Обзор событий мирового автоспорта




Выпуск № 27

     Привет, друзья!

Сегодня в выпуске:




Я рад приветствовать всех вас на страницах очередного выпуска рассылки "Обзор событий мирового автоспорта". Уже на этой неделе стартует чемпионат мира по ралли, а значит, даже несмотря на то, что до старта чемпионата мира Формула-1 ещё больше месяца, межсезонье можно считать закончившимся.

Как вы успели заметить, рассылка поменяла дизайн. Надеюсь, теперь её чтение станет более удобным для вас. Если у вас возникнут какие-либо проблемы с отображением этого номера в вашем почтовом клиенте, прошу вас сообщить мне на flasher-f1@list.ru.



Новости короткой строкой

Серия CART

11.01.04 Джастин Уилсон, выступавший в 2003 году в Формуле-1 в составе Minardi и Jaguar, рассматривает для себя возможность перехода в серию CART в случае, если руководство FIA не изменит правила и не позволит британцу участвовать в пятничных тестах в составе одной из команд Ф1. Выступления в CART для Уилсона предпочтителльнее, чем в IRL, все этапы которой проходят на автодромах овальной конфигурации.

12.01.04 Объявлено об отставке большинства членов Совета Директоров Championship Auto Racing Teams, Inc. По всей видимости, это означает начало кадровой чистки, начатой новыми владельцами серии.

12.01.04 По сообщениям Autoweek.com руководство серии IRL подтвердило слухи о своей заинтересованности в приобретении имущества обанкротившегося чемпионата CART. Окончательное решение по этому вопросу будет принято не позднее 23 января. Среди имущества CART, интересующего IRL, называются как автомобили безопасности или техническое оборудование, так и, к примеру, соглашения на проведение уличных гонок в Канаде, Мексике и Лонг-Биче. Не секрет, что многие владельцы команд IRL давно настаивают на включение в календарь серии подобных этапов.

14.01.04 Компания Open Wheel Racing Series ответила на заявления руководства IRL о возможной покупке части активов CART. Суть заявлений сводится к тому, что IRL намерено похоронить чемпионат CART и лишить работы сотни американцев, оставив миллионы поклонников автоспорта без любимого чемпионата. Заявления сделаны накануне 28 января, когда будет принято окончательное решение суда о дальнейшей судьбе чемпионата и его имущества.

Серия IRL

09.01.04 Команда Super Aguri Fernandez Racing объявила о том, что её пилотом в 2004 году станет 24-летний японский гонщик Косуке Матсуура. Матсуура - давний протеже своего соотечественника Агури Сузуки, совладельца команды.

10.01.04 Команда Rahal объявила, что в первых гонках сезона-2004 травмированного 12 октября 2003 года Кенни Брака заменит Бадди Райс. Брак всё ещё проходит курс реабилитации в Огайо, поэтому не сможет принять участие в предсезонных тестах и в нескольких первых гонках чемпионата 2004 года.

15.01.04 Кенни Брак дал небольшое интервью журналистам, где сообщил, что день ото дня он чувствует себя всё лучше и лучше, и возвращение в гонки - лишь вопрос времени. По словам Брака, всё это время лучшим примером для него был Алекс Занарди, который смог восстановиться после ещё более страшной аварии.

Чемпионат мира по ралли

08.01.04 Чемпион мира 2001 года Ричард Бёрнс, у которого в прошлом году обнаружилось тяжёлое заболевание, передал через своего штурмана Роберта Рейда привет всем своим поклонникам и просил их не волноваться за себя. "Он обеспокоен тем, что все за него волнуются", - сказал Рейд, - "Он в наилучшем расположении духа и действительно чувствует себя отлично".

14.01.04 Чемпион мира по ралли 2003 года Петтер Солберг предоставил возможность ощутить шестикратному чемпиону мира Формулы-1 Михаэлю Шумахеру "главный трепет всей жизни". Солберг прокатил Шумахера на своей Subaru Impreza WRC во время тестов в районе шведско-норвежской границы. "Михаэль приходил в себя три часа", - рассказывает Солберг, - "Он хотел узнать всё о моей технике пилотажа. Но я никогда не задумывался о технике, я просто делаю это". Видимо, теперь очередь за Михаэлем, который должен прокатить Солберга на двухместном болиде Ф1?

15.01.04 Действующий чемпион мира Петтер Солберг из Subaru готовится к трудному и напряжённому сезону, где ему предстоит защищать свой титул от притязаний очень многих конкурентов. Своими основными соперниками норвежец назвал Себастьяна Лёба из Citroen, Маркко Мартина из Ford и гонщика Peugeot Маркуса Грёнхольма.





Ралли-рейд Париж-Дакар

Итоги

Итак, закончился Дакар-2004, и вновь уверенную победу одержали наши ребята из команды завода КамАЗ. Дубль экипажей Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова, а также четвёртое место Ильзара Мардеева - более чем достойное выступление российской команды на мировом уровне.

Давайте отметим поимённо всех наших героев. Итак, экипаж номер 414: Владимир Чагин (34 года), Семён Якубов (56 лет) и Сергей Савостин (42 года). Экипаж номер 410: Фирдаус Кабиров (42 года), Айдар Беляев (38 лет) и Джамиль Камалов (32 года). Экипаж номер 423: Ильзар Мардеев (45 лет), Сергей Гиря (43 года) и Эдуард Куприянов (29 лет).

