Обзор событий мирового автоспорта




Выпуск № 15

     Привет, друзья!

Сегодня в выпуске:




Закончившийся уик-энд был отмечен очередным этапом чемпионата мира по ралли, ралли Корсика. Как и ожидалось, прошедшая гонка ещё более обострила интригу WRC, где впервые за последнее время сменился лидер чемпионата.

В рубрике "Гонка из прошлого" сегодня мы немного отойдём от традиции и рассмотрим не отдельный Гран-При, а целый сезон. Завершившийся чемпионат мира по автогонкам в классе Формула-1 часто сравнивают с сезоном-1982. Именно этот год мы с вами и вспомним.

Также позвольте порекомендовать вам интересную форму обмена мнениями о Формуле-1, созданную на сайте Subscribe.Ru нашим товарищем Кириллом. Это дискуссионный лист, где каждый может выразить своё мнение и высказать все свои мысли. Для этого нужно лишь написать письмо, которое сразу же разойдётся всем подписчикам. Подписаться можно с помощью формы, расположенной ниже. По всем вопросам пишите непосредственно Кириллу.







Ралли. Чемпионат мира

Ралли Корсика (Франция)

Франция - Корсика - Аяччо 17-19.10.2003

Покрытие: асфальт
Рельеф: извилистые горные участки
Дистанция: 397,40 км
Спецучастков: 16
Победитель 2002 года: Ж.Паницци / Peugeot 206 WRC


День 1: 17.10.03 Пятница - 6 спецучастков (95,30 км)
День 2: 18.10.03 Суббота - 6 спецучастка (190,00 км)
День 3: 19.10.03 Воскресенье - 4 спецучастка (112,10 км)


День первый   17.10.2003

Первый день ралли Корсика стал противостоянием Citroen и Ford, которые поделили между собой быстрейшие участки дня. Отрывы между гонщиками оказались столь малы, что по итогам всего дня первую десятку разделило чуть более минуты. Лидировал вновь Себастьян Лёб, вознамерившийся во что бы то ни стало стать чемпионом мира. Француз не совершил ни единой ошибки и весь день держался в первой тройке по итогам каждого из спецучастков.

Как и в Сан-Ремо, главным конкурентом Лёба выглядел Маркко Мартин. Эстонец выиграл три спецучастка, но разворот на втором круге Cargese стоил ему около 30 секунд. Тем не менее, Мартин не сдавался и к концу дня занимал четвёртое место в 18 секундах позади лидера. Так что для Маркко ничего ещё не было кончено. Впереди ждали целых два дня ралли, и случиться могло всякое.

Как обычно, боролся за лидерство и Маркус Грёнхольм. Финну оставалось только надеяться, что череда сходов для него осталась позади.

В Subaru вновь испытывали проблемы. Петтер Солберг с утра разбил свою Impreza, но механики, к счастью, успели починить её вовремя. Однако конкурентоспособность автомобиля оставляла желать лучшего, и норвежцу оставалось лишь надеяться на сходы впереди.

Сенсацию преподнёс некий Александр Бенг, дебютант чемпионата мира по ралли, который в первой же гонке за рулём частной Peugeot 206 WRC финишировал в первый день на девятом месте в абсолютном зачёте, впереди, например, таких асов как Паницци и Мякинен. На пятом спецучастке он и вовсе был четвёртым в абсолюте.


  №   # Экипаж          Автомобиль   Время       Отставание
  1. 18 LOEB-ELENA      Citroen Xsa  1:01'24"700  93.0 км/ч
  2.  5 DUVAL-PREVOT    Ford Focus   1:01'28"600 + 00'03"90
  3.  1 GRONHOLM-RAUTIA Peugeot 206  1:01'30"000 + 00'05"30
  4. 19 SAINZ-MARTI     Citroen Xsa  1:01'34"900 + 00'10"20
  5.  4 MARTIN-PARK     Ford Focus   1:01'43"200 + 00'18"50
  6.  2 BURNS-REID      Peugeot 206  1:01'44"200 + 00'19"50
  7. 17 McRAE-RINGER    Citroen Xsa  1:01'54"100 + 00'29"40
  8.  7 SOLBERG-MILLS   Subaru Impr  1:02'08"500 + 00'43"80
  9. 21 BENGUE-ESCUDERO Peugeot 206  1:02'25"400 + 01'00"70
 10. 20 BUGALSKI-CHIARO Citroen Xsa  1:02'30"400 + 01'05"70
Полные результаты первого дня



