Новости короткой строкой
Champ Car
21.02.04 Объявлено, что не состоится гонка Champ Car в Сент-Питерсберге. По словам мэра Рика Бэйкера, из-за юридических проблем гонки по улицам этого города уже стали историей... Однако спустя несколько дней пришло сообщение, что OWRS всё же намерена решить все проблемы и вернуть гонку в календарь серии.
24.02.04 Как заверили новые руководители серии, в самое ближайшее время будет объявлен полный состав команд и пилотов Champ Car на 2004 год. Однако уже сейчас известно несколько имён. Так, Fernandez Racing уже подтвердила своё участие, пилотами команды станут Адриан Фернандез и Марио Домингез. Newman/Haas Racing сохранит Бруно Джункейру и Себастьяна Бюрду, Team Canada (бывшая Player's Forsythe) заявила действующего чемпиона Пола Трейси и Патрика Карпентье. Составы других команд определены не до конца.
25.02.04 Президент IRL Тони Джордж в интервью телеканалу SPEED Channel заявил, что он высоко ценит вклад бывших руководителей серии CART в развитие автоспорта в США. Джордж также выразил сожаление по поводу несостоявшегося объединения CART и IRL и добавил, что в любом случае уличные трассы будут играть немаловажную роль и в его чемпионате.
Indy Racing League
21.02.04 Объявлено, что ушедшему в отставку двукратному чемпиону CART, победителю Indy 500 2003 года Жилю де Феррану доверено стать Главным Маршалом гонки Toyota Indy 300, открывающей 29 февраля чемпионат 2004 года.
23.02.04 Объявлено о подписании спонсорского контракта между командой Andretti Green Racing и компанией Forsythe Solutions Group, Inc. Forsythe будет поддерживать автомобиль Дарио Франкитти.
26.02.04 Действующий чемпион серии Скотт Диксон вновь подтвердил своё намерение дебютировать в 2005 году в Формуле-1. По слухам, ведутся переговоры сразу с несколькими "конюшнями" Ф1 и есть шанс, что Диксон станет тест-пилотом Williams.
27.02.04 Как шутят в IRL, уже сейчас можно узнать имя чемпиона 2004 года, нужно только дождаться результатов первой гонки сезона. За восемь лет истории серии четырежды победитель первой гонки выигрывал и чемпионат, причём на автодроме Homestead-Miami Speedway, открывавшем два последних сезона, оба раза побеждал именно будущий чемпион.
Чемпионат мира по ралли
20.02.04 Звезда NASCAR Робби Гордон в очередной раз пробует себя во внедорожных гонках. Параллельно с выступлениями в NASCAR Гордон принимает участие и в чемпионате SCORE International Off-Road, где на данный момент американец выступил в двух этапах из двух состоявшихся в сезоне-2004.
24.02.04 По словам технического директора Subaru Дэвида Лэпворда, модель Impreza WRC2004, которая дебютирует уже на следующем этапе в Мексике, очень сильно отличается от своей предшественницы. Так, были серьёзно переработаны двигатель, кузов и электроника. Напомню, что ранее действующий чемпион мира Петер Солберг заявлял, что новый автомобиль способен выиграть свою первую же гонку.
24.02.04 По признанию Фредди Лоикса, уволенного из Peugeot после первых двух гонок сезона, он был шокирован таким решением команды. Как заявляет Лоикс, сам он не знает, когда сможет теперь сесть за руль заводской команды, но, скорее всего, это случится лишь в следующем сезоне.
25.02.04 Главой команды Skoda назначен 40-летний Мартин Мюхльмейер, который приступает к новой работе 1 марта. Напомню, что под руководством Мюхльмейера, отдавшего шесть последних лет Audi Sport, заводская команда Audi одержала три подряд победы в Ле-Мане. Таким образом, учитывая перевод прежнего главы команды на другую работу в VW Group, состоялась лишь кадровая рокировка внутри концерна "Фольксваген-Ауди".
