. После всех пит-стопов Баррикелло оказался лишь седьмым, и поднялся бразилец на одну строчку выше лишь благодаря эпизоду между Фернандо Алонсо и Ральфом Шумахером, о чём мы расскажем чуть позже.

Renault. Команда провела в целом довольно неплохую гонку, и пилоты французской "конюшни" финишировали непосредственно на границе подиума, позволил Renault сохранить второе место в Кубке Конструкторов. Очередной блестящий старт едва не позволил Фернандо Алонсо опередить Ральфа Шумахера, но стартовые прорывы Renault в этом сезоне уже давно не сюрприз для соперников, поэтому немец удержал свою позицию. Плотная борьба на протяжении всей гонки за несколько кругов до финиша превратилась в пятое и шестое места Фернандо Алонсо и Ярно Трулли, опередивших на пит-стопах Ferrari Баррикелло. Впереди пилотов французской команды шёл Ральф Шумахер.

За несколько кругов до финиша гонки явно более быстрый Фернандо Алонсо догнал Ральфа и начал предпринимать атаки на своего соперника. Борьба закончилась тем, что Фернандо попытался атаковать по внутреннему радиусу одного из поворотов, где буквально уткнулся в бок Williams Ральфа... Автомобиль Шумахера развернуло, и гонщик стал лишь седьмым... Давать однозначные оценки этого эпизода довольно сложно. С одной стороны, казалось бы, виноват Алонсо, с другой - в схожем инциденте в Бахрейне, где также пострадал Ральф, обвинили именно пилота Williams...

Williams. Хуан-Пабло Монтоя сохранил свою третью стартовую позицию до самого финиша, однако колумбиец, очень недовольный поведением Михаэля Шумахера на первом круге, пообещал протест со стороны своей команды. Конечно, даже если Михаэля Шумахера и накажут, это принесёт самому Монтое скорее моральное удовлетворение, победа в любом случае достанется не ему. Но всё же...

О гонке Ральфа Шумахера было рассказано практически всё, неплохой прорыв вперёд, отвоёванная у Рубенса Баррикелло четвёртая позиция и... атакующий манёвр Фернандо Алонсо, отбросивший Ральфа на седьмое место.

BAR. Команда провела едва ли не лучший Гран-При в своей истории. Первый поул, лучший финиш в истории... После двух третьих мест Баттона уже более высокая позиция - второе место. Тенденция налицо, и выше команду ждут только победы, всё остальное уже есть.

Гонка Дженсона Баттона на первом, а затем и на втором месте прошла довольно спокойно, а вот борьба Такумы Сато, занимавшего место в очковой зоне, закончилась зрелищным взрывом мотора Honda... На восьмую строчку японца благодаря этому поднялся не кто иной, как вице-чемпион прошлого года Кими Райкконен...

McLaren. Провальный сезон McLaren продолжается, и болельщики команды рады уже хотя бы тому, что оба болида наконец-то смогли доехать до финиша... Стартовавший последним Кими Райкконен оказался позади другого неудачника субботы - Джанкарло Физикеллы, ставшего спутником финна на всю оставшуюся дистанцию. Слётанная пара Физикелла-Райкконен так и прошла от старта до финиша, и лишь к концу гонки Кими опередил итальянца и занял последнее место в очковой зоне.

Гонка Дэвида Култхарда была испорчена на самом старте. Врезавшись в стартовой толчее в одну из Renault и сломав переднее антикрыло, шотландец отправился в боксы, откатился на последнее место и начал медленный прорыв вверх, закончившийся далёким двенадцатым местом на финише...

Другие команды. Теперь немного о тех "конюшнях", что не попали в очки. Двойным сходом отметилась Jordan. На шестом круге из-за отказа гидравлики вылетел с трассы Джорджо Пантано, а ближе к финишу покинул гонку и Ник Хайдфельд. Minardi и Toyota также потеряли по одному пилоту: на 22 круге из-за проблем с тормозами сошёл Джанмария Бруни, а десятью кругами позже вылетел Кристиано да Матта.

