ОБЗОР СОБЫТИЙ МИРОВОГО АВТОСПОРТА


Выпуск № 36

     Привет, друзья!

Сегодня в выпуске:




В последние дни довольно часто с удивлением читал в новостях Ф1 буквально следующее: "В 2001 году Скотт Диксон стал самым молодым победителем серии CART". Для людей, не интересующихся подробностями происходящего за океаном, а также для начинающих болельщиков поясню, что Диксон выиграл в 2001 году не чемпионат CART, как можно подумать на основе указанной цитаты, он лишь стал самым молодым победителем гонки (что тоже неплохо), чемпионом же был Жиль де Ферран. Такое ощущение, что переводчик данной новости был не в курсе этого...

* * *

Напомню вам, что начали свою работу дискуссионные листы "Клуб поклонников Формулы-1" и "Формула-1. Весёлое общение любителей Ф-1". Пока всё очень здорово и интересно, надеюсь, что так будет и дальше. Ещё не поздно вступить в ряды подписчиков листов, чтобы обсудить прошедший Гран-При Малайзии. Для желающих просто читать дискуссию, но не имеющих возможности лично участвовать в ней, рекомендую выбрать пункт "Получать дайджест", в этом случае раз в сутки на ваш почтовый ящик будет приходить подборка всех написанных за день писем. Присоединяйтесь!

Дискуссионные листы Subscribe.Ru

Клуб поклонников Формулы-1
Формула-1. Весёлое общение любителей Ф-1

   


В начало ▲


Новости короткой строкой

Champ Car

16.03.04 После объявленного перехода в IRL команды Fernandez Racing то же самое сделал и Бобби Рейхол, полностью перебазировавшийся в серию Тони Джорджа. Напомню, что ранее команда Rahal выступала как в серии Champ Car, так и в IRL. Теперь же знаменитое в американском автоспорте имя будет звучать только в одном чемпионате.

18.03.04 Мишель Журден-мл. объявил, что остаётся в Champ Car несмотря на уход команды Rahal, где он выступал последние два сезона. "Я всегда буду благодарен команде Rahal за ту возможность, что она предоставила мне, и за тот успех, которого я добился в её составе", - сказал Журден, - "Мне жаль, что они уходят, но я уверен в будущем Champ Car. Для меня очень важно иметь возможность продолжить выступления в моей родной Мексике на глазах у замечательных мексиканских фанатов".

18.03.04 Актёр Пол Ньюман, являющийся совладельцем команды Newman/Haas Racing, намерен попытаться выставить свои автомобили на старт Indy 500. За два десятилетия существования команды её пилоты четырежды становились обладателями титула чемпиона CART и выиграли 73 гонки, не раз имея возможность и победить в Indy 500. Однако с тех пор, как в 1996 году произошло разделение CART, команда Пола Ньюмана и Карла Хааса ни разу не участвовала в 500 Милях Индианаполиса.

Indy Racing League

17.03.04 Действующий чемпион серии Скотт Диксон проведёт в марте и апреле серию тестов в составе команды Формулы-1 Williams. Целью первой части заездов станет знакомство новозеландца с автомобилем Ф1, а на апрельских заездах Диксон должен будет показать свою скорость.

17.03.04 Известному темнокожему киноактёру Моргану Фриману доверено управлять пейс-каром Chevrolet Corvette, который поведёт за собой участников Indy 500 2004 года на разогревочные круги перед стартом "Величайшего гоночного спектакля". Среди самых известных работ Фримана в кино можно назвать, например, фильм "Шофёр мисс Дейзи" 1990 года.

Чемпионат мира по ралли

15.03.04 Команда Ford, заработавшая в Мексике первый с 2000 года дубль, как и следовало ожидать, выразила в беседе с журналистами свою радость по этому поводу. Одержавший победу Маркко Мартин назвал прошедший 12-14 марта уик-энд фантастическим, а напарник эстонца Франсуа Дюваль и вовсе светился от счастья после лучшего финиша в карьере. Напомню, что дубль Ford вывел команду на первое место в Кубке Конструкторов, а Мартин оказался в непосредственной близости от лидирующего Себастьяна Лёба, у обоих пилотов в настоящее время по 20 очков. Лёб, чья позиция лидера первенства оказалась под угрозой, отнёсся к своему обидному сходу философски, сказав, что судьба на этот раз была к нему неблагосклонна.

17.03.04 Глава команды Ford Малкольм Уилсон прокомментировал дебют ралли Мексика в чемпионате мира: "Эта гонка задаёт новые стандарты в чемпионате мира. Я никогда в жизни не видел этапа чемпионата со столь хорошей организацией. Я на самом деле считаю, что прошедшая гонка должна стать образцом, по которому должны проводиться другие гонки". Надо полагать, что благодушному восприятию Уилсона способствовал и успех его команды, сделавшей дубль: "Все в курсе той ситуации, в которой мы были в прошлом году, а решение по сезону-2005 и вовсе ещё не принято. Окончательное решение по будущему команды должно быть принято к концу апреля, и результат последней гонки ставит нас в хорошее положение в глазах руководства Ford".

19.03.04 Команда Peugeot недовольна уровнем своего выступления в ралли Мексика. Маркус Грёнхольм смог финишировать лишь шестым, а Харри Рованпера и вовсе десятым. Главные нарекания вызывает низкая надёжность модели 307 WRC, поэтому шеф команды Коррадо Провера поставил своим подопечным вполне конкретную цель - довести автомобиль до ума уже к ралли Новая Зеландия.

