Обзор событий мирового автоспорта




Выпуск № 30

     Привет, друзья!

Сегодня в выпуске:




Новости короткой строкой

Champ Car

31.01.04 Команда Fernandez Racing подтвердила своё участие в обновлённом чемпионате Champ Car, обретшем новых владельцев в лице компании OWRS. Чемпионат-2004 станет двенадцатым подряд сезоном в Champ Car для команды. Fernandez Racing начинает подготовку к первенству тестами на автодроме Sebring International Raceway во Флориде, которые должны были состояться в первую неделю февраля.

31.01.04 Бразильский гонщик Марио Хаберфельд с оптимизмом воспринял известие о сохранении чемпионата Champ Car. По словам пилота, он имеет несколько предложений по трудоустройству в серии, и название выбранной им команды будет объявлено в самое ближайшее время.

02.02.04 Руководство серии ввело правило, которое должно ограничть расходы команд. Согласно статье 6.4.1 нового регламента, каждая команда может привлечь к обслуживанию одного автомобиля не более 15 человек за уик-энд. В это число не входят гонщик, руководители команды, пресс-секретари и прочие, напрямую не связанные с техническим обслуживанием болидов члены команд.

02.02.04 Ожидается, что компания Open Wheel Racing Series должна не позднее 12 февраля обнародовать свои планы по дальнейшим преобразованиям гоночной серии Champ Car. К этому же сроку должен быть представлен окончательный календарь сезона-2004.

05.02.04 Власти южноафриканского города Дурбана объявили о своей готовности принять на своих улицах один из этапов Всемирной Серии. Ведутся переговоры о подписании пятилетнего контракта.

06.02.04 Обнародована новая очковая система серии, предложенная реформаторами от OWRS. Начиная с 2004 года очки будут даваться двадцати (а не двенадцати, как раньше) участникам по следующей схеме: 31-27-25-23-21-19-17-15-13-11-10-9-8-7-6-5-4-3-2-1. Предусмотрено дополнительное очко любому гонщику, хоть раз отметившемуся в качестве лидера гонки, одно очко за быстрейший круг и одно очко пилоту, который сможет отыграть по ходу гонки наибольшее число позиций. Отменяется бонус за лидирование ниабольшее число кругов, но сохранились дополнительные очки за победу в пятничной и субботней квалификациях (на автодромах овальной конфигурации начисляется лишь одно очко за победу в итоговой квалификации).

Indy Racing League

04.02.04 Бывший гонщик Формулы-1 и CART, а ныне владелец команды Red Bull Cheever Racing Эдди Чивер прокомментировал ситуацию с чемпионатом Champ Car. По мнению Чивера, покупка чемпионата компанией OWRS лишь продлит агонию некогда славного чемпионата. "Во Всемирной Серии всё слишком запущено", - добавил в заключение американец.

04.02.04 IRL, несмотря ни на что, остаётся более привлекательной серией в глазах владельцев американских гоночных "конюшен". Так, один из основателей CART Пэт Патрик уже объявил о своём переходе в Indy, ожидается, что вскоре так же поступит и Дэррек Уокер, чья команда уже распродаёт свои шасси.

04.02.04 Действующий чемпион серии Скотт Диксон высказал свои мысли по поводу наступающего чемпионата. По словам новозеландца, несмотря на то, что с приходом новых команд обязательно возрастёт конкуренция, он уверен, что способен отстоять свой титул: "Я думаю, мы должны достигнуть прогресса в таких областях, как надёжность и тактика. В прошлом сезоне мы не закончили пять гонок из шестнадцати, а это очень много". Своими главными соперниками Диксон назвал двух бразильцев: Тони Канаана и Хелио Кастроневеса.

04.02.04 Покинувший спорт Жиль де Ферран готовится к самому сложному для себя году. "Автоспорт так просто не отпускает тебя", - говорит бразилец - "Я любил и до сих пор люблю этот спорт. Вероятно, впереди у меня будет много минут, наполненных пустотой". После того, как Жиль объявил в прошлом году о своём уходе из Penske, он был удивлён, как много предложений по продолжению гоночной карьеры поступало к нему со всех сторон. Как выяснилось, место в своей команде предлагал даже владелец одной из "конюшен" Ф1 Эдди Джордан. Однако де Ферран, по своим собственным словам, садится за руль только для того, чтобы отвезти своих детей в школу.