Два Sauber замкнули первую десятку, в очередной раз подтвердив, что в руках у Джанкарло Физикеллы и Фелипе Массы далеко не Ferrari. Более того, несмотря на такой же двигатель, как и у "конюшни" из Маранелло, дела швейцарской команды идут ничуть не лучше, чем они шли в прошлом году...

Тринадцатое и четырнадцатое места гонщиков Jaguar Марка Уэббера и Кристиана Клиена вряд ли можно назвать хорошим результатом. Болиды "дикой кошки" при всей своей надёжности пока, увы, не блистают скоростью... После сенсационной квалификации в Малайзии Jaguar практически ничем не выделяется из массы соперников...


Закончился очередной этап чемпионата мира 2004 года, а интрига в чемпионате, увы, заключается лишь в том, когда же наконец прекратится "победоносное шествие" Михаэля Шумахера и кто займёт второе место в личном и командном зачёте. Меня же лично терзает и такой вопрос из области недалёкой перспективы. Останется ли в силе правило о третьей машине на пятничных заездах для шести худших команд, если McLaren займёт по итогам года пятое место?


Италия - Имола 23-25.04.2004
Автодром им. Энцо и Дино Феррари

Длина круга: 4933 м
Количество кругов: 62
Дистанция: 305,609 км
Победитель 2003 года: М. Шумахер / Ferrari


ФП   #  Пилот        Команда         Шины    Время      Скорость      ПС
 1.  1  M.SCHUMACHER Ferrari           B   1:26'19"670  212.406 км/ч   3  
 2.  9  BUTTON       BAR Honda         M   +  0'09"702  212.009 км/ч   3  
 3.  3  MONTOYA      Williams BMW      M   +  0'21"617  211.523 км/ч   3  
 4.  8  ALONSO       Renault           M   +  0'23"654  211.440 км/ч   3  
 5.  7  TRULLI       Renault           M   +  0'36"216  210.931 км/ч   3  
 6.  2  BARRICHELLO  Ferrari           B   +  0'36"683  210.912 км/ч   3  
 7.  4  R.SCHUMACHER Williams BMW      M   +  0'55"730  210.145 км/ч   3  
 8.  6  RAIKKONEN    McLaren Mercedes  M      1 круг                   2  
 9. 11  FISICHELLA   Sauber Petronas   B      1 круг                   2  
10. 12  MASSA        Sauber Petronas   B      1 круг                   3  
11. 17  PANIS        Toyota            M      1 круг                   3  
12.  5  COULTHARD    McLaren Mercedes  M      1 круг                   3  
13. 14  WEBBER       Jaguar Cosworth   M      1 круг                   3  
14. 15  KLIEN        Jaguar Cosworth   M      2 круга                  3  
15. 21  BAUMGARTNER  Minardi Cosworth  B      4 круга                  3  
16. 10  SATO         BAR Honda         M      6 кругов                 3  
                Не классифицированы:
17. 18  HEIDFELD     Jordan Ford       B     14 кругов                 3  
18. 16  DA MATTA     Toyota            M     30 кругов                 3  
19. 20  BRUNI        Minardi Cosworth  B     40 кругов                 2  
20. 19  PANTANO      Jordan Ford       B     56 кругов                 0  
ФП - финишная позиция, # - номер машины, ПС - пит-стопы


Именинники Гран-При Сан-Марино-2004:

23.04.04 - Малкольм Оустлер, главный конструктор Jaguar, 45 лет
25.04.04 - Фелипе Масса, пилот Sauber, 23 года

Чемпионат пилотов

    Пилот            Очки
 1. M.Schumacher       40
 2. Barrichello        24
 3. Button             23
 4. Montoya            18
 5. Alonso             16
 6. Trulli             15
 7. R.Schumacher        9
 8. Sato                4
 9. Coulthard           4
10. Massa               1

Кубок конструкторов

    Команда          Очки
 1. Ferrari            64
 2. Renault            31
 3. Williams-BMW       27
 4. BAR Honda          27
 5. McLaren Mercedes    5
 6. Sauber Petronas     1
 7. Jaguar Cosworth     1


В начало ▲


Гонка из прошлого

Их первые победы

Часть двадцать вторая: Айртон Сенна


Большой Приз Португалии 1985 года во всех подробностях известен большинству поклонников таланта Бразильского Волшебника Айртона Сенны. Первая в карьере победа будущего великого чемпиона была настолько убедительной и красивой, что сомневаться в большом будущем Сенны после того апрельского дня не мог уже никто.