Мотоциклы


 №  #  Гонщик      Команда Время    Отставание
 1 004 ROMA          KTM   55ч56'28"    00'00"  
 2 001 SAINCT        KTM   56ч09'06"    12'38"  
 3 002 DESPRES       KTM   56ч40'59"    44'31"  
 4 010 COX           KTM   56ч45'34"    49'06"  
 5 015 ULLEVALSETER  KTM   58ч01'01"  2ч04'33"  
 6 003 MEONI         KTM   59ч02'25"  3ч05'57"  
 7 012 FRETIGNE    YAMAHA  59ч23'22"  3ч26'54"  
 8 008 DE GAVARDO    KTM   60ч10'30"  4ч14'02"  
 9 022 FLICK         KTM   60ч22'03"  4ч25'35"  
10 023 CZACHOR       KTM   61ч28'24"  5ч31'56"  
11 045 GRAZIANI      KTM   62ч03'15"  6ч06'47"  
12 016 ROESELER      KTM   62ч04'26"  6ч07'58"  
13 020 MARCHINI      KTM   63ч46'17"  7ч49'49"  
14 005 DE AZEVEDO    KTM   64ч03'28"  8ч07'00"  
15 030 STANOVNIK     KTM   64ч12'21"  8ч15'53"  
16 006 LUNDMARK      KTM   64ч15'12"  8ч18'44"  
17 024 CHARBONNEL    KTM   64ч15'39"  8ч19'11"  
18 017 KRAUSE        KTM   66ч23'47" 10ч27'19"  
19 027 ALGAY         KTM   66ч39'53" 10ч43'25"  
20 032 PEREZ         KTM   66ч44'15" 10ч47'47"  
21 028 CROQUELOIS    KTM   67ч22'28" 11ч26'00"  
22 049 CHEVALLIER    KTM   67ч52'50" 11ч56'22"  
23 019 ESTEVE PUJOL  KTM   68ч30'54" 12ч34'26" 
24 031 RAYNAL        KTM   69ч22'13" 13ч25'45"  
25 171 COAKER        KTM   70ч06'08" 14ч09'40"  
26 146 MUGNAIOLI     KTM   70ч40'43" 14ч44'15"  
27 026 PIROUD        KTM   71ч11'20" 15ч14'52"  
28 042 AUBIJOUX    YAMAHA  72ч20'07" 16ч23'39"  
29 111 SACCHETTINI   KTM   74ч16'55" 18ч20'27"  
30 035 AUBREE        KTM   74ч41'03" 18ч44'35"  
31 149 SANNA COCCO   KTM   76ч05'37" 20ч09'09"  
32 041 CASTEU      CAGIVA  76ч16'01" 20ч19'33"  
33 059 BLANCKAERT    KTM   76ч52'04" 20ч55'36"  
34 054 MONTEAUD     HONDA  77ч04'06" 21ч07'38"  
35 123 VAN PELT      KTM   78ч20'13" 22ч23'45"  
36 076 LEPAN         KTM   78ч36'23" 22ч39'55"  
37 033 LINARES       KTM   78ч58'43" 23ч02'15" 
38 034 KEDZIERSKI    KTM   79ч01'36" 23ч05'08"  
39 139 BROUWER       KTM   79ч19'04" 23ч22'36"  
40 178 TONETTI       KTM   80ч46'27" 24ч49'59"  
41 061 DUBOIS        KTM   82ч24'53" 26ч28'25"  
42 050 TARRICONE    HONDA  83ч26'21" 27ч29'53" 
43 094 EXTANCE      HONDA  86ч05'05" 30ч08'37" 
44 161 CASANOVA     ALFER  86ч25'44" 30ч29'16"  
45 036 DIALLO        KTM   88ч15'11" 32ч18'43" 
46 056 PAGNON        KTM   90ч13'56" 34ч17'28" 
47 080 MAILLARD     HONDA  90ч55'54" 34ч59'26" 
48 188 FRANCOIS     HONDA  91ч40'40" 35ч44'12" 
49 095 HAGUE         KTM   91ч58'17" 36ч01'49"  
50 148 HOTTA         KTM   92ч21'57" 36ч25'29"
51 104 ARAGONES      BMW   94ч33'38" 38ч37'10" 
52 133 ESTEVE ORO    BMW   95ч34'24" 39ч37'56"
53 083 RAMON       YAMAHA  96ч36'50" 40ч40'22" 
54 910 DE VILLIERS BOMBAR  96ч46'48" 40ч50'20"
55 140 VERBURGH    SUZUKI  97ч52'15" 41ч55'47" 
56 184 DELAYE        KTM   97ч55'04" 41ч58'36" 
57 110 PAPA         HONDA  98ч52'30" 42ч56'02" 
58 160 ALBOS        HONDA  98ч57'54" 43ч01'26" 
59 170 MARCUSSON    HONDA  99ч59'46" 44ч03'18" 
60 107 MINAUX        KTM  100ч33'37" 44ч37'09" 
61 039 RAMEL       SUZUKI 101ч00'49" 45ч04'21" 
62 060 CATTEAU       KTM  106ч54'02" 50ч57'34" 
63 082 PAUL         HONDA 110ч46'37" 54ч50'09" 
64 120 COUVAL       HONDA 111ч19'53" 55ч23'25" 
65 114 SARTORIUS     KTM  115ч27'00" 59ч30'32" 