25.02.04 Mitsubishi проводит усиленные тесты своего Lancer WRC, пытаясь добиться к ралли Мексика повышения скорости и надёжности автомобиля, который пока сильно уступает соперникам.
28.02.04 На ралли Новая Зеландия, которое сотоится 16-18 апреля, запланирован дебют новой модификации Ford Focus WRC, на которую в "голубом овале" возлагают свои главные надежды в чемпионате мира-2004.
Формула-1
В преддверии нового сезона
Стартующий на этой неделе очередной чемпионат мира по автогонкам в классе Формула-1 является, пожалуй, самым ожидаемым за последние годы. После великолепного шоу, которое подарил нам сезон-2003, мы вправе ожидать чего-то подобного и в дальнейшем. Попытаемся оценить реальность наших ожиданий и рассмотрим шансы всех команд и пилотов.
Говоря о чемпионате-2004, стоит в первую очередь уделить внимание очередным изменениям в правилах. Самой важной переменой технического регламента стало "правило одного двигателя на весь уик-энд". Естественно, что в таких условиях необходима высочайшая надёжность силового агрегата, чей ресурс нужно повысить в два раза, желательно не теряя при этом в мощности и, главное, в надёжности. Так что главная ответственность за победу в чемпионате мира возлагается теперь на мотористов. Хотя поломать голову перед новым сезоном довелось и инженерам, разрабатывающим шасси. Целый ряд изменений в правилах, призванный уменьшить аэродинамическую эффективность болидов, чтобы тем самым снизить их скорость, заставил аэродинамиков придумывать новые идеи или... возвращаться к старым, как это сделали Williams и McLaren при создании своих носовых обтекателей.
В организационном регламенте по сравнению с реформами годичной давности перемены не такие уж и кардинальные, и главная из них - изменение формата квалификаций. Теперь, имея два быстрых круга в субботу вместо одного-единственного, многие пилоты, так и не сумевшие в прошлом году приспособиться к новому формату и потому полностью провалившие сезон, теоретически могут подтянуться к тем, кто адаптировался раньше. Впрочем, новая система также, скорее всего, означает пересмотр тактики субботних заездов, так что, видимо, всем без исключения гонщикам придётся заново перестраиваться под новые условия...
Теперь попробуем проанализировать положение вещей в каждой из десяти команд-участниц, чтобы оценить их шансы.
Ferrari. После безоговорочно выигранного чемпионата-2002 итальянская "конюшня" довольно небрежно подошла к подготовке к сезону-2003, из-за чего просто-напросто провалила первые гонки. Затем, к середине чемпионата обнаружился и ещё один "тормозящий" фактор, а именно покрышки Bridgestone. Готовясь к наступающему чемпионату мира, руководители команды знают, что их ждёт очень плотная борьба, так что провала, подобного прошлогоднему, скорее всего не случится, и команда с первых же гонок будет выступать в полную силу. Вопрос только в том, насколько велика эта сила. Если год назад сомневаться в мощи Ferrari мог только глупец, то теперь подобные размышления терзают даже боевых пилотов "конюшни" Михаэля Шумахера и Рубенса Баррикелло, серьёзно опасающихся конкуренции со стороны британских топ-команд, в первую очередь Williams. Впрочем, некоторые соперники заранее поддаются пораженческим настроениям, предсказывая очередную победу Ferrari и слабые выступления со своей стороны. Являются ли подобные заявления тактической хитростью тех же McLaren и Michelin, или же они действительно знают что-то, чего не знаем мы, но факт остаётся фактом, и высказывания такого рода имеют место быть.
Ясно, что слабость "конюшни" из Маранелло не должна исходить от её гонщиков. Конечно, что бы ни говорил Михаэль Шумахер о своей мотивации, но у шестикратного чемпиона мира она не может быть столь же сильной, как у молодых, голодных до побед пилотов вроде Монтои или Райкконена. Но всё же нет сомнений, что немец будет стремиться набрать максимум очков в каждой гонке, выжимая из болида всё, что можно. Вот только если новая Ferrari F2004 (которая, по словам того же Шумахера не сильно отличается от своей предшественницы) не сможет бороться на равных с соперниками, завоевать пятый подряд титул Михаэлю будет очень тяжело.