Начинался уик-энд проводящего свой второй Гран-При за Lotus Сенны с первого места по итогам пятничных заездов. Бразилец регулярно улучшал собственное время, и никто, ни одержавшие восемь побед подряд McLaren, ни блиставшие на этой трассе на мягких покрышках, но с полными баками Ferrari и Renault не могли составить конкуренцию восходящей звезде. В субботу шёл дождь, но Айртон тем не менее был ещё быстрее и занял заслуженный поул, в четырёх десятых впереди Алена Проста.

Айртон Сенна лидирует в Гран-При Португалии 1985 года
Во время warm-up машина Сенны остановилась и испустила дух, но команда успела сменить двигатель и коробку передач на новые. На мокрой трассе тем временем всё отчётливее подтверждалось преимущество покрышек Good Year над Pirelli. Итальянские шины плохо вели себя на мокрой трассе - не могли до конца передавать крутящий момент. Из-за этого Нельсон Пике, к примеру, проигрывал пилотам Good Year до пяти секунд на круге. Поэтому не удивительно, что 17 гонщиков сделало выбор в пользу Good Year, и только девять человек остановились на Pirelli. Good Year отказали команде Toleman, шинники могли обеспечить резиной лишь 16 болидов. Однако дипломатичный владелец дебютировавшей команды Zakspeed Эрих Заковски смог найти компромисс с американцами и поставить на болид своего пилота Джонатана Палмера их продукцию...

Прекрасно стартовав, Айртон Сенна уже в первом повороте имел 10-метровый отрыв от прорвавшегося на второе место Элио де Аньелиса, своего партнёра по Lotus. После первого круга бразилец опережал итальянца уже на три секунды, после десятого - на 17,5, на пятнадцатом круге бразилец ставит лучший круг гонки, после тридцать первого круга он уже в 55 секундах впереди де Аньелиса... Человек Дождя, впервые блеснувший год назад в Монако, просто не имел соперников на мокром полотне португальского кольца. Лишь первые два круга Сенна немного осторожничал, оценивая возможности свежеустановленных мотора и коробки передач... Потом же кроме Айртона лишь гонщик Ferrari Микеле Альборето был способен ехать на пределе возможностей шин...

Альборето и де Аньелис довольно долго вели борьбу за второе место, и в течение первых 30 кругов с двумя дуэлянтами соперничал и Ален Прост. Однако затем болид француза развернуло на стартовой прямой и ударило об отбойник. Гран-При Португалии для Проста на этом закончился. Однако не закончился он для продолжавших дуэль де Аньедиса и Альборето.

Ещё на 10 круге де Аньелис проколол левую переднюю шину. Воздух медленно выходил из неё, что позволяло итальянцу довольно долго оставаться на трассе и даже сдерживать атаки Проста вплоть до схода француза. Гонщик Lotus долго не мог понять, в чём причина плохой устойчивости его болида - в подвеске или колёсах. Когда же итальянец понял наконец, в чём дело, было уже поздно - на 43 круге его обошёл Альборето, устремившийся уже не в погоню за лидирующим Сенной, а скорее, убегавший от бразильца, давно начавшего проходить на круг соперников одного за другим...

Коварная мокрая трасса таила для гонщиков массу неприятных сюрпризов. Так, Стефан Юханссон столкнулся с Рикардо Патрезе и отправился в боксы менять нос своего болида. Вернувшись на трассу, швед к тому же имел разворот... Развернуло и Найджела Мэнселла, в которого врезался Эдди Чивер, ударившийся о Патрезе. Ещё на старте заглох чемпион 1982 года Кеке Росберг, о машину которого ударился Джонатан Палмер, повредивший колесо на своём Zakspeed. Англичанину не помог и пит-стоп, машина всё равно была почти неуправляемой, как итог - вылет в последнем повроте второго круга... На 16 круге всё же принявший старт Росберг ударился об отбойник, и руль серьёзно поранил руку финна - врачи наложили на неё три шва... Команда Ligier решила добровольно сняться с соревнования после того, как в боксы заехал Жак Лаффит и пожаловался на плохое сцепление шин с трассой. Зазвав в боксы и Андреа де Чезариса, команда решила сберечь болиды для предстоящих тестов...