Легковые автомобили


 №  #  Экипаж                   Команда     Время    Отставание
 1 203 PETERHANSEL / COTTRET   MITSUBISHI   53ч47'37"    00'00" 
 2 201 MASUOKA / PICARD        MITSUBISHI   54ч37'01"    49'24"  
 3 200 SCHLESSER / LURQUIN    SCHLES-FORD   56ч48'10"  3ч00'33"  
 4 207 ALPHAND / MAGNE            BMW       57ч43'35"  3ч55'58"  
 5 211 MAYER / SCHULZ          MITSUBISHI   59ч33'54"  5ч46'17"  
 6 224 SABY / STEVENSON        VOLKSWAGEN   60ч41'40"  6ч54'03"  
 7 208 DE VILLIERS / JORDAAN     NISSAN     61ч53'48"  8ч06'11" 
 8 212 DE MEVIUS / GUEHENNEC      BMW       63ч22'22"  9ч34'45" 
 9 225 MAGNALDI / LEGAL          HONDA      63ч48'13" 10ч00'36"  
10 259 AL ATTIYAN / BARTHOLOME MITSUBISHI   63ч49'05" 10ч01'28" 
11 227 KOLBERG / LOURIVAL      MITSUBISHI   67ч11'04" 13ч23'27"  
12 214 DE LAVERGNE / ANQUETIL    NISSAN     69ч39'38" 15ч52'01"  
13 236 HOUSIEAUX / FAGOT       MITSUBISHI   71ч16'16" 17ч28'39"  
14 220 KOMORNICKI / MARTON     MITSUBISHI   73ч30'07" 19ч42'30" 
15 275 PORNSAWAN / BOCANDE     MITSUBISHI   73ч47'28" 19ч59'51"  
16 261 LOOMANS / LAUWERS         BOWLER     74ч13'05" 20ч25'28"  
17 204 KLEINSCHMIDT / PONS     VOLKSWAGEN   74ч35'07" 20ч47'30" 
18 243 SMULEVICI / GAMBILLON     NISSAN     77ч23'32" 23ч35'55"  
19 209 SERVIA / BORSOTTO      SCHLES-FORD   77ч57'05" 24ч09'28" 
20 202 MC RAE / THORNER          NISSAN     78ч13'24" 24ч25'47" 
21 238 CHARBONNIER / ANTONIOLLI  BOWLER     78ч27'34" 24ч39'57" 
22 247 IKEMACHI / DELLI - ZOTTI  NISSAN     80ч57'09" 27ч09'32"  
23 312 DALMAU / OLLER            TOYOTA     83ч12'12" 29ч24'35" 
24 245 PATISSIER / IRISSOU       NISSAN     83ч33'20" 29ч45'43" 
25 284 VILAR / MARQUES           NISSAN     84ч34'21" 30ч46'44"  
26 232 VIGOUROUX / WINOCQ      CHEVROLET    86ч43'09" 32ч55'32" 
27 263 MENGUY / GAUTHIER        MERCEDES    87ч01'12" 33ч13'35" 
28 306 ROUND / ROUND          LAND-ROVER    87ч26'02" 33ч38'25"  
29 346 DAMBIS / PRINCIS           OSC       89ч52'03" 36ч04'26" 
30 330 TERRIER / LACAMBRE        BOWLER     90ч02'44" 36ч15'07" 
31 239 GIBON / GIBON             TOYOTA     90ч11'19" 36ч23'42" 
32 288 RAYNAL / THOME            TOYOTA     90ч17'59" 36ч30'22"  
33 266 FOJ / PUJOLAR             TOYOTA     91ч23'36" 37ч35'59" 
34 347 AZIS / PURVINSKIS          OSC       94ч26'34" 40ч38'57" 
35 264 SALINERO / RUIZ           NISSAN     95ч02'46" 41ч15'09" 
36 244 DROUET / FORTHOMME     LAND-ROVER    97ч31'01" 43ч43'24" 
37 322 SURRET / LACASSAGNE       BOWLER     98ч04'57" 44ч17'20"
38 273 BARBIER / BARBIER         TOYOTA     98ч21'19" 44ч33'42" 
39 300 NEBOT / PAULHAN           TOYOTA     99ч37'53" 45ч50'16" 
40 262 DUCROUX / CHARTREZ     LAND-ROVER    99ч46'29" 45ч58'52" 
41 326 NAGLIS / CAUNE         MITSUBISHI   100ч45'21" 46ч57'44" 
42 351 ABLA / CHEDLY             TOYOTA    100ч48'42" 47ч01'05" 
43 295 NISAN COHEN / SPEKTOR  MITSUBISHI   101ч21'27" 47ч33'50" 
44 345 LUKSTINS / KRAUKLIS        OSC      101ч25'50" 47ч38'13" 
45 287 ONOUE / MATSUDA           SUZUKI    104ч06'05" 50ч18'28" 
46 292 BAS / BONJEAN             TOYOTA    104ч34'02" 50ч46'25" 
47 304 LUO / HENNINOT         MITSUBISHI   105ч19'27" 51ч31'50"
48 278 PICCINI / AIVAZIAN        TOYOTA    106ч40'55" 52ч53'18" 
49 353 SIREYJOL / CABERLON       TOYOTA    106ч41'02" 52ч53'25" 
50 298 HERRADOR / CANSECO        TOYOTA    106ч55'38" 53ч08'01" 
51 307 ANFRYE / NICOLAS          TOYOTA    107ч47'46" 54ч00'09" 
52 219 SZALAY / BUNKOCZI       CHEVROLET   108ч42'59" 54ч55'22" 
53 276 CUYNET / RAMEL            TOYOTA    109ч40'01" 55ч52'24" 
54 281 JOBIN / BOURGNON          TOYOTA    111ч12'55" 57ч25'18" 
55 279 KAMOUN / OLIVAN           TOYOTA    111ч31'25" 57ч43'48" 
56 325 GALAN PEREZ / SUANZES     TOYOTA    113ч18'04" 59ч30'27" 
57 303 LU / SCHURGER             NISSAN    113ч24'59" 59ч37'22" 
58 258 DARROUX / LAPLACE         TOYOTA    115ч33'03" 61ч45'26" 
59 297 KRAJNC / PRISLAN         MERCEDES   117ч13'44" 63ч26'07" 
60 289 FROMONT / LAMBERT         TOYOTA    118ч40'14" 64ч52'37" 