По материалам speed.montoya.ru


В начало ▲


Формула-1. Гран-При Малайзии

В ожидании реванша

Многим, очень многим командам не понравились результаты Гран-При Австралии, открывшего сезон две недели назад. Ожидания Williams и McLaren явно не оправдались, Renault также не против укрепить позиции и вступить в борьбу за титул. Поэтому Большой Приз Малайзии ожидался с особым нетерпением, ведь на жарком полотне Сепанга можно было получить приблизительную картину расстановки сил в "шинной войне", а значит, более реально оценить свои шансы на победу в чемпионате мира.

Подготовка команд к гонке велась очень интенсивно. Пилоты заранее отправились в Малайзию и соседние с ней страны, чтобы акклиматизироваться и немного привыкнуть к удушающей жаре. Тестовые команды усиленно "утюжили" трассы на тестах, наматывая километры и километры в погоне за десятыми долями секунды. Инженеры трудились в тиши кабинетов в Англии, Франции, Италии... Но всё же реальная, очная борьба началась только в пятницу, когда на трассу в Куала-Лумпуре выехали первые болиды, дав старт первому дню Большого Приза Малайзии.


19 марта. Пятница

Результаты пятничных свободных заездов подтвердили, что тенденция последних трёх лет, заключаящаяся в превосходстве Michelin в жару, никуда не исчезла. Как бы Bridgestone ни хвалился своими новыми покрышками для горячего асфальта, всё же до французских шинников в этом вопросе японцам довольно далеко.

Если с утра, когда трасса не успела как следует прогреться, первые строчки протокола довольно легко заняли гонщики Ferrari, опередившие на 1,5-2 секунды своих соперников, то второй час прошёл уже под диктовку клиентов Michelin. Так, Кими Райкконен установил новый рекорд круга, побив заодно утреннее достижение Михаэля Шумахера. Вторым стал Шумахер-младший, а третьим, как это часто бывало в прошлом году, Марк Уэббер. Действующий чемпион мира стал лишь четвёртым и проиграл своему же утреннему времени более шести десятых, причём потратив для этого в два раза больше кругов, чем в первый час.

Наибольшую активность вновь проявляли тест-пилоты, к которым на этот раз присоединился и новый тестер Minardi Лейндерс. Теперь только Sauber ещё ни разу не воспользовался предоставленным шести худшим командам пелотона правом выводить в первый день уик-энда на трассу третий автомобиль.


20 марта. Суббота

В субботу рекорды начали падать ещё стремительнее, и пятничное время Райкконена с утра оказалось перекрыто уже более чем на секунду. Обе утренние практики выиграл Михаэль Шумахер, но о полном доминировании Ferrari даже в относительно прохладных условиях говорить уже не приходилось. Если рано утром Фернандо Алонсо, ставший вторым, проигрывал лидеру чемпионата 0,784 секунды, но опережал тем не менее Рубенса Баррикелло, то ближе к полудню непосредственно позади старшего Шумахера оказался Хуан-Пабло Монтоя, проигравший ничтожно мало - 0,037 секунды. Тем не менее, это были всего лишь тренировки, а настоящая борьба развернулась чуть позже, во время квалификационных заездов...

Квалификация по новым правилам в очередной раз подтвердила свою порочность. Первый час зрители откровенно скучали, а гонщики не особо торопились, не желая рисковать вылетом или, того хуже, поломками болидов. Первые два места уверенно заняли гонщики Renault, которые то ли атаковали активнее остальных, то ли имели на борту топливо, достаточное только на три-четыре круга... Третье место занял Кими Райкконен, четвёртое Михаэль Шумахер, а вот пятым стал Марк Уэббер, что кому-то могло показаться случайностью. Однако австралиец, как оказалось, только готовился к решающему рывку...

Не будем подробно останавливаться на первых трёх группах решающей квалификации. Отметим лишь вылет Такумы Сато да некоторый провал Williams, которые так и не прибавили после откровенно средних результатов первой части. Лидером же на этот момент значился Рубенс Баррикелло.

Заключительную пятёрку открыл Марк Уэббер, который и сотворил настощую сенсацию, опередив Баррикелло на ничтожные четыре сотых секунды. Следом показался Михаэль Шумахер, совершивший, по собственному признанию, превосходный круг, позволивший махом обогнать Уэббера на шесть десятых. Кими Райкконен не смог ввязаться в борьбу даже за первый ряд и проиграл своему же утреннему времени около семи десятых. Настал черёд Renault, от которой все ожидали по меньшей мере борьбы за второй, а то и первый ряд.

Однако Ярно Трулли продемонстрировал неожиданно слабое время и стал только восьмым. А Фернандо Алонсо, проигрывавший по итогам двух секторов около полусекунды, не смог вписаться в коварный предпоследний поворот Сепанга и вылетел в гравий. Как признался испанец, он просто перестарался, как это уже было с ним на Гран-При Италии в прошлом году...

Итак, плотные ряды Ferrari оказались разбиты пилотом Jaguar Марком Уэббером, который и стал главным героем квалификации Гран-При Малайзии. Как мы знаем, на этом везение австралица и закончилось, но все остальные события происходили уже в воскресенье...


21 марта. Воскресенье

Размеренная подготовка к старту гонки была нарушена каплями дождя, которые начали было просачиваться из непредсказуемого тропического неба. В отдельных местах трассы шёл довольно интенсивный летний дождик, но к счастью, ливень, подобный тому, что имел место три года назад, так и не начался.

Тем не менее, всеми командами было решено не менять резину на болидах, оставив покрышки для сухой погоды. На сыром асфальте прогревочного круга развернуло Кими Райкконена, но финн, к счастью, не вылетел с трассы, а вернулся на свою пятую стартовую позицию.