Чемпионат мира по ралли

05.02.04 Петер Солберг провёл первые тесты Subaru Impreza WRC образца 2004 года и остался очень доволен новинкой, заявив, что она способна выиграть свою первую же гонку. Дебют нового творения Subaru запланирован на ралли Мексики.

По материалам speed.montoya.ru


В начало ▲


Ралли. Чемпионат мира

Ралли Швеция

Швеция 06-08.02.2004

Покрытие: снег и лёд
Профиль: очень быстрые участки, проложенные по слегка холмистой местности через зимний лес вблизи города Карлстада
Дистанция: 394,800 км
Спецучастков: 19
Победитель 2003 года: М. Грёнхольм / Peugeot 206 WRC


День 1: 06.02.04 Пятница - 5 спецучастков (145,800 км)
День 2: 07.02.04 Суббота - 8 спецучастков (152,400 км)
День 3: 08.02.04 Воскресенье - 6 спецучастков (96,600 км)


Фотографии с ралли Швеции


День первый   06.02.2004

Восхитительная борьба за победу в ралли Швеция началась в первый же день. Чего только стоит хотя бы тот факт, что по итогам пятницы на первых трёх местах расположились представители трёх разных команд, причём очень неожиданно возглавили протокол извечные соперники на асфальте Маркко Мартин и Себастьян Лёб...

Впрочем, немаловажную роль сыграло то, что в этом году на шведских дорогах практически нет снега, и традиционно снежное ралли превратилось в грунтовое. В таких условиях преимущество получали те пилоты, что выезжали на трассу первыми, поэтому Мартин и Лёб, два лидера чемпионата, находились в самых идеальных условиях.

Петер Солберг, в отличие от своего осторожного выступления в Монте-Карло, в этот раз ехал менее благоразумно, зато смог занять по итогам первого дня третье место, уступив Лёбу лишь три с небольшим секунды. Зная, что Петер обычно более конкурентоспособен в последние два дня ралли, можно было предположить, что норвежец намерен сделать серьёзную заявку на победу.

Неплохо проявили себя в пятницу и напарники трёх лидеров. Карлос Сайнц, занявший четвёртое место, находился в шаге от того, чтобы выиграть один из спецучастков дня. Новобранец Ford Янне Туохино, специально заявленный для участия в ралли Швеции, оправдал доверие, оказанное ему "голубым овалом" и занял неплохое пятое место, нацелившись в итоге и на подиум. Микко Хирвонен из Subaru показал седьмое время, преодолев дистанцию пятницы в довольно стабильном ритме.

Вновь не повезло Маркусу Грёнхольму. Финн, как и две недели назад, стал первым лидером ралли, но проблемы с рулевым управлением на третьем спецучастке, из-за которых Маркус потерял более минуты, откинули Грёнхольма на далёкое шестое место.

Новый Mitsubishi Lancer пока оказался не готов справиться с тяжелейшими условиями шведского этапа, и Жиль Паницци не смог выполнить свою задачу и пройти максимально возможную дистанцию, поломка трансмиссии вывела француза из строя. Второй пилот команды, Кристиан Сольберг, сделавший множество непростительных ошибок, закончил день за пределом лучшей тридцатки.


  №   # Экипаж          Автомобиль   Время       Отставание
  1.  7 Martin-Park     Ford Focus   1:11'25"900 122.5 км/ч
  2.  3 Loeb-Elena      Citroen Xsa  1:11'49"200 + 00'23"30
  3.  1 Solberg-Mills   Subaru Impr  1:11'52"800 + 00'26"90
  4.  4 Sainz-Marti     Citroen Xsa  1:12'10"000 + 00'44"10
  5.  8 Tuohino-Aho     Ford Focus   1:12'21"300 + 00'55"40
  6.  5 Gronholm-Rautia Peugeot 307  1:12'24"600 + 00'58"70
  7.  2 Hirvonen-Lehtin Subaru Impr  1:12'42"100 + 01'16"20
  8. 11 Duval-Prevot    Ford Focus   1:12'53"500 + 01'27"60
  9. 14 Carlsson-Anders Peugeot 206  1:13'04"000 + 01'38"10
 10.  6 Loix-Smeets     Peugeot 307  1:13'07"200 + 01'41"30
Полные результаты первого дня



День второй   07.02.2004

В субботу на ралли Швеция произошла смена лидера, и гонку возглавил Себастьян Лёб. В начале одиннадцатого спецучастка вылетел с трассы и потерял при этом колесо лидировавший Маркко Мартин. Эстонец всё же доехал до финиша допа, проиграв Лёбу около шести минут. Но теперь Мартин мог сражаться лишь за пару очков...