Все перипетии гонки мало волновали только одного человека - лидирующего Айртона Сенну, который, невзирая на погоду, ехал по трассе, как по сухой! Несмотря на то, что это была лишь 16 гонка в его карьере, молодой пилот Lotus ехал отнюдь не как новичок. Бразилец, конечно, испытывал большие трудности, пилотируя по насквозь промокшей трассе, за кажущейся лёгкостью пилотажа скрывалась напряжённая работа. Сенна жестами призывал судей остановить гонку, но те ничего не делали. Гран-При остановили лишь по истечении двухчасового лимита.

Айртон Сенна прервал серию из восьми подряд побед McLaren. Более того, ни один из пилотов Рона Денниса так и не увидел клетчатый флаг - Проста развернуло на 30 круге, а Ники Лайда мучился и с тормозами, и с упорно не желающим раскручиваться на полные обороты двигателем... Счастливый победитель же после финиша рассказывал о своей машине: "Мотор, шины, коробка передач - хорошие, только карбоновые тормоза принесли беспокойство, так как было холодно. Из-за мокрой трассы не мог полностью раскрутить мотор".

Подробнее о первой победе Айртона Сенны читайте 1 мая в специальном выпуске рассылки, посвящённом памяти Бразильского Волшебника...

Гран-При Португалии 1985 года

Португалия - Эшторил 21.04.1985
5o Grande Premio de Portugal

Длина круга: 4350 м
Количество кругов: 67
Дистанция: 291,450 км
Погода: пасмурно, холодно, дождь
Победитель 1984 года: А. Прост / Marlboro McLaren International


 ФП  Пилот                    Команда      Время        Очки   Причина схода
  1  Ayrton Senna БК          Lotus       2:00:28.006   9.00
  2  Michele Alboreto         Ferrari      -01:02.978   6.00
  3  Patrick Tambay           Renault      -1 круг      4.00
  4  Elio de Angelis          Lotus        -1 круг      3.00
  5  Nigel Mansell            Williams     -2 круга     2.00
  6  Stefan Bellof            Tyrrell      -2 круга     1.00
  7  Derek Warwick            Renault      -2 круга
  8  Stefan Johansson         Ferrari      -5 кругов
  9  Piercarlo Ghinzani       Osella       -6 кругов
                        Не классифицированы:
 10  Manfred Winkelhock       RAM          50 кругов          шины
 11  Niki Lauda               McLaren      49 кругов          двигатель
 12  Eddie Cheever            Alfa Romeo   36 кругов          двигатель
 13  Alain Prost              McLaren      30 кругов          разворот
 14  Andrea de Cesaris        Ligier       29 кругов          управление
 15  Thierry Boutsen          Arrows       28 кругов          электрика
 16  Nelson Piquet            Brabham      28 кругов          управление
 17  Martin Brundle           Tyrrell      20 кругов          коробка передач
 18  Mauro Baldi              Spirit       19 кругов          разворот
 19  Keke Rosberg             Williams     16 кругов          разворот
 20  Jacques Laffite          Ligier       15 кругов          управление
 21  Gerhard Berger           Arrows       12 кругов          разворот
 22  Pierluigi Martini        Minardi      12 кругов          разворот
 23  Riccardo Patrese         Alfa Romeo    4 круга           разворот
 24  Philippe Alliot          RAM           3 круга           электрика
 25  Francois Hesnault        Brabham       3 круга           электрика
 26  Jonathan Palmer          Zakspeed      2 круга           авария
ФП - финишная позиция, БК - быстрейший круг


Лидерство в гонке:
  1-67    Ayrton Senna


Айртон Сенна

Чемпион мира 1988, 1990-1991 гг.