Грузовые автомобили


 №  #  Экипаж               Команда Время   Отставание
 1 414 TCHAGUINE / YAKOUBOV  KAMAZ   68ч13'49"    00'00"  
 2 410 KABIROV / BELYAEV     KAMAZ   69ч07'27"    53'38"  
 3 417 DE ROOY / COLSOUL      DAF    69ч42'17"  1ч28'28"  
 4 423 MARDEEV / GIRYA       KAMAZ   75ч04'09"  6ч50'20"  
 5 400 SUGAWARA / SUZUKI      HINO   76ч08'52"  7ч55'03"  
 6 412 DE AZEVEDO / TOMECEK  TATRA   77ч07'57"  8ч54'08" 
 7 415 LOPRAIS / KALINA      TATRA   78ч30'52" 10ч17'03" 
 8 416 BEKX / FLIPSEN         DAF    78ч36'41" 10ч22'52"  
 9 442 STACEY / VAN GENUGTEN  DAF    80ч22'17" 12ч08'28"  
10 457 REIF / PICHLBAUER      MAN    85ч41'22" 17ч27'33"  
11 407 PACCANI / BREVI      DAIMLER  85ч44'54" 17ч31'05" 
12 436 VERSINO / VERSINO    RENAULT  91ч30'19" 23ч16'30"  
13 426 VILA / TORRALLARDONA   MAN    91ч49'34" 23ч35'45"  
14 449 GOVAERE / ESPEEL      GINAF   93ч49'34" 25ч35'45" 
15 433 BEZEMER / CNUDDE       MAN    94ч23'51" 26ч10'02"  
16 460 PELANCONI / GUGGEN. MERCEDES  95ч14'55" 27ч01'06"  
17 451 JUVANTENY / CRIADO     MAN    95ч40'16" 27ч26'27"
18 404 BARILLA / MARZOTTO  MERCEDES  95ч50'55" 27ч37'06"  
19 434 LACOURT / MAUNEAU   MERCEDES  97ч33'12" 29ч19'23" 
20 420 RAMBEAU / ADUA      MERCEDES  97ч42'00" 29ч28'11"  
21 428 GIMBRE / MARCHEIX      MAN    98ч36'59" 30ч23'10" 
22 429 PETIT / BARBIER      RENAULT 104ч40'57" 36ч27'08" 
23 454 MARTIN / TURLAIS     RENAULT 104ч59'20" 36ч45'31"
24 439 OLIVERAS/ LORENZO   MERCEDES 107ч02'56" 38ч49'07"
25 458 SADLAUER / MAYER       MAN   107ч28'20" 39ч14'31" 
26 419 JACINTO / RODRIGUEZ  RENAULT 107ч32'00" 39ч18'11" 
27 403 PRUNIER / BELLEFL.  MERCEDES 107ч39'31" 39ч25'42" 
28 402 MALFERIOL / BARAN   MERCEDES 110ч33'58" 42ч20'09" 
29 421 JACQUOT / BRUCY        MAN   111ч30'45" 43ч16'56" 
30 422 JACQUOT / MAILLOT      MAN   111ч32'54" 43ч19'05" 
31 447 MONTERO / FERNANDEZ MERCEDES 112ч51'45" 44ч37'56" 
32 461 BAUERLE / TIEFENBACH   MAN   113ч54'35" 45ч40'46" 
33 464 BANYARD / BANYARD      MAN   116ч45'58" 48ч32'09" 
34 435 LEIHENER / BACHHUBER   MAN   117ч39'24" 49ч25'35" 
35 467 LAMBERT / CELLIER   MERCEDES 118ч06'57" 49ч53'08" 
36 459 VAN GINKEL / HERWEIJ. GINAF  121ч00'42" 52ч46'53" 
37 445 DARAZSI / HAJNAL       MAN   122ч12'38" 53ч58'49" 
38 438 VANIERSCHOT /DUJARDIN GINAF  127ч25'42" 59ч11'53" 






Изверг Ааз

Кубок Наций

В отличие от серии КАРТ, в "Формуле-1" не проводится подсчет очков стран-представительниц. Тем не менее, национальный фактор немаловажен для Королевы Автоспорта. 5 десятилетий раскрашены в цвета флагов Великобритании, Франции, Италии, Германии и многих других. Именно о неофициальном Кубке Наций и лучших из лучших автогонщиков своих стран пойдет речь в данной серии статей.