Конечно, не стоит недооценивать значимость аварии Мартина в определении нового лидера гонки, но не стоит её и переоценивать. Лёб, считающийся мастером асфальтовых ралли, заметно прогрессирует и уже способен отлично выступать на любом покрытии. В то время как соперники молодого француза довольно часто делали ошибки, Себ контролировал поведение своего Citroen в любой ситуации. Выиграв три спецучастка дня из восьми, Лёб имел перед заключительным днём более чем 40-секундное преимущество, так что задача на воскресенье стояла просто финишировать. Тем более, что дистанция последнего дня была очень небольшая - меньше 100 километров.

Главная угроза Лёбу перед финишным рывком к победе исходила от Маркуса Грёнхольма. Финн, столкнувшийся в пятницу с механическими проблемами, был невероятно быстр, показал впечатляющее количество выигранных спецучастков и вышел к концу второго дня на второе место. Отставание Маркуса от Себастьяна Лёба могло быть и меньше, если бы не небольшая ошибка на 12 допе, где Грёнхольм потерял около 15 секунд. Впрочем, ждать от Peugeot невероятного темпа в воскресенье не стоило, так как команде было необходимо набрать хотя бы те восемь очков, что давала вторая позиция финна.

Действующий чемпион мира Петер Солберг начал день с драматичного вылета, стоившего ему 45 секунд. Лишь сходы впереди и ошибки основных соперников позволили норвежцу вернуться на третье место.

Незаметная на фоне этого противостояния, пока только готовящаяся вернуться на вершину мирового ралли Mitsubishi тем временем лишилась своего последнего пилота в ралли Швеция. Кристиан Сольберг сошёл по той же причине, что и Жиль Паницци - отказала трансмиссия. Среди выбывших оказался и россиянин Станислав Грязин, попавший в аварию на шестом спецучастке.


  №   # Экипаж          Автомобиль   Время       Отставание
  1.  3 Loeb-Elena      Citroen Xsa  2:34'22"700 115.9 км/ч
  2.  5 Gronholm-Rautia Peugeot 307  2:35'03"300 + 00'40"60
  3.  1 P.Solberg-Mills Subaru Impr  2:35'50"800 + 01'28"10
  4.  8 Tuohino-Aho     Ford Focus   2:36'18"400 + 01'55"70
  5.  4 Sainz-Marti     Citroen Xsa  2:36'19"200 + 01'56"50
  6. 12 H.Solberg-Menke Peugeot 206  2:37'49"500 + 03'26"80
  7. 14 Carlsson-Anders Peugeot 206  2:39'50"000 + 05'27"30
  8.  7 Martin-Park     Ford Focus   2:40'07"200 + 05'44"50
  9.  2 Hirvonen-Lehtin Subaru Impr  2:43'10"000 + 08'47"30
 10. 16 Eriksson-Svenss Ford Focus   2:44'48"500 + 10'25"80
Полные результаты второго дня



День третий   08.02.2004

В заключительный, третий день ралли, как и следовало ожидать, не произошло сколь-нибудь значимых перемен. Единственное изменение в первой восьмёрке - это перемещение Маркко Мартина на седьмую позицию.

Можно ещё раз похвалить Себастьяна Лёба, который провёл безупречное ралли. Странная смесь снега, льда, гравия и грязи делали выбор шин особенно сложным, а поведение машины - непредсказуемым. Лёб на отлично справился со всеми задачами. Благодаря французу и его напарнику Карлосу Сайнцу, приехавшему к финишу на трёх работающих цилиндрах в моторе, Citroen захватила лидерство в Кубке Конструкторов.

Трёхкратный победитель ралли Швеция Маркус Грёнхольм на этот раз вновь подтвердил звание эксперта по этому этапу, заняв второе место. Лишь проблемы в пятницу и, естественно, Себастьян Лёб помешали финну вновь отпраздновать победу в почти родной Швеции.

Смог в итоге попасть на подиум Петер Солберг, с нетерпением ожидающий новую Subaru, которая должна поправить положение норвежца в турнирной таблице. Impreza дебютирует на следующем этапе в Мексике, и вот тогда мы, скорее всего, и увидим реальную расстановку сил в чемпионате мира.