День второй   18.10.2003

Битва за лидерство, которую прежде вели Себастьян Лёб, Франсуа Дюваль и Маркко Мартин, полностью изменилась во второй день ралли. После восьмого спецучастка среди лидеров не было ни Лёба, ни Мартина. Оба они совершили ошибки в сложных условиях, потеряв так много времени, что даже борьба за очки стала проблематичной. Мартин шёл на двенадцатом месте, а Лёб - на четырнадцатом.

Ещё в Сан-Ремо было заметно отставание Subaru на асфальте, поэтому команде оставалось надеяться только на дождь. Надежды команды оправдались, и во второй день ралли трасса была мокрая, что позволило Петтеру Солбергу быть быстрейшим на последних трёх спецучастках дня и возглавить в итоге ралли Корсика перед заключительным днём.

Франсуа Дюваль вступал в третий день ралли Корсика по-прежнему вторым, несмотря на все изменения в протоколе. Ошибки Лёба и Мартина позволили Франсуа взять лидерство в первой половине второго дня.

Не самое лучшее для себя ралли проводила Peugeot. Действующие чемпионы просто не были достаточно быстры, чтобы бороться за лидерство. К тому же, начавшийся дождь заставил сделать их неверный выбор резины.

Герой пятницы, гонщик частной команды Александр Бенг, сошёл на первом же участке второго дня, однако дебют его получился столь ярким, что нужные люди наверняка обратили на него своё внимание.


  №   # Экипаж          Автомобиль   Время       Отставание
  1.  7 SOLBERG-MILLS   Subaru Impr  3:09'13"600  90.1 км/ч
  2.  5 DUVAL-PREVOT    Ford Focus   3:09'31"500 + 00'17"90
  3. 19 SAINZ-MARTI     Citroen Xsa  3:09'36"000 + 00'22"40
  4. 17 McRAE-RINGER    Citroen Xsa  3:10'29"100 + 01'15"50
  5.  1 GRONHOLM-RAUTIA Peugeot 206  3:10'37"200 + 01'23"60
  6.  3 PANIZZI-PANIZZI Peugeot 206  3:10'40"100 + 01'26"50
  7.  8 MAKINEN-LINDSTR Subaru Impr  3:11'23"900 + 02'10"30
  8.  2 BURNS-REID      Peugeot 206  3:11'35"600 + 02'22"00
  9. 20 BUGALSKI-CHIARO Citroen Xsa  3:11'46"500 + 02'32"90
 10.  6 HIRVONEN-LEHTIN Ford Focus   3:11'47"500 + 02'33"90
Полные результаты второго дня



День третий   19.10.2003

В третий день ралли Корсика Солберг не упустил своё лидерство и одержал свою первую победу на асфальте. Этот триумф наверняка войдёт в историю автоспорта. Казалось, что всё работает против Subaru. В Сан-Ремо они были неконкурентоспособны на асфальте, в пятницу Солберг разбил свою машину перед стартом... Но грамотная работа команды позволила норвежцу одержать четвёртую в карьере, и уже третью в этом сезоне победу.

Карлос Сайнц использовал весь свой опыт, чтобы провести стабильное ралли и финишировать вторым. Набрав столь важные восемь очков, Сайнц возглавил чемпионат пилотов за два этапа до финиша сезона.

После ошибки Мартина единственной надеждой на серьёзные очки для Ford остался Франсуа Дюваль. Бельгиец в итоге попал на подиум, хотя побороться за победу он вряд ли сумел бы.

Наконец-то финишировал Маркус Грёнхольм, ставший четвёртым. Остаётся надеяться, что череда неудач для действующего чемпиона мира осталась позади, хотя побороться за титул он уже вряд ли сумеет.


За два этапа до завершения сезона в борьбе за чемпионский титул ничего не ясно. Практически равные шансы имеют четверо пилотов: Сайнц, Солберг, Бёрнс и Лёб. Кубок Конструкторов достанется либо Citroen, либо Peugeot. Очередной раунд этой борьбы состоится уже на этой неделе, когда будет разыграно ралли Каталонии.