Впрочем, серьёзная мотивация может быть у второго пилота команды, Рубенса Баррикелло. Бразилец, по его словам, намерен начать новый сезон с побед, чтобы раньше своего партнёра вступить в борьбу за титул. Несомненно, Баррикелло очень быстрый гонщик, а если он научится ездить стабильно хорошо, то его претензии вполне осуществимы. Так что от бразильского пилота вполне можно ждать сюрпризов, не подвела бы техника, особенно покрышки...
Williams. В "конюшне" Железного Фрэнка перед новым сезоном довольно любопытная обстановка. Уже давно известно, что Хуан-Пабло Монтоя проведёт в 2004 году свой последний сезон за команду, не торопятся Фрэнк Уильямс и Патрик Хэд продлевать контракт и с Ральфом Шумахером. Однако, ни тому, ни другому гонщику это отнюдь не мешает бороться за чемпионат. Если Монтоя, переходящий в McLaren, хочет подарить Уильямсу титул в последний год своих выступлений, а Рону Деннису - единичку на борту своего будущего MP4/20, то Ральф Шумахер вполне чётко понимает, что места в топ-командах заняты на несколько лет вперёд, а в случае перехода в Toyota или Jaguar нужно будет начинать всё сначала. Поэтому вполне может случиться, что шанс выиграть титул выпадает Ральфу последний раз в его карьере.
Новый болид FW26 должен стать очень и очень успешным потомком FW25 образца второй половины 2003 года, чего только стоит носовой обтекатель, увеличивающий прижимную силу "носа", а значит, и скорость прохождения поворотов. Двигатели BMW всегда были на высоте, поэтому Патрику Хэду оставалось лишь оснастить их достойным шасси. И похоже, что ему это удалось.
McLaren. Новый MP4/19, прародителем которого стал так и не появившийся в гонках MP4/18, фактически создавался на год дольше, чем автомобили соперников, а значит, проблем с надёжностью возникнуть не должно. С первого же появления на трассе новое творение Эдриана Ньюи показывает довольно приличную скорость, пилоты команды не раз ставили рекорды прохождения круга. Некоторый спад в результатах возник было в январе и первой половине февраля, но существовали очень серьёзные подозрения, что в это время команда испытывала следующую модель, MP4/19B, которая должна дебютировать в Имоле.
Кими Райкконен, лидер команды, сумел в минувшем сезоне достигнуть очень серьёзного прогресса. Если Райкконен образца первой половины чемпионата-2003 представлял из себя не совсем уверенного в себе, совершающего порой довольно грубые ошибки в квалификациях гонщика, то затем мы увидели, как финн смог существенно повысить уровень своих выступлений, завоевал две поул-позиции и благодаря стабильным выступлениям совсем немного в итоге уступил своему главному сопернику Михаэлю Шумахеру, превзойдя зато Хуана-Пабло Монтою, имеющего в своём распоряжении сильнейший FW25. Так что в наступающем чемпионате мы скорее всего увидим совсем другого Райкконена, чем ещё год назад. И вполне возможно, что количество выигранных Гран-При в послужном списке финна вырастет в разы.
Дэвид Култхард в 2003 году выглядел намного слабее своего молодого партнёра, и одной из главных причин этого стали новые квалификации с одним быстрым кругом. В наступающем сезоне, когда правила поменяются, шотландец вполне способен прибавить, тем более что ему, как и Ральфу Шумахеру, шанс выиграть титул выпадает, скорее всего, последний раз в жизни.