  №   # Экипаж          Автомобиль   Время       Отставание
  1.  3 Loeb-Elena      Citroen Xsa  3:26'17"700 114.8 км/ч
  2.  5 Gronholm-Rautia Peugeot 307  3:27'04"100 + 00'46"40
  3.  1 P.Solberg-Mills Subaru Impr  3:27'39"200 + 01'21"50
  4.  8 Tuohino-Aho     Ford Focus   3:27'59"800 + 01'42"10
  5.  4 Sainz-Marti     Citroen Xsa  3:28'44"700 + 02'27"00
  6. 12 H.Solberg-Menke Peugeot 206  3:30'35"300 + 04'17"60
  7.  7 Martin-Park     Ford Focus   3:31'56"000 + 05'38"30
  8. 14 Carlsson-Anders Peugeot 206  3:32'08"100 + 05'50"40
  9.  2 Hirvonen-Lehtin Subaru Impr  3:35'35"900 + 09'18"20
 10. 16 Eriksson-Svenss Ford Focus   3:38'55"100 + 12'37"40
Полные результаты третьего дня


По материалам сайта www.rally-live.com



Чемпионат пилотов
    Гонщик         Очки
 1. Sebastien Loeb   20
 2. Marcus Gronholm  13
 3. Markko Martin    10
 4. Petter Solberg    8
 5. Francois Duval    6
 6. Janne Tuohino     5
 7. Carlos Sainz      4
 8. Freddy Loix       4
 9. Gilles Panizzi    3
10. H. Solberg        3
         
Кубок конструкторов
    Команда     Очки
 1. Citroen      24
 2. Ford         21
 3. Peugeot      17
 4. Subaru        8
 5. Mitsubishi    3




В начало ▲


Изверг Ааз

Кубок Наций

В отличие от серии КАРТ, в "Формуле-1" не проводится подсчет очков стран-представительниц. Тем не менее, национальный фактор немаловажен для Королевы Автоспорта. 5 десятилетий раскрашены в цвета флагов Великобритании, Франции, Италии, Германии и многих других. Именно о неофициальном Кубке Наций и лучших из лучших автогонщиков своих стран пойдет речь в данной серии статей.

Часть 5. Германия

Было бы серьезной ошибкой думать, что немецкий автоспорт родился при братьях Шумахер. Еще до Второй мировой войны у Германии были сильнейшие пилоты в мире. Рудольф Кариччиола, Бернд Розмайер, Герман Ланг, Герман Мюллер - все они выигрывали чемпионат Европы - предшественник чемпионата "Ф-1". И соперников у немецких Mercedes и Auto Union не было. Столь подавляющее превосходство объяснялось поддержкой пришедшего к власти Гитлера. Что, впрочем, не умаляет достоинства германских асов асфальта.

После войны старая гвардия оказалась действительно старой и не смогла составить достойную конкуренцию итальянцам, аргентинцам и британцам. Каждый год на Гран При Германии в Нюрбургринге выходило около десятка немецких автогонщиков. По большей части это были любители, и количество не переходило в качество.

Но спустя лишь 10 лет после сокрушительного поражения в войне, Германия поднялась с колен. Коснулось это возрождение и автопромышленности. На трассах чемпионата мира появились серебряные стрелы "Мерседеса". 2 года подряд Фанхио приводил автомобиль с трехлучевой звездой к победе в чемпионате. Штутгартцы на этом не остановились бы, но трагедия в Ле-Мане, когда "Мерседес" под управлением Левега унес жизнь не только пилота, но и нескольких десятков зрителей дал повод свернуть спортивную программу.

В конце пятидесятых, наконец, появился многообещающий молодой немецкий автогонщик. Вольфганг фон Трипс долгое время был на вторых ролях в "Формуле-1". Однако, с введением нового регламента в 1961 году, "Феррари" получила превосходство в серии Гран При. С начала сезона стало ясно, что соперников у пары фон Трипс-Фил Хилл не предвидится. На Гран При Голландии в Зандвоорте фон Трипс одержал первую победу для Германии. Затем была победа в Англии и второе место перед земляками на Нюрбургринге. В Монцу фон Трипс приехал лидером чемпионата, опережая партнера Фила Хилла - на 8 очков. В Италии, к радости тиффози, фон Трипс стартовал с поула. Но в гонке столкновение с молодым Джимом Кларком стоило жизни немцу и нескольким болельщикам. Так Германия лишилась шанса выиграть чемпионат мира на 3 десятилетия. Фил Хилл победил в Монце и опередил фон Трипса на 1 очко. На заключительный этап в США "Феррари" не поехала…

Достойной смены фон Трипсу не было. Не снискала и лавр "Мерседеса" заводская команда "Порше". Максимум чего они достигли - четвертое место Герни по итогам сезона 1961 и единственная победа (того же Герни) во Франции год спустя.