Часть 2. Великобритания

Даже сейчас, по прошествии трех десятков лет со времен британского диктата, мы воспринимаем Британию как законодательницу мод в автоспорте. Пожалуй, только в футболе авторитет Туманного Альбиона более непререкаем.

В эпоху динозавров (то есть в тридцатые годы прошлого века) англичане, как называют всех жителей Островов, не были сильной составляющей автоспорта. Ситуация начала меняться после Второй Мировой войны. В первых чемпионатах Британию представляли ветераны, наиболее удачливым из которых был Рег Парнелл. Но до поры до времени их ровесники из Италии и Аргентины выступали более успешно. В то же время на небольших по площади островах зародилось множество команд, которые вскоре (абзаца через два) дадут бой красным итальянским машинам.

Вначале, все же, были успехи пилотов. На смену Уайтхеду и Парнеллу пришли Мосс и Хоторн. И если Хоторн выступал за "Феррари", то Стирлинг Мосс упорно пытался добиться побед за рулем британской машины. На Гран При Франции 1953 года в Реймс-Жуо Майк Хоторн добыл первую из почти двух сотен побед для Великобритании. На следующий год Мосс, осознавший, что пока английские машины неконкурентоспособны, в качестве пилота "Мерседеса" стал вице-чемпионом, уступив партнеру по команде, а по совместительству великому чемпиону Фанхио. Потом еще три года подряд Мосс оставался вторым по итогам года, а следом три года - третьим. Особенно примечателен сезон 1958 года, когда спор за титул вели Хоторн и Мосс. Только невиданный благородный поступок Мосса, который я не буду здесь описывать в виду его общеизвестности (возможно, это и не так, но тогда читатель, скорее всего, нажал не на ту ссылку), лишил Стирлинга звания Чемпиона мира.

Уже тогда к этой паре пилотов присоединился целый ряд выдающихся пилотов - Брукс, Коллинз и Льюис-Эванс. Изобретатели бокса нокаутом выиграли чемпионат - первые 5 мест. А если учесть, что тот же Мосс выступал за рулем "Вэнуолла" и "Купера", то становится понятно, в какой временной отрезок сложилась легендарная слава британского автоспорта.

В отличие от тех же итальянцев на смену одному поколению сразу же пришло другое, не менее (если не более) талантливое. Разные по стилю вождения, характеру, но одинаковые по результату Грэм Хилл, Джим Кларк, Джон Сертиз и Джеки Стюарт выступали в одно время. Каждый из этого квартета достоин отдельной статьи, а еще точнее - книги. Упомяну лишь о том, что фейерверк великолепных гонок не идет ни в какое сравнение с нынешним чемпионатом железных дорог, который мы имеем несчастье лицезреть слишком уж часто. Да и общее количество британцев было велико: примерно половина участников чемпионата. Окончательно набрали силу и английские команды: хоть "Вэнуолл" и прекратил существование, но появились "БРМ", великий как Эверест "Лотос", не говоря уж о "частниках", лучшей из которых была "конюшня" Роба Уокера.

Не всегда, однако, британцы праздновали триумф. Вредный Джек Брэбэм стал трехкратным чемпионом мира, выходцы с островов с другого полушария новозеландцы Хьюльм и МакЛарен также составляли достойную конкуренцию, как и никогда не выступающий на хорошем автомобиле калифорниец Герни. Тем не менее, общее доминирование англичан (если считать таковыми и шотландцев Кларка и Стюарта) было несомненно.

Но все рано или поздно проходит. Прошла и золотая эра британского автоспорта (многие считают, что и автоспорта вообще). Погиб Кларк, ушел из "Лотоса" Грэм Хилл, закончил карьеру Сертиз. Дольше всех на высоком уровне оставался Стюарт. Ему пришлось принять натиск новой, бразильской, волны. Но после сезона 1973 ушел и он. Гетин, Хэйлвуд не были равноценной заменой. Казалось, что побеждать для Британии осталось командам "Лотос", "МакЛарен" и "Брэбэм" (последние две, основанные новозеландцем и австралийцем соответственно, по сути и месту базирования были британскими). Но преждевременно было говорить "застой". В 1976 году очередной британец на британском "МакЛарене" Джеймс Хант стал Чемпионом мира. А вот потом и наступил застой…

Нет, хорошие пилоты не перевелись на земле английской. Но они, во-первых, были уже не столь многочисленны, во-вторых, они были людьми, а не небожителями, подобно "шестидесятникам". Лучшим представителем островитян был Джон Уотсон, который имел шансы выиграть безумный сезон 1982 года. По-настоящему надежды британцев возродились с началом карьеры Найджела Мэнселла. Большой Найдж из тех людей, которые никого не оставляют равнодушным. Многие боготворили его за отважную борьбу на трассе и красивые обгоны. Многие ненавидели его за высокомерие, капризность, а инженеры добавляли в список обвинений неумение работать с техникой.

Тем не менее, именно на плечи Мэнселла свалилась ответственность за возрождение былых традиций. Не один раз Найдж останавливался в шаге от цели. В 1986-1987 годах ему помешали отношения с напарником по "Уильямсу" Нельсоном Пике, которые были далеки от понятий "мир" и "любовь". Пока француз Прост и бразилец Сенна побеждали за рулем "МакЛарена", Мэнселл штурмовал вершины в цветах "Уильямса", "Феррари", снова "Уильямса". В 1992 году, спустя 16 лет после победы Ханта, Найджел выиграл чемпионат за явным преимуществом. После чего, руководство "Уильямса" указало ему на дверь…

Казалось, что Великобританию ждет очередная эра прозябаний: Херберт, Уорвик, "однофамильцы" Брандл и Бланделл не выглядели претендентами на победы. И сын Грэма Хилла Дэймон, на первый взгляд, был одним из них. Но очень вскоре скептики умолкли - Дэймон после двух обидных осечек стал Чемпионом. Да и соотечественники появились достойные: Култхард и "клон" Ханта по имени Ирвайн.