  №   # Экипаж          Автомобиль   Время       Отставание
  1.  7 SOLBERG-MILLS   Subaru Impr  4:20'15"300  91.2 км/ч
  2. 19 SAINZ-MARTI     Citroen Xsa  4:20'51"900 + 00'36"60
  3.  5 DUVAL-PREVOT    Ford Focus   4:20'57"000 + 00'41"70
  4.  1 GRONHOLM-RAUTIA Peugeot 206  4:21'24"500 + 01'09"20
  5. 17 McRAE-RINGER    Citroen Xsa  4:21'41"300 + 01'26"00
  6.  3 PANIZZI-PANIZZI Peugeot 206  4:22'14"000 + 01'58"70
  7.  8 MAKINEN-LINDSTR Subaru Impr  4:22'41"100 + 02'25"80
  8.  2 BURNS-REID      Peugeot 206  4:22'52"000 + 02'36"70
  9. 20 BUGALSKI-CHIARO Citroen Xsa  4:23'02"100 + 02'46"80
 10.  6 HIRVONEN-LEHTIN Ford Focus   4:24'10"700 + 03'55"40
Полные результаты третьего дня






Чемпионат пилотов
    Гонщик         Очки
 1. Carlos Sainz     61
 2. Petter Solberg   58
 3. Richard Burns    58
 4. Sebastien Loeb   55
 5. Marcus Gronholm  43
 6. Markko Martin    43
 7. Colin McRae      40
 8. Tommi Makinen    23
 9. Francois Duval   21
10. Harri Rovanpera  18

Полный чемпионат
Кубок производителей
    Команда     Очки
 1. Citroen      137
 2. Peugeot      129
 3. Subaru        88
 4. Ford          78
 5. Skoda         21
 6. Hyundai       12






Гонка из прошлого

Прошедший сезон в Формуле-1, несомненно, стал одним из самых зрелищных и запоминающихся. Большинство знатоков и любителей Королевы Автоспорта сравнивают чемпионат-2003 с сезоном 1982 года. Давайте вспомним тот далёкий уже чемпионат и мы.



Чемпионат 1982 года



А начинался чемпионат 1982 года со скандала. В межсезонье был изменён Договор Согласия, в который вошёл пункт о том, что гонщик обязан выступать за свою команду до истечения оговоренного контрактом срока. Однако известный своим свободолюбивым характером Ники Лауда, вернувшийся в Формулу-1, решил, что этот пункт неприемлим. Австриец склонил на свою сторону Дидье Пирони из Ferrari, а в пятницу утром выступил с речью перед остальными пилотами, призвав их к забастовке. Поддержали его практически все, кроме Йохена Масса. Гонщики уехали в Йоханнесбург, где, во избежание дезертирства, легли спать в холле одного из отелей все вместе, не расходясь по номерам. Правда, ночью сбежал-таки Тацио Фаби, но остальные не изменили своих намерений. Хозяева команд поняли, что действительно рискуют остаться без гонщиков, после чего в десять утра в субботу позвонили Лауде с предложениями формальных уступок. Лауда согласился, забастовка кончилась, и Гран-При состоялось, выиграл его Ален Прост, по ходу гонки деливший лидерство с Рене Арну. Скромный финн Кеке Росберг из Williams набрал лишь два очка пятого места и вряд ли выглядел претендентом на титул.

Следующий Гран-При прошёл в Бразилии и также не обошёлся без скандала. Финишировавшие первым и вторым Нельсон Пике и Кеке Росберг были дисквалифицированы за то, что их болиды оказались легче положенных 580 килограммов. Связано это было с тем, что их "конюшни" Brabham и Williams, а также Arrows не обладали двигателями с турбонаддувом и потому не могли конкурировать с теми, кто их имел. Команды были вынуждены пойти на следующую хитрость. Воспользовавшись слабым местом регламента, они оснастили болиды ёмкостями с водой, якобы для охлаждения тормозов. На самом же деле вода (около 30 литров) сливалась на первых же кругах, и машины становились легче. После финиша жидкость заливалась вновь. Формально регламент соблюдался, на финише автомобили весили столько, сколько нужно. Но FISA решилась пойти на дисквалификацию, победу отдали Алену Просту.