Следующая победа немецкого пилота произошла, в большей степени случайно, на Гран При Испании-1975. "МакЛарен" Йохена Масса от настойчивых атак "Лотоса" Жаки Икса спасла досрочная остановка гонки. Больше подобного успеха Массу повторить не удалось, хотя на протяжении нескольких лет он оставался лучшим автогонщиком Германии.

Снова заявили о себе немецкие моторостроители. На этот раз пришел черед "БМВ", которые начали сотрудничать с командой "Брэбэм" в 1982-м году. Две победы в первом сезоне и чемпионский титул Пике в следующем стоит признать великолепным достижением. Но вскоре и соперники построили хорошие турбодвигатели и преимущество "Брэбэма-БМВ" нивелировалось.

И снова в Германии выросла молодая звезда - Штефан Беллоф заставил говорить о себе с самого начала карьеры. Мало кто помнит, что когда Сенна на "Тоулмене" догонял Проста в Монако-84, Беллоф на "Тиррелле" финишировал следом за гениальным дуэтом. Правда, результаты команды "Тиррелла" в том сезоне были аннулированы из-за несоответствия топлива регламенту. А год спустя Беллоф погиб во время гонки спортпрототипов в Спа…

И только в начале 90-х Германия проделала путь к вершинам автоспорта до конца. Яркий дебют Михаэля Шумахера в "Бенеттоне" не закончился резко и трагично, подобно карьерам фон Трипса и Беллофа. В 1994-м году Германия, наконец-то получила своего первого чемпиона в "Формуле-1". Но Михаэль не был одним воином в поле. В элитнейшей серии автоспорта вскоре появились Френтцен, брат Михаэля - Ральф, победитель чемпионата "Ф-3000" Ник Хайдфельд. Кроме того, вернулись в "Ф-1" концерны "Мерседес" и "БМВ". В 2000-м году Шумахер-старший выиграл свой третий титул, а Германия - первый в неофициальном Кубке Наций. С тех пор никому не удалось потеснить немцев с вершины. Даже если Михаэль Шумахер в ближайшее время завершит карьеру, волна интереса к автоспорту в Германии не спадет. Национальный чемпионат "Формулы-3" считается одним из сильнейших в Европе, "Мерседес" и "БМВ" постоянно выискивают таланты в младших сериях, помимо призовых пилотов команд "Ф-1" множество молодых и голодных львов рвутся повторить достижение своего соотечественника - Михаэля Шумахера. Да и разговоры о приходе в "Большой цирк" еще одного автогиганта - "Фольксвагена" - не утихают в последнее время.


Статистика:

За период с 1950 года и по настоящее время (до начала сезона-2004) немцы набрали 1683 очка (четвертый результат), одержали 82 победы (третье место), 62 поул-позиции (четвертое место), 73 быстрейших круга в гонке (третье место).

Всего на старт Гран При выходило 40 немцев, 5 из которых побеждали в гонках, 1 стал чемпионом мира (Михаэль Шумахер в 1994-1995; 2000-2003).

Все рекорды для своей страны принадлежат Михаэлю Шумахеру:

Победы - 70.

Очков - 1038.

Поул-позиций - 55.

Быстрейших кругов - 56.


Германия 4 раза набирала больше всех очков в чемпионатах мира (2000-2003).

В начало ▲


Гонка из прошлого

Их первые победы

Часть одиннадцатая: Джеки Стюарт


Большой Приз Италии, восьмой этап чемпионата мира 1965 года, вошёл в историю благодаря потрясающей битве за победу, победителем в которой вышел дебютант сезона, молодой шотландец Джеки Стюарт, будущий трёхкратный чемпион мира.

На предыдущей гонке в Германии Джим Кларк за три этапа до завершения чемпионата стал его победителем. В Италии же великий шотландец лишь в очередной раз подтвердил свою силу, вновь заняв поул-позицию. Джон Сёртис на Ferrari и ещё мало кому известный Джеки Стюарт составили компанию Джиму на первом ряду, позади расположились их партнёры по командам, Грэм Хилл и Лоренцо Бандини.

