Завершившийся уик-энд подарил нам отличную и непредсказуемую гонку, которой стал очередной этап чемпионата мира по ралли. Ну а на этой неделе нас ожидают сразу три события: очередная гонка серии CART и, конечно же, завершающие этапы чемпионатов Формула-1 и Indy Racing League, которые и определят чемпионов этих серий.
Гонка из прошлого
Гран-При Южной Африки 1963 года
Для наших новых подписчиков я поясню, что рубрика "Гонка из прошлого" призвана провести некие параллели в истории Формулы-1. После каждого этапа Ф1 мы вспоминаем тот же Гран-При многолетней давности, находим сходства и различия современности и прошлого, вспоминаем, как выступали герои ушедших лет. В те же дни, когда в календаре чемпионата перерыв, как на этой неделе, мы обращаемся к гонкам, покинувшим расписание гастролей "Большого Цирка", но не ставшим от этого менее интересными для нас.
Большой Приз Южной Африки много лет был постоянным участником чемпионата мира Формула-1. Гонка то покидала календарь серии, то возвращалась вновь; то открывала сезон, то напротив, закрывала его; проходила то в Ист Лондоне, то в Кьялами.
Гран-При ЮАР появился в начале 60-х годов, а спустя 30 лет, в первой половине 90-х, он покинул Ф1, возможно, что навсегда. Мы же вспомним одну из первых гонок, ещё в Ист Лондоне, прошедшую в 1963 году, почти 40 лет назад.
Британец Джим Кларк ехал на последнюю гонку чемпионата уже победителем первенства 1963 года. Связка Кларк-Lotus не имела равных в том сезоне, что и доказал последний Гран-При. Выиграв поул-позишн, Кларк с самого старта уверенно возглавил гонку, за все 85 кругов которой ни разу не дал никому из конкурентов выйти на первое место. И только быстрейший круг Дэна Герни на Brabham не позволил триумфатору сезона взять в Южной Африке "Большой Шлем".
Следует сказать, что именно Brabham и BRM стали единственными, кто пытался навязать борьбу Lotus, хотя и без особых успехов. Вместе эти две команды набрали 64 очка (28+36), в то время, как заслуженно взявший Кубок Конструкторов Lotus набрал максимально возможные 54, так же, как и Джим Кларк, выигравший титул со стопроцентным результатом (в зачёт шли шесть лучших гонок сезона, за победу в каждой из которых давалось девять очков).
На протяжении всей своей карьеры остававшийся верен Lotus, Кларк в следующем, 1964 году, уступил титул Джону Сёртизу из Ferrari, чтобы в 1965 году вернуть себе это звание и стать двукратным чемпионом Формулы-1.
Южная Африка - Ист Лондон 28.12.1963
Xth South African Grand Prix
Длина круга: 3919,7 м
Количество кругов: 85
Дистанция: 333,175 км
Погода: жарко, сухо
Победитель 1962 года: Г. Хилл / BRM
По результатам первого дня ралли Сан-Ремо лидерство уверенно держал Себастьян Лёб из Citroen, который более чем на пол-минуты опережал Маркко Мартина и был почти на 50 секунд впереди действующего чемпиона мира Маркуса Грёнхольма. Француз выдал серию быстрейших спецучастков, что позволило ему уверенно возглавить гонку за победой на Апеннинах. Тем не менее, за пределами лидирующего трио промежутки были достаточно малы, так что самая острая борьба кипела именно там.
Отставание Маркко Мартина от лидера объясняется техническими проблемами на его Ford, возникшими в пятницу утром. Эстонец стал жертвой осеннего сезона: двигатель его Focus начал перегреваться из-за того, что падающие листья забили воздухозаборник радиатора. Электроника на борту автомобиля Мартина принудительно ограничила мощность двигателя, чтобы спасти его от выхода из строя.
Но главным неудачником первого дня ралли Сан-Ремо стал, конечно же, Петтер Солберг. Subaru весь день преследовали проблемы то с настройками, то с выбором типа резины. Апогеем же невезения (а точнее, ошибок команды) стал сход норвежца из-за нехватки топлива буквально за два километра до финиша последнего спецучастка дня.