Триумфатор квалификации Марк Уэббер принял старт из рук вон плохо и уже к первому повороту откатился в середину пелотона, пропустив на своё второе место Рубенса Баррикелло. Третьим к концу первого круга значился Хуан-Пабло Монтоя, четвёртым Кими Райкконен, следом за которым шли Дженсон Баттон, Ярно Трулли и Дэвид Култхард. Впрочем, пара Ferrari недолго возглавляла гонку - Рубенс Баррикелло перетормозил в одном из поворотов и пропустил двоих соперников. Получивший открытое пространство Хуан-Пабло Монтоя начал стремительно настигать лидирующего Михаэля Шумахера, однако, на дистанцию атаки так и не вышел. Тем не менее, уже на этом этапе гонки проявилась новая закономерность в "шинной войне" - свежие покрышки Michelin несколько быстрее изношенных, а вот Bridgestone, напротив, получает преимущество по мере износа.

Тем временем продолжились злоключения Марка Уэббера. Вышедшего было на восьмое место австралийца атаковал и прошёл Ральф Шумахер, но при этом переднее антикрыло немца "ткнулось" в заднее правое колесо Jaguar Уэббера, и покрышку буквально сдёрнуло с места. Марку пришлось "ковылять" на свой пит-стоп. Очередным "сюрпризом" для Уэббера стало наказание за превышение скорости на пит-лейн. Довершением же бед вчерашнего героя стал сход гонщика на 25 круге...

Впрочем, до схода Марка было ещё далеко, когда на 10 круге началась первая волна дозаправок лидеров. Сначала Михаэль Шумахер, а затем и другие пилоты совершили плановые пит-стопы. Как ни странно, именно здесь Ferrari проиграла Renault. Ярно Трулли за счёт более грамотной тактики смог обогнать Рубенса Баррикелло. Однако, французскую команду пока рано хвалить за безупречные пит-стопы - на второй волне дозаправок небольшая заминка с машиной Фернандо Алонсо, пробившегося было вперёд, стоила ему позиции, которую отнял Дэвид Култхард.

Увы, сход Уэббера не стал единственным. На 27 круге загорается двигатель BMW у Ральфа Шумахера, на 35-м отказывает коробка передач у Ника Хайдфельда (трансмиссия - явно слабое место Jordan) на 40 круге проблема с мотором у Кими Райкконена (финн вновь не набрал очков, хотя шёл если не на подиум, то на уверенное четвёртое место), и буквально за три круга до финиша не выдерживает Honda у Такумы Сато.

После всех сходов окончательно определились позиции в очковой зоне: Михаэль Шумахер первый, Хуан-Пабло Монтоя второй (колумбийцу не помогла даже тактическая хитрость на третьем пит-стопе, когда команда надеялась переиграть Ferrari за счёт свежей резины, соперники поняли план Williams и позвали Михаэля Шумахера круг спустя, колумбийца же тем временем откровенно сдерживал Баррикелло), Дженсон Баттон (британец наконец-то попал на подиум и вкусил вкус шампанского), Рубенс Баррикелло (если честно, возникло ощущение, что бразилец на этот раз не получил должного внимания со стороны своей команды, которая отдавала максимум усилий Михаэлю Шумахеру), Ярно Трулли, Дэвид Култхард, Фернандо Алонсо (испанец пробился-таки в очки с последнего ряда старта, чему во многом поспособствовала и замена двигателя, предпринятая Renault на случай непредвиденных проблем) и Фелипе Масса, который смог набрать одно очко после схода Такумы Сато.

Если Гран-При Малайзии и не стал полноценным реваншем со стороны соперников Ferrari, то кое-какие задатки острой борьбы наметились. Явно подтянулась Williams, McLaren был способен бороться за подиум, неожиданностей можно ждать со стороны Renault и BAR. Поэтому будем надеяться, что чемпионат мира 2004 года всё же не станет очередной "прогулкой за титулом" для Ferrari и Михаэля Шумахера, и что мы увидим острую и бескомпромиссную борьбу в чемпионате.

Следующий этап сезона станет дебютом Бахрейна в календаре чемпионата. Гран-При ближневосточной страны может таить любые сюрпризы, и главным для всех команд будет как можно быстрее и точнее найти нужные настройки и выбрать нужную тактику. Вполне возможно, что команда BAR, имеющая в пятницу третий автомобиль, сделает это лучше топ-четвёрки и вновь сможет бороться за первые места. Поэтому ждём с нетерпением начало апреля, когда и стартует очередной этап чемпионата мира Формула-1.


Малайзия - Куала-Лумпур - Сепанг 19-21.03.2004

Petronas Malaysian Grand Prix

Длина круга: 5543 м
Количество кругов: 56
Дистанция: 310,408 км
Победитель 2003 года: К. Райкконен / West McLaren Mercedes


ФП   #  Пилот        Команда         Шины    Время      Скорость      ПС
 1.  1  M.SCHUMACHER Ferrari           B   1:31'07"490  204.384 км/ч   3  
 2.  3  MONTOYA      Williams BMW      M   +  0'05"022  204.197 км/ч   3  
 3.  9  BUTTON       BAR Honda         M   +  0'11"568  203.953 км/ч   3  
 4.  2  BARRICHELLO  Ferrari           B   +  0'13"616  203.877 км/ч   3  
 5.  7  TRULLI       Renault           M   +  0'37"360  202.997 км/ч   3  
 6.  5  COULTHARD    McLaren Mercedes  M   +  0'53"098  202.418 км/ч   3  
 7.  8  ALONSO       Renault           M   +  1'07"877  201.878 км/ч   2  
 8. 12  MASSA        Sauber Petronas   B      1 круг                   2  
 9. 16  DA MATTA     Toyota            M      1 круг                   3  
10. 15  KLIEN        Jaguar Cosworth   M      1 круг                   3  
11. 11  FISICHELLA   Sauber Petronas   B      1 круг                   3  
12. 17  PANIS        Toyota            M      1 круг                   5  
13. 19  PANTANO      Jordan Ford       B      2 круга                  2  
14. 20  BRUNI        Minardi Cosworth  B      3 круга                  3  
15. 10  SATO         BAR Honda         M      4 круга                  2  
16. 21  BAUMGARTNER  Minardi Cosworth  B      4 круга                  3  
                     Не классифицированы:
17.  6  RAIKKONEN    McLaren Mercedes  M     16 кругов                 3  
18. 18  HEIDFELD     Jordan Ford       B     22 круга                  4  
19.  4  R.SCHUMACHER Williams BMW      M     29 кругов                 1  
20. 14  WEBBER       Jaguar Cosworth   M     33 круга                  2  
ФП - финишная позиция, # - номер машины, ПС - пит-стопы