Сразу же после старта началось потрясающее двухчасовое действо, главными героями которого стали Кларк, Стюарт и Хилл. Пилоты вели великолепную борьбу, в которую время от времени вмешивались и Сёртис с Дэном Герни. По ходу гонки в первой тройке отметились пятеро пилотов, но все они менялись местами 53 раза (!), и, как правило, лидер сменялся каждые два-три круга. На 46 круге Кларк показывает лучшее время круга в гонке, которое лишь на полсекунды медленнее его же поула.

На 63 круге пошёл дождь, и вскоре исчез Кларк. В те далёкие времена, когда трассы ещё не были уставлены камерами, никто в боксах не мог знать, что случилось. Впрочем, через десять минут Джим пришёл сам, у его Lotus отказал топливный насос. Борьба за победу продолжилась без уже ставшего двукратным чемпиона мира, и вели её два партнёра по BRM Джеки Стюарт и Грэм Хилл.

Стюарт лидировал на предпоследнем круге, когда Хилл предпринял последнюю попытку атаки, попытавшись опередить своего соотечественника по внутреннему радиусу. Место для обгона было выбрано не совсем удачно, и машину начало сносить по коварному сырому асфальту. Наступили очень опасные для обоих гонщиков мгновения, но на их счастье машина Стюарта была настолько быстра, что когда Хилла вынесло на траекторию соперника, Джеки был уже в десятках метров впереди. Так 26-летний гонщик защитил своё лидерство, отстояв право на победу в Гран-При.

Стоит отметить, что подобная битва двух пилотов одной команды, которые к тому же не конфликтуют между собой, очень редка для Формулы-1. И от этого первая победа Стюарта становится ещё ценнее.


Гран-При Италии 1965 года

Италия - Монца 12.09.1965
36o Gran Premio d'Italia

Длина круга: 5750 м
Количество кругов: 76
Дистанция: 437,000 км
Погода: солнечно, тепло
Победитель 1964 года: Дж. Сёртис / Scuderia Ferrari SpA SEFAC


 ФП  Пилот                    Команда      Время        Очки   Причина схода
  1  Jackie Stewart           BRM         2:04:52.8     9.00
  2  Graham Hill              BRM          -00:03.3     6.00
  3  Dan Gurney               Brabham      -00:16.5     4.00
  4  Lorenzo Bandini          Ferrari      -01:15.9     3.00
  5  Bruce McLaren            Cooper       -1 круг      2.00
  6  Richard Attwood          Lotus        -1 круг      1.00
  7  Jo Bonnier               Brabham      -2 круга
  8  Jochen Rindt             Cooper       -2 круга
  9  Innes Ireland            Lotus        -2 круга
                          Не классифицированы:
 10  Jim Clark БК             Lotus        63 круга           топливный насос
 11  Mike Spence              Lotus        62 круга           зажигание
 12  Nino Vaccarella          Ferrari      58 кругов          двигатель
 13  Roberto Bussinello       BRM          58 кругов          давление масла
 14  Richie Ginther           Honda        56 кругов          зажигание
 15  Denny Hulme              Brabham      47 кругов          подвеска
 16  Frank Gardner            Brabham      46 кругов          двигатель
 17  Jo Siffert               Brabham      44 круга           коробка передач
 18  Giacomo Russo            Lotus        38 кругов          управление
 19  John Surtees             Ferrari      35 кругов          сцепление
 20  Ronnie Bucknum           Honda        28 кругов          двигатель
 21  Masten Gregory           BRM          23 круга           коробка передач
 22  Giancarlo Baghetti       Brabham      10 кругов          шатун
 23  Giorgio Bassi            BRM           9 кругов          двигатель
ФП - финишная позиция, БК - быстрейший круг


Лидерство в гонке:
   1-2    Jim Clark                  37    Jackie Stewart
     3    Graham Hill                38    Jim Clark     
     4    Jim Clark                  39    Jackie Stewart
     5    Graham Hill                40    Graham Hill   
     6    Jackie Stewart          41-43    Jackie Stewart
     7    Jim Clark                  44    Jim Clark     
   8-9    Jackie Stewart             45    Graham Hill   
    10    Jim Clark                  46    Jim Clark     
 11-14    Jackie Stewart          47-49    Jackie Stewart
    15    John Surtees               50    Graham Hill   
 16-17    Jackie Stewart             51    Jim Clark     
    18    Jim Clark                  52    Jackie Stewart
 19-20    Jackie Stewart          53-54    Jim Clark     
    21    Jim Clark               55-56    Graham Hill   
 22-24    Jackie Stewart             57    Jim Clark     
 25-26    Graham Hill             58-69    Jackie Stewart
    27    Jim Clark               70-71    Graham Hill   
    28    Graham Hill                72    Jackie Stewart
 29-32    Jackie Stewart             73    Graham Hill   
 33-36    Jim Clark               74-76    Jackie Stewart


Джеки Стюарт

Чемпион мира 1969, 1971, 1973 гг.