Отстающий на 32 секунды перед началом второго дня от Себастьяна Лёба Маркко Мартин ещё более усугубил своё положение, получив 30-секундный штраф в субботу утром. Если бы не это, эстонец смог бы серьёзно подобраться к лидирующему французу, ведь на всех четырёх спецучастках дня Маркко был быстрее всех своих конкурентов. Теперь же основная борьба гонщика Ford велась им за сохранение второго места от атак Маркуса Грёнхольма.
Штраф Мартина позволил Лёбу полностью сменить тактику. Теперь французу оставалось спокойно контролировать своё лидерство, ехать спокойно и сосредоточенно, не совершая ошибок. Имея более чем 40-секундное преимущество перед началом заключительного дня, Себастьян мог вступать в завершающий этап гонки в хорошем и спокойном состоянии.
Третий день ралли Сан-Ремо стал едва ли не самым увлекательным, но обо всём по порядку...
Создавший в первые два дня приличный задел Себастьян Лёб спокойно "доезжал" итальянский этап, двигаясь к очередной победе в своей карьере. А вот за его спиной происходило немало интересного. Маркко Мартин, старавшийся удержать позади Маркуса Грёнхольма, не заметил угрозы для себя со стороны грозного соперника, победителя ралли Сан-Ремо последних трёх лет Жиля Паницци, который переиграл соперников тактически. Дело в том, что в конце дня пошёл дождь, заставивший пилотов и инженеров задуматься над выбором резины. И в то время, как большинство предпочло остаться на сликах, Паницци рискнул одеть промежуточные покрышки и угадал! В итоге француз опередил всех своих конкурентов в этой гонке и занял второе место, более чем удвоив свой очковый багаж в чемпионате-2003.
Дождь доставил проблемы и действующему чемпиону мира Маркусу Грёнхольму, который вновь был вынужден сойти с дистанции.
Завершившееся ралли Сан-Ремо ещё больше накалило обстановку в чемпионате мира по ралли. Себастьян Лёб своей победой помог Citroen вырваться вперёд в Кубке Конструкторов и опередить непобедимый последние годы Peugeot. Сам француз оказался в чемпионате непосредственно позади лидера Ричарда Бёрнса. Так что оставшиеся три этапа обещают напряжённую борьбу, претендентов на победу в которой хоть отбавляй.
За океаном: Серия IRL
Претенденты на титул
В ближайшее воскресенье, 12 октября, будет решена судьба сразу двух престижных титулов в мире автоспорта. Мы узнаем имена чемпионов серий Формула-1 и Indy Racing League. Остановимся подробнее на последней серии, где борьба за звание чемпиона по обыкновению более острая.
К последней гонке сезона-2003 чемпионата IRL сразу пятеро гонщиков подошли, имея шанс выиграть первенство. Сейчас в чемпионате лидируют Скотт Диксон и Хелио Кастроневес, имеющие на своём счету по 467 очков. Им на пятки наступает Тони Канаан (460 очков). Чуть поодаль расположился действующий чемпион Сэм Хорниш-мл., заработавший 448 очков. И замыкает "великолепную пятёрку" Жиль де Ферран, набравший 437 пунктов.
Как вы видите, разделяет гонщиков 30 очков, так что учитывая тот факт, что в серии максимально возможно набрать 52 очка за гонку, ничего не потеряно ни для одного из претендентов.
Познакомимся поближе с каждым из пилотов.
Лидер первенства Скотт Диксон является одним из самых перспективных молодых гонщиков в мире. Потомственный автогонщик, перенявший от родителей любовь к автоспорту, Скотт стал рекордсменом всех главных мировых серий по гонкам на автомобилях с открытыми колёсами, как самый молодой спортсмен, выигравший свою первую гонку. В 2001 году Диксон одержал победу в серии CART на автодроме Nazareth, когда ему было 20 лет, 9 месяцев и 14 дней. Так он практически повторил успех своего земляка, новозеландца Брюса Мак-Ларена, когда-то добившегося подобного триумфа в Формуле-1. Хотя следует отметить, что любимый гонщик Диксона вовсе не Мак-Ларен, а поздний Айртон Сенна. Выступая за знаменитую команду Chip Ganassi Racing, Диксон выиграл свою первую же гонку в IRL, и в целом провёл неплохой сезон, позволивший за один этап до конца возглавить чемпионскую гонку.