Чемпионат пилотов

    Пилот            Очки
 1. M.Schumacher       20
 2. Barrichello        13
 3. Montoya            12
 4. Button              9
 5. Alonso              8
 6. Trulli              6
 7. R.Schumacher        5
 8. Coulthard           4
 9. Massa               1



Кубок конструкторов

    Команда          Очки
 1. Ferrari            33
 2. Williams-BMW       17
 3. Renault            14
 4. BAR Honda           9
 5. McLaren Mercedes    4
 6. Sauber Petronas     1
 

В начало ▲


За океаном: серия IRL

Copper World Indy 200

Перед гонкой

Во время пятничной практики лучшее время - 20.5208 секунды - показал действующий чемпион Скотт Диксон, в полсекунды от которого уложились Хелио Кастроневес, Тони Канаан, Эд Карпентер и Сэм Хорниш-мл.

Однако расстановку пилотов на старте гонки определяла субботняя квалификация, где первый поул в своей недолгой карьере пилота IRL завоевал Новичок Года-2003 Дэн Уэлдон. Его время - 20.5974 секунды - оказалось лучшим результатом дня. Следом за Уэлдоном и занявшим второе место Тони Канааном расположились фавориты чемпионата, пилоты Penske и Chip Ganassi: Хелио Кастроневес, Сэм Хорниш, Скотт Диксон и Даррен Мэннинг соответственно.

Гонка

Команда Майкла Андретти буквально доминировала в прошедшей 21 марта гонке Copper World Indy 200. Выигравший этап Тони Канаан лидировал 191 круг из 200, а третье место обладателя поула Дэна Уэлдона позволило Andretti Green Racing совершить двойное попадание на подиум.

Это вторая подряд победа Канаана в Финиксе. Год назад Тони также выиграл этот этап, лидируя 79 кругов: "Я ехал сюда уверенным в себе, поскольку знал, что могу сделать свою работу так, как уже делал её здесь однажды", - сказал Канаан после вчерашней победы, - "Благодаря команде у меня был сегодня отличный автомобиль. В субботу мы провели хорошую квалификацию, а сегодня утром я чувствовал, что машина способна выиграть гонку. Оставалось только в нужное время делать правильные вещи, например, использовать в свою выгоду траффик. Думаю, нам это удалось".

Канаан заправил болид топливом только на своём последнем пит-стопе на 132 круге, когда на трассе появились жёлтые флани, предупреждающие о аварии Эда Карпентера. После остановки Тони оказался в хвосте пелотона. "Сегодня был жаркий день", - комментирует Тони состояние трассы, покрытие которой прогрелось до 123 градусов по Фаренгейту (около 51 градуса по шкале Цельсия), - "Последние 15 кругов были тяжелы для всех. Это со стороны казалось, что нам просто, но на самом деле, это было не так".

Команда Chip Ganassi Racing также продемонстрировала впечатляющую работу. Скотт Диксон стартовал пятым, но во второй половине дистанции буквально висел на хвосте у лидирующего Тони Канаана. Последнюю попытку атаки Диксон совершил на 192 круге, когда в четвёртом повороте произошла тройная авария Робби Була, Томаса Шектера и Дарио Франкитти. Диксон пытался было пройти Канаана, но рывок Тони не оставил новозеландцу ни малейшего шанса. Напарник Диксона Даррен Мэннинг выиграл лишь одну позицию, переместившись к финишу на пятое место после старта с шестого. Впрочем, Даррен, показавший лучший круг гонки (22.3003 секунды) признался, что целенаправленно ехал в своём темпе, не рискуя совершать необдуманные действия.

На четвёртое место, разбив плотные ряды пилотов Chip Ganassi, вышел Алекс Баррон, стартовавший семнадцатым: "Думаю, я бы мог быть и третьим, но и четвёртая позиция очень неплоха".

Таким образом, учитывая относительный провал гонщиков Penske, в чемпионате после второго этапа произошла смена лидера. Выиграв гонку, Тони Канаан возглавил турнирную таблицу, второе место сохранил Хелио Кастроневес, третьим стал Дэн Уэлдон. Сэм Хорниш лишь четвёртый.

Следующий этап чемпионата IRL пройдёт 17 апреля в Японии и станет практически домашним для тех команд, автомобили которых оснащены двигателями Honda и Toyota.