Renault. Французская "конюшня" выглядит "тёмной лошадкой", и чего ждать от неё, не знает, пожалуй, никто. С одной стороны, прогресс двух последних лет налицо, и руководство команды вправе ждать продолжения роста. Так, Патрик Фор на презентации болида R24 поставил своим пилотам вполне чёткую цель - третье место в Кубке Конструкторов. Хотя думается, что помешать выполнению этой амбициозной задачи может очень многое. В межсезонье команда понесла существенные кадровые потери, ушло несколько инженеров, среди которых легендарный Майк Гаскойн. Ещё раньше "конюшня" отказалась от концепции широкоугольного двигателя, вернувшись к давно устаревшей схеме в 72 градуса… Поэтому реальную силу команды мы сможем оценить только по прошествии нескольких Гран-При.
Пилоты Renault Фернандо Алонсо и Ярно Трулли составляют одну из самых крепких пар "Большого цирка". Регулярно бьющий возрастные рекорды Алонсо по всей видимости намерен стать и самым молодым чемпионом мира, что вполне реально при наличии достойной машины. Напарник испанца Трулли если и не выглядит будущим чемпионом, то соперником топ-пилотов стать вполне способен, что мы не раз и видели в минувшем сезоне.
Sauber. "Конюшня" Петера Заубера постепенно становится филиалом Ferrari, Фелипе Масса и Джанкарло Физикелла в полном распоряжении тестовой команды в Маранелло, Лука Бадоер, напротив, будет третьим пилотом Sauber на пятничных тренировках… Будет ли способствовать подобный "культурный обмен" успехам швейцарской команды, или же Ferrari лишь будет использовать боевую команду в качестве испытательной бригады, покажет время. Ясно лишь, что Физикелла и Масса будут обладать одной из лучших машин среди команд "второго эшелона", которая должна помочь им в борьбе против заводских "конюшен". Объективно неплохая F2003-GA от Ferrari, ставшая прародительницей C23, оснащённая к тому же тем же двигателем, что будет стоять у Михаэля Шумахера и Рубенса Баррикелло, станет неплохим подспорьем для Физикеллы с Массой. И кто знает, возможно, один из пилотов при определённом везении и принесёт Петеру Зауберу первый Большой Приз в истории команды…
BAR. Результаты межсезонных тестов команды выглядели очень многообещающими, Дженсон Баттон и Такума Сато не раз ставили умопомрачительные рекорды круга, при этом, правда, столь же умопомрачительно часто горели и новые моторы Honda… В целом создаётся ощущение, что модель 006 обладает неплохим шасси, созданным Джеффом Уиллисом, учеником Патрика Хэда и Эдриана Ньюи, оснащённым великолепными покрышками Michelin, на которое установлены быстрые, но ненадёжные двигатели. Станет ли Honda "ахиллесовой пятой" команды, увидим в самое ближайшее время.
Гонщики команды, Дженсон Баттон и Такума Сато, представляют собой несколько странную пару быстрого пилота и практически рента-драйвера. Достиг ли Сато нужного прогресса, проработав год тест-пилотом команды, или же Баттону придётся тянуть команду на себе, мы также сможем узнать лишь в разгар сезона. Однако ясно, что именно Дженсон с уходом Жака Вильнёва станет полноценным лидером команды, и все успехи и неудачи "конюшни" скорее всего будут связывать именно с именем англичанина.
Jaguar. После кадровой чистки, проведённой руководством Ford, во главе команды встали, по всей видимости, вполне толковые люди, способные заставить "конюшню" пойти по пути медленного, но верного прогресса. Новый автомобиль не стал чем-то революционным и не преподнёс никаких сенсаций, но кто знает, возможно, именно это и станет ключом к успеху в условиях новых правил.
Марк Уэббер, несколько неожиданно ставший подлинным лидером команды, ценится руководством "конюшни" как быстрый и умеющий работать с инженерами пилот. Новый напарник австралийца Кристиан Клиен уже успел заслужить самые лестные отзывы в свой адрес, поэтому вполне возможно, что австрийский дебютант Формулы-1 может пойти по стопам Дженсона Баттона, Кими Райкконена и Фернандо Алонсо, главных вундеркиндов "Большого цирка" последних лет.