Представитель известной фамилии Стюарт прославился не только как великолепный автогонщик, но и как борец за безопасность автогонок. Именно предложения Стюарта сделали автоспорт не таким смертельным для спортсменов и болельщиков.

Шотландец вообще очень разносторонний человек. Стюарт был кандидатом в олимпийскую сборную Великобритании по стрельбе на Играх в Риме. Но автогонки все же победили. Хотя долгое время Джеки скрывал свое увлечение (а позже профессию) от родителей, не желая заставлять их переживать за сына.

Выступать в автогонках Джеки Стюарт начал в команде Кена Тиррелла. Именно в союзе с "дядюшкой Кеном" шотландец добьется большинства своих побед. Их связывали на редкость, даже по тем временам, доверительные отношения. Пилот и менеджер обходились без контрактов, веря друг другу на слово.

Но тогда "конюшня" Тиррелла была представлена лишь в младших "формулах". В 1964 году Стюарт привлек внимание многих своими успехами в британской "Формуле-3". Недостатка в предложениях не было, в том числе и от двух топ-команд "Лотоса" и "БРМ". Стюарт выбрал "БРМ" и не прогадал. В первом же для себя чемпионате Гран При Джеки побеждает на незачетном "Международном призе", официальном Гран При Италии и становится третьим по итогам чемпионата, уступив лишь Кларку и собственному напарнику по "БРМ" - Хиллу.

Переход на трехлитровые двигатели с 1966 года был очень сложен для британских команд. Стюарт выиграл, правда, первый же этап в Монако, но когда пелотон переместился на более скоростные трассы, оказался далеко от лидеров. В Спа-Франкоршаме он попадает в очень тяжелую аварию. Сам факт аварии и то, что гонщика потом положили на больничный пол, усыпанный окурками, заставил шотландца начать борьбу за повышение мер безопасности автогонок. Он во многом изменил стереотип пилота Гран При. Одни, как Жаки Икс, готовы были рисковать жизнью на трассе, другие просто боялись говорить об опасностях, не желая сомнительной славы трусов. Стюарт же не стал строить из себя бесшабашного рыцаря, которому все равно, сколько частей его тела доедет до финиша. Без сомнения, борьба за безопасность спасла в будущем жизнь не одному человеку так или иначе причастному к автогонкам.

Фактически, не сумев подготовить новый двигатель H-16, команда "БРМ" уступила место на вершине. Следующий год был еще более разочаровывающим. Слишком сложный и ненадежный 16-цилиндровый двигатель не давал проявиться таланту Стюарта в полной мере. За весь сезон Джеки сумел лишь дважды финишировать. И эти финиши оба были на подиуме!

Неудивительно, что Стюарт принял решение покинуть команду. В "Формулу-1" пришла французская компания "Матра". Помимо заводской, была и частная "конюшня" старого знакомого Джеки - Тиррелла. После гибели Джима Кларка именно Стюарт был главным соперником Хилла в чемпионате. Одержав 3 победы (столько же и у Хилла) шотландец все же проиграл титул.

Но если Грэм Хилл в силу объективных обстоятельств не смог снова участвовать в борьбе за чемпионство, то Стюарт только набирал силу. В 1969 году он наголову разгромил всех своих конкурентов, выиграв 6 из 11 гонок. Естественно, это принесло ему первый титул Чемпиона мира.

Уход "Матры" подвигнул Тиррелла на строительство собственного автомобиля. Но создание первого "Тиррелла" затягивалось и команда начала сезон на шасси "Марч". И начала достаточно успешно. Поул в первой же гонке, победа во второй - замечательное начало для дебютанта "Формулы-1". Потом творение четверки энтузиастов (один из которых нынешний президент ФИА Макс Мосли) стало подводить своих пилотов в гонках. Под занавес сезона Стюарт вывел на трассу первый "Тиррелл". Снова поул и снова Джеки сходит в гонке. Тот сезон был в большей мере работой на перспективу. Которая наступила очень скоро.