Оба они, став из многообещающих юниоров ветеранами, хоть и не пропали в водовороте истории, но ограничились вице-чемпионскими званиями. Теперь надежды возлагаются на Дженсона Баттона. И нет сомнений, что рано или поздно очередной соотечественник короля Артура и Джима Кларка заберется на высшую ступень подиума с кличем "Правь, Британия!".


Статистика:

За период с 1950 года и по настоящее время (до начала сезона-2004) британцы набрали 4064,28 очка, одержали 190 побед, 178 поул-позиций, 181 быстрейших круга в гонке (все - лучшие результаты среди всех стран).

Всего на старт Гран При выходило 146 британцев, 17 из которых побеждали в гонках, 8 стали чемпионами мира (Майк Хоторн в 1958; Грэм Хилл в 1962 и 1968; Джим Кларк в 1963 и 1965; Джон Сертиз в 1964; Джеки Стюарт в 1969;1971 и 1973; Джеймс Хант в 1976; Найджел Мэнселл в 1992 и Дэймон Хилл в 1996).

Рекордсменом по количеству побед для своей страны является Найджел Мэнселл - 31.

Больше всех очков набрал также Найджел Мэнселл - 482.

Больше всех поул-позиций у Джима Кларка - 33.

Больше всех быстрейших кругов в гонке снова у Мэнселла - 30.


Великобритания 24 раза набирала больше всех очков в чемпионатах мира (1956-1960; 1962-1969; 1971-1973; 1976; 1992; 1994-1999).



Гонка из прошлого

Их первые победы

Часть восьмая: Джим Кларк


Гран-При Бельгии 1962 года был третьим этапом чемпионата мира. Доминирование британских "конюшен" в чемпионате-62 продолжалось. Если первую гонку сезона в Голландии выиграл Грэм Хилл на BRM, а Большой Приз Монако остался за Брюсом Мак-Лареном на Cooper, то в Бельгии настал черёд Lotus и её восходящей звезды Джима Кларка.

Немалый переполох перед гонкой внесла Porsche. Немцы сняли свои автомобили из-за "технических затруднений", поэтому у организаторов гонки возникли трудности со списком приглашённых гонщиков, которым место на старте было гарантировано, в отличие от остальных пилотов. Оставшимся командам пришлось срочно предоставить возможность выступать заявленным за Porsche спортсменам. Дэн Герни при поддержке Колина Чэпмена взял Lotus-BRM у Вольфганга Зайделя. Но Йо Боньер, второй приглашённый гонщик Porsche, остался без автомобиля. Зато повезло Люсьену Бьянки, который не был заводским гонщиком, а просто обладал личным Porsche. Бьянки помог Роб Уокер, предоставивший четырёхцилиндровый Lotus. Свою роль сыграло и то, что Люсьен был выходцем из Бельгии, поэтому даже попытка отдать его место Рою Сальвадори закончилась ничем - слишком большой шум поднялся в местной прессе.

Дэн Герни, хотя и получил в своё распоряжение Lotus 24, на старт гонки так и не вышел. Дело в том, что на тренировках у американца возникла масса проблем, и на трассе пилот смог показаться лишь за сорок минут до конца заездов, причём гонщик так и не смог проехать ни одного полного круга.

В субботу для Джима Кларка из Англии был доставлен новый двигатель Climax, но на старте шотландец стоял лишь двенадцатым. Первый ряд остался за Грэмом Хиллом, Брюсом Мак-Лареном и Тревором Тэйлором. Джек Брэбэм и вовсе занял пятнадцатое место на старте. Австралиец управлял Lotus, так как его первый Brabham был ещё не готов.

Интересная деталь - стартовая прямая в Спа уходит немного под гору, поэтому некоторые гонщики перед стартом подкладывали под колёса куски материи, чтобы их автомобили не скатывались с места.

Со старта гонки первое место сохраняет обладатель поула Грэм Хилл, на второе выходит стартовавший третьис Тэйлор, Мак-Ларен теряет одну позицию. Блестящий прорыв совершает Кларк - к концу первого круга он уже четвёртый, впереди Вилли Мэресса. Круг спустя Мэресс опережает Кларка, а ещё кругом позже пятое место Джима вновь становится четвёртым - лидирующий Хилл теряет позиции и откатывается на пятое место. Дело в том, что Грэм снизил скорость, чтобы заехать в боксы, но в последний момент передумал. Однако после этого его автомобиль был явно не в лучшем виде. Так, спустя несколько кругов отвалилась одна из двух выхлопных труб, которые по новой моде были проложены под днищем болида.