Айртон Сенна был самым ярким пилотом "Формулы-1", для многих автоспорт потерял интерес со смертью Айртона. Бразильский Волшебник действительно творил чудеса на трассах, а равных ему под дождем просто не было. И гибель в повороте Тамбурелло пресекла звездную карьеру великого спортсмена.

Сын бразильского бизнесмена впервые сел за руль в 4 года. Разумеется, это был карт. Как и многие бразильские молодые автогонщики, Сенна после локальных успехов решил перебраться в Европу. Он в одни ворота стал чемпионом Великобритании в классе "Формула-Форд". Но, как это ни удивительно, дебют в Королевских гонках был отложен из-за отсутствия спонсорской поддержки. Отсутствие денег даже вынудило Айртона на некоторое время вернуться в Бразилию. Но его талант был всем очевиден и "ссылка" на родину не продлилась долго. В 1983 году Сенна в Англии же выигрывает "Формулу-3". Сразу несколько ведущих команд заинтересовались бразильцем. Но с "Брэбэмом" союз не получился из-за Нельсона Пике. Нельсон, только что ставший чемпионом во второй раз, всю карьеру враждовал с соотечественником. "Уильямс" и "МакЛарен" также побоялись доверить свои автомобили молодому пилоту, хотя за "Уильямс" Айртон провел свои первые тесты в "Формуле-1".

В итоге талантливый новичок стал пилотом скромной команды "Тоулмен". Если в первом своем дебютном Гран При Сенна сошел, то на двух последующих набирал очки. Но гвоздем сезона стала гонка в Монте-Карло. Под проливным дождем, когда большинство машин сошло на первых же кругах, бразилец не по годам зрело догонял Проста на "МакЛарене" и показал лучший круг в гонке. Досрочная остановка гонки уязвила Сенну, уверенного в том, что он мог одержать первую победу.

Еще дважды за сезон "Тоулмен" под управлением бразильца финишировал на подиуме. И нет ничего удивительного, что на следующий год Айртон ушел в команду более высокого класса - "Лотос".

Легендарная "конюшня" после смерти отца-основателя Чепмена в 1982 году уже не выигрывала чемпионаты, но тогда это был все же сильный коллектив, а не аутсайдер начала 90-х. Уже на втором этапе - в португальском Эшториле - лил дождь. И Сенна был недосягаем для соперников, не просто победив, а установив хет-трик. И хотя он всерьез тогда не боролся за главный трофей сезона, именно на счету Сенны больше всего поул-позиций - 7, тогда как у первой тройки сезона вместе взятых их было всего 5! Тогда же Сенна приобрел и еще одну часть своей гоночной репутации, а именно - вызвал бурю откликов на свой пилотаж. Сверхагрессивная манера езды бразильца часто приводила к столкновениям, что не находило должного понимания у соперников.

Еще два года в "Лотосе" укрепили за Сенной славу сильнейшего в квалификациях и очень яркого пилота. Но до титула было не близко. К слову сказать, Сенна стал строить команду под себя: вместо быстрого Элио де Аньелиса вторым пилотом стал Дамфрис, а затем Накаджима.

Переход Айртона в "МакЛарен" имел глубокую подоплеку. Во-первых, Рона Денниса интересовал даже не звездный пилот (в конце концов, ведь был уже Прост), а двигатели "Хонда", взамен терявших конкурентоспособность "Порше". Одним из условий японцев стал контракт с Сенной, который уже являлся лицом концерна.

Сенна быстро освоился на новом месте, Деннис испытывал к нему искреннюю привязанность, предпочитая бразильца Просту. Первый же год в одной команде с Аленом дал понять, что двум львам тяжело ужиться в рамках одной команды. Учитывая, что соперники были далеко позади, Сенна и Прост могли уделять все внимание на трассе только друг другу. Дебютный сезон в "МакЛарене" сделал бразильца чемпионом мира. Сенна опередил Проста за счет системы подсчета очков. В тот сезон Сенна одержал 8 побед, что до 1992 года было рекордом "Формулы-1". Тот год стал также последним в турбоэре. С нового сезона разрешены были только атмосферные двигатели.