Toyota. По словам перешедшего из Renault Майка Гаскойна, Toyota в 2004 году будет обладать едва ли не самым мощным и надёжным двигателем в пелотоне. Построенное Густавом Брюннером и модернизированное тем же Гаскойном шасси, "обутое" в Michelin, также может стать очень неплохим составляющим элементом будущих успехов команды. От Toyota вполне можно ожидать неоднократного повторения результатов квалификации Гран-При Японии-2003, где Панис с да Маттой заняли второй ряд стартового поля, только теперь японской "конюшне" можно со всем основанием надеяться не на погоду, а на свою технику.
Оливье Панис и Кристиано да Матта составляют довольно сильную и крепкую пару пилотов. Панис обладает огромным опытом выступлений в Формуле-1, отлично знаком со всеми трассами чемпионата, да Матта, в свою очередь, очень талантлив и явно не уступает в скорости своему напарнику, так что Toyota имеет отличную пару гонщиков на чемпионат-2004.
Jordan. Некогда славная "конюшня" Эдди Джордана переживает один из сложнейших этапов в своей истории. Кризис, постигший Jordan, вполне может быть преодолен стараниями талантливого ирландца, однако для этого понадобится максимум усилий со стороны всей команды. Единственное, что может радовать Джордана - это наличие того же двигателя Ford, что и у Jaguar, так что есть надежда на то, что результаты пойдут, наконец, в гору…
Ник Хайдфельд, нашедший приют в Jordan, давно доказал свой талант, недаром немец долгое время был претендентом на место в McLaren. Молодой итальянец Джорджо Пантано пока выглядит скорее рента-драйвером, но, впрочем, он может стать и очень быстрым и способным гонщиком. Посмотрим…
Minardi. Маленькая итальяно-австралийская команда из года в год балансирует на грани гибели, поэтому говорить о спортивных результатах не приходится. Сделав ставку на надёжность, Пол Стоддарт надеется "подобрать" в первых гонках сезона очки, потерянные более сильными командами, на большее, увы, рассчитывать пока не приходится…
У Minardi, пожалуй, самая оригинальная пара пилотов в наступающем сезоне. Венгр Золт Баумгартнер, пару раз заменивший в прошлом году Ральфа Фёрмана в Jordan, не показал себя чрезвычайно талантливым пилотом, но и явной бездарностью не выглядел. Однако, в Minardi Золту будет доказать свой талант ещё сложнее, ведь бороться придётся лишь с другим новичком - своим напарником Джанмарией Бруни. Итальянец, по словам Стоддарта, станет наследником Марка Уэббера и Фернандо Алонсо и не затеряется среди дебютантов Большого Цирка. Вполне возможно, хотя доказывать свой талант, повторюсь, в Minardi очень и очень сложно.
Что же касается пресловутого "шинного вопроса", который может стать определяющим фактором в решении судьбы обоих титулов, то всё покажет только время. Пока же Bridgestone рапортует о том, что ими созданы замечательные покрышки для жаркой погоды, а в Michelin уверены в прогрессе своей дождевой резины. Скорее всего, реальное соотношение сил в "шинной войне" мы сможем оценить лишь к началу лету. Однако ясно, что в роли догоняющего в это межсезонье находились японские производители резины из Bridgestone, так что сравняться с набравшим силу Michelin им будет очень непросто.
***
Таким вот представляется наступающий сезон. Скорее всего, не все наши прогнозы сбудутся, и не на все вопросы мы знаем ответы, однако будем верить, что чемпионат мира 2004 года станет одним из самых захватывающих и непредсказуемых в истории, и что в честной борьбе победит сильнейший. Первый раунд этого боя, Гран-При Австралии, мы увидим уже в ближайшее воскресенье. С началом чемпионата вас, друзья!