Следующие пять кругов происходит довольно плотная борьба за позиции в первой пятёрке между Мэрессом, Тэйлором, Мак-Лареном, Грэмом Хиллом и Кларком. В конце восьмого круга Кларк уже второй позади Тэйлора, а кругом спустя шотландец захватывает лидерство, которое так и не уступает до конца гонки. На пятнадцатом круге Джим показывает абсолютно лучшее время круга в гонке, которое почти на полторы секунды быстрее времени поула Хилла. За второе место борются Тэйлор и Мэресс, пока на 26 круге на скорости 160 км/ч на машине Тэйлора не отказывает коробка передач и не происходит столкновение. Lotus Тэйлора при этом ломает телеграфный столб, а Ferrari Мэресса полностью сгорает. Если Тревор Тэйлор не пострадал, то бельгиец Вилли Мэресс получил ожоги второй степени.

Благодаря этой аварии вторым становится Грэм Хилл, тёзка которого Фил вырывает третье место в последнем повороте перед финишем у своего напарника Родригеса. Разница между двумя Ferrari на финише - 0,1 секунды.

Так Джим Кларк, один из величайших гонщиков в истории мирового автоспорта, одерживает свою первую из 25 побед в официальных Гран-При чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1.

Гран-При Бельгии 1962 года

Бельгия - Спа-Франкоршам 17.06.1962
XXII Grote Prijs van Belgiё

Длина круга: 14100 м
Количество кругов: 32
Дистанция: 451,200 км
Погода: солнечно, тепло, сухо
Победитель 1961 года: Ф.Хилл / Scuderia Ferrari SpA SEFAC


 ФП  Пилот                    Команда      Время        Очки   Причина схода
  1  Jim Clark БК             Lotus       2:07:32.3     9.00
  2  Graham Hill              BRM          -00:44.1     6.00
  3  Phil Hill                Ferrari      -02:06.5     4.00
  4  Ricardo Rodriguez        Ferrari      -02:06.6     3.00
  5  John Surtees             Lola         -1 круг      2.00
  6  Jack Brabham             Lotus        -2 круга     1.00
  7  Carel Godin de Beaufort  Porsche      -2 круга
  8  Maurice Trintignant      Lotus        -2 круга
  9  Lucien Bianchi           Lotus        -3 круга
 10  Jo Siffert               Lotus        -3 круга
                           Не классифицированы:
 11  Trevor Taylor            Lotus        25 кругов          авария
 12  Willy Mairesse           Ferrari      25 кругов          авария
 13  Richie Ginther           BRM          22 круга           трансмиссия
 14  Tony Maggs               Cooper       22 круга           коробка передач
 15  Bruce McLaren            Cooper       19 кругов          давление масла
 16  John Campbell-Jones      Lotus        16 кругов          коробка передач
 17  Masten Gregory           Lotus        13 кругов          добровольный сход
 18  Innes Ireland            Lotus         8 кругов          подвеска
 19  Giancarlo Baghetti       Ferrari       3 круга           зажигание
 20  Dan Gurney               Lotus         НС                автомобиль не готов
ФП - финишная позиция, БК - быстрейший круг, НС - не стартовал


Лидерство в гонке:

     1    Graham Hill   
   2-3    Trevor Taylor 
     4    Willy Mairesse
     5    Trevor Taylor 
   6-7    Willy Mairesse
     8    Trevor Taylor 
  9-32    Jim Clark     


Джим Кларк

Чемпион мира 1963, 1965 гг.

Джима Кларка называют одним из величайших автогонщиков в истории и это вовсе не преувеличение. Он был великим даже на фоне таких маститых соперников как Грэм Хилл, Джек Брэбэм, Джон Сертиз и другие. Никто не сомневается, что если бы не трагедия в 1968 году, Джим не остановился бы на двух титулах чемпиона мира.

Сын шотландского фермера участвовал в гонках местного значения, начиная с 1956 года. "На карандаш" Колину Чепмену 22-летний гонщик попал, когда на частном "Лотосе" бился с самим Чепменом в Брэндс-Хэтче. Кларк, тем не менее, мог ускользнуть от Чепмена, так как имел предложение от знаменитой английской марки "Астон Мартин", участвующей тогда в гонках Гран При. Но в итоге Джим стал пилотом "Лотоса". До своей гибели Джим не менял команду. Он прекрасно ужился со столь сложным человеком, каким был Чепмен. "Лотос" 60-х годов невозможно представить без Кларка, равно как и самого Кларка нельзя представить вне "Лотоса".

"Лотос" тогда только начинал свой путь к вершинам автоспорта. Вместе с командой опыта набирался и ее пилот. В 1961 году произошли два неприятных события для Джима. Он был участником инцидента в Монце, когда погиб фон Трипс и почти полтора десятка зрителей. Лишь через несколько лет итальянская полиция сняла все обвинения с пилота. На следующем этапе в США напарник Кларка - Иннес Айленд (еще один шотландец) принес первую победу заводской команде. Но Чепмен без особых сожалений расстался с Иннесом. Тот, не без оснований, считал, что босс решил сделать ставку на молодого Кларка. Два соотечественника поссорились. Их отношения оставляли желать лучшего до самого конца, о чем Айленд потом сожалел.

После двух сезонов, Кларк стал реально бороться за титул. На этапе в Бельгии он одержал свою первую победу, стартовав с двенадцатого места. Потом были триумфы на домашнем Сильверстоуне и американском этапе. Перед этапом в ЮАР Джим все еще сохранял шансы на титул и взял поул (шестой из девяти возможных в сезоне), но утечка масла в гонке лишила его шансов на успех. Чемпионом стал его друг и главный соперник - Грэм Хилл.