Бразилец Хелио Кастроневес, несмотря на относительно молодой возраст - 28 лет - считается одним из опытнейших и самых титулованных заокеанских автогонщиков. Среди замечательных вех его карьеры две победы в гонке Indianapolis 500 в 2001 и 2002 годах, позволившие Хелио войти в число всего пяти гонщиков, одержавших две подряд победы в самой знаменитой гонке за пределами Европы. Хотя надо сказать, что Кастроневес ещё не имеет на своём счету титула ни в CART, ни в IRL. В серии CART чемпионаты выигрывал его партнёр по Penske Racing Жиль де Ферран, а в IRL в первый для себя сезон Хелио не смог превзойти Сэма Хорниша, хотя и очень плотно преследовал того весь год, став единственным гонщиком серии, финишировавшим во всех гонках чемпионата-2002 и сумевшим заработать призовых денег больше любого другого пилота.
Выступающий за команду знаменитого Майкла Андретти Тони Канаан начинал свою карьеру с выступлений в картинге у себя на родине в Сан-Пауло. В это самое время на весь мир гремел его земляк Айртон Сенна, по чьим следам и пытался пойти Канаан, уехав через несколько лет выступать в Европу. Но проведя три года в Италии, Тони всё же возвращается за океан, чтобы участвовать в американской младшей гоночной серии Indy Lights, после которой перебирается в CART, где в 1998 году становится Новичком Года, а год спустя одерживает и первую победу. В 2002 году Канаан дебютирует в IRL, принимая участие в гонке Indy 500, где стартуя с пятого места, бразилец лидирует 23 круга, но сходит после аварии на 89 круге. Несмотря на то, что Тони Канаан не добился особых высот в автоспорте, всё же он несомненно является одним из лучших гонщиков своего поколения, которому просто немного не везло с карьерой. Так что, быть может, титул чемпиона IRL он заслуживает как никто другой.
Сэм Хорниш-младший, занимающий четвёртую строчку в чемпионате, безусловный лидер серии IRL. 24-летний гонщик уже стал легендой американского автоспорта, выиграв два подряд титула чемпиона Indy Racing League в 2001 и 2002 годах и став таким образом первым двукратным чемпионом в короткой истории серии. В 2002 году Хорниш одержал рекордные пять побед в сезоне, всего же на счету американца одиннадцать наград высшего достоинства, что для серии с высочайшей конкуренцией также является рекордом. Примечательно, что Хорниш выиграл все чемпионаты IRL, в которых принимал полноценное участие. В дебютном 2000 году он вышел на старт всего восьми гонок. Даже если Сэм и не станет в этом году обладателем титула, за его будущую судьбу можно не беспокоиться, так как объявлено, что он переходит в самую легендарную американскую команду - Penske Racing, где займёт место уходящего в отставку Жиля де Феррана, пятого претендента на чемпионский титул.
Жиль де Ферран практически не нуждается в представлении для людей, мало-мальски знакомых с заокеанским автоспортом. Чемпион британской Формулы-3 1992 года, Новичок Года CART сезона-1995, двукратный чемпион CART 2000 и 2001 гг., наконец, победитель гонки Indy 500 2003 года, Жиль всегда оставался джентльменом на трассе. Один из немногих гонщиков в мире, разбирающихся в инженерном деле, де Ферран закончил факультет инженерной механики в университете Сан-Пауло. Когда-то карьера бразильца едва не привела его в Формулу-1. На тестах Williams 25-летний гонщик на мокрой трассе был быстрее Алена Проста, но Фрэнк Уильямс предпочёл взять в команду Дэмона Хилла, ставшего позже чемпионом мира. Жилю пришлось отправляться за океан, где он и добился всех своих вершин в автоспорте. Прошедшим летом де Ферран, выиграв Indianapolis 500, решил уйти на пике своей карьеры и объявил в августе о своей грядущей отставке. Так что чемпионский титул IRL - последняя цель в автоспорте для бразильского пилота.
Как вы можете судить, все пятеро гонщиков достойны стать обладателями заветного трофея, но достанется он только одному из них. А вот кому, покажет предстоящая гонка, Chevy 500, которая состоится на автодроме Texas Motor Speedway. Фаворитом в этом событии выглядит Сэм Хорниш, побеждавший в Техасе в предыдущие два года. Но даже возможная победа не означает для американца третьего подряд титула, для этого соперники должны финишировать несколько ниже. Так что, как понимаете, битва в Техасе развернётся нешуточная. Будем ждать!