Но вот на 23 круге наступил решающий момент гонки - заехал на пит-лейн Ники Лауда. Пит-стоп австрийца длился 37 секунд, машину обслуживало 8-9 человек со всего двумя механическими гайковёртами (к слову, не все команды могли позволить себе даже такое, некоторые и вовсе пользовались обычными ручными гайковёртами, похожими скорее на самодельные). В это время пелотон возглавил Жаки Икс, правда, ненадолго. На 25 круге бельгиец заехал в боксы, после чего стал лишь шестнадцатым, а кругом спустя и вовсе бесславно покинул гонку, у его Lotus отказали тормоза. Вылетел с трассы и ранил пятерых фотографов пилот Williams Артуро Мерцарио, который так быстро покинул боксы, что не справился с управлением в повороте Pegaso. Автомобиль, перелетев через отбойник, буквально рухнул на головы корреспондентов, которые только чудом избежали серьёзных травм...
Ники Лауда же тем временем спокойно расположился на первом месте, тем более что Петерсон сошёл, оставшись без воды в радиаторе, ещё во время пит-стопа австрийца. На 47 круге Лауда показывает быстрейший круг, а по истечении двухчасового лимита гонки, сокращённой на шесть кругов, официально становится её победителем. Клей Регаццони отстаёт более чем на полминуты, а Эмерсон Фиттипальди на McLaren и вовсе проигрывает круг. Победа Лауды становится 50-й для команды Ferrari и первой для австрийцев после гибели Йохена Риндта.
P.S. Завоевав в 1974 году девять поул-позиций и две победы, Ники Лауды недвусмысленно продемонстрировал свои чемпионские амбиции, которые с успехом и реализовал год спустя, выиграв в 1975 году свой первый титул чемпиона мира.
Лауда, без сомнения, один из выдающихся пилотов 70-80-х годов. И заслужил свою репутацию он не только тремя титулами, но и известной аварией 1976 года, собственным поведением и высказываниями.
Начало карьеры автогонщика было для Ники очень необычным для будущего чемпиона. Никто не мог предполагать, что молодой австриец, взявший в банке кредит для оплаты участия в гонках за "Марч" сделает столь головокружительную карьеру. Типичный рента-драйвер, Лауда дебютировал в австрийском Гран При. Ничего удивительного, что дебют вышел неудачным. Равно как и полный сезон 1972 года, в котором Лауда не набрал ни одного очка. И, как ни странно, именно это подвигло его на продолжение карьеры. Соображения были самыми простыми - надо было как-то расплачиваться с банковским займом.
Он убедил руководство "БРМ" дать ему шанс на тестах. Там Лауда превзошел призовых пилотов команды (Регаццони и Бельтуа), что позволило ему продолжить выступления в Гран При. Всего 5 раз в 15 гонках Ники смог финишировать и набрал лишь 2 очка. Тем не менее, его талант опытного настройщика и техника разглядели в "Феррари", куда австриец получил приглашение.
Переход в "Феррари" разом перевел Ники в разряд топ-пилотов. Он 9 раз выигрывал квалификацию и дважды побеждал в гонках. Первая победа пришлась на испанский Большой Приз. Лауда победил, как и предстало будущему чемпиону - хет-триком. Как будто за его плечами было уже множество трофеев.
Безусловно, его стиль пилотирования стоил большего, нежели четвертое место в чемпионате. Но досадные отказы техники и более редкие собственные ошибки, не позволили ему войти в призовую тройку сезона.
Тем не менее, впечатление Лауда произвел не меньшее чем его партнер Регаццони (знакомый еще по "БРМ"), который стал вице-чемпионом. Швейцарец тоже отличался красочной манерой езды, но в тот сезон именно более стабильные выступления позволили Клею опередить австрийца.
Начало следующего чемпионата не предвещало громких успехов. "Феррари" начали сезон на старой модели, и хотя Лауда Регаццони набирали очки в первых гонках, они были далеко от подиума. Дебют новой и успешной 312Т тоже не поразил чье-либо воображение - Ники набрал скромные два очка. Правда, уже в следующей гонке пилоты "Скудерии" стояли на первом ряду стартового поля, однако оба алых болида до финиша не добрались. В четырех первых гонках сезона победили четыре пилота, а лидировал действующий чемпион мира Эмерсон Фиттипальди.