Следующий чемпионат стал триумфом Кларка. Вначале, он, однако, не набрал очков на первом этапе в Монако, проиграв Хиллу. Стоит сказать, что за всю карьеру Кларку так и не довелось победить в Монте-Карло, зато он пятикратный победитель Спа-Франкоршам, самой нелюбимой своей трассы. Но в дальнейшем Кларк одерживает 7 побед и логично становится чемпионом. Первым чемпионом команды "Лотос".

То было время британских спортсменов, и чемпионат-64 разыграли три представителя Туманного Альбиона - Кларк, Хилл и Сертиз. Перед последним этапом Кларк, хоть и имел 3 победы в сезоне (против двух у каждого из конкурентов), но его шансы из этого трио были наихудшими. Джим почти совершил невозможное - взяв поул на мексиканском этапе, он лидировал в гонке, но проблемы с машиной отбросили его на пятое место. Титул ушел к Сертизу.

И снова Кларк взял реванш, одержав победы на половине этапов 1965 года. В тот же сезон он победил в 500 милях Индианаполиса. Опять же, за рулем "Лотоса". Кларк оставался верен команде, хотя имел множество поводов разорвать отношения. Творения Чепмена рано или поздно побеждали, но в погоне за секундами, надежность отодвигалась на задний план. Это приводило не только ко сходам в гонке, но и подвергало пилотов смертельному риску. Но Кларк был словно заговоренным - он не попадал в серьезные аварии, в то время как многие его коллеги по цеху гибли на автодромах.

Возвращение трехлитровой "формулы" в 1966 не принесло быстрых побед Кларку и команде - лишь один успех в Уоткинс-Глене. На следующий год партнером Кларка становится Грэм Хилл. Чемпионский дуэт столкнулся со множеством проблем. Главная из которых заключалась в плохой надежности очередного творения Колина Чепмена. Когда техника не подводила шотландца, он побеждал, одержав четыре победы. И все же в итоговой классификации проиграл пилотам "Брэбэма".

Следующий сезон обещал сложиться крайне удачно - проблемы с надежностью были решены, а скорость у "Лотосов" была всегда. В первый день нового 1968 года Кларк побеждает за явным преимуществом на южноафриканском Гран При. Это уже 25-я победа в его карьере. Таким образом, шотландец обошел легендарного Фанхио. Следующий этап должен был состояться лишь в середине мая.

А 7 апреля Кларк принял участие в гонке "Формулы-2". Ему было мало только Гран При, он участвовал и в младшем классе, и в гонках "Инди", и в серии "Кан-Ам". Та гонка проходила на Хоккенхаймринге, трассе, чьи быстрые и бесконечные прямые разрезают лес. Во время прохождения одной из них, Кларк вылетел с трассы и врезался в дерево - отбойников тогда не было. Упавший ствол убил Джима. Самой вероятной причиной вылета "Лотоса" с траектории считается прокол покрышки.

Так закончилась история одного из самых выдающихся спортсменов двадцатого столетия. Смерть Кларка повергла Чепмена в глубочайшую депрессию, из которой он не скоро выбрался. На похороны Джима пришли тысячи поклонников его таланта.

Джим Кларк был очень спокойным человеком, после окончания карьеры он собирался стать фоторепортером Гран При, но трагедия не дала состояться этим планам. Во многом после смерти Кларка были приняты дополнительные меры безопасности.

Изверг Ааз

При написании использованы материалы с CD "Формула-1"

Родился: 04.03.1936    Килмани, Файфшир, Шотландия
Умер:      07.04.1968    трасса Хоккенхайм, Германия

Гран При:

       73

Старты:

       72

Победы:

       25

Подиумы:

       32

Поул-позиции:

       33

Первый ряд:

       48

Быстрейшие круги:

       28

Дубли:

       15

Хет-трики:

       11

Большие шлемы:

         8

Лидирование старт/финиш:

       13

Пройдено кругов:

   3927

Круги лидирования:

   1943

Очки:

274,00




Автор благодарит Сергея Кузнецова и Изверга Ааза за помощь в подготовке рубрики "Их первые победы"



Рекомендую!


Рассылки
Subscribe.Ru
Обзоры фильмов ужасов

Вам нравятся ужасы? Значит это рассылка для вас! Я буду представлять обзоры фильмов ужасов. Это будут и только что появившиеся в кинотеатрах фильмы, и фильмы, давно ставшие классикой жанра. Окунитесь в мир кошмаров и ощутите, как бегут мурашки по коже. Каждую неделю обзор фильма или тематический выпуск. С удовольствием приму все ваши пожелания и буду в соответствии с ними составлять рассылку. Интересные письма обещаю опубликовать.


Рассылки Subscribe.Ru

Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы 


Приглашаются к сотрудничеству авторы рассылок на Subscribe.Ru для обмена формами быстрой подписки
По всем вопросам пишите на Flasher-F1@List.Ru




Убедительная просьба к подписчикам сообщать о любых проблемах, возникающих при чтении рассылки. Это необходимо для оперативного их устранения


Сайт рассылки

© Автор рассылки: Flasher
© Помощники автора: Сергей Кузнецов, Изверг Ааз

Количество подписчиков: 571








Если Вы не видите меню в верхней части страницы, возможно, Вы зашли сюда по ссылке извне (например, с помощью поисковой машины). Пожалуйста, нажмите здесь для полного доступа к сайту.






Rambler's Top100


Сайт создан в системе uCoz