По материалам сайта www.indyracing.com




США - Аризона - Финикс 19-21.03.2004
Автодром "Phoenix International Raceway"

Длина круга: 1609 м
Количество кругов: 200
Дистанция: 321,800 км
Победитель 2003 года: Т. Канаан / Andretti Green Racing


Сайт: www.phoenixintlraceway.com



Соверши виртуальный круг по трассе Phoenix International Raceway
с Codemasters (3,5 МБ, .avi)



ФП  Пилот              Команда                     Отставание   Причина схода
 1. Tony Kanaan        Andretti Green Racing                  
 2. Scott Dixon        Target Chip Ganassi Racing     +0.5344 
 3. Dan Wheldon        Andretti Green Racing          +6.9959
 4. Alex Barron        Red Bull Cheever Racing        +7.3220
 5. Darren Manning     Target Chip Ganassi Racing     +7.5782 
 6. Helio Castroneves  Marlboro Team Penske           +8.9165 
 7. Bryan Herta        Andretti Green Racing          +10.0589 
 8. Tora Takagi        Mo Nunn Racing                 +1 круг 
 9. Buddy Rice         Team Rahal                     +2 круга 
10. Greg Ray           Access Motorsports             +2 круга 
11. Kosuke Matsuura    Super Aguri Fernandez Racing   +2 круга 
12. Mark Taylor        Panther Racing                 +2 круга 
13. Scott Sharp        Kelley Racing                  +3 круга 
14. AJ Foyt IV         AJ Foyt Enterprises            +3 круга 
15. Sam Hornish Jr     Marlboro Team Penske           +5 кругов 
16. Tomas Scheckter    Panther Racing                +20 кругов  авария 
17. Dario Franchitti   Andretti Green Racing         +20 кругов  авария 
18. Robbie Buhl        Dreyer & Reinbold Racing      +23 кругов  авария 
19. Ed Carpenter       Red Bull Cheever Racing       +68 кругов  авария 
20. Adrian Fernandez   Fernandez Racing             +200 кругов  коробка передач



Чемпионат пилотов


    Пилот             Очки
 1. Tony Kanaan         77
 2. Helio Castroneves   71
 3. Dan Wheldon         70
 4. Sam Hornish Jr.     65
 5. Darren Manning      58
 6. Tora Takagi         56
 7. Scott Dixon         52
 8. Buddy Rice          48
 9. Alex Barron         46
 10. Tomas Scheckter     44
Полный чемпионат


В начало ▲


Формула-1

Часто задаваемые вопросы

Это официальный перечень часто задаваемых вопросов, составленный FIA по сути для начинающих болельщиков Формулы-1. Но данная подборка информации может служить и хорошим справочником для более искушённых почитателей Формулы-1. Готовы ли Вы правильно и полно ответить на все 63 вопроса?

21. Могут ли гонщики менять автомобиль в течение Гран-При?

Разрешается ограниченное число замен автомобиля по ходу уик-энда. При этом имеется в виду, что все болиды проверены комиссарами на соответствие техническому регламенту. Однако в связи с правилом, предусматривающим использование одного двигателя по ходу всего уик-энда, замена автомобиля должна сопровождаться переустановкой двигателя со старого шасси.


22. Как гонщики квалифицируются перед гонкой?

Квалификационная практика проходит в субботу накануне гонки и состоит из двух частей. В первой части пилоты выезжают на трассу в порядке их финиша в предыдущем Гран-При. Гонщики могут совершить не более одного быстрого круга. Затем по итогам первой части определяется порядок выезда гонщиков во второй, при этом пилоты проходят свой быстрый круг в порядке, обратном результатам первой части квалификации, то есть самый медленный пилот первой части выезжает первым, а самый быстрый - последним.

Гонщик, который покажет лучшее время в итоговой квалификации, будет стартовать в гонке с "поул-позиции", то есть с первого места. Остальные пилоты также будут расположены соответственно показанному в квалификации времени. В случае совпадения результатов квалификации преимущество получает пилот, оказавшийся быстрее в первой части заездов.

Раньше существовало правило, согласно которому гонщики, отставшие от обладателя поул-позиции более, чем на 7%, допускались к старту лишь с особого разрешения судей. Однако в связи с изменениями в правилах проведения квалификации данная мера была отменена.


23. Как расположена стартовая решётка?

Стартовая решётка состоит из двух мест в каждом ряду. При этом нечётная сторона старта ненамного впереди чётной. Расстояние между рядами составляет восемь метров.


24. Не строят ли конструкторы специальные шасси исключительно для квалификации?

Конструкторы не строят специальные автомобили для квалификации, однако не так давно существовали специальные квалификационные двигатели с очень малым ресурсом, но с крайне высокими характеристиками, также использовались специальные настройки шасси. Но с изменениями правил вносить любые изменения в настройки и тем более заменять отдельные узлы в перерыве между квалификацией и гонкой запрещено.


25. Как долго длится Гран-При?

Дистанция Гран-При обычно не превышает 305-310 км, однако любая гонка не может длиться дольше двух часов. На очень медленных трассах (например, Монако) или в условиях сильного дождя Главный Судья гонки иногда прибегает к своей обязанности остановить Гран-При по истечении двухчасового лимита.


26. Всегда ли проводится Гран-При, даже в дождь?

Да, Гран-При Формулы-1 проводятся в любых погодных условиях, поэтому производители шин всегда разрабатывают специальные модели резины, снижающие риск аквапланинга. Тем не менее, Главный Судья может остановить гонку, если дальнейшее её проведение начинает угрожать безопасности. Кроме проблем со сцеплением колёс болида с трассой, во время дождя возникает не менее опасное явление - ухудшается видимость из-за брызгов воды, поднятых колёсами болидов. Чтобы хоть немного помочь в решении этой проблемы, автомобили оснащаются мигающим красным фонарём, расположенным под задним антикрылом. Фонарь обязательно должен быть включен во время дождя.


27. Какова мощность двигателей Формулы-1?

Обычно производители двигателей не разглашают такие данные, однако команда Toyota, к примеру, заявила, что в 2004 году её моторы выдают до 900 л. с. Для сравнения, ещё в 1997 году двигатели могли похвастаться "всего лишь" 700 л.с.

Кстати, производители восьми- и десятицилиндровых двигателей утверждают, что максимальная мощность не является единственным определяющим критерием. В данном случае, при создании более низкооборотного двигателя, более важен диапазон оборотов максимальной мощности.


28. Какую скорость способен развить автомобиль Формулы-1?