Третий этап сезона, Гран-При США-Запад выиграл Ники Лауда. Вторым стал Кеке Росберг, третьим Жиль Вильнёв. Но позже канадца дисквалифицировали за "нарушения в измерениях заднего антикрыла", и четыре очка достались Рикардо Патрезе.

Гран-При Сан-Марино выиграл Дидье Пирони. На старт гонки вышло всего 14 болидов. Это стало последствием бразильской дисквалификации Пике и Росберга. Хозяин Brabham, команды Нельсона Пике, и одновременно глава FOCA Берни Экклстоун призвал своих сторонников бойкотировать Гран-При Сан-Марино. В Имолу приехали лишь команды, стоящие на стороне FISA (Alfa-Romeo, ATS, Ferrari, Osella, Renault, Toleman), но их двенадцати машин было недостаточно. Для того, чтобы гонка вошла в зачёт, требовался ещё один болид. Гран-При неожиданно спасли местные итальянские спонсоры, заставившие Tyrrell принять участие в гонке, первенствовали в которой пилоты Ferrari. Вопреки командной договорённости, Пирони за круг до финиша обогнал Вильнёва и стал победителем. Жиль становится вторым, ссорится с товарищем по команде и не знает, что получает последние в своей жизни очки...

Пятый этап чемпионата-1982 стал одним из самых трагических в истории. Формула-1 потеряла одного из ярчайших пилотов в своей истории. Во время субботней квалификации Жиль Вильнёв, который считал себя просто обязанным отомстить Пирони за Имолу и отобрать у того поул, налетел сзади на автомобиль Йохена Масса и превернулся. Гонщика выбросило из кокпита, спасти его уже было невозможно. В знак траура потерявшая свою звезду команда Ferrari не выходит на старт. Гонку выигрывает Джон Уотсон из McLaren, Росберг второй. Финишировавшего третьим Лауду дисквалифицируют за недовес его болида, подиум достаётся американцу Эдди Чиверу.

Из Бельгии пилоты следуют в Монако. Ferrari никем не заменяет Жиля Вильнёва. Довольно курьёзную гонку выигрывает Патрезе, которого разворачивает на трассе за круг до финиша, когда тот лидирует. Вперёд проскакивают Дидье Пирони и Андреа де Чезарис, но им не хватает топлива, чтобы финишировать. В итоге они становятся лишь вторым и третьим.

На Гран-При США в Детройте старт давался дважды. После первых шести кругов гонка была остановлена из-за сильного дождя. Позже был дан рестарт на оставшиеся 64 круга из 70, но по истечении двух часов был выброшен клетчатый флаг. По сумме результатов победил Джон Уотсон, на подиум также попали Эдди Чивер и Дидье Пирони. Кеке Росберг набрал очередные очки, став четвёртым.

Гран-При Канады ознаменовался новой трагедией. Обладатель поула Дидье Пирони заглох на старте, и в него врезался разогнавшийся до приличной скорости Рикардо Палетти, стартовавший с 23 места. Автомобиль Палетти загорелся, и гонщик погиб от полученных ожогов. Гонка была остановлена, а после рестарта победил Нельсон Пике. Рикардо Патрезе и Джон Уотсон замкнули подиум.

На Гран-При Голландии в Зандфорте на поуле стоял Рене Арну. Но пилот Renault проваливает старт, и пелотон возглавляет его напарник Ален Прост, которого уже через четыре круга опережает Дидье Пирони, до самого финиша не отдавший своё лидерство. Вторым становится Пике, третьим Росберг.

В Великобритании Кеке Росберг завоёвывает поул, но побеждает в гонке Ники Лауда. Дидье Пирони вновь на подиуме, третьим становится Патрик Тамбэ.

Гран-При Франции становится триумфом Renault на родине. Рене Арну и Ален Прост делают дубль. Позади них две Ferrari Дидье Пирони и Патрика Тамбэ. Кеке Росберг вновь в очках, пусть и на пятом месте.

После Гран-При Франции, одиннадцатого этапа чемпионата-1982, можно было подводить промежуточные итоги сезона. По правилам тех лет, чемпион определялся исходя из одиннадцати лучших результатов каждого пилота. Лидером чемпионата являлся Дидье Пирони с 39 очками. Далеко позади шёл Ален Прост, имевший 25 очков. У Ники Лауды было 24 очка на счету, а у Кеке Росберга лишь 23. Но именно Гран-При Франции стало началом серии гонок финна, на которых тот стабильно получал очки.