Ситуация сохранилась и на следующий год. Пилоты все реже общались между собой, а их противостояния на трассе не походили на мягкую дуэль напарников по команде. На японском Гран При Сенна решился на отчаянный шаг: он спровоцировал столкновение с Простом. После того, как его болид дисквалифицировали (не за аварию, а за помощь маршалов), титул ушел из рук Айртона к французу.

Но зато Бразильский Волшебник выиграл другую дуэль - за обладание симпатиями команды. Прост был вынужден покинуть "МакЛарен", и вторым пилотом стал австриец Бергер. Это, пожалуй, единственный гонщик, который все время поддерживал с Айртоном дружеские отношения. Причиной этого служит и добродушный характер Герхарда и его явная роль второго.

Снова соперником Сенны стал Прост, теперь пилот "Феррари". Схватка была равной, и все снова решилось на Сузуке. Очередное столкновение вывело соперников из борьбы. Что было на руку Сенне, который стал двукратным чемпионом мира. Дубль на следующий год достался уже более легко - у "Феррари" были явные проблемы, а "Уильямсы" набрали ход лишь к середине чемпионата. Одержав победы в четырех первых Гран При, Айртон создал солидный задел, который ни Мэнселл, ни кто-либо другой не смогли ликвидировать.

Считалось, что к 1992 году "МакЛарен" будет иметь автомобиль 21-го века. Изюминкой должна была стать современнейшая электроника. Однако именно электронная начинка чаще всего подводила команду. Сенна и Бергер одержали 5 побед на двоих, но отсутствие надежности не дало даже одному пилоту "МакЛарена" войти в призовую тройку сезона. Лучшая гонка года для Айртона состоялась в Монте-Карло, где Сенна смог воспользоваться проколом колеса на машине Мэнселла и победить (стоит добавить, что Сенна выиграл не только из-за прокола колеса у Мэнселла, но и благодаря своему потрясающему мастерству пилотажа, когда Найджелл был просто не в состоянии пройти проигрывающий четыре секунды на круге "МакЛарен" отменно защищавшегося бразильца - прим. Flasher).

После столь неудачного сезона стало известно, что "Хонда" прекращает поддержку команды. Новым двигателем должен был стать "Форд", как многие полагали, лишь до тех пор, пока не найдется что-то более приемлемое. Сенна не желал выступать на изначально слабой машине и поговаривал о смене команды или даже серии. Он провел тесты за "Пенске" в Соединенных Штатах, заявлял, что для "Уильямса" готов гоняться бесплатно. Переход под крыло "Железного Фрэнка" был более чем реален, но этому помешал старый друг-соперник - Ален Прост вернулся в гонки именно в составе "Уильямса". В итоге Сенна все же остался в "МакЛарене", но в начале сезона заключал контракт на каждую гонку в отдельности. По этой причине, Деннис подстраховался и подписал молодого Хаккинена, как резервного гонщика. Пару трехкратному чемпиону составил Майкл Андретти, сын знаменитого Марио и звезда серии "Индикар".

Сенна проиграл чемпионат Просту, но несколько раз напомнил о себе, как о по-настоящему великом гонщике. В Доннингтоне, на Гран При Европы, под проливным дождем, Сенна не просто выиграл очередную для себя "мокрую" гонку, а сделал это в таком стиле, будто соперники выступали в низшей лиге. В Монако Айртон победил в шестой раз, превзойдя рекорд Грэма Хилла по триумфам на этом известном этапе.

Все же, Сенна не столько проиграл титул Просту, сколько выиграл второе место у Дэймона Хилла, поэтому теперь его уход был делом решенным. Переход в "Уильямс" сильно разочаровал Денниса, который намеревался рано или поздно вернуть Айртона в свою команду. Но… Сенна по-прежнему был неподражаем в квалификациях, однако в гонках дела шли не так гладко. На домашнем Интерлагосе и тихоокеанском Большом Призе Сенна сошел лидируя. Считалось, что по-настоящему сезон начнется с европейских гонок. На деле же многое закончилось на первом этапе в Старом Свете…