Очень долгое время самой высокой средней скоростью гонки считалось достижение Питера Гетина из команды BRM, выигравшего в 1971 году Гран-При Италии в Монце. Тот результат был равен 242,615 км/ч и установлен на трассе, не имеющей столько шикан, как современная Монца (результаты компьютерного моделирования позволяют предположить, что современные болиды смогли бы развить на итальянской трассе старой конфигурации среднюю скорость около 300 км/ч).

Если же говорить, например, о результатах прошлого сезона, то самая высокая средняя скорость победителя гонки установлена на той же Монце, и это уже 247,585 км/ч. Самый же медленный Гран-При, вне всяких сомнений, прошёл в Бразилии. Но из-за путаницы с хронометражём точная цифра не известна, доступна лишь информация по сошедшим пилотам, которые не смогли показать среднюю скорость гонки, большую чем 149,5 км/ч...

Рекорд средней скорости в условиях одного круга принадлежит Хуану-Пабло Монтое - 259,827 км/ч - и установлен он во время квалификации перед Гран-При Италии 2002 года всё в той же Монце.


29. Стали ли современные болиды быстрее, чем автомобили "турбо-эры"?

Если бы в настоящее время производились 1,5-литровые двигатели с турбонагнетателями, какие существовали вплоть до 1988 года, они должны были быть гораздо быстрее современных 3-литровых агрегатов. Однако, технологический прогресс позволил современным двигателям превысить скоростные качества моторов с турбонагнетателями 1988 года, даже несмотря на то, что в квалификационных условиях турбомоторы были способны выдавать до 1200 лошадиных сил!


30. Может ли машина Формулы-1 обходиться без подвески, как карт?

Строгих ограничений по конструкции подвески и креплению сайлент-блоков недостаточно. Однако нынешние машины имеют очень небольшой диапазон перемещений подвески с целью ограничить изменения в настройках, которые могут негативным образом сказаться на эффективности аэродинамических приспособлений.

Большое спасибо Лео "The One" за помощь в переводе отдельных ответов


Продолжение следует...

В начало ▲


Гонка из прошлого

Их первые победы

Часть семнадцатая: Джоди Шектер


Гран-При Швеции, седьмой этап чемпионата мира 1974 года, принёс немного неожиданные результаты. Дело в том, что в чемпионате упорную борьбу вели McLaren и Ferrari, пилоты которых выиграли большинство гонок и потому вполне логично лидировали и в общем зачёте. В таких условиях триумф Tyrrell кому-то мог показаться несколько нежданным, однако результаты выступлений команды показывают, что от гонки к гонке "конюшня" Кена Тиррелла прогрессировала и прогрессировала, достигнув к середине сезона своего пика...

Но если Tyrrell приехала на Скандинавский полуостров за победой, то Lotus продолжала мучиться со своей новинкой - моделью "76". Ронни Петерсон попробовал было на практике новое творение команды, но в гонке решил использовать проверенную "72". Во время пятничных тренировок всех поразил дебютирующий Бертиль Рос, уроженец Швеции, севший за руль Shadow и сходу показавший тринадцатое время, что при почти трёх десятках участников очень неплохо. Для ещё одного дебютанта, финна Лео Киннунена, эта гонка стала единственной в карьере, но именно Лео открыл дорогу в Формулу-1 своим более знаменитым соотечественникам.

Tyrrell 007 Джоди Шектера
Перед началом гонки шёл дождь, поэтому старт был отложен на 15 минут, чтобы трасса немного просохла. При выезде на старт из-за протекания топлива загорелась машина Анри Пескароло, и вместо него стартовал Верн Шуппан. Сразу оговоримся, что комиссары признают старт Шуппана незаконным и через 77 кругов пилот будет снят с состязания.

Занявшие первый ряд стартового поля гонщики Tyrrell разыграли между собой старт гонки, и в лидеры, обогнав обладателя поула Патрика Депайе, вышел Джоди Шектер. На второе место пробился Ронни Петерсон, который начал "наседать" на южноафриканца, однако сход шведа на девятом круге вывел на вторую позицию Депайе.

На одиннадцатом круге расстояние между двумя лидерами составляло 200 метров, идущий третьим Лауда отставал уже на девять секунд. Догнав Шектера, Депайе навязал бой южноафриканцу, но по приказу из боксов оставил свои попытки обогнать напарника.

Неожиданным эпизодом гонки стал инцидент с Shadow Жан-Пьера Жарье. Автомобиль внезапно наполнился пеной от сработавшей противопожарной системы. Жарье, однако, добрался до финиша и даже набрал два очка, но о том, какие неудобства гонщик испытывал на протяжении двух третей гонки, можно только догадываться...

Тем временем пара Tyrrell уверенно отрывалась от Лауды, который на 29 круге отставал на 14 секунд, а на 40-м - уже на 16. Кен Тиррелл, видя такое доминирование своей команды, начал сигнализировать пилотам о снижении темпа. Неплохую скорость, однако, демонстрировал и Джеймс Хант на Hesketh, догнавший Лауду на 50 круге. В девяти секундах позади Ханта плотной группой шли Фиттипальди, Халм, Брамбилла... Однако Халм сошёл на 55 круге, на 61-м потерял колесо Рейне Виселль...

За 14 кругов до финиша Тиррелл вновь потребовал у своих пилотов поднять скорость, так как обогнавший Лауду Хант начал стремительно догонять лидеров. На финише гонщик Hesketh проиграл паре лидеров лишь три секунды, а о темпе пилотов Tyrrell на последних кругах говорит хотя бы то, что Депайе за три круга до финиша показал абсолютно лучшее время круга. Джоди Шектер же стал шестым победителем гонки в семи Гран-При сезона.

Успех Tyrrell, повторюсь, был очень неожиданным. Это первый триумф обновлённой команды, где после гибели Франсуа Севера и ухода из гонок Джеки Стюарта полностью поменялся состав пилотов.