Начиная с гонки в Монте-Карло, ситуация резко изменилась. Лауда побеждает три раза подряд, делая самую серьезную заявку на титул. Он мог победить и четырежды, но в Зандвоорте столкнулся с проблемой в лице Джеймса Ханта. Пилот "Хескета" смог опередить обе "Феррари", через год дуэль Лауды и Ханта разгорится с новой силой…
Но если для Ханта тот успех был единичным, то австриец продолжал коллекционировать трофеи. С пятью победами в сезоне он впервые выиграл титул Чемпиона мира, лишив этого титула Фиттипальди.
Год 1976 стал для "Формулы-1" одним из самых скандальных. Весь сезон главные соперники - "Феррари" и "МакЛарен" писали друг на друга жалобы. Лауда и Хант, сменивший Эмо в команде Тедди Майера, были по разу дисквалифицированы. Хант был дважды лишен победы, но после апелляции "МакЛарена" ему ее вернули. Начало сезона было очень успешным для Лауды - в пяти Гран При 3 победы и два вторых места. В дальнейшем Хант на М23 и постоянные скандалы несколько нивелировали преимущество австрийца. Но перед Гран При Германии на Нюрбургринге Ники имел все же солидный перевес по очкам на Хантом и Шектером (пилотом "Тиррелла").
Еще за несколько лет до того трагического случая Лауда высказывался за исключение огромного (23-километрового) кольца из календаря чемпионата - немецкая трасса при всей ее легендарности уже не могла отвечать требованиям безопасности. Увы, гонки на старом Нюрбургринге перестали проводиться только после 76-го года.
Та гонка вообще была одной из самых сумбурных в истории. Но запомнилась она не результатом (победил Хант), а аварией Лауды. "Феррари" под номером 1 вылетел с траектории, ударился об отбойник и загорелся. Пилот мог погибнуть, если бы не помощь коллег по цеху - Эдвардса, Эртля и Мерцарио. Причем с последним у Лауды всегда были далеко не самые теплые отношения.
Первые дни после аварии речь шла даже не о возвращении пилота в гонки, а о его жизни - ожоги были очень серьезными. С тех пор перед публикой Лауда показывался в своей неизменной кепке, прикрывающей ожог головы.
Тем значимее подвиг Ники, пропустившего всего два этапа. В оставшихся гонках чемпионата Лауда уже не демонстрировал то яркое пилотирование, что в предыдущие годы. Это создало ему много проблем в команде. Австрийца обвинили в трусости и нежелании сражаться за титул. Новый спортивный менеджер Аудетто (сменивший Луку ди Монтеземоло) с самого начала сезона не ладил со своим пилотом. Конфликт дорос до уровня Энцо Феррари, который никогда не был склонен переоценивать пилотов своей команды. Если к этому прибавить еще и сложные взаимоотношения с партнером по команде - Регаццони, то становится ясно, в каком некомфортном положении оказался Лауда.
На заключительном этапе в Японии лил сильный дождь. Лауда, едва не погибший в огне не стал рисковать на трассе буквально залитой водой и в начале гонки заехал в боксы, предоставив Ханту в одиночку решать судьбу чемпионата. Джеймс финишировал третьим и чемпионом мира. На Лауду посыпалось после этого много упреков, но Ники и не скрывал своего вполне обоснованного страха, что, безусловно, делает ему честь.
Поступок Лауды поняли и оправдали все, кроме руководства "Феррари". Гонщик не покинул команду, лишь потому, что имел контракт на сезон 1977. Мнение о том, что "Лауда уже тот" сам австриец развеял, выиграв второе звание лучшего гонщика на планете. Но, нет сомнений, его стиль вождения автомобиля после аварии изменился. Теперь Лауда не являлся чемпионом квалификации, уступив это звание тому же Ханту и Андретти. Теперь Ники побеждал не за счет количества побед, а за счет набранных очков. Но даже такие перемены не стали утешающими для соперников - Лауда стал двукратным чемпионом мира. …И покинул "Феррари", где не мог оставаться в виду напряженных отношений буквально со всеми.