Как и два года назад, получив надежный автомобиль, Стюарт легко выигрывает титул. (Для сравнения: в сезоне-1971 шотландец 6 раз выигрывал гонки, 6 раз стартовал с поула и трижды установил лучшее время круга, набрав 62 очка. У вице-чемпиона Петерсона 33 очка, без единой победы, поула и быстрого круга). Партнер Стюарта - многообещающий француз Франсуа Север побеждает впервые в карьере (и, увы, в последний раз) и занимает третью строчку итогового протокола.

На следующий год Стюарт уже не чувствует себя столь комфортно. Титул у него отбирает молодой пилот "Лотоса" Эмерсон Фиттипальди. Хотя борьба опытного шотландца и молодого бразильца получилась очень упорной. Но даже победы Джеки в двух последних гонках сезона не дали ему третьего титула.

Именно Стюарт и Фиттипальди разыграли титул 73-го года. Причем их вторые номера - Север и Петерсон соответственно, были не так уж и далеко. Стюарт снова досрочно выигрывает сезон и по окончании сезона решает уйти. Да и финальный Гран При сезона в Уоткинс-Глене должен стать 100-й гонкой в карьере шотландца. Круглая цифра в графе "Гонки", рекорд по победам (Стюарт опередил своего соотечественника Кларка, одержав 27 побед) - достойное завершение славной карьеры. Но на тренировке перед гонкой погибает второй пилот "Тиррелла" - Франсуа Север. Стюарт принимает решение не участвовать в соревновании. Таким скомканным и трагичным вышел финал карьеры Джеки.

Повесив шлем на гвоздь, Стюарт не прекратил активную деятельность. Он поддерживал тесные связи с "Фордом", его сын - Пол, не став автогонщиком калибра отца, основал собственную команду. "Конюшня" младшего Стюарта одно время была непобедима в младших классах автогонок. А в середине 90-х годов отец и сын приняли смелое решение войти в "Формулу-1". Молодую команду поддержал "Форд". Подиум в первом сезоне стал наградой за упорный труд. А на Большом Призе Европы-99 Джонни Херберт приносит единственную победу команде "Стюарт". По завершении того сезона владельцы полностью продают "конюшню" "Форду". Трехкратный чемпион не стал победителем сезона в роли тим-менеджера, но зато осуществил выгодную сделку. Ведь он продал не бедный и умирающий проект, (как не чужой для Джеки "Тиррелл", ставший "БАРом"), а крепкого середняка пелотона.

Стрелок, автогонщик, борец за безопасность, коммерсант и менеджер - все это очень много для человека, который с детских лет болеет дислексией и с трудом пишет и читает.

Изверг Ааз

При написании использованы материалы с CD "Формула-1"


Родился: 11.06.1939    Милтон, Дамбартоншир, Шотландия


Гран При:

     100

Старты:

       99

Победы:

       27

Подиумы:

       43

Поул-позиции:

       17

Первый ряд:

       42

Быстрейшие круги:

       15

Дубли:

         8

Хет-трики:

         4

Большие шлемы:

         4

Лидирование старт/финиш:

       11

Пройдено кругов:

   5225

Круги лидирования:

   1921

Очки:

360,00




Автор благодарит Сергея Кузнецова и Изверга Ааза за помощь в подготовке рубрики "Их первые победы"

В начало ▲


Рекомендую!


Рассылки
Subscribe.Ru
Русский рок и музыка, к нему близкая, глазами Пацифиста

Каждый раз, слушая очередное новое музыкальное произведение, испытываю желание поделиться с кем-то впечатлениями. Решил создать для этого рассылку. Также в рассылку будут помещаться различные интересные, по моему мнению, музыкальные новости, обзоры сайтов, посвященных музыке и группам, играющим в стиле, близком к русскому року. Ну и просто мои мысли о музыке, поэзии, жизни...


Рассылки Subscribe.Ru

Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы 


Приглашаются к сотрудничеству авторы рассылок на Subscribe.Ru для обмена формами быстрой подписки
По всем вопросам пишите на Flasher-F1@List.Ru




Убедительная просьба к подписчикам сообщать о любых проблемах, возникающих при чтении рассылки. Это необходимо для оперативного их устранения


Сайт рассылки

© Автор рассылки: Flasher
© Помощники автора: Сергей Кузнецов, Изверг Ааз

Количество подписчиков: 579








Если Вы не видите меню в верхней части страницы, возможно, Вы зашли сюда по ссылке извне (например, с помощью поисковой машины). Пожалуйста, нажмите здесь для полного доступа к сайту.






Rambler's Top100


Сайт создан в системе uCoz