Гран-При Швеции 1974 года

Швеция - Андерсторп 09.06.1974
Texaco Grand Prix of Sweden

Длина круга: 4018 м
Количество кругов: 80
Дистанция: 321,440 км
Погода: солнечно, тепло, сухо
Победитель 1973 года: Д. Халм / Yardley Team McLaren


 ФП  Пилот                    Команда      Время        Очки   Причина схода
  1  Jody Scheckter           Tyrrell     1:58:31.391   9.00
  2  Patrick Depailler БК     Tyrrell      -00:00.380   6.00
  3  James Hunt               Hesketh      -00:03.325   4.00
  4  Emerson Fittipaldi       McLaren      -00:53.507   3.00
  5  Jean-Pierre Jarier       Shadow       -01:16.403   2.00
  6  Graham Hill              Lola         -1 круг      1.00
  7  Guy Edwards              Lola         -1 круг
  8  Tom Belso                Williams     -1 круг
  9  Rikky von Opel           Brabham      -1 круг
 10  Vittorio Brambilla       March        -2 круга
 11  John Watson              Brabham      -3 круга
                       Не классифицированы:
 12  Vern Schuppan            Ensign       77 кругов  ДК      нелегальный старт
 13  Niki Lauda               Ferrari      70 кругов          трансмиссия
 14  Reine Wisell             March        59 кругов          подвеска
 15  Denny Hulme              McLaren      56 кругов          подвеска
 16  Jochen Mass              Surtees      53 круга           подвеска
 17  Carlos Reutemann         Brabham      30 кругов          утечка масла
 18  Jacky Ickx               Lotus        27 кругов          давление масла
 19  Clay Regazzoni           Ferrari      24 круга           коробка передач
 20  Carlos Pace              Surtees      15 кругов          управление
 21  Leo Kinnunen             Surtees      15 кругов          электрика
 22  Ronnie Peterson          Lotus         8 кругов          ведущий вал
 23  Mike Hailwood            McLaren       5 кругов          утечка топлива
 24  Jean-Pierre Beltoise     BRM           3 круга           двигатель
 25  Bertil Roos              Shadow        2 круга           коробка передач
 26  Henri Pescarolo          BRM           0 кругов          пожар
 27  Richard Robarts          Williams      НС                отдал автомобиль Белсо
 28  Arturo Merzario          Williams      НС                плохое самочувствие
ФП - финишная позиция, БК - быстрейший круг,
ДК - дисквалифицирован, НС - не стартовал


Лидерство в гонке:
  1-80    Jody Scheckter


Джоди Шектер

Чемпион мира 1979 г.

Единственный известный представитель Черного континента в "Формуле-1" стал Чемпионом мира, лишь когда изменил свой стиль вождения. Скорость и рискованная езда - вот визитная карточка Шектера в первые годы выступлений.

В начале семидесятых он переехал из Южной Африки в Британию, чтобы продолжить спортивную карьеру. Он произвел огромное впечатление на всех, когда выступал в "Формуле Форд", а затем в "Формуле-3". Успехи на "малой арене" позволили ему уже в 1972 дебютировать за рулем "МакЛарена". Шектер оправдал возложенные на него надежды - в квалификации он был восьмым, а в гонке девятым. Дебют для 22-летнего южноафриканца получился, признаем, не самым провальным.

Скорости у Джоди порой было через край. Он, пилотируя "МакЛарен" и в 1973 году, мог добиться большего, нежели 0 очков в зачет чемпионата. На домашнем этапе в Кьялями Шектер стартовал третьим, но очков набрать не смог. Во Франции он был и вовсе вторым в квалификации и даже лидировал в гонке. Однако Эмерсон Фиттипальди вынес новичка с траектории. Один из немногих случаев в том году, когда Шектер не был виновен в инциденте. Подобное нельзя сказать про Гран При в Сильверстоуне, когда именно его автомобиль послужил инициатором массового завала. Еще одно третье место на старте в канадском Гран При также закончилось вылетом.

Все же, талант, пусть и неотшлифованный, был виден не только гражданам ЮАР. Именно Джоди был призван заменить в чемпионском "Тиррелле" ушедшего в отставку великого Стюарта. Поначалу сезон складывался ни шатко, ни валко, но потом последовали подиумы. В том числе и победы в Швеции и Великобритании. Проводя первый полный сезон, Шектер сразу стал претендентом на чемпионское звание. В итоге, правда, Фиттипальди и Регаццони оказались выше в итоговой табели о рангах.

Однако тот год стал не продолжением славной истории "Тиррелла", а переходом команды в разряд середняков. Дядюшка Кен отличался многими положительными качествами. Но, увы, поиск денег в них не входил. Год 1975 прошел уже не в борьбе за корону. Шектер смог, невзирая ни на что, победить перед соотечественниками, но тот успех был во многом исключением.

Следующий год стал весьма заметным в истории "Тиррелла" - на старт вышел шестиколесный автомобиль. Идея болида, имеющего более двух осей, была не так уж и плоха. "Проект 34" - так называлась нетрадиционная разработка - не стал совсем уж неудачным решением. Добиться чего-то большего, нежели дубль в шведском Гран При (где Джоди опередил напарника Депайе) помешали сотрудники "Гудьир", не сумевшие разработать качественные покрышки малого диаметра для сдвоенных передних колес.

Шектер снова был третьим в чемпионате, проиграв первым двум (Лауде и Ханту) на этот раз чересчур много. Тогда же южноафриканец впервые в карьере стартовал с поул-позиции.