На Гран-При Германии травму получил Дидье Пирони. Гонщик Ferrari пострадал в дождевой квалификации, когда обгоняя один медленно движущийся автомобиль, он за тучей брызг не заметил другой, от столкновения с которым взлетел и трижды перевернулся в воздухе. В аварии гонщик получил многочисленные травмы и переломы, его вынимали из машины двадцать минут. Формально Пирони взял поул, однако стартовать он, конечно же, не мог, и поул-позиция осталась пустой. В итоге победил его напарник Патрик Тамбэ, вторым стал Рене Арну, третьим Росберг. Четыре очка позволили финну выйти на второе место в чемпионате, до Пирони оставалось 12 очков. Однако удержать пилоту Ferrai лидерство в чемпионате было очень сложно, так как после субботней аварии он так больше и не вышел на старт. Так чемпионат-1982 совершил очередной поворот сюжета.

В Австрии первенствовал де Анджелис, Росберг был вторым, Жак Лаффит стал третьим.

После Гран-При Швейцарии чемпионат меняет лидера. Выиграв гонку, Росберг опережает Пирони на три очка. Финн выигрывает гонку, обогнав за два круга до финиша Алена Проста. По ошибке победителю не показывают клетчатый флаг, и пилот Williams совершает лишний круг.

На предпоследнем этапе чемпионата, Гран-При Италии, Кеке Росберг не добирается до финиша и не набирает очков. Однако блестящая серия очковых финишей позволяет ему уверенно держаться лидером. В Монце же побеждает Рене Арну, умудрившийся при старте с шестого места уже после первого круга возглавить гонку и так и не отдать своё лидерство. Сразу же после Renault финишируют обе Ferrari. Тамбэ второй, заменивший Пирони Марио Андретти третий.

Финал чемпионата был разыгран в Лас-Вегасе. Первый ряд на старте остался за Renault, Прост на поуле, Арну второй. Первые несколько кругов за лидерство борются именно эти два пилота. Однако на 20-м круге Арну сходит с дистанции, а Прост из-за вибрации в болиде становится четвёртым. Побеждает в гонке Микеле Альборето, Джон Уотсон второй, Эдди Чивер поднимается на подиум у себя на родине. Кеке Росберг набрал два очка и тем самым обезопасил себя от посягательств на титул со стороны Уотсона. Ведь в случае победы пилота McLaren и непопадании в очки Росберга они сравнялись бы по очкам, и тогда судьбу чемпионства решало бы количество побед в сезоне. А этот показатель был явно не на стороне финна, выигравшего лишь одну гонку.

Секрет успеха финского гонщика Кейо Росберга заключался в том, что тот стабильно набирал очки, в то время как его конкуренты то и дело сходили или были дисквалифицированы в отдельных гонках за нарушение правил. Поэтому пилот Williams-Ford, команды, занявшей лишь четвёртое место в Кубке Конструкторов, смог стать чемпионом мира, выиграв всего одну гонку. Надо сказать, что зачётная система определения обладателя титула никак не отразилась на результатах. Если просто просуммировать результаты всех пилотов, картина остаётся неизменной.

Таким вот интересным, зачастую трагическим, зачастую курьёзным стал чемпионат 1982 года. Насколько правомерно сравнивать его с сезоном-2003, судить вам. Приведу лишь в заключение несколько интересных цифр.

 1982 г.2003 г.
Количество этапов1616
Количество пилотов, побеждавших в Гран-При118
Количество команд, побеждавших в Гран-При75
Количество пилотов, выигравших поул-позишн76
Количество команд, выигравших поул-позишн54
Количество пилотов, лидировавших в гонках1313
Количество команд, лидировавших в гонках89
Количество пилотов, попавших в очки2620
Количество команд, попавших в очки149



Автор выражает благодарность за неоценимую помощь в подготовке этой статьи настоящим знатокам и ценителям Формулы-1 Алексею Рогачёву и Александру Кульчицкому.




Сайт рассылки

© Автор рассылки: Flasher







Rambler's Top100


Сайт создан в системе uCoz