В квалификации в Имоле произошли сразу две серьезные аварии. Вначале Баррикелло разбил свой "Джордан", а затем погиб дебютант "Формулы-1" австриец Роланд Ратценбергер. Его гибель тяжело отразилась на Сенне, который стал задумываться об уходе из гонок, вслед за своим вечным соперником - Аленом Простом. А 1 мая 1994 года произошла трагедия. Вначале в аварию попадает финн Лехто, маршалы выпускают пейс-кар. После возобновления гонки на "Уильямсе" Сенны ломается рулевая колонка, и он в Тамбурелло по прямой летит в отбойники. Даже столь страшный удар не был бы смертелен, но небольшой осколок пробил шлем Айртона в районе виска.

Так оборвалась карьера знаменитого автогонщика. Две смерти в Имоле подвигли ФИА на ужесточение мер безопасности, футбольная сборная Бразилии посвятила свою победу на чемпионате мира в США памяти великого соотечественника, руководящие лица "Уильямса" пережили неприятное расследование итальянских властей...

Но все это не могло вернуть Айртона Сенну, противоречивого человека и великого автогонщика.

Карьера в Формуле-1

1984 г. - Toleman-Hart: 13 очков, 1 БК, 9-10-е место в ЧМ

Напарники: Стефан Йоханссон (Швеция), 3 очка, 16-18 места в ЧМ, Пьерлуиджи Мартини (Италия) и Джонни Чекотто (Венесуэла) - по 0 очков

1985 г. - Lotus-Renault: 38 очков, 2 победы, 7 ПП, 3 БК, 4-е место в ЧМ

Напарник: Элио де Аньелис (Италия), 33 очка, 1 победа, 1 ПП, 5-е место в ЧМ

1986 г. - Lotus-Renault: 55 очков, 2 победы, 8 ПП, 4-е место в ЧМ

Напарник: Джонни Дамфрис (Великобритания), 3 очка, 13-14 места в ЧМ

1987 г. - Lotus-Honda: 57 очков, 2 победы, 1 ПП, 3 БК, 3-е место в ЧМ

Напарник: Сатору Накаджима (Япония), 7 очков, 11-12 места в ЧМ

1988 г. - McLaren-Honda: 94 очка, 8 побед, 13 ПП, 3 БК, Чемпион мира

Напарник: Ален Прост (Франция), 87 очков, 7 побед, 2 ПП, 7 БК, 2-е место в ЧМ

1989 г. - McLaren-Honda: 60 очков, 6 побед, 13 ПП, 3 БК, 2-е место в ЧМ

Напарник: Ален Прост, 76 очков, 4 победы, 2 ПП, 5 БК, Чемпион мира

1990 г. - McLaren-Honda: 78 очков, 6 побед, 10 ПП, 2 БК, Чемпион мира

Напарник: Герхард Бергер (Австрия), 43 очка, 2 ПП, 3 БК, 4-е место в ЧМ

1991 г. - McLaren-Honda: 96 очков, 7 побед, 8 ПП, 2 БК, Чемпион мира

Напарник: Герхард Бергер, 43 очка, 1 победа, 2 ПП, 2 БК, 4-е место в ЧМ

1992 г. - McLaren-Honda: 50 очков, 3 победы, 1 ПП, 1 БК, 4-е место в ЧМ

Напарник: Герхард Бергер, 49 очков, 2 победы, 2 БК, 5-е место в ЧМ

1993 г. - McLaren-Ford: 73 очка, 5 побед, 1 ПП, 1 БК, 2-е место в ЧМ

Напарники: Майкл Андретти (США), 7 очков, 11-12-е места в ЧМ, Мика Хаккинен (Финляндия), 4 очка, 15-16-е места в ЧМ

1994 г. - Williams-Renault: 0 очков, 3 ПП

Напарник: Дэймон Хилл (Великобритания), 91 очко, 6 побед, 2 ПП, 6 БК, 2-е место в ЧМ



Изверг Ааз

При написании использованы материалы с CD "Формула-1"


Родился: 21.03.1960    Сан-Паулу
Умер:      01.05.1994    Болонья, Италия

Гран При:

     162

Старты:

     161

Победы:

       41

Подиумы:

       80

Поул-позиции:

       65

Первый ряд:

       87

Быстрейшие круги:

       19

Дубли:

       29

Хет-трики:

         7

Большие шлемы:

         4

Лидирование старт/финиш:

       19

Пройдено кругов:

   8219

Круги лидирования:

   2931

Очки:

614,00




Автор благодарит Сергея Кузнецова и Изверга Ааза за помощь в подготовке рубрики "Их первые победы"

В начало ▲


Интерактивное голосование

После того, как Вы прочли этот номер, пожалуйста, оставьте своё мнение о том, какой из материалов показался вам наиболее удачным. Находясь в он-лайн режиме, выберите наиболее интересный материал выпуска и нажмите на кнопку "Голосовать". Если в окне Вашего браузера появился сайт рассылки, значит, всё прошло успешно, и Ваше мнение зачтено.

Примечание для пользователей The Bat: вам необходимо открыть вложенный в письмо HTML-файл и голосовать непосредственно из браузера.

Лучший материал 41 выпуска

Обзор Гран-При Сан-Марино Формулы-1

Рассказ о первой победе в Формуле-1 Айртона Сенны


Результаты предыдущего голосования:

Лучший материал 40 выпуска

Отчёт о ралли Новая Зеландия

0 (0%)

Отчёт об очередном этапе IRL - Indy Japan 300

0 (0%)

Отчёт об открытии нового сезона в ChampCar - гонке Grand Prix of Long Beach

0 (0%)

Формула-1. Часто задаваемые вопросы

0 (0%)

Рассказ о первой победе в Формуле-1 Алена Проста

7 (100%)



В начало ▲


Рекомендую!

Рассылки Subscribe.Ru


Архив рассылки
Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Читайте в ближайший четверг: мнения читателей о ГП Сан-Марино, споры в "Трибуне", главу No25 "Фанхио и Мосс обгоняют меня на круг" из книги Мориса Тринтиньяна, сентябрьскую серию "Сезона 2003 в цитатах" от The One, окончание статьи "Инженеры Ferrari" из книги Пьеро Казуччи, дайджесты проектов "Ф1-Клуб" и "Ф1-Смайл", вопросы и ответы читателей, многое другое.

> Подписаться на рассылку почтой <


Архив рассылки
Полезные советы

В этой рассылке вы найдете много полезных советов рыболовам, огородникам, кулинарам, любителям мастерить, а также множество "житейских" полезных советов.

> Подписаться на рассылку почтой <

       

Дискуссионные листы

"Клуб поклонников Формулы-1"

Только здесь корректное общение поклонников Формулы-1, не переходящее на грубость и оскорбления

> Подписаться на дискуссионный лист почтой <
"Формула-1. Весёлое общение любителей Ф-1"

Уникальный проект для общения веселых и находчивых любителей Формулы-1. Вы можете размещать здесь свои опусы и хохмы, вести друг с другом невероятные по степени веселости беседы, заводить близких по духу "хохмачества" знакомых.

> Подписаться на дискуссионный лист почтой <
"Большие гонки"

Обсуждение лучших мировых автогоночных чемпионатов: WRC, DTM, IRL, CART... Кроме того, здесь же - вершина мотоспорта - чемпионат MotoGP. Дочерний проект рассылки "Обзор событий мирового автоспорта".

> Подписаться на дискуссионный лист почтой <
   

Приглашаются к сотрудничеству авторы рассылок на Subscribe.Ru для обмена формами быстрой подписки
По всем вопросам пишите на Flasher-F1@List.Ru


В начало ▲


Убедительная просьба к подписчикам сообщать о любых проблемах, возникающих при чтении рассылки. Это необходимо для оперативного их устранения


Сайт рассылки

© Автор рассылки: Flasher
© Помощники автора: Сергей Кузнецов, Изверг Ааз

Количество подписчиков: 716








Если Вы не видите меню в верхней части страницы, возможно, Вы зашли сюда по ссылке извне (например, с помощью поисковой машины). Пожалуйста, нажмите здесь для полного доступа к сайту.






Rambler's Top100


Сайт создан в системе uCoz