Три года без особого прогресса и не самая большая зарплата вынудили пилота сменить "конюшню". Как раз тогда канадец Вальтер Вольф выкупил все состояние Фрэнка Уильямса и организовал собственную команду. Единственным пилотом являлся Джоди Шектер. Первая же гонка команды-неофита произвела фурор - стартовав одиннадцатым в Аргентине, Шектер привел свой "Вольф" к победе! Победы в легендарном Монте-Карло и Канаде позволили Шектеру стать вице-чемпионом мира. Однако канадская сказка длилась не более года. 1978 год нельзя назвать безусловно провальным (24 очка и седьмое место в чемпионате по-прежнему единственного пилота), но до сенсаций годичной давности было уже очень далеко.

Джоди вновь меняет команду. На сей раз он пилот знаменитой "Скудерии Феррари". Его напарником стал безумный и талантливый Жиль Вильнев. Показательно сотрудничество и противостояние двух друзей в тот год. Шектер окончательно распрощался со сверхагрессивным стилем вождения, делая упор на стабильность выступлений. Вильнев же превзошел даже ранние выступления Шектера. Именно поэтому чемпионом-1979 стал южноафриканец. Справедливости ради стоит сказать, что и Вильнев имел великолепные шансы на титул. Но обидные поломки техники и статус второго пилота не дали этому свершиться.

Все же Шектер по праву заслужил титул. Затянувшийся путь Джоди к вершине был завершен. Он наконец-то сочетал в себе скорость и стабильность. Да и автомобиль "Феррари" был не из последних.

Модель 1980 года - 312Т5 - являлась переходной, так как все ресурсы команды из Маранелло были отведены на постройку первого в истории итальянской "конюшни" турбомотора. "Переходность" сезона сполна ощутили на себе пилоты. Действующий чемпион Шектер лишь раз за год набрал очки - на Гран При США он пришел пятым! Ненамного лучше шли дела и у Вильнева - 6 очков. Но если более молодой канадец остался в команде, то Шектер принял решение завершить карьеру.

Так закончил свой путь в автогонках южноафриканский чемпион. Бесстрашный скоростной пилот и стратег в одном лице. Джоди был самым успешным, но не единственным представителем фамилии Шектер в автоспорте. В 1974-1977 годах его старший брат - Ян - без особого успеха принял участие в 18 Гран При. А ныне в американской IRL выступает сын Джоди - Томас Шектер. Пока рано говорить о перспективах сына чемпиона, но возможно он повторит достижения отца.

Карьера в Формуле-1

1972 г. - McLaren-Ford: 0 очков
1973 г. - McLaren-Ford: 0 очков
1974 г. - Tyrrell-Ford: 45 очков, 2 победы, 2 БК, 3-е место в ЧМ
1975 г. - Tyrrell-Ford: 20 очков, 1 победа, 7-8-е место в ЧМ
1976 г. - Tyrrell-Ford: 49 очков, 1 победа, 1 поул-позиция, 1 БК, 3-е место в ЧМ
1977 г. - Wolf-Ford: 55 очков, 3 победы, 1 поул-позиция, 2 БК, 2-е место в ЧМ
1978 г. - Wolf-Ford: 24 очка, 7-е место в ЧМ
1979 г. - Ferrari: 51 очко, 3 победы, 1 поул-позиция, 1 БК, Чемпион мира
1980 г. - Ferrari: 2 очка, 19-е место в ЧМ

Изверг Ааз

При написании использованы материалы с CD "Формула-1"


Родился: 29.01.1950    Ист-Лондон


Гран При:

     113

Старты:

     110

Победы:

       10

Подиумы:

       33

Поул-позиции:

         3

Первый ряд:

       13

Быстрейшие круги:

         5

Дубли:

         2

Хет-трики:

         0

Большие шлемы:

         0

Лидирование старт/финиш:

         3

Пройдено кругов:

   6035

Круги лидирования:

     666

Очки:

255,00




Автор благодарит Сергея Кузнецова и Изверга Ааза за помощь в подготовке рубрики "Их первые победы"

В начало ▲


Рекомендую!

Рассылки Subscribe.Ru


Архив рассылки
Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Читайте в ближайший четверг: обсуждение читателями Гран-При Малайзии, продолжение обзора 1980-82 гг. в Ф1 от А.Гесса, главу "Аскари и черные кошки" из книги М.Тринтиньяна, горячие баталии читателей в "Трибуне", ваши новые вопросы и ответы на них и многое-многое другое

> Подписаться на рассылку почтой <


Архив рассылки
Полезные советы

В этой рассылке вы найдете много полезных советов рыболовам, огородникам, кулинарам, любителям мастерить, а также множество "житейских" полезных советов.

> Подписаться на рассылку почтой <

       

Дискуссионные листы

"Клуб поклонников Формулы-1"

Только здесь корректное общение поклонников Формулы-1, не переходящее на грубость и оскорбления

> Подписаться на дискуссионный лист почтой <

"Формула-1. Весёлое общение любителей Ф-1"

Уникальный проект для общения веселых и находчивых любителей Формулы-1. Вы можете размещать здесь свои опусы и хохмы, вести друг с другом невероятные по степени веселости беседы, заводить близких по духу "хохмачества" знакомых.

> Подписаться на дискуссионный лист почтой <

   

Приглашаются к сотрудничеству авторы рассылок на Subscribe.Ru для обмена формами быстрой подписки
По всем вопросам пишите на Flasher-F1@List.Ru


В начало ▲


Убедительная просьба к подписчикам сообщать о любых проблемах, возникающих при чтении рассылки. Это необходимо для оперативного их устранения


Сайт рассылки

© Автор рассылки: Flasher
© Помощники автора: Сергей Кузнецов, Изверг Ааз

Количество подписчиков: 669








Если Вы не видите меню в верхней части страницы, возможно, Вы зашли сюда по ссылке извне (например, с помощью поисковой машины). Пожалуйста, нажмите здесь для полного доступа к сайту.






Rambler's Top100


Сайт создан в системе uCoz