Ники пришел в "Брэбэм" Берни Экклстоуна, где провел неполные два года. Болид Гордона Марри не был конкурентом "Лотосам", хотя благодаря хитроумной конструкции (позволяющей обойти запрет на граунд-эффект) Лауда одержал легкую победу в Швеции. С двумя победами (к шведскому Большому Призу Ники добавил еще и гонку в Монце) австриец стал четвертым в чемпионате.
Следующий сезон пилоты Берни - Лауда и молодой Нельсон Пике - вынуждены были бороться с техническим несовершенством машины. Это не добавляло энтузиазма двукратному чемпиону, который в то время организовал свою компанию по авиаперевозкам и хотел больше внимания уделять бизнесу. После тренировок в Канаде Лауда принял спонтанное решение уйти из "Формулы-1", о чем и заявил Экклстоуну и болельщикам. Уход Ники был неожиданным для всех и для него самого, в какой-то мере, тоже.
Последующие годы Лауда уделил собственной авиакомпании и даже получил права на управление самолетом. Вернулся Лауда в автоспорт вовсе не из-за тяги к пилотированию болида, а из-за денег. Австриец всегда просчитывал свои действия и сочетал скорость с осмотрительностью. "Лауда Эйр" столкнулась с финансовыми трудностями, а Рон Деннис, возглавлявший "МакЛарен" предложил двухмиллионный (рекордный по тем временам) контракт.
Опасения насчет скорости Ники испытывали все. И Деннис не был исключением. Огромную сумму договора с пилотом он подстраховал пунктом, по которому Лауда мог быть уволен, если не добьется заметных результатов в четырех первых гонках.
Возвращение чемпиона пришлось на 1982 год, когда сразу несколько пилотов имели шансы стать чемпионами мира. В третьей гонке после возвращения Лауда одерживает победу в Гран При США и заставляет умолкнуть скептиков. С двумя победами и 30-ю очками Ники занимает пятое место в итоговом протоколе, уступив партнеру Джону Уотсону, который поделил второе-третье места с Пирони.
Следующий год был очень сложен для "МакЛарена". Время безнаддувного "Форд Косворт" окончательно прошло. "Конюшня" не могла конкурировать с турбодвижками, которыми оснащались соперники (в первую очередь "Брэбэм" и "Рено"). На Гран При Монако Лауда и Уотсон даже не прошли квалификацию (хотя "Уильямс" Росберга с точно таким же двигателем выиграл традиционно медленную гонку)! Еще до последней гонки сезона "МакЛарен" заключил соглашение с "Порше". Это был правильный ход со стороны Денниса. Немецкий двигатель, подготовленный компанией "ТАГ" три года подряд доминировал в "Формуле-1".
Партнером Лауды на сезон 1984 стал Ален Прост - еще один вдумчивый и сверхпрофессиональный пилот. "МакЛарены" были на две головы выше соперников - чемпионат разыграли между собой напарники по команде. В упорнейшей борьбе Ники Лауда смог выиграть свой третий титул, опередив Просто всего на пол-очка! Став трехкратным чемпионом Лауде больше нечего было доказывать что бы то ни было. Следующий сезон стал последним для австрийца. Провел он его, надо признать, не на высоте. В то время как Прост шел к своему первому высшему званию, Лауда сходил в гонках. Однако во время голландской гонки австриец смог хлопнуть дверью. Стартовав с десятого места Ники пришел к финишу первым. Эта победа стала последней в долгой карьере Лауды. По завершении сезона он окончательно повесил шлем на гвоздь, вернувшись к управлению авиакомпанией.
Не так давно Лауда весьма непродолжительное время возглавлял команду "Ягуар". Но здесь он не добился тех успехов, что имел в роли активного гонщика.
Карьера Ники Лауда во многом противоречива. Он был быстр и, в то же время, внимательно относился к малейшим нюансам настроек. Его обожали фанаты, но он ругался со своими работодателями. Одно остается бесспорным, Лауда заслужил свои три титула потом и, в прямом смысле слова, кровью.